/
Результат поиска


Берташ А. В. Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 132-152. DOI: 10.15382/sturV202141.132-152
В статье рассматривается история строительства и архитектура одного из самых значимых памятников русского стиля начала ХХ в. — Успенского собора Пюхтицкого монастыря в Эстонии, построенного на месте разобранного старого храма в 1907–1910 гг. по проекту архитектора А. А. Полещука, ученика автора проекта монастыря, академика, профессора М. Т. Преображенского. Особенности архитектуры и семантика посвящения собора позволяют поместить его в ряд крестово-купольных центрических русских соборных храмов и включить в иконографическую линию Успенских храмов начиная с XI в. — собора Киево-Печерского монастыря, что показывает консерватизм объемно-пространственного решения православного храмостроительства при разнообразии художественных форм. Ближе всего архитектура собора Пюхтицкого монастыря к типу «больших соборов» XVII в., которым свойственно «церковно-державное содержание». Собор в Пюхтице и ряд храмов соборного типа рубежа XIX–XX вв. можно отнести к особому, «ретроспективному», направлению русского стиля. Его прототипы — не только указанные выше древнерусские образцы, но и центрические соборы, которые проектировал основоположник русского стиля К. А. Тон («стилизация стилизации»). Как и проекты Тона, храмы данной группы отличаются монументальностью и сдержанным, не самоценным, декоративным убранством, отсутствием «коврового заполнения» плоскости стены от церквей в стиле московско-ярославского узорочья XVII в., строившихся в 1880–1900-е гг. В архитектуре собора, прекрасно соотнесенного с природным окружением, присутствует также эстонский колорит, в частности благодаря использованию местных строительных материалов. Рассматриваются биографии жертвователей и архитекторов, принимавших участие в проектировании собора на первом этапе, когда предполагалась постройка храма с преобладающими чертами московско-ярославского стиля. Один из архитекторов, А. Т. Владимиров, с высокой долей вероятности, является автором проекта церкви св. Иоанна Лествичника в Московском Донском монастыре — усыпальницы жертвователя на постройку Пюхтицкого собора генерала И. Ф. Терещенко.
Успенские соборы в русском зодчестве, «большие соборы», русское монастырское храмостроительство, Пюхтицкий Успенский монастырь, русский стиль, московско-ярославский стиль, ретроспективизм в церковной архитектуре, храмостроитель И. Ф. Терещенко, архитектор А. А. Полещук, Рижская епархия, архиепископ св. Агафангел (Преображенский)
  1. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала ХХ века / под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996.
  2. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров. СПб., 1893.
  3. Баталов А. Л. О традиции строительства Успенских храмов в Московской Руси XVI века // Древнерусское искусство: Русское искусство Позднего Средневековья — XVI век / отв. ред. А. Л. Баталов. СПб., 2003. С. 38–50.
  4. Берташ Александр, прот. Церковный зодчий М. Т. Преображенский и его работы в Эстляндской губернии // Седьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2018. С. 116–124.
  5. Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство Х–ХХ вв. 1. Архитектура православного храма. Х–ХХ век // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М., 2000. С. 519–537.
  6. Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века. М., 2009.
  7. Вево Иоанн, свящ. Новый собор в Пюхтицком Успенском женском монастыре и торжество освящения его // Рижские Епархиальные ведомости. 1911. № 1. С. 22–32.
  8. Высокопреосвященнейший архиепископ Агафангел и его деятельность по управлению Рижской епархией // Рижские Епархиальные ведомости. 1910. № 17. С. 530.
  9. Вятчанина Т. Н. С. Духовно-религиозная жизнь Руси второй половины XV–XVI в. и ее архитектурное отражение в традиции храмоздания // Архитектура русского православного храма / под общ. ред. А. С. Щенкова. М., 2013. С. 127–174.
  10. Городская усадьба Шервудов, «Московские обозные мастерские» И. Ф. Терещенко — Главного Интендантского Управления: http://www.mosculture.ru/object/48449/ (5.02.2021).
  11. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917) / под ред. А. Ф. Крашенинникова. М., 1998.
