/
Результат поиска


Белова Е. С. Диалогический подход Т. А. Флоренской и практика консультирования по проблемам детской одаренности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 87-101. DOI: 10.15382/sturIV201850.87-101
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии — проблеме поддержки одаренности в процессе психологического консультирования. Одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, которое включает личность в целом и определяется высшими духовными аспектами в становлении человека. Особое внимание в статье уделяется диалогическому подходу Т. А. Флоренской в психологическом консультировании. Описываются разработанные ею принципы духовно-ориентированного диалога, рассматриваемого как творческий процесс. В разработках Т. А. Флоренской вопросов духовного развития выделены аспекты, имеющие прямое отношение к теме одаренности: «духовное Я» проявляется в творчестве человека, осуществляющего свое творческое призвание, чему способствует диалог с собеседником вовне, верящим в него, в его духовные возможности. Отмечается, что одаренность может проявиться довольно рано: уже в дошкольном возрасте. Излагаются результаты психологического исследования, нацеленного на выявление специфики развития дошкольников с признаками одаренности и поддержку их дарований. Среди обследованных 290 дошкольников с помощью комплексной диагностики были выделены дети с высоким творческим потенциалом — главной составляющей одаренности: 13,6% от обследованных детей 5–6 лет, 15% от выборки 6–7-летних. У части дошкольников с признаками одаренности было выявлено сочетание высокого творческого потенциала с недостаточностью развития речи, общения, внимания. Наиболее часто встречались трудности речевого развития. Для родителей были проведены консультации по построению взаимодействия с ребенком, которое в наибольшей степени способствовало бы гармоничному и успешному его развитию, раскрытию дарований и преодолению трудностей. Использование диалогического подхода давало возможность подвести родителей к «открытию» такого взаимодействия. Подчеркивается, что проведение подобного диалога требует определенного духовного опыта консультанта, развития диалогической направленности в общении, умения быть в состоянии творческой открытости.
диалог, Т. А. Флоренская, духовно-ориентированное общение, консультирование, одаренность, дошкольный возраст, родители, творческий потенциал
  1. Инина Н. В. На пути к себе. URL: https://psy-rpu.ru/education/articles/na-puti-k-sebe.
  2. Колпакова М. Ю. Диалогический подход в психологии и психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 177–192.
  3. Колпакова М. Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. М., 2015.
  4. Колпакова М. Ю. Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 87–107.
  5. Ларионова Л. И. Культурно-психологическая модель интеллектуальной одаренности // Психология одаренности и творчества: монография / Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, ред. М.; СПб., 2017. С. 125–137.
  6. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33.
  7. Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108–120.
  8. Тихонова Е. С. О диалогическом взаимодействии с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи. URL: http://festival.1september.ru/articles/504579/
  9. Тихонова Е. С., Колпакова М. Ю. Диалогический подход в практике психологической работы с детьми. URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/43471.php.
  10. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
  11. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001.
  12. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Психология в жизни. М., 1998.
Белова Елена Сергеевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Психологический институт Российской академии образования; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр.4;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6956-8214;
Электронный адрес: elenasbelova@mail.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 14-06-00741а.
Белов В. Н. Философия религии Германа Когена и западное христианство // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 94. С. 23-36. DOI: 10.15382/sturI202194.23-36
Для обозначения сложностей в общей характеристике философии религии основателя марбургской школы неокантианства, философа, стремящегося непротиворечивым образом соединить иудейство и кантовскую традицию трансцендентального критицизма, автор статьи обращается к представлению дискуссии вокруг этой части философской системы Германа Когена его учеников, последователей и исследователей его творчества. Начало этой дискуссии положили рассуждения о философии религии одного из самых известных учеников марбургского философа Франца Розенцвейга. Главный вывод, к которому в результате анализа дискуссии приходит автор, состоит в том, что философия религии Когена представляет из себя такую часть его философской системы, которая вносит в эту систему элемент неоднозначности, неопределенности и непоследовательности. В статье анализируется отношение Когена к западнохристианским конфессиям. Обращается внимание на то, что наиболее позитивные оценки среди этих христианских конфессий у него получает либеральный протестантизм, особенно за свою теологию толерантности и историческую критику Библии. Главные обвинения Когена в отношении христианства концентрируются вокруг тринитарной и христологической проблематики. По мнению марбургского философа, этими догматическими позициями христианство разрушает религиозный монотеизм и самостоятельность верующего человека. В статье приводится критика религиозно-философских взглядов Германа Когена со стороны одного из самых авторитетных лютеранских богословов начала ХХ в. — Вильгельма Германа, который полагал, что христианство немецкого философа ничего общего с настоящим христианством не имеет, и его оценка чрезвычайно субъективна и ошибочна. Также в статье проводится мысль об убежденности марбургского неокантианца в необходимости религиозного диалога, который предполагает различия сторон, но опирается на этическое единство всех вероучений. И это религиозное единство лежит вне сферы религии, оно, по мнению философа, может быть достигнуто исключительно в области культуры. Основную силу нравственной культуры Коген видит в толерантности, главным содержанием которой он считает закон и справедливость.
философия религии, Г. Коген, Ф. Розенцвейг, неокантианство, иудаизм, протестантство, диалог религий
  1. Белов В. Н. Автономия разума и религия Откровения в философии религии Германа Когена // Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 51–64.
  2. Белов В. Н. Понятие религии в системе философии Германа Когена // Judaica Petropolitana.
  3. Исследования еврейской философии и интеллектуальных традиций иудаизма. Вып. 9. СПб.; Иерусалим, 2018. С. 97–102.
