/
Результат поиска


Виноградов А. Ю. Неизданное слово блж. Симеона Метафраста на преставление св. Иоанна Богослова по рукописи Monac. gr. 226, XIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 137-146.
PDF
В настоящей статье публикуется текст неизданного слова Симеона Метафраста на преставление св. апостола Иоанна Богослова. Этот памятник имеет большую ценность как свидетельство константинопольского почитания святого и связанного с ним богослужения в X в., а также как прежде не известный образец риторического творчества блж. Симеона Метафраста.
Виноградов Андрей Юрьевич
Виноградов А. Ю. Чудо от иконы апостола Андрея в Константинополе // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 1 (17). С. 97-100.
PDF
Впервые публикуется оригинальный греческий текст и русский перевод неизданного рассказа о чуде с иконой ап. Андрея Первозванного (BHG 101m), произошедшем в Константинополе, написанного предположительно во 2-й пол. IX — нач. XI в.
Виноградов Андрей Юрьевич
Федышин И. Н., Виноградова Е. А. О контроле над деятельностью вологодских иконописцев в последней трети XVIII века: документы и материальные свидетельства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 136-168.
PDF
В 1770-х гг. в Вологодской епархии существовала многоступенчатая система контроля над художественным качеством иконописи. Предметом исследования являются сохранившиеся архивные документы и иконы, представленные вологодскими иконописцами на рассмотрение епископа Иосифа II (Золотова) в качестве образцов художества, для получения специального указа, дающего право писать иконы в Вологодской епархии. Комплексы документов по освидетельствованию мастерства художников содержат важные биографические сведения иконописцев, что в совокупности с формальностилистическим анализом произведений открывает широкие возможности для изучения истории ремесла и вологодской иконописи в целом.
икона, иконописец, Вологодская епархия, система контроля качества иконного художества, особенности авторской техники исполнения, история вологодской иконописи
1. Buseva-Davydova I. L. 2000, in Pravoslavnaya entsiclopediya. Russkaya pravoslavnaya tserkov, pp. 37-558.
2. Ermakova M. E., Khromov O. R. Russkaya gravyura na medi vtoroj poloviny XVII — pervoj treti XVIII veka. Moskva, Sankt-Peterburg (Russian Copper Engravings from Second Half of XVII Century to First Third of XVIII Century. Moscow — Sankt-Peterburg), Moscow, 2004.
3. Komashko N. I. Russkaya ikona XVIII veka (Russian Icons of XVIII Century), Moscow, 2006.
4. Tarasov O. Ikona i blagochestie. Ocherki ikonnogo dela v Rossii (Icon and Piousness. Essays of Icon's Area in Russia), Moscow, 1995.
Федышин Иван Николаевич
Виноградова Елена Анатольевна
Виноградова Е. А. «Писан образ на Устюге Великом…» Икона 1707 г. «Богоматерь Владимирская» Бориса Деомидова из собрания Вологодского государственного музея-заповедника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 78-91. DOI: 10.15382/sturV201413.78-91
В собрании Вологодского государственного музея-заповедника хранится икона «Богоматерь Владимирская» с приписными святыми на полях, написанная в 1707 г. Борисом Деомидовым. Тщательная светотеневая моделировка ликов свидетельствует об ориентации иконописца на живопись мастеров Оружейной палаты, хотя сами фигуры святых решены в более плоскостной манере. Ранее специалистами высказывались предположения о том, что Борис Деомидов может оказаться одним лицом с Борисом Дементьевым, великоустюжским иконописцем, писавшим иконы для Устюгского архиерейского домового двора в 1682–1683 гг. И. А. Шалиной выражались сомнения в принадлежности мастера к этому культурному центру. На основе документальных данных и формально-стилистического анализа произведения удалось установить полное имя мастера — Борис Деомидов Гребенщиков, — и его принадлежность кругу мастеров устюжской иконописи.
икона, иконописец, Вологодская епархия, особенности авторской техники исполнения, история вологодской иконописи
1. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / под ред. Кочеткова И. А. М.: Индрик, 2004.
2. Сорокатый В. М. Иконописцы и живописцы Великого Устюга XVIII в. Материалы для словаря // Иконы Русского Севера. Двинская земля. Онега. Каргополье. Поморье. М.: Северный паломник, 2005. C. 285–343.
3. Сыроватская Л. Н. Подписные иконы в собрании Великоустюгского музея- заповедника // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 4. 2007. URL: http:// www.booksite.ru/.
4. Шалина И. А. Праздничный чин из церкви Димитрия Солунского в Дымковской слободе Великого Устюга. Возвращение на родину. М., 2012. С. 23.
Виноградова Елена Анатольевна
Лебедева-Емелина А. В., Наумов А. А., Виноградова А. С. Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше») // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 157-169. DOI: 10.15382/sturV201517.157-169
В наследии великого классика Модеста Петровича Мусоргского долгое время находилось песнопение «Ангел вопияше» для смешанного хора. Атрибуция сочинения возникла в регентской среде, в научный обиход его ввел Е. М. Левашев. Автограф композитора считался утерянным. В 1990-е гг., благодаря публикации в Интернете, всплыло настоящее авторство - Николая Уварова, оренбургского композитора. Ноты с его автографом хранились в личной библиотеке епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия, сначала в Харбине, затем в Сиднее. В статье предпринята попытка обрисовать портрет неизвестного композитора. Публикуются два хора Николая Уварова.
