/
Результат поиска


Пичугина В. К., Бадма-Халгаева О. Ю. Героический эпос «Джангар» как антология калмыцкой мудрости: особенности русских переводов и педагогического содержания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 91-104. DOI: 10.15382/sturIV202059.91-104
Героический эпос «Джангар» является уникальным памятником фольклора ойратской группы народов и, преимущественно, калмыков. «Джангар» состоит из нескольких песен-поэм, в обобщенной художественной форме повествующих об истории, обычаях, быте и традициях народа. В рамках данной статьи рассмотрена история перевода «Джангара» на русский язык: от перевода А. А. Бобровникова 1854 г. до момента издания эпоса в 1940 г. в переводе С. И. Липкина. Проанализированы комментарии, обсуждения и научная полемика, имевшие место в связи с поэтапным изданием «Джангара» на русский язык и отражающие педагогическую ценность этого памятника фольклора, а также антологический характер его содержания. Указано, что «Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ», составленная А. М. Позднеевым в конце XIX — нач. XX в. и выдержавшая несколько изданий, стала первым опытом антологии, куда в учебных целях были помещены фрагменты из «Джангара». Охарактеризованы композиционные особенности «Джангара», позволяющие говорить о нем как о собрании текстов, объединенных сюжетной близостью и повествующих о воинской доблести богатырей, добродетельности их жен, а также особенностях обучения и воспитания нового поколения богатырей, которые должны приучиться уважать и любить свой край и его природу.
антология, эпос «Джангар», Джангариада, этнопедагогика, педагогическое содержание эпоса «Джангар», дидактическая ценность эпоса «Джангар», русские переводы эпоса «Джангар»
  1. Бергман В. Песнопение / Г. Кикеева, пер. с нем. // Джангар. Материалы исследования / В. З. Церенов, вступ. ст., сост. и примеч. М., 2004. С. 8–24.
  2. Биткеев Н. Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар». Проблемы типологии национальных версий. Элиста, 1990.
  3. Бобровников А. А. Джангар (народная калмыцкая сказка) // Вестник Императорского русского географического общества. 1854. Ч. XII. С. 99–128.
  4. Борджанова Т. Г. Магическая поэзия калмыков: исследование и материалы. Элиста, 1999.
  5. Босхамджиева С. Н. Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (на материале эпоса «Джангар»): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001.
  6. Владимирцов Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос // Джангар. Материалы исследования / В. З. Церенов, вступ. ст., сост. и примеч. М., 2004. С. 52–108.
  7. Городовиков О. И. Богатырская поэма калмыцкого народа // С. И. Липкин, пер., О. И. Городовиков, вступ. ст., Б. К. Пашков, предисл. Элиста, 1977. С. 5–8.
  8. Даваев С. А. Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материалах эпоса «Джангар» (идеал совершенного человека): дис. … канд. пед. наук. М., 2000. С. 94.
  9. «Джангар» и джангароведение: библиография / П. Э. Алексеев, сост. Элиста, 1988.
  10. Джангар. Калмыцкий народный эпос / С. Липкин, пер., В. А. Фаворский, худож. М., 1940.
  11. Джангар. Калмыцкий народный эпос: отрывки / С. Липкин, пер., Б. Басангов, вступ. статья и прим. М., 1940.
  12. Джангар: калм. нар. эпос / С. Липкин, пер., Е. С. Мозольков, ред. М., 1940.
  13. Джангар. Калмыцкий народный эпос / С. И. Липкин, пер., О. И. Городовиков, вступ. ст., Б. К. Пашков, предисл. Элиста, 1977.
  14. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ / составленная А. Позднеевым, членом совета министра народнаго просвещения, профессором и директором курсов востоковедения при Обществе востоковедения. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1907.
  15. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ / составленная А. Позднеевым; Имп. О-во востоковедения. 3-е изд., испр. и доп. Пг., 1915.
  16. Калмыцкий эпос «Джангар» / В. А. Закруткин, ред., вступ. ст. и прим., А. Е. Глуховцев, рис. Ростов н/Д, 1940.
  17. Каляева Э. С. «Джангр» или «Джангар»? К истории русского перевода // Литературное обозрение. 1997. № 2. С. 51–69. URL: http://www.elzabair.ru/cntnt/lmenu/biblioteka/lyubimye_s1/kalyaeva_e.html (дата обращения: 21.09.2020).
  18. Козин С. А. Джангариада / С. Гиляндикова, вступ. ст. Элиста, 1998.
  19. Котвич В. Л. Опыт грамматики калмыцкого разговорного языка. 2-е изд. Ржевнице у Праги, 1929. С. 415–416.
  20. Манджиева Б. Б. Мотив «триединство богатыря» в калмыцкой богатырской сказке и героическом эпосе «Джангар» // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 118. С. 177–179.
  21. О. Ф. О литературе Калмыкии // Революция и национальности. 1934. № 6. С. 43–45.
  22. Обзор литературы по вопросам культуры и просвещения народов СССР / Г. К. Ульянов, сост. М.; Л., 1930.
  23. Овалов Э. Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Научное издание. Элиста, 2004.
  24. От редакции // Детская литература. 1940. № 10. С. 26–29.
  25. Отчет о состоянии и деятельности Императорского С.-Петербургского университета за 1909 г. / А. И. Введенский, ред. СПб., 1910.
  26. Отчет о состоянии и деятельности Императорского С.-Петербургского университета за 1910 г. / Н. И. Веселовский, ред. СПб., 1911.
  27. Пашков Б. К. «Джангариада» — величественный калмыцкий эпос // Джангар. Калмыцкий народный эпос / С. И. Липкин, пер., О. И. Городовиков, вс. ст., Б. К. Пашков, предисл. Элиста, 1977. С. 9–16.
  28. Позднеев А. М. Новые учебники калмыцких начальных школ. СПб., 1912.
  29. Селеева Ц. Б. Специфическое и универсальное в образе героя калмыцкой богатырской сказки и эпоса «Джангар» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 2. С. 151–155.
  30. Стасов В. Заметки о «русах» Ибн-Фадлана и других арабских писателей // Журнал Министерства народного просвещения. 1881. Ч. CCXVI. № 8. С. 281–315.
  31. Хабунова T. Э. Ритуальная поэтика героического эпоса «Джангар» // Мир Центральной Азии. Т. IV. Ч. II. Языки. Фольклор. Литература: материалы Международной научной конференции. Улан-Удэ, 2002. С. 147–152.
  32. Шведов Н. Предисловие // Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ, составленная А. Позднеевым, членом совета министра народнаго просвещения, профессором и директором курсов востоковедения при Обществе востоковедения. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1907. С. III.
  33. Шкловский В. Эпос — детям // Детская литература. 1940. № 10. С. 26–29.
  34. Bergmann B. Nomadische Streiferein unter den Kalmücken in den Jahren 1802 und 1803. Riga, 1804. Bd. I–II; 1805. Bd. IV. P. 181–214.
Пичугина Виктория Константиновна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, 16;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1195-725X;
Электронный адрес: Pichugina_V@mail.ru.
Бадма-Халгаева Ольга Юрьевна
Место работы: АНО ДО «Академия будущего “ПрофессориУм”»; Российская Федерация, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, улица Ю. Клыкова, д. 6;
Должность: президент;
ORCID: 0000-0002-2621-5865;
Электронный адрес: olya-bx@yandex.ru.
Выполнено в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2020 гг. № 27.8089.2017/БЧ «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».