/
Результат поиска


Беглов А. Л. Особое совещание для выработки проекта о православном приходе 1907 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 39-61.
PDF
Статья посвящена одному из малоизученных эпизодов подготовки реформы православного прихода в Российской империи накануне революции 1917 г. В центре внимания автора — работа Особого совещания для выработки проекта о православном приходе, созданного при Святейшем Синоде в 1907 г. и продолжавшего работы по приходскому вопросу Предсоборного присутствия. Рассматриваются обстоятельства создания Совещания, его состав, механизм функционирования и основные особенности выработанного им проекта Положения о православном приходе, приходских попечительствах и братствах.
история Русской Православной Церкви, предсоборные дискуссии, реформа православного прихода, особое Совещание при Синоде, органы приходского управления, приходское имущество, И. С. Бердников, А. А. Папков
Беглов Александр Львович
Беглов А. Л. Православный приход Российской империи как объект фискальной политики светских и церковных властей в конце XIX — начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 56-81. DOI: 10.15382/sturII201457.56-81
В статье на новых архивных материалах реконструируется система налогообложения православных приходов Российской империи в конце XIX — начале ХХ в., описываются многочисленные отчисления, которые приходы осуществляли из своих средств в пользу епархиальных учреждений и благотворительных организаций. Сделана попытка оценить количество различных сборов, существовавших в этот период (автор насчитывает их более 80 наименований); их размеры и тяжесть для приходского бюджета. В этой связи делается вывод, что такие отчисления в ряде случаев составляли более половины доходов приходских церквей. Раскрываются причины превращения формально добровольных сборов в пользу благотворительных учреждений в фактически принудительные. Также изучаются неудавшиеся попытки высшего церковного руководства реформировать систему сборов с приходов в начале ХХ в. В частности, рассматривается работа двух синодальных комиссий: 1905 г. под председательством архиепископа Никона (Софийского) и 1909 г. под председательством архиепископа Антония (Храповицкого). Автор приходит к выводу, что упомянутые сборы были не только причиной бедности многих приходов (особенно сельских приходов в Центральной России), но и слабости их как религиозной общности. Поскольку сборы оказывались поводом для постоянного недовольства со стороны прихожан по адресу приходского духовенства и епархиальной власти. Не последнюю роль здесь играло то обстоятельство, что епархиальные учреждения, на которые шли приходские средства, носили сословный характер.
история Русской Православной Церкви, предсоборные дискуссии, реформа православного прихода, сборы с приходов, свечной сбор, благотворительные сборы, кружечные и тарелочные сборы, отчисления на епархиальные нужды и духовно-учебные заведения, приходское хо
1. Беглов А. Л. Законодательство Российской империи о православном приходе к началу 1890-х гг.: Обзор основных законодательных актов // Религии мира. История и современность. 2006–2010. М., СПб.: Нестор, 2012. С. 371–388.
2. Беглов А. Л. Земские проекты переустройства православного прихода. 1860–1890-е гг. (в печати).
3. Беглов А. Л. Сословность православного приходского духовенства в России в начале ХХ века: региональные особенности // Электронный научно-образовательный журнал «История». М., 2013. Вып. 5 (21). URL: http://mes.igh.ru/s207987840000561-6-1 (дата обращения: 10.12.2013).
4. Верт П. Православие, инославие, иноверие: Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М., 2012.
5. Емельях Л. И. Антиклерикальное движение в период первой русской революции. М., 1965.
6. Иванцов-Платонов А. М., прот. О русском церковном управлении. Двенадцать статей из №№ 1–16 газеты «Русь» 1882 года. СПб., 1898.
7. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898.
8. Самарин Д. Ф. Собрание статей, речей и докладов. Т. 1: Крестьянское дело. М., 1903. Т. 2: Статьи о приходе. Статьи разнородного содержания. М., 1908.
9. Шевцова В.Ф. Православие в России накануне 1917 г. СПб., 2010.
10. (1983) “The Parish Clergy” in Freeze G. L. Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, CounterReform, Princeton, 1983.