  12. Зыбин А. А., свящ., Херасков Н. А. Церковь Пюхтицкого монастырского подворья в г. Ревеле: Введения во храм Пресвятой Богородицы, сооруженная в честь дня рождения ее императорского высочества великой княжны Марии Николаевны. Ревель, 1902.
  13. Из архива князя С. В. Шаховского. Т. I. СПб., 1909.
  14. Из жизни господствующего и иных исповеданий. Миллионное пожертвование Синоду // Церковь. 1908. № 8.
  15. Киево-Печерский патерик / подг. текста, пер. и коммент. Л. А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 313–626, 692–704.
  16. Кириков Б. М. Неоклассицизм в архитектуре Петербурга-Петрограда // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 1. СПб., 1993.
  17. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1982.
  18. Корнилий (Якобс), митр. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, православные эстонцы и Эстония. Tallinn, 2011.
  19. Купеческое строительство Ивановской области: каталог. Вып. 2 / под ред. Е. Г. Щеболевой. М., 2004.
  20. Лихачев Д. С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 17–23.
  21. Нащокина М. В. Образы Средневекового Владимира в русской архитектуре начала ХХ века // Архитектурное наследство. Вып. 43. М., 1999. С. 45–52.
  22. Павловский И. Ф. Исторический очерк Петровского Полтавского Кадетского Корпуса (1840–1890) по официальным данным. Полтава, 1890.
  23. Преображенский М. Т. Ревельский православный Александро-Невской собор. СПб., 1902.
  24. Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский: монастырская летопись, воспоминания сестер, святыни обители / сост.: игумения Варвара (Трофимова), В. А. Тимкина. Изд. 2-е. [Куремяэ], 2016.
  25. Ради мира церковного / сост. И. Г. Менькова и др. М., 2006. Т. 1.
  26. Слезкин А. В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля // Архитектурное наследство. Вып. 47. М., 2007. С. 287–299.
  27. Список генералам по старшинству. Составлен по 6 января 1907 г. СПб., 1907.
  28. Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий. СПб., 1912.
  29. Тизик Карп, свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1910.
  30. Успенский собор Пюхтицкого монастыря: 100 лет [Piukhtitsa Dormition Cathedral]. Kuremäe, 2010.
Берташ Александр Витальевич, протоиерей
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Церковь во имя Свв. Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене; Берлинско-Германская епархия; Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD; Архитектурное бюро «Литейная часть-91»; Российская Федерация, г. Санкт-Петербург;
Должность: настоятель церкви, древлехранитель епархии; вед. искусствовед;
ORCID: 0000-0003-3486-0490;
Электронный адрес: alexanderbertash@gmail.com.
Автор благодарит настоятельницу Пюхтицкого монастыря игумению Филарету за помощь в работе.
Берташ п. В. Подворье Пюхтицкого монастыря в Санкт-Петербурге: 120 лет истории // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 101. С. 138-156. DOI: 10.15382/sturII2021101.138-156
Статья посвящена феномену столичных монастырских подворий начала ХХ в. на примере устройства подворья Пюхтицкого Успенского женского монастыря Рижской епархии (ныне ставропигиальный монастырь в Эстонии). Его строительство столкнулось с многочисленными, типичными в таких случаях трудностями: выбором места, которое неоднократно менялось; нехваткой средств на строительство, которая обычно покрывалась частными пожертвованиями; осторожным отношением столичного священноначалия к устройству в Санкт-Петербурге иноепархиальных учреждений. Первоначально предполагавшийся участок в Петергофе жертвовала монастырю тесно связанная с ним зажиточная крестьянская семья Гвоздевых, представитель которой — известный афонский схимонах Парфений (1840–1917). Определяющую роль в устройстве подворья на другом участке в Санкт-Петербурге и каменной Тихвинской церкви на нем (1903–1906 гг.) сыграли Прибалтийское Православное братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством М. Н. Галкина-Враского и благотворительница из купечества К. Т. Иванова, а также праведный Иоанн Кронштадтский и архиепископ Агафангел (Преображенский). Автор проекта церкви в московско-ярославском варианте русского стиля гражданский инженер В. Н. Бобров сам же перестраивал ее в 1929 г. под торговое помещение. В перестроенном виде здание существует поныне. Несмотря на недолгий период своего существования, Пюхтицкое подворье являлось как центром духовной жизни активно застраивавшегося в начале ХХ в. района Гавани, так и градостроительной доминантой столичной окраины. Пюхтицкой послушницей Анной Маркиной в 1910-е гг. было устроено на собственной земле еще одно женское подворье в Санкт-Петербурге — Творожковского Троицкого монастыря (полностью утрачено).
