/
Результат поиска


Барашков В. В. Первые зарубежные учебники по истории религии и сравнительному религиоведению (1870-1910-е годы) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 1 (63). С. 101-116. DOI: 10.15382/sturI201663.101-116
Одним из важнейших аспектов институционализации религиоведения в 1870–1910-е гг. было издание первых учебников по истории религии и сравнительному религиоведению. Цель статьи – проанализировать методы и подходы, используемые в этих учебниках. Предпосылками появления исследований по истории религии было накопление фактического материала этнографией, фольклористикой, востоковедением, а также осознание значимости текстов первоисточников. Главной характеристикой религии для историков религии того времени была ее универсальность: нет безрелигиозных народов, а следовательно, религия относится к сущностным характеристикам человека. Наиболее важными методами были исторический подход, сравнительный метод, использование понятия «развитие». В этих учебниках была предпринята попытка понять на основе изучения многообразия религиозных феноменов («история религий») сущность и общее направление развития религии («история религии»). Обычно религии «примитивных» (бесписьменных) народов исключались из учебников, поскольку считалось, что они «не имеют истории». Первые учебники по истории религии нередко создавались в рамках серий учебников по теологии, что говорит об их целевой аудитории и объясняет, почему нередко христианство в них рассматривалось как «высшая» религия. Одним из главных принципов сравнительного религиоведения было воздержание от ценностных суждений и занятие исключительно фактами. Автор статьи приходит к выводу, что современному религиоведению следует, опираясь на накопленные частные факты, вновь осуществлять проекты по созданию общей истории (теории) религии.
история религии, сравнительное религиоведение, религиоведение, универсальность религии, развитие религии, методы религиоведения, историзм, антропология религии, христианство
1. Антонов К. М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2011. № 1 (33). С. 39–55.
2. Антонов К. М. Кн. С. Н. Трубецкой и его программа исследования религии в контексте истории отечественного религиоведения // Точки-Puncta. 2011. №1–2 (10). C. 17–26.
3. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX — начала XX века. М., 2009.
4. Ахелис Т. Очерк сравнительного изучения религии / И. А. Давыдов, пер. СПб., 1906.
5. Забияко А. П. История религии // Религиоведение / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян, ред. М., 2006. С. 437–438.
6. Забияко А. П. Сравнительное религиоведение // Религиоведение. М., 2006. С. 1010–1012.
7. Забияко А. П. Сравнительное религиоведение: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 1991. № 2. С. 35–42.
8. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.
9. «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы mнаучного изучения религии в России XX — начала XXI в. / К. М. Антонов, ред. М., 2014.
10. Рахманин А. Ю. История религии как научная идеология: к вопросу о начальном этапе развития религиоведения // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. Вып. 2. С. 85–94.
11. Шахнович М. М. Л. Я. Штернберг и «наука о религии» // Лев Штернберг — гражданин, ученый, педагог: К 150-летию со дня рождения. СПб., 2012. С. 190–199.
12. Шахнович М. М. Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006.
13. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции. М., 2012.
14. Яблоков И. Н. Религиоведение и история религиоведения: Дискуссии в отечественной литературе // Религиоведение. 2011. № 3. С. 127–140.
15. Girardot N. J. 2002 “Max Müller’s Sacred Books and the Nineteenth-Century Production of the Comparative Science of Religion”, in History of Religions, 2002, vol. 41, pp. 213–250.
16. Sharpe E. J. Comparative Religion: A History, London, 1975.
17. Stausberg M. 2007 “The Study of Religion(s) in Western Europe (I): Prehistory and History until World War II”, in Religion, 2007, vol. 37, pp. 294–318.
18. Vasileva E. N. 2014 “Problems and Difficulties of Classifying Religions on the Basis of Confessional Differences”, in European Journal of Science and Theology, 2014, vol. 10/6, pp. 37–46.
Барашков Виктор Владимирович
Барашков В. В. Храм как гибридное пространство трансцендентности: теория Томаса Эрне // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 86. С. 133-138. — Рец. на кн.: Erne T. Hybride Räume der Transzendenz. Wozu wir heute noch Kirchen brauchen. Studien zu einer postsäkularen Theorie des Kirchenbaus. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2017. 254 s.
PDF
Барашков Виктор Владимирович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых; Российская Федерация, 600000, г. Владимир, проспект Строителей, 3/7, корп. 3, ауд. 211;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9806-6504;
Электронный адрес: v.barashkov@gmail.com.