  4. Белов В. Н. Религия в пределах разума. К статье Германа Когена «Этические и исторические мотивы религии» // Judaica Petropolitana. Исследования еврейской философии и интеллектуальных традиций иудаизма. Вып. 3. СПб.; Иерусалим, 2015. С. 211–218.
  5. Белов В. Философия религии Германа Когена и ее оценка российско-еврейскими мыслителями // Познание и религия. Эпистемология религиозного опыта в русской и еврейской философской мысли ХХ века / ред.: Я. Добешевский, С. Краевский, Я. Мах. Варшава: Изд-во Варшавского университета, 2018. С. 219–237.
  6. Коген Г. Значение еврейства в религиозном прогрессе человечества // Еврейский мир. 1910. Кн. 2–3. С. 5–18.
  7. Пома А. Критическая философия Германа Когена. М.: Академпроект, 2012.
  8. Хабермас Ю. Границы между верой и знанием: об истории влияния и актуальном значении религиозной философии Канта // Кантовский сборник. 2009. № 2 (30). С. 31–61.
  9. Andriaanse H. J. ‘Menschheit’ und ‘Individuum’. Cohen und Herrmann über die Religion // Sinn, Geltung, Wert: neukantianische Motive in der modernen Kulturphilosophie / Ch. Krij nen, E. W. Orth, Hrsg. Würzburg, 1998. S. 121–137.
  10. Cohen H. Der Begriff der Religion im System der Philosophie // Idem. Werke. Bd. 10. Register / H. Holzhey, Hrsg. 2., erweiterte Reprintaufl age. Hildesheim: Olms, 2002. S. 1–164.
  11. Cohen H. Deutschtum und Judentum mit grundlegenden Betrachtungen über Staat und Internationalismus // Idem. Kleinere Schriften V. 1913–1915. Im Auftrag des Hermann-Cohen-Archivs am Philosophischen Seminar der Universität Zürich und des Moses-Mendelssohn-Zentrums für europäisch-jüdische Studien, Universität Potsdam / H. Holzhey, J. H. Schoeps, Ch. Schulte, Hrsg. 2. unveränderte Neuaufl age. Hildesheim: Olms, 2012. S. 467–560.
  12. Cohen H. Die religiösen Bewegungen der Gegenwart // Idem. Jüdische Schriften / B. Strauß, Hrsg. Bd. 1: Etische und religiose Grundfragen. Berlin: C. A. Schwetschke und Sohn, 1924. S. 36–66.
  13. Cohen H. Ein Bekenntnis in der Judenfrage // Idem. Jüdische Schriften / B. Strauß, Hrsg. Bd. 2: Zur jüdischen Zeitgeschichte. Berlin: C.A. Schwetschke und Sohn, 1924. S. 73–94.
  14. Cohen H. Gottesreich // Idem. Jüdische Schriften / B. Strauß, Hrsg. Bd. 3: Zur jüdischen Religionsphilosophie und ihrer Geschichte. Berlin: C. A. Schwetschke und Sohn, 1924. S. 169–175.
  15. Cohen H. Religion und Sittlichkeit // Idem. Jüdische Schriften / B. Strauß, Hrsg. Bd. 3: Zur jüdischen Religionsphilosophie und ihrer Geschichte. Berlin: C. A. Schwetschke und Sohn, 1924. S. 98–168.
  16. Cohen H. Was einigt die Konfessionen? // Idem. Jüdische Schriften / B. Strauß, Hrsg. Bd. 1: Etische und religiose Grundfragen. Berlin: C. A. Schwetschke und Sohn, 1924. S. 66–86. Cohen H. Zu Martin Luthers Gedächtnis // Neue jüdische Monatshefte. 1917/18. № 2. S. 45–49.
  17. Dierken J. Die „Religion der Vernunft“ und die Vernunft der Religion // Religion aus den Quellen der Vernunft. Hermann Cohen und das evangelische Christentum / H. M. Dober, M. Morgenstern, Hrsg. Tübingen: Mohr Siebeck, 2012. S. 131–146.
  18. Glückson M. Hermann Cohen und das nationale Judentum // Neue Jüdische Monatshefte. 1919. №3. S. 231–235.
  19. Herrmann W. Hermann Cohens Ethik // Christlichen Welt. 1907. XXI. № 3. S. 84–109.
  20. Holzhey H. Cohen und Natorp. Bd. 2: Der Marburger Neukantianismus in Quellen. Basel; Stuttgart, 1986.
  21. Myers D. Hermann Cohen and the Quest for Protestant Judaism // Leo Baeck Institute Yearbook. 2014. Vol. 6. Р. 195–214.
  22. Rosenzweig F. Einleitung // Cohen H. Jüdische Schriften / B. Strauß, Hrsg. Bd. 1: Ethische und religiöse Grundfragen. Berlin: C. A. Schwetschke und Sohn, 1924. S. XIII–LXIV.
  23. Schwarzschild S. The Tenability of Herman Cohen’s Construction of the Self // Journal of the History of Philosophy. 1975. № 13. Р. 361–384.
  24. Zank M. ‘The Individual as I’ in Hermann Cohen’s Jewish Thought // The Journal of Jewish Thought and Philosophy. 1996. № 5 (2). Р. 281–296.
Белов Владимир Николаевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Российский университет дружбы народов; Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236016 Калининград, ул. А. Невского, 14;
Должность: заведующий кафедрой онтологии и теории познания РУДН; приглашенный исследователь БФУ им. И. Канта;
ORCID: 0000-003-3833-6505;
Электронный адрес: belovvn@rambler.ru.
Данное исследование было поддержано из средств субсидии, выделенной на реализацию Программы повышения конкурентоспособности Балтийского федерального университета им. И. Канта.