/
Результат поиска


Балыко И. А. Религиозные переживания личности в категориях веры как психологическая проблема // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 99-107.
PDF
С позиции гуманитарной психологической парадигмы рассмотрены религиозные переживания личности в категориях веры. Раскрыто психологическое содержание каждой из категорий. Приведены результаты диагностического исследования о влиянии каждой из категорий на религиозные переживания старшеклассников. На основе корреляционно- регрессивного анализа сделаны выводы о доминировании отдельных категорий веры в религиозных переживаниях учащихся, регулярно посещающих храм, и учащихся, которые делают это нерегулярно.
религиозные переживания; категории веры, страха, познания, любви, интеллекта; корреляционный анализ, регрессивный анализ.
Балыко Илья Александрович
Балыко Т. А. Формирование предпосылок обновленческого раскола в среде либерального дворянства и духовенства Орловской губернии в 1900-1917 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 94-107. DOI: 10.15382/sturII202097.94-107
На основании анализа периодической печати Орловской губернии начала XX в., а также информации о выступлениях губернских общественных деятелей по церковному вопросу в дореволюционный период автор статьи реконструирует процесс формирования предпосылок обновленческого раскола в среде либерального дворянства и духовенства Орловской губернии, пытается выяснить наличие преемства между сторонниками реформ Церкви в разные периоды. Также автором прослеживается появление в губернии идей христ анского социализма, ставших в дальнейшем центральными для советского обновленчества. Изучение генезиса этих идей в губернии в период от Первой русской революции до революции Февральской позволяет понять связь религиозного и политического факторов в столь драматичный период. При описании известных историкам событий «церковной революции» 1917 г. в Орловской губернии исследователь опирается на уникальный материал личного происхождения — подробное описание этих событий одним из священников, их непосредственным участником и свидетелем. Автор статьи формулирует свой взгляд на процессы использования идей реформирования Церкви различными политическими партиями — от кадетов до большевиков, находит точку сближения интересов тех, кто вел борьбу за политическую власть, и тех, кто, являясь определенной прослойкой регионального духовенства, выражал готовность обеспечивать интересы наличной власти, быстро меняя при необходимости своих «патронов». Причем внимание на себя обращают факты быстрой и кардинальной смены политической позиции отдельных представителей орловского священства именно при осуществлении серьезных революционных изменений в Российском государстве. Автору удалось выявить эти имена, указать их в статье и установить отличия раскольного элемента от действительно радеющих о благе Церкви деятелей.
А. А. Стахович, кадеты, церковное обновление, Орловская губерния, христианский социализм, революция 1905–1907 гг., Февральская революция, церковный раскол, епископ Макарий (Гневушев)
  1. Аронов Д. В. Правовое наследие либеральной юриспруденции России конца XIX — начала ХХ в. Проблемы и перспективы использования на современном этапе развития российской государственности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 1 (25). С. 13–17.
  2. Балакшина Ю. В. Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников). 1903–1907. М., 2015.
  3. Бендин А. Ю. Свобода совести или веротерпимость? Полемика в Российской печати (началo XX века) // Новый исторический вестник. 2010. № 24. C. 5–14.
  4. Брянцев М. В. Формирование комитетов общественной безопасности в Орловской губернии в марте 1917 г. // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2017. С. 3–8.
  5. Воронцова И. В. Священник Г. С. Петров и его «дело»: процесс над церковным публицистом 1906–1907 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 11–29.
  6. Вострикова В. В. Александр Александрович Стахович: «…для нас хорош только путь легальный» // Орловские либералы: люди, события, эпоха / под общ. ред. А. А. Кара-Мурзы. Орел: Изд. Александр Воробьев, 2010. C. 80–89.
  7. Иванов В. П. Неизвестный Поликарпов. М., 2009.
  8. Кабытов П. С. П. А. Столыпин и третьеиюньская монархия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 13. № 3 (2). 2011. C. 386–390.
  9. Курбенков В. А., Кулажников В. В. Христианство и социализм в конце ХIХ и начале XX века в контексте критики социалистической идеологии// Наука и современность. 2014. № 1 (1). С. 52–59.
  10. Лобанов В. В. «Обновленческий» раскол в Русской Православной Церкви (1922–1946 гг.). CПб., 2019.
  11. Матвеева Е. С. Особенности церковного судопроизводства в России во II половине XIX века (на материалах Орловской епархии) // Юридические записки. 2014. № 1. C. 143–152.
  12. Ореханов Г. Л., иерей. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002.
  13. Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 года. СПб.: Лики России, 2008.
  14. Степанова Е. Клир и миряне на приходе РПЦ в начале ХХ века (по материалам «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе») // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2010. № 2. С. 69–81.
  15. Титлинов Б. В. Новая Церковь. Петроград; М., 1923.
  16. Титлинов Б. В. Смысл обновленческого движения в истории. Самара: Б. и., 1926.
  17. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен: конец 1890-х — 1918 г. М., 2002.
  18. Фриз Г. «Воцерковление» 1917 года: церковный кризис и приходская революция // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1–2. С. 30–57.
