/
Результат поиска


Беленчук Л. Н. Вопросы просвещения в философской системе И.В. Киреевского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 5-22.
PDF
Наследие выдающегося русского мыслителя И.В. Киреевского признано, в основном, достоянием философии, но главной темой его творчества стало исследование самобытного характера просвещения России, его особенности и будущее направление развития. В статье раскрываются философско-педагогические аспекты его учения о личности, где подразумевались многие открытия в области психологии, следовательно, и в педагогике. Выделение русского просвещения как самостоятельного культурного феномена, типология культур, предложенная им, впоследствии были развиты Н.Я. Данилевским и другими учеными. Наконец, его практическая работа в сфере народного образования, анализ проблем российского образования были продолжены многими выдающимися деятелями просвещения.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. О просвещении народов России во второй половине XIX- начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 22-36.
PDF
В статье рассматриваются вопросы просвещения народов, живших на окраинных территориях России, в эпоху реформаторства второй половины XIX – начале XX в., а также деятельность Н. И. Ильминского, выдающегося педагога, крупного востоковеда, автора учебников, педагогических сочинений, алфавитов и азбук для нерусских народов Поволжья, полностью посвятившего себя работе в открытой им Центральной Казанской крещено-татарской школе. Педагогика Н. И. Ильминского корнями уходила в просветительские принципы святых Кирилла и Мефодия.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Полезное издание. К. Д. Ушинский. Воспитание человека: избранное. / Сост., вступ. статья С. Ф. Егорова. М., 2005. - 256 с. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 196-198.
PDF
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Шевырев С. П. Взгляд русского на современное образование Европы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 147-167.
PDF
Вниманию читателей предлагается публикация широко известной статьи С.П. Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы». Несмотря на известность и многочисленные ссылки, статья, тем не менее, нигде больше не печаталась (насколько это известно автору публикации), хотя представляет несомненный интерес не только для филолога, но и для истории педагогики.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Из истории послереформенного миссионерства в России. К вопросу просвещения нерусских народов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 80-101.
PDF
В статье опровергается распространенное мнение как советских, так и дореволюционных историков о слабости русской миссионерской школы, продиктованное, с одной стороны, идеологическими соображениями советского периода, с другой – недостаточной информированностью дореволюционных историков. Автор, признавая определенную правоту в этом вопросе, тем не менее указывает на то, что именно работа русских миссионеров в тот период обеспечила впоследствии яркие успехи в деле просвещения нерусских народов России. Что касается сравнений с другими странами, то здесь также обращается внимание на принципиальную разницу в подходах к вопросам миссионерства.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Шевырев С. П. Взгляд русского на современное образование Европы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 149-177.
PDF
Вниманию читателей предлагается третья и четвертая части широко известной статьи С.П. Шевырева (1806–1864 гг.) «Взгляд русского на современное образование Европы». В первых двух частях очерка, опубликованных в предыдущем номере Вестника ПСТГУ (серия IV. Педагогика. Психология. № 3), речь шла об Италии и Англии. Несмотря на известность и многочисленные ссылки, статья, тем не менее, ни где больше не печаталась (насколько это известно автору публикации), хотя представляет несомненный интерес не только для филолога, но и для истории педагогики. Публикация подготовлена канд. ист. наук, ведущим научным сотрудником Института теории и истории педагогики РАО Л.Н. Беленчук.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. К вопросу о необходимости целостного подхода в контексте изучения истории педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 83-94.
PDF
В своей статье автор рассматривает вопросы изучения истории педагогики в контексте общей философско-богословской направленности педагогической мысли, особо подчеркивая при этом необходимость объективного и целостного подхода к источникам, обзора всей полноты исторических фактов, так как история отечественной педагогики, отражая, безусловно, общемировые тенденции, имеет и свои особенности. К ним относится ее преимущественное внимание к целям и смыслу воспитательного процесса, а не к средствам его, единство светской и церковной педагогической мысли.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Гоголь как просветитель // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 77-91.