Беглов Алексей Львович
Беглов А. Л. Как можно было реформировать православный приход в 1890-е годы? Епархиальные преосвященные о преобразовании приходских попечительств // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 35-57. DOI: 10.15382/sturII201461.35-57
В статье впервые в историографии в деталях анализируются отзывы епархиальных преосвященных о перспективах реформы приходских попечительств при православных церквах, представленные ими по требованию обер-прокуратуры в 1890-е гг. в контексте более общего преобразования православного прихода, планировавшегося К. П. Победоносцевым. Отзывы епархиальных властей о возможностях реформирования попечительств фактически были отзывами о возможностях приходской реформы, и именно в этом качестве они представляют значительный интерес. Автор приходит к выводу, чтоосновным лейтмотивом отзывов было стремление придать попечительствам более «церковный» характер. Но реализовать эту задачу архиереи предлагали двумя путями. Один из этих путей можно назвать «административным», другой — «органическим». Большая часть иерархов предлагала включить попечительства в существующую систему епархиального управления, подчинив их административному контролю со стороны благочинных и консистории. Другая группа иерархов (десятая часть от всех представивших отзывы) считала необходимым придать попечительствам характер добровольных приходских братств, тем самым выделив религиозно активный костяк прихода. В своих отзывах эта группа архиереев учитывала опыт западнорусских братств, а также организаций взаимопомощи, существовавших среди православных в Америке. Однако ни в том, ни в другом случае не решалась важная проблема приходской жизни — проблема эффективностиприходского хозяйства, которое в значительной степени находилось в зависимости от решений крестьянского схода. Преосвященные считали допустимым прибегать к помощи светских властей для осуществления соборов пожертвований с прихожан. И лишь немногие выступали за наделение приходских организаций правами хозяйственной самостоятельности.
История России XIX в., история Российской Православной Церкви, церковные реформы, реформа православного прихода, приходские попечительства, реформа приходских попечительств, мнения архиереев о приходской реформе, крестьянское самоуправление, крестьянский
1. Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. 1856–1904 гг. СПб., 2006.
2. Беглов А. Л. Законодательство Российской империи о православном приходе к началу 1890-х гг.: (Обзор основных законодательных актов) // Религии мира. История и современность. 2006–2010. М., СПб.: Издательство «Нестор», 2012. С. 371–388.
3. Беглов А. Л. Приходские попечительства при православных церквах Российской империи в 1890-е гг.: итоги 30-летнего развития // Российская история. 2014. № 6. С. 104–127.
4. Заозерский Н. А. Братское дело в православной России: По поводу брошюр господина Папкова и священника Фуделя о церковных братствах и приходских попечительствах // Богословский вестник. 1894. Т. 4. № 10. С. 174–197 (2-я пагин.).
5. Курляндский И. А. Законодательство Российской империи и проблемы церковной благотворительности: (1700–1917 годы) // Религии мира: История и современность. 2004. М., 2004. С. 175–181.
6. Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы: (вторая половина XIX — начало ХХ столетия). М., 2011.
7. Папков А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902.
8. Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996.
9. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ: (Церковные реформы в России 1860–1870-х годов). М., 1999.
10. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898.
11. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1–2. М., 1996–1997.
12. Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700–1917. М., 2003.
13. Фудель И. И., свящ. К реформе приходских попечительств. М., 1894.
14. Фудель И. И., свящ. Основы церковно-приходской жизни. М., 1894.
15. 1983 “The Parish Clergy” in Freeze G. L. Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, CounterReform, Princeton, 1983.
16. Freeze G. L. 2001 “All Power to the Parish? The Problems and Politics of Church Reform in Late Imperial Russia”, in Madhavan K. Palat (ed.). Social Identities in Revolutionary Russia, Palgrave Macmillan (UK), 2001, pp. 174–208.
Беглов Александр Львович
Беглов А. Л. Мольбы о помощи. Письма православных верующих Папе Римскому 1931 г.: новые документы из архивов Ватикана // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 135-152. DOI: 10.15382/sturII201991.135-152
В статье вводятся в научный оборот новые документы из архивов Ватикана. Это письма православных верующих Папе Римскому, написанные в 1931 г., с просьбами о помощи. Автор рассматривает эти документы в контексте попыток коммуникации верующих в СССР с представителями иных государств и зарубежных религиозных институций. Последние, как считалось, могли оказать давление на советские власти, с тем чтобы те ослабили антирелигиозный натиск. Особое значение такие попытки приобрели после «ультиматума Керзона» 1923 г., с которым православные верующие в СССР связывали освобождение из-под ареста патриарха Тихона. Публикуемые письма имеют ряд общих черт. 1) Все они являются откликом на папский «крестовый поход молитв» 1930 г. в защиту верующих в СССР. Как можно увидеть из этих документов, рядовые верующие в Советской России положительно восприняли этот демарш Римского понтифика; 2) Все письма сообщают некие сведения, которые, как предполагали их авторы, помогут Папе защитить верующих в СССР. Так, автор одного из писем прямо пишет о возможном сносе храма Христа Спасителя в Москве и просит Папу помешать этому; 3) Авторы обращаются к папе именно за помощью, часто вполне конкретной (защитить храм Христа Спасителя, воспрепятствовать возможной высылке крестьян-беженцев в СССР). Таким образом, идея передачи сведений о положении в Советском Союзе за границу, а также обращения за помощью к зарубежным религиозным лидерам была распространена даже в массовом сознании.
