/
Результат поиска


Белогубова Ю. В., Соловьева В. С. Свято–Сергиевский храм подворья московского Иоанно–Предтеченского монастыря: особенности богослужебно-певческой практики и репертуара (на материале рукописей конца XIX - первой трети XX века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 115-151. DOI: 10.15382/sturV202039.115-151
Настоящая статья посвящена исследованию богослужебно-певческой практики конца XIX — первой трети XX века подмосковного храма в честь прп. Сергия Радонежского в городе Долгопрудном, являющимся в прошлом подворьем московского Иоанно-Предтеченского монастыря. Анализируется рукописное собрание, найденное в храме села Виноградово, нотный материал которого был основой певческого репертуара Свято-Сергиевского храма от времени его основания до закрытия в 1935 г. В статье рассматривается проблема происхождения данного собрания, его датировка и время бытования рукописей. Особое внимание уделено его репертуарному составу. Атрибуция нотного материала позволила выявить два стилистических пласта и провести систематизацию песнопений по нескольким параметрам.
храм прп. Сергия в г. Долгопрудном, подворье Иоанно-Предтеченского монастыря, рукописное собрание, церковное пение до революции, атрибуция песнопений, церковно-певческая практика в годы репрессий
  1. Баталов Л. А., Головкова Л. А., монахиня Феонилла (Харченко). Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь: Страницы истории. М.: Лето, 2018.
  2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.
  3. Давиденко Д. Г. История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XIX– начала XX века. М.: Лето, 2018.
  4. Мишин Владислав, иерей. Не люблю властвовать над людьми: Жизнеописание старца схиархимандрита Илариона (Удодова), хранителя главы преподобного Сергия. М.: Новости, 2011.
  5. Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода: на примере московской традиции: дис. ... канд. иск. М., 1999.
  6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория: дис. … д-ра иск. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2015.
  7. Рахманова М. П. Церковь пела, а значит, сопротивлялась // Православие и современность. Саратов, 2010. № 15 (31). С. 9.
  8. Рождественская Н. Н., Тарасова К. В., Кондратьев В. А., монахиня Тавифа (Исаева), инокиня Софрония (Адвахова). Священномученик Владимир Алексеевич Смирнов: Жизнеописание. История храмов и школ, связанных с жизнью и деятельностью священномученика Владимира. М.: Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, 2017.
  9. Садикова Е. Н. Богослужебно-певческое искусство русского зарубежья: Германия 1940−60-х годов: дис. ... канд. иск. М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2018.
  10. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программа / сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Белогубова Юлия Вячеславовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5247-8282;
Электронный адрес: juliya_97-97@mail.ru.
Соловьева Валерия Станиславовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: старший преподаватель кафедры церковно-певческого обихода;
ORCID: 0000-0002-2982-3524;
Электронный адрес: solovs011@gmail.com.
Мы выражаем благодарность регенту хора Иоанно-Предтеченского монастыря, монахине Тавифе (Исаевой) за предоставленные нотные материалы, за ценные комментарии к ним, за важные сведения, полученные в беседе с ней. Мы благодарим также преподавателей Факультета Церковного пения ПСТГУ, кандидатов искусствоведения Е.Б. Резниченко, Е.Н. Садикову, ст. преподавателя кафедры регентования Ю.С. Стенюкову за помощь и советы в процессе работы над темой. Мы признательны и выпускнице ФЦП ПСТГУ Анне Сидневой за помощь в атрибуции некоторых песнопений.
Белогубова Ю. В. Духовно-музыкальная цензура в России в эпоху правления императора Николая I // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 48-59. DOI: 10.15382/sturV202142.48-59
В статье рассматривается один из периодов деятельности духовномузыкальной цензуры в Российской империи — эпоха правления императора Николая I. Со времен передачи Екатериной II именного права на цензуру духовной музыки, сочиняемой во всей стране, Д. С. Бортнянскому и вплоть до конфликта Н. И. Бахметева с П. И. Юргенсоном, Придворная певческая капелла являлась главным цензурным органом. Однако, поскольку речь идет о церковной музыке, исполняемой за богослужением, закономерно то, что порой в процессе одобрения или неодобрения духовно-музыкальных сочинений принимали участие и духовные власти, в частности Святейший Синод. Так, между директором Капеллы А. Ф. Львовым и членом Cвятейшего Синода митрополитом Филаретом (Дроздовым) возникло противостояние, связанное с написанием Львовым оратории «Молитва у Креста», в результате которого это сочинение так и не было издано. В статье также рассматривается влияние цензурных запретов на церковно-музыкальную жизнь общества: как отрицательные, так и положительные стороны духовно-музыкальной цензуры.
духовно-музыкальная цензура, А. Ф. Львов, Придворная певческая капелла, Святейший Синод, русская духовная музыка, эпоха Николая I
  1. Витошинский Е. М. Русские духовные композиторы пред судом цензуры // Московские ведомости. 1902. № 79–80 (извлечения из статьи — РМГ. 1902. № 14. Стб. 433).
  2. Доклад Его Императорскому Величеству от Министра Народнаго Просвещения // Сборник постановлений и распоряжений по цензуре. СПб.: Типография Морского министерства, 1862. С. 129.
  3. Доклад Комитета о усовершении духовных училищ, и начертание правил о образовании сих училищ и содержании духовенства при церквах служащаго: С приложением имянных высочайших указов по сему предмету последовавших. СПб.: При Святейшем правительствующем Синоде, 1808. С. 89.
  4. Котович А. Н. Комитеты духовно-цензурные // Богословская энциклопедия. Т. XII / сост. Н. Н. Глубоковский. Издание преемников профессора А. П. Лопухина. СПб.: Слово, 1911. C. 480–483. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskajaentsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-12-knigi-simvolicheskiekonstantinopol/116
  5. Лащенко С. К. Европейский триумф русского композитора Stabat Mater Дж. Перголези — А. Ф. Львова // Искусство музыки: теория и история. 2018. № 19. С. 13–20. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/64b/imti_2018_19_1_50_laschenko.pdf
  6. Лащенко С. К. «Молитва у Креста (Stabat Mater)» А. Ф. Львова и ее историческая судьба // Искусство музыки: теория и история. 2019. № 21. С. 3–68. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/529/imti_2019_21_1_68_latshenko.pdf
  7. Львов А. Ф. О свободном или несимметричном ритме. СПб., 1858. С. 2.
  8. М. И. Глинка — К. А. Булгакову. Берлин, 3/15 ноября 1856 года // Михаил Глинка. Литературное наследие: в 2 т. Т. II: Письма и документы. М.; Л.: Гос. музыкальное издательство, 1953. С. 636.
  9. Павлинова В. П. Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 64–65.
  10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXI. Отделение II. СПб.: Типография II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1847. С. 12.
  11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXVI. Отделение I. СПб.: Типография II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1851. С. 119, 157.
  12. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXVIII. Отделение I. СПб.: Типография II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1853. С. 59.
  13. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXVIII. Отделение I. СПб.: Типография II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1854. С. 257.
  14. Регентский класс при Придв[орной] Певческой Кап[елле] // Русская музыкальная газета. 1904. № 19–20. С. 517.
  15. Устав о Цензуре; Штаты Цензурного управления: [Утв. 10 июня 1826 г.]. СПб., 1826. Л. 37 об.
Белогубова Юлия Вячеславовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5247-8282;
Электронный адрес: juliya_97-97@mail.ru.