PDF
Статья посвящена воспитательным, просветительским идеям в творчестве великого русского писателя Н. В. Гоголя, дидактическому значению его произведений. В ней рассматриваются его статьи на педагогические темы, переписка («Выбранные места из переписки с друзьями»), а также важнейшие художественные произведения («Ревизор» и «Мертвые души»). Особое внимание уделяется духовной составляющей произведений классика, его текстам, принадлежащим одновременно светской и религиозно-учительной культуре.
Н. В. Гоголь, просвещение, воспитание, религиозно-учительная литература, русское общество середины XIX в., поучения, художественная литература.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н., Прокофьева Е. А. Педагогические идеи представителей Киевской философской школы середины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 89-103.
PDF
Статья посвящена педагогическим представлениям известных философов киевской школы середины XIX в., преподавателей Киевского университета и духовной академии С. С. Гогоцкого и О. М. Новицкого.
С. С. Гогоцкий, О. М. Новицкий, Киевский университет, педагогика, образование, духовное воспитание, история педагогики
Беленчук Лариса Николаевна
Прокофьева Елена Анатольевна
Беленчук Л. Н. Ранние славянофилы и западники о просвещении в России в свете крестьянской реформы (к 150-летию освобождения крестьянства) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 118-132.
PDF
Статья раскрывает основные направления идейных разногласий в освещении проблемы просвещения русского крестьянства в период реформы 1861 г.
просвещение народа, крестьянская реформа 1861 г., славянофилы, западники
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Задачи и основные проблемы современных историко-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 47-56.
PDF
Статья посвящена актуальным вопросам истории педагогики, методологии изучения этой дисциплины.
история педагогики, П. Ф. Каптерев, образование, методология, источники по истории педагогики
Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija (Selected Pedagogical Works), Moscow, 1985.
Medynskij E. N. Istorija russkoj pedagogiki do Velikoj Oktjabr'skoj socialisticheskoj revoljucii (History of Russian Pedagogics till Great October Socialistic Revolution), Moscow, 1938.
Leont'ev K. N. Vostok, Rossija i slavjanstvo (East, Russia and Slavs), Moscow, 1885, vol. 1.
Gogol' N. V. Izbrannoe (Selected Works), Moscow, 1999.
Aleksej Stepanovich Homjakov: Ego zhizn' i sochinenija. Prilozhenija: Sbornik materialov dlja istorii prosveshhenija v Rossii (Aleksej Stepanovich Homjakov: His Life and Works. Appendices: Collection of Materials for History of Enlightenment), Moscow, 1897.
Kozhinov V. V. Prorok v svoem Otechestve (F. I. Tjutchev i istorija Rossii XIX veka) (Prophet in His Own Country (F. I. Tjutchev and Russian History of XIX Century)), Moscow, 2001.
Pobedonoscev K. P. Sochinenija (Works), Saint-Petersburg, 1996.
Chaadaev P. Ja. Filosoficheskie pis'ma (Philosophical Letters), Moscow, 2006.


Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике К. Д. Ушинского (к 190-летию со дня рождения) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 111-119. DOI: 10.15382/sturIV201433.111-119
Статья посвящена отдельным аспектам теории нравственного воспитания К. Д. Ушинского. Эта тема достаточно подробно освещалась в советской историко-педагогической науке, но мы сочли необходимым вернуться к ней в настоящее время по двум причинам. Первая — необычайная актуальность ее именно сейчас, когда в нашем образовании прагматические задачи, злоба дня все больше вытесняют не только духовно-нравственные, но и даже общеобразовательные цели воспитания. Вторая причина — неполное и даже искаженное восприятие и трансляция советскими историками проблем нравственного воспитания у Ушинского. В их понимании оно часто сводилось к моральным императивам, т. е. рассматривалось как репродукция поведенческих стереотипов, принятых в обществе, тогда как у великого русского педагога проблема нравственного воспитания рассматривается гораздо глубже — она вытекает из самой божественной природы человека, имея исток в его душе. Отсюда и пристальное внимание Ушинского к этнологии, психологии, антропологическим знаниям, которые дают ключ к определению основных путей нравственного совершенствования в ходе образовательного процесса. Он подчеркивает связь нравственных проблем с национально-культурным кодом учащегося, его воспитанием в духе своей народности. Ушинский показывает, что нравственность всегда стремится к Абсолюту, к верховному идеалу, для христиан — к личности Иисуса Христа. Она не может быть продуктом человеческого творчества, она надчеловечна и потому универсальна. Нравственная теория К. Д. Ушинского исходит из понимания им прогресса человечества как нравственного совершенствования отдельных общностей, а в итоге — каждой отдельной личности. Научно-технический прогресс поэтому должен подчиняться нравственным доминантам человечества.