монастырские подворья, подворье Пюхтицкого Успенского монастыря в Санкт-Петербурге, Прибалтийское Православное братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери, святитель Агафангел (Преображенский), праведный Иоанн Кронштадтский, игумения Варвара (Блохина), схимонах Парфений (Гвоздев), М. Н. Галкин-Враской, купеческая жена К. Т. Иванова, архитектор В. Н. Бобров, Н. С. Шафранов
  1. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010.
  2. Берташ Александр, прот. Интерьер Успенского собора Пюхтицкого монастыря и его мастера С. А. и П. С. Абросимовы и Ф. Е. Егоров // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 60–78.
  3. Берташ Александр, свящ. Путеводитель по святым местам Санкт-Петербурга. СПб., 2010.
  4. Берташ Александр, прот. Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский ставропигиальный монастырь // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 59. С. 107–124.
  5. Берташ Александр, прот. Пюхтицкое подворье в Ревеле-Таллине и его строитель Н. Н. Никонов // Восьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2019. С. 154–163.
  6. Берташ Александр, прот. Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 132–152.
  7. Берташ А. В., Яковлев Н. А. Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь // Наследие монастырской культуры: Материалы научной конференции. Вып. 1. СПб., 1997. С. 19–28.
  8. Гаврилин А. В. Архиерейское управление на рубеже XIX–XX столетий: Его Преосвященство епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) // Россия и Балтия: Человек в истории. 2006. Вып. 4. С. 117–134.
  9. Гаврилин А. В. Рижский период служения священноисповедника митрополита Агафангела // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 1. С. 47–61.
  10. Зубов С. В. Михаил Николаевич Галкин-Враской. Саратов, 2017.
  11. Котул Т. Алексей Григорьевич Чадаев, староста Казанского собора (1839–1913) // Казанский собор. 2017. Вып. 5 (137). С. 11–12.
  12. Менькова И. Г. Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, исповедника. М., 2006.
  13. Мусаев В. И. Православие в Прибалтике в 1890–1930-е гг. СПб., 2018.
  14. Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский: монастырская летопись, воспоминания сестер, святыни обители / сост.: игумения Варвара (Трофимова), В. А. Тимкина. Изд. 2-е. [Куремяэ], 2016.
  15. Русский Афонский отечник XIX–XX веков. Т. 1. Святая Гора Афон, 2012.
  16. Троицкий П. В. История русских обителей Афона в XIX–XX веках. М., 2015.
  17. Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Православные храмы Санкт-Петербурга. 1917–1945 гг. СПб., 1999.
  18. Шилов Д. Н., Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи. 1801–1906. СПб., 2007.
Берташ протоиерей Александр Витальевич, протоиерей
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Церковь во имя Свв. Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене; Берлинско-Германская епархия; Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD; Архитектурное бюро «Литейная часть-91»; Российская Федерация, г. Санкт-Петербург;
Должность: настоятель церкви, древлехранитель епархии; вед. искусствовед;
ORCID: 0000-0003-3486-0490;
Электронный адрес: alexanderbertash@gmail.com.
Берташ п. В. Интерьер Успенского собора Пюхтицкого монастыря и его мастера С. А. и П. С. Абросимовы и Ф. Е. Егоров // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 60-78. DOI: 10.15382/sturV202142.60-78
Статья является продолжением исследования автора, посвященного одному из самых значимых памятников ретроспективного русского стиля начала ХХ в. — Успенскому собору Пюхтицкого монастыря, построенному в 1907–1910 гг. по проекту архитектора А. А. Полещука. Впервые подробно рассматриваются произведения широко известных в свое время, а ныне почти забытых столичных мастеров иконостаса и киотов храма — владельцев позолотной мастерской отца и сына С. А. и П. С. Абросимовых и иконописной мастерской — Ф. Е. Егорова. Пюхтицкий собор остался практически единственным храмом, который позволяет судить об их творчестве: их многочисленные произведения, находившиеся в церквях России, были утрачены после 1917 г. Творчество этих мастеров русского церковного искусства предреволюционного периода развивалось в рамках русского стиля, академизма, необарокко.