Россия (СССР) в ХХ в., международные отношения, Ватикан, архивы Ватикана, «крестовый поход молитв» 1930 г., папская комиссия Pro Russia, письма в Ватикан, православные верующие, епископ Нестор (Анисимов), епископ Эммануил (Шапталь)
  1. Беглов А. Л. «Крестовый поход молитв» 1930 г. и реакция на него в СССР // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. T. 9. Вып. 4(68). Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840002219-9-1 (дата обращения: 19.07.2019). DOI: 10.18254/S0002219-9-1.
  2. Беглов А. Л. Жизненный путь архиепископа Варфоломея // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 119–129.
  3. Белякова Н. Церкви в холодной войне. Введение // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 7–18. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-1-7-18.
  4. Венгер А. Рим и Москва. 1900–1950. М., 2000.
  5. Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митр. Нестора (Анисимова): в 2 т. / авт.-сост. О. В. Косик. М., 2005.
  6. Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство. 1917–1922. М., 2005. С. 105–109.
  7. Косик О. В. Голоса из России: Очерки сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е — начало 1930-х годов). М., 2013.
  8. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.
  9. Куренышев А. А. Крестьянские организации русского зарубежья // Вопросы истории. 2008. № 1. C. 3–21.
  10. Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозный фактор во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М., 2011.
  11. Осипенко М. В. Хранители веры // Север. 2013. № 3–4. С. 36–37.
  12. Tokareva E. Vatican and Catholics in Russia in 1920–1930: communication problems // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. № 236. Pp. 379–384.
Беглов Алексей Львович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБУН Институт всеобщей истории Российской академии наук; Российская Федерация, 119334, Москва, Ленинский просп., 32 а, для А. Л. Беглова;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-8656-1615;
Электронный адрес: beglov.al@yandex.ru.
Исследование выполнено в рамках проекта, получившего грантовую поддержку Российского научного фонда (№ 19-18-00482 «Entangled Histories: Россия и Ватикан, 1917–1958 гг.»).
Беглов А. Л. Православный приход в Российской империи: защита диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук в Институте всеобщей истории РАН // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 94. С. 179-182.
PDF
Беглов Алексей Львович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБУН Институт всеобщей истории Российской академии наук; Российская Федерация, 119334, Москва, Ленинский просп., 32 а, для А. Л. Беглова;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-8656-1615;
Электронный адрес: beglov.al@yandex.ru.
Беглов А. Л. Тайные монашеские общины советского периода. Проблемы типологии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 108. С. 126-151. DOI: 10.15382/sturII2022108.126-151
Задача данной статьи – сделать очередной шаг в разработке типологии тайных монашеских общин советского периода. Разработку типологии монашеского подполья в СССР автор рассматривает как инструмент для объяснения разнообразия форм этого явления. Прежде всего автор ставит вопрос об эволюции типов монашеской жизни при переходе от синодального к советскому периоду и для его решения подробно останавливается на существующих в науке классификациях форм монастырей и монашеской жизни русского средневековья и имперского периода. Затем автор обращает внимание, что тайные общины различались не только по «объективным» (например, по гендерному или возрастному составу), но и по «субъективным» признакам, например, по позиции их лидеров и членов в отношении церковных разделений, или в отношении принятия новых членов. Исходя из этого, в статье поставлен вопрос о причинах формирования различных стратегий поведения иноков советского периода, а также о тех интеллектуальных установках, которые стояли за этими стратегиями. Автор приходит к выводу, что позиция по отношению к принятию новых членов, или открытость vs. закрытость тайных монашеских общин была одной из ключевых их характеристик, обусловливавших другие, в том числе «объективные» их параметры.
история России (СССР) XX в., история Русской Православной Церкви, нелегальная церковная жизнь, церковное подполье, тайное монашество, типология монастырей, типология монашеской жизни
  1. Аристоклий, мон. Зосимовский патерик: жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни: в 2 т. [Б. м.,] 2012.
  2. Барсегян Т. В. Типология православных монастырей России // Монастыри в жизни России: Материалы научной конференции, посвященной 600-летию преподобного Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19–20 апреля 1994 года) / сост. В. И. Осипов. Калуга; Боровск, 1997. С. 6–10.
  3. Беглов А. «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818–1825 гг. // Альфа и Омега. 2001. № 3 (29). С. 205–240.
  4. Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан // Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2003. С. 228–233.
  5. Беглов А. В поисках «безгрешных катакомб»: Церковное подполье в СССР. 2-е изд. М., 2018.
  6. [Беглов А.] Жизненный путь архиепископа Варфоломея // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 119–129.