История педагогики, К. Д. Ушинский, образование, нравственное воспитание, русская педагогика, духовность образования, русская школа, народность, патриотизм, значение труда в воспитании, нравственность и наука, христианская антропология, личность, педагог
1. Аксаков И. С. Отношение между школой и жизнью в России // «Человек». 1991. № 3. С. 73–76.
2. Водовозова Е. Н. На заре жизни. М., 1964. Т. 1.
3. Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии. М., 2006.
4. Дарвин Ч. О происхождение видов. [Электронный ресурс.] URL: http://evolution.powernet.ru/library/origin_of_species.html#17 (14.12.2013).
5. Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Киев, 1902. Т. 1. Кн. 1.
6. Толстой Л. Н. Дневники. // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 22 т. М., 1985. Т. 21.
7. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2.
8. Ушинский. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 1.
9. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2.
10. Ушинский. Педагогическая антропология // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 6.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Средние века — сердце европейского просвещения: История и методология изучения средневековой педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 53-64. DOI: 10.15382/sturIV201538.53-64
В статье обосновывается необходимость отхода от марксистско-ленинской схемы сопряжения развития педагогики с общественно-экономическими формациями. Схема, где материальный базис первичен, а идеологическая надстройка вторична, не выдерживает научной критики. Понятно, что духовное явление, такое как педагогика, не может впрямую определяться этим базисом, хотя, безусловно, отчасти зависит от него. В этой схеме чем дальше от нашего времени, тем более несовершенна педагогика, чем ближе — тем она «прогрессивнее». В ней средневековая педагогика обычно занимает скромное место. Снисходительное отношение к ней отражается и в числе страниц, посвященных средним векам в исследованиях. Подобное отношение к просвещению средних веков сложилось относительно недавно. Еще в середине XIX в. наши мыслители отмечали удивительную мощь и плодовитость средневековой педагогической идеи. Но уже во второй половине XIX в. такое воззрение на Cредневековье становится уделом лишь отдельных авторов, представления которых мы и постарались отразить в статье, наряду с нашим видением места и роли средневекового просвещения в истории педагогики и методологии его изучения.
В. В. Розанов, историософия, история педагогики, К. Н. Леонтьев, методология истории педагогики, Н. Я. Данилевский, общественноэкономическая формация, прогресс, Средневековье, христианская педагогика, цивилизация
1. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности. Вологда, 2010.
2. Гоголь Н. В. О Средних веках // Неизданный Гоголь. М., 2001.
3. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. Дис. … д-ра пед. наук. М., 2012.
4. Катасонов В. Ю. От рабства к рабству. От древнего Рима к современному капитализму. М., 2014.
5. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. М., 2010.
6. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.
7. Соловьев Э. Ю. Главы учебного курса «Реформация и становление общеевропейской цивилизации» (URL: http://luteranstvo.info/istorij a-religii/729-reformacij a-i-stanovlenie.html).
8. Янушкявичене О. Л. Духовное воспитание: история и современность. М., 2009.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Педагогические идеи Московского государства XVI в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 61-73. DOI: 10.15382/sturIV201642.61-73
Статья посвящена идеям образования в Московском государстве XVI в. и их месту в общеевропейском становлении Нового просвещения. XVI в. в России — время наивысшего развития самобытной русской средневековой цивилизации, а значит, и просвещения, и литературы, и педагогики. В указанное время русское общество жило несколькими выдающимися идеями — объединением русских земель в единое государство, исследованием духовного мира Византии, миссией русского народа среди других европейских народов. Эти идеи формировали представления о том, каким же должен быть человек, чтобы соответствовать таким задачам. Особое внимание уделяется древнерусской книжности и сводам времен Ивана Грозного. Показаны общие и различные черты в развитии отечественного и западноевропейского образования на исходе Средних веков. Проведено сравнение двух характерных образцов отечественной и западноевропейской литературы данного периода, описывающих семейные отношения, — Сказания о Петре и Февронии и средневековой Троянской истории. Показано взаимовлияние и взаимная противоречивость двух европейских типов просвещения.
