/
Результат поиска


Смольянинова Т. С., Петряева Т. А., Бусыгина Ю. А. Образ другого человека как основа формирования идентичности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 30-40. DOI: 10.15382/sturIV202056.30-40
В статье ставится задача раскрыть сущность и значимые характеристики образов других людей для формирования идентичности личности в условиях системы образования. Методология анализа опирается на онтологический, феноменологический, личностно ориентированный подходы. В основе образа другого человека лежит отражение действительности, рефлексивный акт, идеально-типическая конструкция в его различных возможных проявлениях. Для растущей личности, формирования ее идентичности имеет значение динамика чувственных и понятийных, нормативных и интерпретативных образов. На основе не столько идеалов, сколько значимых образов определяется принадлежность к группе, общности, другим людям, становятся и развиваются различные виды идентичности. Подчеркивается, что интерпретативные образы максимально чувственны, обусловлены субъектной позицией в отношении к другому человеку; результатами персонального выбора, окрашенного значимостью (как позитивной, так и негативной); определенными результатами «достраивания», привнесения субъективных смыслов и оценок, которые позволяют личности максимально «присваивать» другого человека, использовать его в качестве «зеркала» для уточнения своего образа, своей идентичности. Собственный выбор изобилует случайностями и опирается на субъективное восприятие реальности, конкретный опыт и ценностные ориентации. Нормативный образ предлагается извне в заранее заданных характеристиках. В отдельных случаях образ может обособляться от его носителя, предлагаться в качестве образца. Формальное его принятие обязательно, реальное принятие возможно лишь в том случае, когда будут найдены аргументы в пользу значимости. Субъективные оценки могут задаваться, обязательно поддерживаются извне. Важную роль в принятии этих образов играет понимание. На примере образа матери показаны особенности формирования социальной идентичности; на примере образа педагога — школьной идентичности. Отдельное внимание уделено образам значимых в историко-культурном контексте людей для формирования идентичности личности школьника.
образ другого человека, интерпретативный образ, нормативный образ, социальная идентичность, школьная идентичность, образ матери, образ педагога
  1. Васягина Н. Н. Представленность образа матери в ментальном пространстве. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_13083694_39216439.pdf (дата обращения: 08.12.2019).
  2. Водяха Ю. Е. Сравнительный анализ образа отца и образа матери у подростков с интернет-зависимостью // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 119–123.
  3. Горячев В. В. Краткий исторический анализ понимания образа в отечественной психологии // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 66–69.
  4. Гутнер Г. Б. Возможный аргумент в пользу феноменологического подхода // Эпистемология и философия науки. 2009. № 2. С. 47–50.
  5. Конторович С. Д. Некоторые аспекты образа матери и их отражение в представлениях современных россиян // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2010. № 1. С. 101–107.
  6. Котова С. А., Мошко М. В. Образ учителя начальной школы глазами родителей и самих учителей // Герценовские чтения. Начальная школа. СПб., 2011. С. 330–336.
  7. Лузина Л. М. Онтологическая концепция воспитания: традиции и перспективы. URL: http://www.emissia.org/offl ine/2001/830.htm (дата обращения: 08.12.2019).
  8. Разина Л. С. Особенности восприятия учителя младшими школьниками // Начальная школа. 2017. № 2. С. 5–10.
  9. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск, 2007.
  10. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: монография. Волгоград, 1994.
  11. Харламенкова Н. Е., Стоделова Т. С. Изменение отношений в диаде мать–ребенок и динамика образа матери в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2011. Т. 17. № 1. С. 145–154.
Смольянинова Татьяна Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-8051-6183;
Электронный адрес: t.smolyaninova@inbox.ru.
Петряева Татьяна Андреевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-0621-2165;
Электронный адрес: tanyapetryaeva@yandex.ru.
Бусыгина Юлия Андреевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-5167-4799;
Электронный адрес: padobus@rambler.ru.