  7. Беглов А. Туринская трагедия. Кризис в монашеской общине прп. Зосимы (Верховского) 1818–1827 гг. // Альфа и Омега. 2009. № 3 (56). С. 111–143; 2010. № 1 (57). С. 148–174.
  8. Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания // Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 78–104.
  9. Беглов А. Л. Сословность православного приходского духовенства в России в начале ХХ века: региональные особенности // Электронный научно-образовательный журнал «История». М., 2013. Вып. 5 (21) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://mes.igh.ru/s207987840000561-6-1 (дата обращения: 13.02.2022).
  10. Белякова Е. В., Белякова Н. А., Емченко Е. Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М., 2011.
  11. Варфоломей (Ремов), архиеп. Письма и автобиография / подгот. текста, публ., вступ. заметка и примеч. А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). С. 353–378.
  12. Васильева О. Ю. Судьбы русских монастырей в ХХ веке // Монашество и монастыри в России XI–XX века: Исторические очерки. М., 2002. С. 332–342.
  13. Емченко Е. Б. Женские монастыри в России // Монашество и монастыри в России. XI–XX века: Исторические очерки. М., 2002. С. 266–274.
  14. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999.
  15. Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы / подгот. текста, публ., предисл. и примеч. А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 1996. № 1 (8). С. 114–135.
  16. Игнатия, мон. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001.
  17. Игнатия, мон. Старчество на Руси. М., 1999.
  18. Игумен Варсонофий и его вклад в деятельность Александро-Невского брат ства // Варсонофий (Веревкин), игум. Учение о молитве по Добротолюбию. Рыбинск, 2002. С. 26–44.
  19. Иоанн (Вендланд), митр. Князь Федор (Черный). Митрополит Гурий (Егоров): Исторические очерки. Ярославль, 1999.
  20. Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI–XX веках. М., 1994.
  21. Карпук Д. А. История ученого монашества // Санкт-Петербургская духовная академия. 24.01.2015 г. URL: http://spbda.ru/publications/istoriya-uchenogo-monashestva/ (дата обращения: 03.03.2022).
  22. Левин О. Ю., Просветов Р. Ю., Алленов А. Н. Кирсанов Православный. М., 1999.
  23. Орловский И. И. Пустынножительство в Рославльских лесах. Смоленск, 1907.
  24. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 г.: cб. документов / отв. ред. прот. Владимир Воробьев, отв. сост. Л. Б. Милякова. М., 2016.
  25. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1–2. М., 2004.
  26. Серафим (Томин), схиархим. Глава преподобного Силуана Афонского // Христианос: альманах. 1991. № 1. С. 77–78.
  27. Сергий (Савельев), архим. Далекий путь: История одной христианской общины. М., 1998.
  28. Синицына Н. В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV–XVI вв.) // Монашество и монастыри в России. XI–XX века: Исторические очерки. М., 2002. С. 116–149.
  29. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1–2. М., 1996–1997.
  30. Смолич И. К. Русское монашество. 988–1917: Жизнь и учение старцев. М., 1999.
  31. Соловьев К. А. Типология и новые формы православных монастырей Российской империи на рубеже XIX–XX веков. М., 2013.
  32. Сухова Н. А. Ученое монашество в России: научно-богословская деятельность и проблема консолидации // Вертоград наук духовный: сб. статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М., 2007. С. 304–325.
  33. Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство: Синодальный период. 1700–1917. М., 2003.
  34. Хондзинский Павел, прот. Незримая обитель, или Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании: с приложением подлинных документов, писем и воспоминаний. М., 2017.
  35. Шевченко Т. И. Валаамские иноки в эпоху гонений: Московское подворье Валаамского монастыря и его насельники после революции 1917 года. М., 2018.
  36. Шкаровский М. В. Подвиг мученичества и исповедничества Александро-Невского братства (по архивным документам 1930-х годов) // Свет Христов просвещает всех: альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2018. Вып. 25. С. 57–74.
  37. Kenworthy Scott M. The Heart of Russia: Trinity-Sergius, Monasticism, and Society after 1825. N. Y., 2010.
  38. Wynot J. Keeping the Faith: Russian Orthodox Monasticism in the Soviet Union, 1917–1939. Texas A&M University Press, 2004.
Беглов Алексей Львович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБУН Институт всеобщей истории Российской академии наук; Российская Федерация, 119334, Москва, Ленинский просп., 32 а, для А. Л. Беглова;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-8656-1615;
Электронный адрес: beglov.al@yandex.ru.
Автор выражает сердечную признательность коллегам, участвовавшим в обсуждении этой статьи: Н.А. Беляковой, А.Б. Ваньковой, М.В. Виноградовой, А.В. Вишиванюк, Г.М. Запальскому, О.А. Родионову, Е.С. Токаревой, И.А. Фадееву.