Успенский собор Пюхтицкого монастыря, русское церковное искусство начала ХХ в., иконостасы, русский стиль, московско-ярославский стиль, поздний академизм, необарокко, архитектор А. А. Полещук, позолотная мастерская Абросимовых, иконописная мастерская Ф. Е. Егорова
  1. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010.
  2. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала ХХ века / под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996.
  3. Бакланов И. М. Краткий очерк истории постройки храма во имя св. благоверного великого князя Александра Невского в дер. Холшебинке Новгородской губернии… СПб., 1891.
  4. Берташ Александр, прот. Петровская архитектура и барочные реминисценции в православном храмостроительстве Нового времени // Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм: Материалы VII Международного Петровского конгресса. СПб., 2016. С. 481–510.
  5. Берташ Александр, прот. Пюхтицкое подворье в Ревеле-Таллине и его строитель Н. Н. Никонов // Восьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2019. С. 154–163.
  6. Берташ А. В. Церковь во имя Св. праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 7. СПб., 2001. С. 71–82.
  7. Берташ А. В. Церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 6. СПб., 2002. С. 195–205.
  8. Борушко Е. А. Атрибуция картинных рам музейной коллекции ГМЗ «Царское село» // Кучумов: к 100-летию со дня рождения: сб. докладов научной конференции «Атрибуция, история и судьба предметов из императорских коллекций». СПб.; Павловск, 2012. С. 89–99.
  9. Бурдяло А. В. Необарокко в архитектуре Петербурга. СПб., 2002.
  10. Бусева-Давыдова И. Л. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М., 2019.
  11. Вево Иоанн, свящ. Новый собор в Пюхтицком Успенском женском монастыре и торжество освящения его // Рижские епархиальные ведомости. 1911. № 1. С. 22–32.
  12. Игумения за святое послушание / сост. игумения Филарета (Калачева), В. А. Тимкина. Куремяэ, 2013.
  13. Кислов В. А. Старая Гатчина. Люцевская (Чкалова) улица. Гатчина, 2012. Ч. 1.
  14. Костромин Константин, прот. «Постройка храма грозит стать предметом столичного скандала…». К истории Православного русско-эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной академии. 2018. № 2. С. 38–52.
  15. Костромин Константин, свящ. Свято-Исидоровская церковь сегодня и сто лет назад // Коломенские чтения. 2008. № 3. СПб., 2009. С. 51–66.
  16. Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь от древности до наших дней. Минск, 2007.
  17. Преображенский А. С. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 459–463.
  18. Русские храмы и обители в Европе / сост. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб., 2005.
  19. Русский Афонский Отечник XIX–XX веков. Т. 1. Святая Гора Афон, 2012.
  20. Свято-Исидоровская церковь: История храма. Жития святых. 1907–2007. 100 лет со дня первого освящения храма. СПб., 2007.
  21. Справочная книга о купцах Санкт-Петербурга. 1890. СПб., 1890.
  22. Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, получивших с 1-го ноября 1885 по 1-е февраля 1886 г. свидетельства и билеты по 1-й и 2-й гильдиям на право торговли и промыслов в Санкт-Петербурге в 1886 году. СПб., 1886.
  23. Троицкий П. В. История русских обителей Афона в XIX–XX веках. М., 2015.
  24. Успенский собор Пюхтицкого монастыря: 100 лет [Piukhtitsa Dormition Cathedral]. Kuremäe, 2010.
  25. Шустов А. С. Санкт-Петербургское купечество и Торгово-промышленные предприятия города к 200-летнему юбилею столицы: Иллюстрированный альманах. СПб., 1903. Ч. 2.
