/
Результат поиска


Богданова А. В. Соляной промысел Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 31-49. DOI: 10.15382/sturII201456.31-49
Статья посвящена изучению состояния соляного промысла Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г. Автор ставит своей целью на основании архивных документов оценить экономическое значение соляного промысла в жизни Соловецкогомонастыря к моменту его утраты в результате проведения секуляризационной реформы. Для этого были рассмотрены следующие вопросы: (1) общая структура соляного дела в России в XVIII в.; (2) оценка значения поморской соли на всероссийском соляном рынке в сер. XVIII в.; (3) оценка доли соли, производимой Соловецким монастырем, среди всего количества поморской соляной поставки; (4) оценка объема и прибыльности соляного дела для Соловецкого монастыря накануне 1764 г. Проведенный анализ показал, что в XVIII в. произошло значительное сужение рынка сбыта поморской соли, около половины которой производил Соловецкий монастырь. Это было вызвано, в первую очередь, появлением на соляном рынке значительного количества конкурирующих промышленников, производивших соль с более низкой себестоимостью с учетом доставки. В частности, рынок Вологды, некогда крупнейшее место сбыта соловецкой соли, в сер. XVIII в. был полностью занят другими поставщиками. Объем соляного производства Соловецкого монастыря к 1764 г. сократился не менее чем в два раза по сравнению с сер. XVII в.К моменту проведения секуляризационной реформы солеварение уже не приносило Соловецкому монастырю прежней прибыли. В условиях жесткой государственной монополии на продажу соли организация соляного дела превратилась для монастыря из ис-точника прибыли в трудоемкую государственную повинность. По мнению автора, когда государство в результате секуляризационной реформы 1764 г. лишило Соловецкий монастырь материковых вотчин вместе с соляными промыслами, оно в каком-то смысле лишило его и обременительной хозяйственной повинности.
Соловецкий монастырь, соляной промысел, секуляризация
1. Введенский Р. М. Соляное дело России в XVIII — первой половине XIX в. Дис. ... д-р. ист. наук. М., 1986.
2. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII — начале XVIII века. М., 1977.
3. Державин Г. Р. Примечания о Поморских соляных варницах // Он же. Сочинения: В 9 т. СПб., 1872. Т. 7. С. 647–650.
4. Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря [репринт. изд. 1836 г.]. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. [Б.м.], 2011.
5. Заозерская Е. И. Соляные промыслы на Руси XIV–XV вв. // История СССР. 1970. No 6. С. 95–109.
6. Заозерская Е. И. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI–XVII вв. М., 1970.
7. Иванов В. И. Бухгалтерский учет в России XVI–XVII вв. Историко-источниковедческое исследование монастырских приходо-расходных книг. СПб., 2005.
8. Коломинский С. Торговля солью на Руси в XVI– XVII вв. и общее состояние соляных промыслов в указанный период времени // Сборник статей историко-этнографического кружка. Киев, 1913. Вып. 1. С. 94–156.
9. Крайковский А. В. Торговля солью на Русском Севере в 1630-х — 1650-х годах. Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2005.
10. Критский Ю. М. Промыслы и ремесла северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV–XX вв. // Соловецкий сборник. Архангельск, 2006. Вып. 3. С. 218–220.
11. Островский Ф. Древнерусские солеваренные товарищества (к истории русской промысловой общины) // Устои. 1882. No 5. С. 85–93; No 8. С. 49–84.
12. Розен Б. Я. Северная соль. Архангельск, 1957.
13. Розен Б. Я. Соляной промысел на Белом море // Труды института истории естествознания и техники. М., 1955. Т. 3. С. 53–67.
14. Савич А. А. Соловецкая вотчина XV–XVII в. Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем Русском Севере в древней Руси. Пермь, 1927.
15. Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667–1676 годов. М, 2009.
16. Шульман Ю. М. История посада Неноксы. М., 1997.
Богданова Александра Владимировна
Богданова А. В. Крестьяне Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1 (62). С. 35-51. DOI: 10.15382/sturII201562.35-51
Статья посвящена положению крестьян Соловецкого монастыря накануне секуляризационной реформы 1764 г. В работе были поставлены задачи описать монастырские вотчины и рассмотреть повинности проживавших в них крестьян. Для решения этих задач были использованы архивные документы, хранящиеся в фонде 1201 («Соловецкий монастырь») и фонде 280 («Коллегия экономии) Российского государственного архива древних актов. В статье показано, что все вотчины Соловецкого монастыря можно условно разделить на три группы по их географическому положению, определяющему характер основных повинностей крестьян. В первую группу были выделены вотчины, расположенные по берегу Белого моря или вблизи него. В них проживало около 81 % всех монастырских крестьян. Они несли на монастырь смешанные повинности: отработки в сочетании с денежным и натуральным оброками. В их основные обязанности входила работа в монастырских усольях, поставка монастырю лесных материалов, присылка в монастырь для хозяйственных работ «даточных» людей. Собираемый с этих крестьян денежный оброк составлял около десятой части денежных поступлений монастырской казны. Во вторую группу были объединены вотчины, расположенные по берегам основных поморских рек Северной Двины и Онеги (11 % монастырских крестьян). Бóльшую часть крестьян этих вотчин составляли «половники», обязанностью которых была работа на монастырской пашне за половину урожая. Третью группу составили вотчины, расположенные в центральных уездах страны (8 % монастырских крестьян). В силу удаленности от Соловецкого архипелага крестьяне этих вотчин имели относительно слабую связь с монастырем. Трудясь на монастырской барщине, они в основном обеспечивали хлебом монастырское подворье в Москве и приписную к Соловецкому монастырю Марчугову пустынь.
Соловецкий монастырь, вотчины, крестьяне, секуляризация.
1. Баранов М. А. Крестьяне монастырских вотчин накануне секуляризации (по документам Спас-Евфимиева монастыря в г. Суздале). Дис. … канд. ист. наук. М., 1954.
2. Богданова А. В. К вопросу о том, крупным ли вотчинником был Соловецкий монастырь накануне секуляризации 1764 г. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Третьи чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (материалы международной научной конференции). Вып. 3. М., 2013. С. 248–258.
3. Богданова А. В. О «зимних выездах» соловецких настоятелей в XVIII в., об одном кораблекрушении и утонувших книгах // Соловецкое море: историко-литературный альманах. Вып. 13. Архангельск; М., 2014. С. 87–95.
4. Богданова А. В. Соляной промысел Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 1 (56). М., 2014. С. 31–49.
5. Булыгин И. А. Крестьяне вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в первой половине XVIII в. // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда, 1970. С. 108–120.
6. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII — начале XVIII века. М., 1977.
7. Громыко М. М. Крестьяне церковных вотчин Западной Сибири в 40–60-х годах XVIII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Рига, 1963. С. 262–270.
8. Кабузан В. М. Население Российской империи в XVIII в. // Исследования по истории России XVI–XVIII вв. М., 2000. С. 42–75.
9. Прохоров М. Ф., Чекунова А. Е. Вотчинное хозяйство Донского монастыря в XVII–XVIII вв. // Монастыри в жизни России. Материалы научной конференции, посвященной 600-летию преподобного Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19–20 апреля 1994 года). Калуга; Боровск, 1997. С. 60–65.
10. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. Т. 2. СПб., 1901.
Богданова Александра Владимировна