  19. Шахмалов Ш. А. Особенности идейно-политических и программных установок кадетов // Власть. 2010. № 11. С. 81–84.
  20. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб., 1999.
Балыко Тимофей Александрович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0001-6577-4320;
Электронный адрес: t.balyko@yandex.ru.
Профессору, иерею Александру Мазырину
Балыко Т. А. Формирование в Орловской епархии консервативной церковной мысли по вопросу свободы совести после Миссионерского съезда 1901 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 79-96. DOI: 10.15382/sturII2022105.79-96
Статья посвящена теме свободы совести, которая к началу ХХ века стала одной из главных в российской церковной и общественной мысли. Соответствующая дискуссия в значительной степени была инициирована выступлением в сентябре 1901 г. на Миссионерском съезде в Орле предводителя дворянства Орловской губернии М. А. Стаховича, который предложил ввести в России свободу совести и отменить уголовные наказания за отпадение от Православной Церкви. Это событие неоднократно рассматривалось в контексте возникшей общероссийской полемики, однако последствия выступления Стаховича в самой Орловской епархии научному изучению ранее не подвергались. Автору статьи удалось установить факт активизации консервативной церковной мысли в Орловской епархии в конце 1901 г. и четкого оформления позиций орловских консерваторов по вопросам введения свободы совести и других либеральных свобод, которые представлялись угрозой существования церковно-государственного союза и российского православного государства. Особое внимание в исследовании уделено попыткам размывания в Орловской епархии границ Церкви, включения в церковную жизнь «случайных лиц», действующих по политическому заказу. Это также вызывало критику со стороны консерваторов. После 1901 г. проявление церковной консервативной мысли в Орловской епархии по указанным проблемам прослеживается в ряде публицистических материалов. Это касается, в первую очередь, периода революционных 1905-1907 гг. и 1917 г., что говорит об определенной устойчивости церковных консервативных идей в Орловской епархии, о наличии у данных идей групп сторонников, активизировавшихся в переломные моменты истории.
свобода совести, Миссионерский съезд, М. А. Стахович, церковная консервативная мысль, епископ Никанор (Каменский), Митрофан Афонский, либерализм, Орловское Православное Петропавловское Братство
  1. Балыко Т. А. Формирование предпосылок обновленческого раскола в среде либерального дворянства и духовенства Орловской губернии в 1900–1917 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 94–107.
  2. Бендин А. Ю. Свобода совести или веротерпимость?: Полемика в российской печати (начало ХХ века) // Новый исторический вестник. 2010. № 2 (24). С. 5–14.
  3. Гуларян А. Б. М. А. Стахович: политические взгляды и общественная жизнь // Российская история. 2012. № 2. С. 184a–192.
  4. Дорская А. А. Особенности взаимодействия государства и личности по вопросам свободы совести в отечественной правовой традиции // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: Материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского / под общ. ред. Д. А. Пашенцева. М., 2016. С. 170–174.
  5. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 688 с.
  6. Жукова О. А., Кара-Мурза А. А. В борьбе за свободу совести (о дискуссии вокруг речи М. А. Стаховича на «Миссионерском съезде» в Орле 1901 г.) // Орловский мудрец, опередивший время. Орел: ИД «Орлик», 2011. C. 27–45.
  7. Кондакова Л. М. Епископ Митрофан Афонский (Орловские страницы жизни) // История. Историки. Источники: электронный научный журнал Тульского государственного университета. 2019. № 3. C. 22–32.
  8. Курилов В. А. Проблемы права на свободу совести в Российской империи начала ХХ века // Начало: журнал Института богословия и философии. 2013. Т. 28. С. 194–206.
  9. Матюхина О. А. Миссионерская и просветительская деятельность Орловского Православного Петропавловского Братства в 1887–1905 гг. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 7. С. 113–116.
  10. Павлова О. С. Обсуждение вопроса о свободе совести в рамках деятельности религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге в 1901–1903 гг. // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 10. С. 104–108.
  11. Перелыгин А. И. Русская Православная Церковь в Орловском крае: 1917–1953 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Орел, 2009. 24 с.
  12. Пономарёв А. А. К вопросу о представлениях Русской Православной Церкви о правах и обязанностях человека в ХХ веке // Правовая система современной России: проблемы и перспективы их преодоления: Материалы III Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А. Ф. Марукова и В. А. Кувакина. Коломна, 2012. С. 31–36.
  13. Роднянская И. Б. Эпизоды защиты свободы совести русскими литераторами христианского мировоззрения (ХIХ век) // Культурология. 2015. № 4 (75). С. 118–128.
  14. Сафонов А. А. Проблемы свободы совести и вероисповеданий в общественных дискуссиях начала ХХ столетия // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2007. № 2 (271). С. 203–211.
  15. Шиманская О. К. Свобода совести в России: история, генезис, современное состояние // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Право». 2001. № 1. С. 308–314.
Балыко Тимофей Александрович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0001-6577-4320;
Электронный адрес: t.balyko@yandex.ru.
Иерею, профессору, заместителю заведующего отделом новейшей истории Русской православной церкви ПСТГУ Александру Мазырину