Берташ протоиерей Александр Витальевич, протоиерей
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Церковь во имя Свв. Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене; Берлинско-Германская епархия; Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD; Архитектурное бюро «Литейная часть-91»; Российская Федерация, г. Санкт-Петербург;
Должность: настоятель церкви, древлехранитель епархии; вед. искусствовед;
ORCID: 0000-0003-3486-0490;
Электронный адрес: alexanderbertash@gmail.com.
Берташ А. В. Архитектурный ансамбль Пюхтицкого Успенского монастыря - памятник русского стиля // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 153-165. DOI: 10.15382/sturV202144.121-152
В статье, являющейся продолжением публикаций автора об Успенском соборе Пюхтицкого монастыря, рассмотрена архитектурно-художественная история обители в целом в контексте смены форм русского стиля в отечественной церковной архитектуре конца XIX – начала ХХ вв. Монастырский ансамбль – крупнейший в странах Балтии как по числу строений, так и по занимаемой площади, был создан трудами эстляндского губернатора князя С. В. Шаховского и княгини Е. Д. Шаховской по возрождению древней православной святыни в недоброжелательном инославном окружении. Он включает строения в границах монастырской ограды и за ее пределами: важнейшую историческую святыню – место явления Божией Матери и Ее иконы, кладбище и Святой источник, часовню. Большая часть ансамбля сооружена в московско-ярославском варианте русского стиля, за короткий промежуток времени и по плану одного архитектора – М. Т. Преображенского и отличается целостностью, гармоничным включением в природное окружение и холмистый рельеф, многообразием типов сооружений: «большой собор», каменные, «полукаменная» и деревянные (клетские и шатровые) церкви, малые формы (часовни), жилые, хозяйственные, учебные, медицинское и другие гражданские постройки. При сооружении использовались как природный местный гранитный камень (что предвосхитило его использование в северном модерне начала ХХ в.), так и строительные материалы, произведенные при монастыре или в Балтийских губерниях. Это придает местный колорит архитектуре обители, особенно собора, спроектированного русско-эстонским зодчим А. А. Полещуком, что позволяет считать сооружения Пюхтицы произведениями не только «имперского» русского, но и эстонского зодчества. Строительство в монастыре осуществлялось и в позднесоветский период, при игумение Варваре (Трофимовой), когда повсеместно в СССР оно было фактически запрещено, причем с сохранением исторической стилистики и на основе первого «генерального плана» (монастырские стены и башни). В настоящее время ансамбль завершается строительством богадельни, проект которой также основан на чертежах Преображенского. Таким образом, в Пюхтицкой обители, которая никогда не закрывалась, до сей поры сохраняются местные архитектурно-строительные традиции, а также интерьеры в русском стиле. Они дают представление о стиле работ известных в начале ХХ в. мастеров, другие произведения которых были утрачены при гонениях на Церковь в СССР.
Пюхтицкий Успенский монастырь, русский стиль, московско-ярославский стиль, русское монастырское храмостроительство, архитектор М. Т. Преображенский, эстляндский губернатор князь С. В. Шаховской, княгиня Е. Д. Шаховская, игумения Варвара (Блохина), игумения Варвара (Трофимова)
  1. Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999.
  2. Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: Исторический очерк. Кострома, 1895.
  3. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров. СПб., 1893.
  4. Беренс В., прот. Историко-статистическое описание церквей и приходов... Эстонская епархия. Таллин, 1974.
  5. Берташ Александр, прот. Архитектор Михаил Т. Преображенский и его наследие в странах Балтии и Восточной Европы // Sztuka Europy Wschodniej — Искусство восточной Европы — The Art of Eastern Europe. T. 6: Polscy i rosyjscy architekci w XIX i XX wieku. Warszawa–Toruń, 2018. С. 61–76.
  6. Берташ Александр, прот. Губернатор князь Сергий Шаховской — выразитель политики императора Александра III в Эстляндии и мемориальная Сергиевская церковь в Пюхтицком монастыре // Вестник Исторического общества СПбДА. 2021. Вып. 3 (8).
  7. Берташ Александр, прот. Игумения Варвара (Трофимова) — строительница Пюхтицкого монастыря // Православная Церковь в Литве. Вестник. 2021. № 2.