история педагогики, образование, русская педагогика, русская школа, нравственность и наука, христианская антропология, средние века.
1. Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011.
2. Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983. URL: http://predanie.ru/lib/book/88678/#toc23.
3. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М., 2010.
4. Зеньковский В. В. Педагогика. Клин, 2004.
5. Из «Троянской истории». URL: http://lib.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid=5128.
6. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М., 1908.
7. Кожинов В. В. История Руси и русского Слова: Современный взгляд. М., 1997.
8. Перевезенцев С. В. Тайны русской веры: От язычества к империи. М., 2001.
9. Поучение Даниила, митрополита всея Руси. URL: http://lib.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid=5111.
10. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1980.
11. Скрынников Р. Г. Русская история IX–XVII веков. СПб., 2006.
12. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990.
13. Сочинения Ермалая-Еразма. URL: http://lib.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid=5116.
14. Ужанков А. Н. Историческая поэтика древнерусской словесности: Генезис литературных формаций. М., 2011.
Беленчук Лариса Николаевна
Беленчук Л. Н. Владимир Яковлевич Стоюнин о развитии отечественной школы в первой четверти XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 86-99. DOI: 10.15382/sturIV201746.86-99
В статье, посвященной историко-педагогическому творчеству русского педагога второй половины XIX в. В. Я. Стоюнина, речь идет о понимании им цели и задач образовательных реформ Александра I, в частности создания министерства народного просвещения и системы школьного образования. На основе цивилизационного подхода сделана попытка осветить взгляд ученого на исторические особенности национальной педагогики. Статья на примере воззрений В. Я. Стоюнина раскрывает характерный для педагогического сообщества второй половины XIX в. взгляд на отечественную историю педагогики как на цепь неудачных подражаний западноевропейским образцам. В. Я. Стоюнин, излагая различные позиции государственных деятелей, сетует на победу государственного подхода над общественным, выделяет некоторые свойственные, по его мнению, российскому образованию всех эпох недостатки школы и воспитания — излишний контроль государства и чиновников над школой, отсутствие общественной инициативы в школьном деле, засилье иностранных воспитателей, приоритет иностранных языков в столичном воспитании — и намечает пути их преодоления.
В. Я. Стоюнин, педагогика, история образования, государство, общество, национальная школа, реформы Александра I, Министерство народного просвещения, университеты, пансионы, частная школа
  1. Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011.
  2. Гоголь Н. В. Избранное. М., 1999.
  3. Зеньковский В. В. Педагогика. Клин, 2004.
  4. Пушкин А. С. О народном воспитании. // Хрестоматия по истории педагогики. / А. В. Овчинников, Л. Н. Беленчук, Е. Н. Никулина, сост. М., 2016.
  5. Спицын Е. Ю. Полный курс истории России. Кн. 2: Российская империя XVIII — начала XX в. М., 2016.
  6. Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. М., 1892.
Беленчук Лариса Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.
Беленчук Л. Н. Традиционализм в русской педагогике рубежа XIX-XX вв. (на примере творчества К. П. Победоносцева и о. Иоанна Кронштадтского) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 49-58. DOI: 10.15382/sturIV201849.49-58
Статья посвящена анализу идей двух представителей традиционалистских педагогических взглядов России рубежа XIX–XX вв. — обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева и «Всероссийского батюшки» — св. прав. Иоанна Кронштадтского. В то непростое время Россия переживала взлет различных новых для нее идеологий — революционных, либеральных, нигилистических, радикальных и пр. Подавляющее большинство интеллигенции исповедовали именно эти идеи. На этом фоне все традиционное представлялось старым, отжившим свой век. Отсюда и представление о К. П. Победоносцеве как об охранителе, ретрограде, которое, к сожалению, не только живо до сих пор, но тиражируется в художественной литературе, кино, публицистике и таким образом прочно входит в массовое сознание. Между тем и Победоносцев, и о. Иоанн Кронштадтский создали совершенно новые для своего времени образовательные системы: первый — в пределах всей страны, а второй — в масштабах своего города. Из двух примеров традиционалистских просветительных реформ мы видим, как на национальной, исторической почве вырастают совершенно новые, неизвестные до этого социально-образовательные системы.
