/
Результат поиска


Булычева А. В. Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 112-130. DOI: 10.15382/sturV201936.112-130
Статья посвящена многохорным циклам русских партесных концертов. Авторами выявлены три цикла для 8 и 12 голосов, созданные между концом XVII в. и 1730-ми гг. Василием Титовым, Герасимом (Завадовским) и Николаем Калачниковым (Калашниковым). Данные сочинения рассматриваются здесь в контексте концертных циклов для 3–5 голосов Николая Дилецкого и Василия Титова, а также «сверхциклов» польских и немецких композиторов эпохи барокко, предназначенных для исполнения в течение более чем одного дня — вплоть до целого года. Наибольшее внимание уделено концертам Василия Титова на 12 голосов, посвященным Двунадесятым праздникам. Основные источники текста датированы на основе анализа филиграней, маргиналий и упоминаний императриц в других (анонимных) концертах из изучаемых рукописей. Сделан вывод, что все без исключения источники, в которых цикл Титова представлен более или менее полно, относятся к 1740–1770-м гг., то есть являются не прижизненными, но созданными через 30 и более лет после смерти автора. Во всех рукописях, за исключением двух, цикл имеет различную структуру и разную продолжительность, что заставляет поставить вопрос: создавались ли данные концерты изначально как цикл или были скомпилированы регентами после смерти Титова? Анализ концертов в нескольких аспектах — тональный план, соотношение масштабов словесного текста и музыки (интенсивность повторения слов), специфика примененных полифонических приемов — позволяет предположить, что концерты были созданы именно как цикл.
русское барокко, партесный концерт, Василий Титов, Двунадесятые праздники, источники текста, филиграни, многохорное письмо, полифоническая техника, канон, стретта
  1. Булычева А. В. Василий Титов — Герасим (Завадовский) — Кирилл Заюшевич: творческий диалог, творческое соревнование // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 1. С. 25–42.
  2. Булычева А. В. Концерты на 12 голосов из собрания Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 243–251.
  3. Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия) // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 82–93.
  4. Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии // Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10–17.
  5. Келдыш Ю. В. История русской музыки. Т. 1. М.: Музыка, 1983.
  6. Плотникова Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников // Музыка и время. 2012. № 11. С. 23–27.
  7. Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–25.
  8. Плотникова Н. Ю. Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 145–154.
  9. Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов // Музыка и время. 2011. № 5. С. 32–41.
  10. Протопопов В. В. Список произведений Василия Титова // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия. М.: МГК, 2011. С. 392–394.
  11. Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. Вып. 1 / сост., ред. и вст. статья В. В. Протопопова. М.: Музыка, 2004.
  12. Gierasimowa I. Introduction // Nicolaus Dylecki (ca. 1630–1690). Vesperae, Liturgia, Concerti quatuor vocum / Ed. Irina Gierasimowa. Warszawa: Sub Lupa, 2018. S. 7–30.
  13. Stiel C. Die Organisten an der St. Marienkirche und die Abendmusiken zu Lübeck // Zeitschrift des Vereins für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde. Lübeck: Edmund Scmerfahl, 1888. Band 5. S. 167–203.
Булычева Анна Валентиновна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1163-7344;
Электронный адрес: anna.bulycheva@inbox.ru.
Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174\19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).
Булычева А. В. Многохорные причастные стихи в партесном стиле: творения Василия Титова, иеродьякона Исавра и неизвестных авторов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 81-99. DOI: 10.15382/sturV202037.81-99
Статья продолжает описанную в публикации «Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко» работу по выявлению партесных сверхциклов, нахождению и датировке их источников. Данная статья посвящена судьбе многохорного причастного стиха (киноника) в эпоху барокко. Существует мнение, что в это время причастны уступали место новому жанру — партесному концерту. Анализ сохранившихся рукописей показывает, что это не так. Сохранились десятки причастных стихов в партесном стиле на 8 и на 12 голосов. Помимо отдельных сочинений удалось обнаружить три цикла. 8-голосный цикл из восьми или девяти стихов принадлежит Василию Титову и датируется концом XVII в. — по филиграням в наиболее раннем сохранившемся (прижизненном) списке. Автором цикла из девяти дневных причастных стихов на 12 голосов в пяти различных рукописях назван иеродьякон Исавр. Все сохранившиеся источники являются посмертными и по филиграням датируются 1750–1790 гг. Наиболее поздние списки являются упрощенными переложениями музыки на 6 и на 8 голосов. В четырех рукописях структура цикла абсолютно идентична. Вероятно, она соответствует авторскому замыслу. Другие сочинения Исавра неизвестны, биографических сведений о нем также не сохранилось. Анонимный цикл праздничных стихов на 12 голосов в различных списках включает до 14 сочинений, состав его весьма нестабилен. Сохранившиеся списки его относятся к 1740–1770 гг. Анализ музыки показывает, что по продолжительности многохорные причастные стихи не уступают партесным концертам, хотя их словесный текст обычно гораздо короче. Авторы достигали концертных масштабов, повторяя слова и целые разделы текста гораздо интенсивнее, чем это было принято в жанре концерта. Вероятно, ориентиром служила именно средняя продолжительность концертов.
русское барокко, причастный стих, партесный концерт, Василий Титов, иеродьякон Исавр, Герасим Завадовский, источники текста, филиграни, многохорное письмо, полифоническая техника
  1. Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия) // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 82–93.
  2. Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии // Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10–17.
  3. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. М.: ПСТБИ, 2004.
  4. Гусейнова З. М. Певческие циклы Обихода // Гимнология. Вып. 4: Византия и Восточная Европа: Литургические и музыкальные связи. М.: МГК, 2003. С. 215–236.
  5. Демиденко Ю. Б. О забытом памятнике русской музыкальной культуры елизаветинского царствования в фондах Отдела декоративно-прикладного искусства // Страницы истории отечественного искусства. Вып. XXXI. СПб., 2019. С. 169–179.
  6. Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление: дис. … д-ра искусствоведения. М.: ГИИ, 2018.
  7. Плотникова Н. Ю. Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия // Гимнология. Вып. 7: Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. М.: МГК, 2017. С. 435–450.
  8. Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов // Музыка и время. 2011. № 5. С. 32–41.
  9. Чудинова И. А. Герасим // Православная энциклопедия: URL:http://www.pravenc.ru/text/164575.html (дата обращения: 18.08.2019).
Булычева Анна Валентиновна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1163-7344;
Электронный адрес: anna.bulycheva@inbox.ru.
Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174\19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).