  8. Берташ Александр, прот. Интерьер Успенского собора Пюхтицкого монастыря и его мастера С. А. и П. С. Абросимовы и Ф. Е. Егоров // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства [Живопись]. 2021. Вып. 42. С. 60–78.
  9. Берташ Александр, прот. Первоначальные храмы и некрополь Пюхтицкого Успенского женского монастыря // Христианское чтение. 2021. № 4. С. 375–391
  10. Берташ Александр, прот. Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский ставропигиальный монастырь // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 59. С. 107–124.
  11. Берташ Александр, прот. Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства [Живопись]. 2021. Вып. 41. С. 132–152.
  12. Берташ Александр, прот. Церковный зодчий М. Т. Преображенский и его работы в Эстляндской губернии // Седьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2018. С. 116–124.
  13. Блинова Л. Н. А. Е. Элкин — архитектор Николаевского подворья Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. URL: http://jerusalem-ippo.org/history/compounds/7/2/.
  14. Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство Х–ХХ вв. 1. Архитектура православного храма. Х–ХХ век // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М., 2000. С. 519–537.
  15. Венок на могилу Эстляндского губернатора князя С. В. Шаховского. Ревель, 1896.
  16. Грабарь И. Э. История русского искусства. М., 1910. Т. 1.
  17. Игумения за святое послушание / сост.: игумения Филарета (Калачева), В. А. Тимкина. Куремяэ, 2013.
  18. Из архива князя С. В. Шаховского: Материалы для истории недавнего прошлого Прибалтийской окраины (1885–1894 гг.). СПб., 1909–1910. Т. I–III.
  19. Иоаким (Левицкий), архим., Плисс Владимир, свящ. Высокопреосвященный Арсений (Брянцев), архиепископ Рижский и Митавский, и десятилетнее управление его Рижской епархией. Рига, 1897.
  20. Колычева Е. И. Православные монастыри второй половины XV–XVI века // Монашество и монастыри в России. XI–XX вв. М., 2002.
  21. Летопись церкви Успения Пресвятыя Богородицы на Богородицкой горе, под названием Пюхтицкой… составленная в 1887–1892 годах [свящ. Иоанном Иогансоном и свящ. Лаврентием Раудсеппом] / сост. игумения Варвара (Трофимова), В. А. Тимкина. Куремяэ, 2017.
  22. Малков Я. В. Древнерусское деревянное зодчество. М., 1997.
  23. Нежный А. И. Послушница Матери Божией. М., 2018.
  24. Обитель Божией Матери. 125 лет Пюхтицкому Успенскому ставропигиальному женскому монастырю / сост.: игумения Филарета (Калачева), монахиня Тихона (Проненко), В. А. Тимкина. Куремяэ, 2016.
  25. Памятники архитектуры в дореволюционной России / под общ. ред. А. С. Щенкова. М., 2002.
  26. Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 2. Кострома, 1997.
  27. Плаат Я., Маасик А. (фото). Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии. Tallinn, 2011.
  28. Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский: монастырская летопись, воспоминания сестер, святыни обители / сост.: игумения Варвара (Трофимова), В. А. Тимкина. Изд. 2-е. Куремяэ, 2016.
  29. Пюхтицкая обитель и ее седьмая настоятельница схиигумения Варвара (Трофимова). Куремяэ, 2015.
  30. Филарета (Калачёва), игумения. Путь, истина и жизнь. М., 2019.
  31. Фомин П. Г., прот. Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1912.
  32. Фролов В. П. Социальные, этнокультурные и конфессиональные особенности архитектурного наследия монастырей // Вестник МГСУ. 2014. № 6. С. 35–43.
  33. Bertash A. Sokolov Nikolaj Matveevič // Allgemeines Künstlerlexikon (AKL). Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker. Band 104. Berlin; Boston, 2019. S. 460.
Берташ Александр Витальевич, протоиерей
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Церковь во имя Свв. Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене; Берлинско-Германская епархия; Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD; Архитектурное бюро «Литейная часть-91»; Российская Федерация, г. Санкт-Петербург;
Должность: настоятель церкви, древлехранитель епархии; вед. искусствовед;
ORCID: 0000-0003-3486-0490;
Электронный адрес: alexanderbertash@gmail.com.