традиционализм, педагогика, история школы, К. П. Победоносцев, о. Иоанн Кронштадтский, школьная система, новаторство, просвещение, образование в России, воспитание, обучение
  1. Александр Семенов (Тян-Шанский), еп. Отец Иоанн Кронштадтский. Париж, 1955.
  2. Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011.
  3. Богуславский М. В., Кудряшев А. В., Милованов К. Ю. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX в.: Монография / М. В. Богуславский, ред. М., 2017.
  4. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М., 2010.
  5. Иоанн Кронштадтский, св. прав. О воспитании детей. URL: http://www.orthedu.ru/roditeli/1539-svyatoj-pravednyj-ioann-kronshtadtskij -o.html
  6. Константин (Горянов), митр. Современники: святой праведный Иоанн Кронштадтский и революционный священник Георгий Гапон. Становление их личностей и влияние каждого на мировоззрение русского народа // Родная Ладога. 2017. № 2. С. 32.
  7. Перевезенцев С. В. Традиционализм: русский взгляд // Родная Ладога. 2017. № 3. С. 19.
  8. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., 1996.
  9. Хрестоматия по истории педагогики / Л. Н. Беленчук, Е. Н. Никулина, сост. М., 2016. Т. 1.
Беленчук Лариса Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 гг. (№ 27.8089.2017/БЧ).
Беленчук Л. Н. Развитие церковной дидактики в конце XIX – начале XX века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 79-90. DOI: 10.15382/sturIV202059.79-90
Статья посвящена теме развития дидактики двумя выдающимися церковными педагогами рубежа XIX–XX вв. — святым праведным Иоанном Кронштадтским и священномучеником Фаддеем (Успенским), архиепископом Тверским. Именно эти педагоги, постоянно занимаясь практическим преподаванием, первый — в школах разных ведомств, второй — в духовных семинариях, сформулировали основные положения и общей, и церковной дидактики. Христианский универсализм сделал их выводы доступными для любой школы, а специальные изыскания в области преподавания Закона Божия и церковнославянского языка позволили утвердить основные дидактические принципы и положения этих дисциплин. Источниками этой дидактики явились как творения отцов Церкви, начиная от первых и до современных авторам трудов святителя Феофана Затворника, так и произведения светских педагогов — К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского, П. Ф. Каптерева. Синтезируя выводы двух педагогических школ, авторы приходят к собственным оригинальным и ценным выводам, главный из которых состоит в том, что дидактика не может быть исключительно наукой об обучении, но с необходимостью включает в себя и воспитательные темы. Обучение церковнославянскому языку имеет особый дидактический смысл: этот язык несет возвышенные понятия, на нем не существует обыденных или низких слов, к тому же изучение его и постоянное неизбежное сравнение с русским языком развивает у детей навыки сравнительного языкознания и понимания пути развития родного языка. При этом есть мнение, что дидактически несущественно, с какого языка начинать обучение ребенка — с русского или церковнославянского.
дидактика, школа, церковнославянский язык, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, Закон Божий, христианский универсализм, образование
  1. Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики. М., 2005.
  2. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. М., 2013.
  3. Иоанн Кронштадтский, св. прав. О воспитании детей. URL: http://www.orthedu.ru/roditeli/1539-svyatoj-pravednyj-ioann-kronshtadtskij -o.html (дата обращения: 14.12.2018).
  4. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его обращение к духовенству. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij /otvetioanna-kronshtadtskogo-lvu-tolstomu-na-ego-obrashenie-k-duhovenstvu/ (дата обращения: 14.12.2018).
