/
Результат поиска


Борисова Н. В., Гостев А. А. Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 142-159.
PDF
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание духовного акта. Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий —вера, надежда, любовь, совесть, сердечное созерцание, духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
духовная личность, духовность, нравственность, духовный акт, вера, надежда, любовь, совесть, греховность, воображение, молитва, «сердечное созерцание», духовный катарсис, психология конфликта, воспитание, образование, семья, патриотизм, национальная духо
Борисова Наталья Владимировна
Гостев Андрей Андреевич
Борисова О. Г. Лексика и фразеология кубанских говоров: материалы к словарю // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 4 (39). С. 99-116.
PDF
кубанские говоры, семантическое поле, идеографический словарь, ономасиологический подход.

Борисова Ольга Геннадьевна
Борисова И. В. Мотивация студентов, получающих педагогическое образование // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 134-148. DOI: 10.15382/sturIV202160.134-148
В статье рассматриваются результаты исследования мотивации студентов бакалавриата 1–4-го курсов, получающих педагогическое образование с двумя профилями подготовки по специальности «Русский язык и литература» со сроком обучения 5 лет в Брянском государственном университете. В исследовании приняли участие 105 человек. Были использованы методики, направленные на изучение учебно-профессиональной мотивации студентов («Учебная мотивация студентов» А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой, «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной). Для определения достоверности различий в мотивации разных групп студентов использовался непараметрический критерий Манна–Уитни. Для установления взаимосвязи между мотивами студентов применялся критерий корреляции Пирсона из пакета SPSS 17. Изучалась и сравнивалась мотивация разных групп студентов, учитывалось их желание работать в школе и курс обучения. Установлено, что у студентов, желающих работать в школе, более выражены профессиональные, учебно-профессиональные и социальные мотивы по сравнению с другими группами студентов. Выявлены другие различия, которые показывают, что студенты, не собирающиеся работать в школе, менее мотивированы, чем другие группы студентов. К 3-му курсу мотивация падает, а на 4-м курсе опять повышается. Установлены различные взаимосвязи между мотивами студентов.
коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебнопознавательные мотивы, социальные мотивы, внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы, внешние отрицательные мотивы, приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома, студенты
  1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М., 2006.
  2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежин, ред. М., 1972. С. 7–44.
  3. Борисова И. В. Мотивация учебной деятельности подростков с разной успеваемостью // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции 6–8 февраля 2014 г. / Ю. П. Зинченко, О. А. Карабанова, А. И. Подольский, Г. А. Глотова, отв. ред. М., 2014. С. 156–158.
  4. Борисова И. В., Жупиева Е. И., Рабовалюк Л. Н., Рослякова Н. И., Цыганкова Т. Н. Психология развития: в фокусе внимания ребенок XXI века: монография / Н. В. Сидячева, ред. Новосибирск, 2016.
  5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособ. М.; Воронеж, 2003.
  7. Зубарев В. Ф., Бондарев Г. А. Современное представление о различных аспектах учебной мотивации студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4–1. С. 118–123.
  8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  9. Карпова Е. В., Макарычева И. Н. Взаимосвязь рефлексивности и мотивации в детерминации учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 268–273.
  10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и сознание. М., 2003.
  11. Маккеланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
  12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008.
  14. Слепко Ю. Н. Формирование мотивов учебной деятельности в период обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 188–193.
  15. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.
  16. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
  17. Atkinson J., Birch D. Introduction to Motivation. New York, 1978.
Борисова Ирина Вадимовна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского; Российская Федерация, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14;
Должность: доцент по кафедре психологии;
ORCID: 0000-0001-8754-3099;
Электронный адрес: Irmarbor1@yandex.ru.