задостойник Пасхи, Мусоргский, Уваров, предводитель дворянства Л. И. Шотт, епископ Мефодий (Герасимов), православные церкви в Харбине, Сиднее
1. Левашев Е. М. Неизвестное сочинение // Советская музыка. 1981. № 3. С. 111–112.
2. Рахманова М. П. «…Я не служитель религиозного культа, а член Профсоюза…» (Дело Драмсоюза) // Искусство музыки: теория, история. 2013. № 7. С. 23–46. URL: http:// sias.ru/upload/iblock/d6f/rahmanova.pdf. (дата обращения: 17.12.2015).
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Наумов Алексей Александрович
Виноградова Анна Сергеевна
Виноградова Е. А., Соколова О. А. Икона "Распятие" 1708 года вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова. Особенности стиля и иконографии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 49-58. DOI: 10.15382/sturV201621.49-58
В статье рассматриваются особенности стиля и иконографии иконы «Распятие», написанной в 1708 г. известным вологодским иконописцем Иваном Григорьевым Марковым и отреставрированной в 2015 г. Произведение демонстрирует новую грань творчества иконописца, тяготевшего к тонкой миниатюрной живописи, насыщенной множеством жанровых сцен. Публикуемая икона выделяется из ряда его произведений монументальными размерами и формами, композиция содержит редкие элементы иконографии, присущие вологодской иконописи кон. XVII — нач. XVIII в.
вологодский иконописец, династия иконописцев, особенности стиля и иконографии, авторская подпись
1. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора / Сост. Н. Суворов. М., 1863.
2. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. § 10: О Таинственных знаменованиях всех действий Евхаристии, п. 45.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Икона «Распятие Христово» // «И по плодам узнается древо…»: Русская иконопись XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М.: Издательский дом «Военный парад», 2003. С. 305–316.
Виноградова Елена Анатольевна
Соколова Ольга Александровна
Виноградова Е. А., Кашоид М. В. Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» из собрания Вологодского музея-заповедника: особенности иконографии, стиля, реставрации // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 64-78. DOI: 10.15382/sturV202143.64-78
Статья посвящена исследованию иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» начала XVIII в., поступившей в собрание Вологодского государственного музея-заповедника из церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу в Вологде. В статье рассматриваются некоторые особенности иконографии широко распространенного в вологодской иконописи сюжета «Богоматерь Всех скорбящих Радость», нашедшие отражение в композиции исследуемого произведения. Эти особенности не связаны с почитавшимися в Вологде чудотворными иконами данного сюжета и сложились, по-видимому, задолго до их прославления. Авторами высказывается предположение об участии в разработке иконографии известного вологодского иконописца последней трети XVII в. Ермолая Сергиева, с именем которого исследователи связывают распространение в Вологде сложнейших многофигурных композиций, отличающих произведения этого мастера. На основе формально-стилистического и иконографического анализа авторы пытаются определить место иконы в вологодской иконописи указанного периода. Стилистические особенности произведения позволяют предположить авторство известного вологодского иконописца начала XVIII в. Ивана Григорьева Маркова. Его художественное наследие включает 16 произведений с авторскими подписями, которые являются эталонами для атрибуции других произведений этого круга. Исследование включает материал об истории и особенностях реставрации иконы, наблюдения реставратора в отношении технических приемов исполнения живописи и творческой индивидуальности мастера.
Icon of Theotokos ‘’Consolation of all the afflicted’’ from the collection of Vologda state museum preserve. Features of iconography, style and restoration
  1. Биланчук Р. П., Преображенский А. С. Вологда и вологодская иконопись в конце XVI — третьей четверти XVII века // Иконы Вологды конца XVI–XVII вв. Вологда: Древности Севера; М.: Северный паломник, 2017. С. 5–66.
  2. Виноградов И. Известие о чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих Радости», находящейся в Вологодском кафедральном соборе, и бывших от нея чудотворениях в 1766, 1767 и 1768 гг. // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. Прибавления № 22. С. 850–851.
  3. Виноградова Е. А., Кознева Л. М., Федышин И. Н. Вологодский иконописец Иван Григорьев Марков: исследование и каталог произведений. Вологда: Древности Севера, 2018.
  4. Добряков Д. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находящейся в Вологодской Скорбященской тюремной церкви. Вологда, 1867.
  5. Комашко Н. И. «Богоматерь Всех скорбящих Радость» // Антиквариат. М., 2004. С. 22–34.
Виноградова Елена Анатольевна
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, 16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4189-3170;
Электронный адрес: e_vinogradova@inbox.ru.
Кашоид Михаил Викторович
Место работы: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, 16;
Должность: художник-реставратор;
ORCID: 0000-0002-5359-8988;
Электронный адрес: mikhail-kashoid@yandex.ru.