  5. Педагогический словарь. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/976/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 14.12.2018).
  6. Программа по предмету Закона Божия для начальных училищ разных наименований и ведомств. Объяснительная записка к программе элементарного курса по Закону Божию для начальных училищ // Томские епархиальные ведомости. 1881. № 4. С. 21–22.
  7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / В. В. Давыдов, ред. М., 1993–1999. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/05.php (дата обращения: 14.01.2019).
  8. Словарь-справочник по педагогике / В. А. Мижериков, авт.-сост. М., 2004.
  9. Спицын Е. Ю. Российская империя XVIII — начала XX в. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Кн. 2. М., 2015.
  10. Фаддей (Успенский), арх. Тверской, сщмч. Творения. Кн. II. Записки по дидактике. Тверь, 2004.
Беленчук Лариса Николаевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
Беленчук Л. Н. Просвещение в деятельности и научных трудах Л. П. Карсавина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 93-106. DOI: 10.15382/sturIV202161.93-106
Лев Платонович Карсавин — выдающийся русский мыслитель, евразиец, философ и историк, жил в непростую эпоху войн и революций, занимался различными научными областями знания. Статья посвящена его педагогической деятельности и размышлениям, связанным с просвещением.Просвещенческая работа стала основным делом ученого, занимавшегося как преподавательской работой в высших учебных заведениях четырех государств (России, Германии, Франции и Литвы), так и просветительской деятельностью в различных общественных организациях, на семинарах и курсах. Последней его работой стал курс лекций по философии и культуре, прочитанный им для заключенных лагеря, где он отбывал тюремный срок. Преподавательский его опыт включал разные сферы: философию и богословие, культурологию и исторические дисциплины. Везде он демонстрировал широчайшую эрудицию и глубокий подход, основанный на христианском мировоззрении.Идейной основой педагогической деятельности Л. П. Карсавина стало евразийство, теория, популярная в послереволюционные годы среди философов, историков и богословов русского зарубежья. Евразийство выделяло русскую культуру и просвещение, как стоящую особняком, имеющую общие христианские корни с западноевропейской культурой, но разное понимание Церкви и церковных догматов. Л. П. Карсавин принадлежал к той группе евразийцев, которая делала упор не только на географическую и этническую характеристики русской культуры, но и на восточнохристианскую традицию в качестве ее основы.Темами культурно-просветительской концепции Карсавина стали также идея всеединства, в которой он раскрывал особую миссию человека во Вселенной и его ответственность за все происходящее в мировом пространстве; учение о личности, основанное на представлении о трехсоставности природы человека; что имеется ввиду взаимоотношение веры и науки, последнюю из которых он считал следствием в конечном итоге религиозных представлений.
Л. П. Карсавин, просвещение, культура, преподавание, всеединство, евразийство, личность, вера, наука
  1. Вебер Д. И. Исследование религиозной культуры в трудах Л. П. Карсавина // Религиоведение. Благовещенск, 2017. Т. 1. С. 109–116.
  2. Глазьев С. Ю., Щипков А. В. Экономика и общество: монография. М., 2020.
  3. Евлампиев И. И. Антропологическая тема в русской философии. URL: http://anthropology.ru/ru/text/evlampiev-ii/antropologicheskaya-tema-v-russkoy-fi losofi i (дата обращения: 01.12.2019).
  4. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1999.
  5. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. URL: https://unixone.ru/?p=1937 (дата обращения: 10.12.2019).
  6. Карсавин Л. П. Ответ на статью Бердяева об евразийцах. URL: http://www.odinblago.ru/path/2/10 (дата обращения: 02.12.2019).
  7. Карсавин Л. П. Пролегомены к учению о личности. URL: http://www.odinblago.ru/path/12/2/ (дата обращения: 01.12.2019).
  8. Карташев А. В. Лев Платонович Карсавин. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/lev-platonovich-karsavin/ (дата обращения: 01.12.2019).
  9. Катасонов В. Ю. Метафизика истории. М., 2017.
