/
Результат поиска


Бородина Е. Н. Патриотическое воспитание детей в воскресной школе на материале изобразительного искусства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 89-106. DOI: 10.15382/sturIV202264.89-106
В первой части статьи автор раскрывает теоретическое обоснование проблематики: аспекты патриотизма православного христианина как добродетели, духовно-нравственного качества. Феномен патриотизма представлен в контексте трудов Отцов церкви 19-20 веков и основных положений социальной концепции Русской Православной Церкви, в обосновании выдержан канон православного взгляда на поставленную проблему. Для объективного понимания смысловой сущности понятия патриотизма автор обратился к научной литературе, толковым и энциклопедическим словарям, философским и педагогическим трудам соотечественников. Проанализировав ряд научных точек зрения, автор констатирует о духовности и религиозности патриотизма, выделяя семантическую связь с нравственностью. Во второй части статьи автор рассматривает эффективность использования произведений живописи батального, исторического, портретного и бытового жанра в процессе патриотического воспитания в воскресной школе. В статье раскрывается содержание и характеристика проблемно-ценностного общения, описываются этапы методики на основе проблемно-ценностного общения в процессе познавательной беседы на материале живописи патриотической тематики: первый этап – познавательный (осуществляется разрешение противоречий между принятием и отторжением, восхищением и равнодушием); второй этап – оценочно-смысловой (осуществляется оценочно-смысловая деятельность – соотнесение новых представлений, понятий, ценностей, с уже имеющимися и ранее усвоенными знаниями и ценностными установками и убеждениями); третий этап – мотивационно-деятельностный (происходит присвоение ребёнком личностного духовно-нравственного смысла, при котором базовая национальная ценность – патриотизм, становится ценным и значимым, регулятором патриотического умонастроения, мотивом к действию). Автор раскрывает потенциал методов педагогики искусства: «метод единства восприятия и созидания в художественном действии», «метод вживания» или «метод оживления» описывая процесс эмоционально-чувственного сопереживания главным героям произведений живописи.
Патриотизм, патриотическое воспитание, воскресная школа, дети, познавательная беседа, проблемно-ценностное общение, живопись
  1. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.
  2. Бородина Е. Н. Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей // Педагогическое образование в России. 2018. № 1. С. 154–158.
  3. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография. Екатеринбург, 2015.
  4. Даль В. И. Толковый словарь: в 2 т. М., 1995.
  5. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. URL: https://iknigi.net/avtor-svetlana-divnogorceva/88764-stanovlenie-i-razvitiepravoslavnoy-pedagogicheskoy-kultury-v-rossii-svetlana-divnogorceva/read/page-1.html (дата обращения: 20.11.2021).
  6. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (2014). URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fzzakon-ob-obrazovanii-2013/2/ (дата обращения: 20.09.2021).
  7. Зеньковский В. В., прот. Педагогика. Клин, 2004.
  8. Ильин И. А. О национальном воспитании. Путь духовного обновления. М., 1993.
  9. Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000.
  10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 24-е изд., испр. М., 2008. С. 321.
  11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi#s3 (дата обращения: 10.05.2021).
  12. Соловьев В. С. Национализм // Он же. Статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона. URL: https://rodon.org/svs/sdebie.htm#a150 (дата обращения: 20.11.2021).
  13. Соловьев В. С. Патриотизм // Он же. Статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона. URL: https://rodon.org/svs/sdebie.htm#a150 (дата обращения: 20.11.2021).
  14. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование: официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye-shkoly/ (дата обращения: 20.10.2021).
Бородина Елена Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Уральский государственный педагогический университет; Екатеринбург, Россия;
Должность: доцент;
Электронный адрес: borodina_elena75@mail.ru.