  10. Клементьев А. К. Педагогическая и общественно-церковная деятельность Л. П. Карсавина в годы жизни в Германии и Франции (1922–1926) // Исторические записки. 2008. № 11. С. 386–421.
  11. Ласинскас П. Лев Карсавин. Универсальная личность в контекстах европейской культуры. М., 2011.
  12. Лосский Н. О. История русской философии. М., 2007.
  13. Мелих Ю. Б. Персонализм Л. П. Карсавина и европейская философия. М., 2003.
  14. Тростников В. Н. Бог в русской истории. М., 2008.
  15. Хомяков А. С. Всемирная задача России. М., 2008.
  16. Хоружий С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Хоружий C. C. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 131–187.
  17. Ястребицкая А. Л. Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин (1882–1952). М., 1991.
Беленчук Лариса Николаевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.
Беленчук Л. Н. Инновационные процессы в образовании: реформы Петра I и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 21-31. DOI: 10.15382/sturIV202264.21-31
Статья посвящена вопросам реформирования образования в переходные периоды исторического развития. Сделана попытка сравнить две эпохи инновационных преобразований – время петровских реформ просвещения (I четверть XVIII века) и недавний период нашей истории (90-е годы XX века – по наст. время). Эти непростые периоды связывает много общего: кардинальная перестройка школьного образования, переход на западноевропейские образцы в культуре, отказ от традиционных, «старых» духовных форм воспитания и обучения. И те, и другие реформы имели различные цели и последствия: в петровский период это были поиски новых знаний и новых смыслов образования, в современную эпоху – попытка полностью переосмыслить и переделать советскую систему образования.Время петровских реформ оценивалось русскими мыслителями по-разному, но практически все видели в них процесс модернизации общества, попытку поставить его на новые технологические рельсы. Мыслители либерального и западнического толка оценивали реформы Петра исключительно в положительном ключе, считая их настоящей революцией в сфере просвещения, приведшей Россию к небывалому усилению и расцвету. Плеяда консервативных мыслителей, оценивавших преобразования Петра I как «бурю» и «грозу», опрокинувшую старое «московское» просвещение, считала, что они были неизбежны, но имели много негативных последствий, в частности, разделение образования на духовное и светское, некритическое заимствование его содержания из западноевропейской традиции, насильственное насаждение школ, чуждых духу населения.Современные инновационные преобразования, носящие во многом противоречивый характер, еще ждут оценки исследователей и педагогов.
Петр I, реформы, образование, инновации, духовно-нравственное воспитание, школа, консервативная мысль, модернизация, Л.А. Тихомиров, славянофилы
  1. Богуславский М. В., Милованов К. Ю., Кудряшев А. В. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети ХХ века. М., 2017.
  2. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). URL: http://www.vehi.net/vehi/bulgakov.html (дата обращения: 02.01.2020).
  3. Васильева О. Ю. Интервью порталу Вести FM. URL: https://www.nakanune.ru/news/2020/09/14/22583643/ (дата обращения: 09.10.2021).
  4. Грановский Т. Н. Избранные сочинения. М., 1905.
  5. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры: учеб. пособ. М., 2013.
  6. Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М., 2002.
  7. Соловьев С. М. Полный курс русской истории в одной книге. URL: https://iknigi.net/avtor-sergey-solovev/63221-polnyy-kurs-russkoy-istorii-v-odnoy-knige-sergey-solovev/read/page-32.html (дата обращения: 14.08.2021).
  8. Стратегия национальной безопасности. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 12.08.2021).
  9. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. URL: https://bookscafe.net/read/tihomirov_lev-monarhicheskaya_gosudarstvennost-164429.html#p43 (дата обращения: 21.09.2021).
  10. Фурсенко А. Конференция международного форума «Селигер-2007». URL: https://zen.yandex.ru/media/vln/fursenko-nam-tvorec-ne-nujen-nam-nujen--professionalnyipotrebitel-5a8eb1a5610493d940e025c7 (дата обращения: 23.09.2021).
  11. Хомяков А. С. Всемирная задача России. М., 2008.
Беленчук Лариса Николаевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.