/
Результат поиска


Афанасьева И. А. К вопросу о восприятии неестественной смерти на Руси XV–XVII вв.: отечественная историография // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 93. С. 21-38. DOI: 10.15382/sturII202093.21-38
В статье проводится анализ историографии проблемы восприятия «неправильной» смерти на Руси XV–XVII вв. За 200 лет изучения проблемы исследователями была проделана большая работа, хотя ряд важных вопросов еще только ждут своего разрешения. Ученые установили, что поминальная практика пришла на Русь вместе с принятием христианства. Однако наряду с православной традицией поминания людей, умерших неестественной смертью, существовала так называемая народная практика, отличающаяся от традиционной христианской. Исследователи уделяли пристальное внимание проблеме восприятия средневековым обществом неестественной смерти как социокультурного феномена. Этот вопрос породил в науке дискуссию, связанную с пониманием природы этого феномена и его конкретными проявлениями. Кроме того, был поставлен вопрос о том, когда на Руси появилась практика поминания умерших «напрасной» смертью. Предварительные наблюдения позволили считать временем ее появления первую половину XIII в. К числу малоисследованных относится вопрос о богословской составляющей проблемы.
древнерусская духовная культура, поминальная практика, «неправильная» («напрасная») смерть, погребение, скудельница
  1. Авдеев А. Г. Суеверия, поминальная культура и старорусская эпиграфика // Вестник ПСТГУ. 2019. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. II (86). С. 61–80.
  2. Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности кон. XIV–нач. XVI в. СПб.: Алетейя, 2002.
  3. Алексеев А. И. Духовная культура Средневековой Руси. М.: Индрик, 2016.
  4. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995.
  5. Афанасьева И. А. Поминание умерших всякого рода смертями (по материалам древнейших Синодиков-помянников) // Исторический журнал: научные исследования. М., 2018. № 5(37). С. 19–35.
  6. Боброва-Майкова М. К литературной деятельности Нила Сорского // Памятники древней письменности и искусства. СПб.: Общ-во любителей древней письменности, 1911. Т. 177. С. 12–16.
  7. Булычёв А. А. Между святыми и демонами: заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М.: Знак, 2005.
  8. Булычев А. А. Поминание павших на Куликовом поле во Вселенском Синодике русской митрополии конца XV в. // Верхнее Подонье: природа, археология, история. Вып. 2. Т. 2. Тула: Гос. музей-заповедник «Куликово поле», 2007. С. 39–47.
  9. Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  10. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М.: Наука, 1969.
  11. Голубинский Е. Е. История русской церкви: в 2 т. Т. 1: Период первый. Киевский или домонгольский. Вторая пол. тома. М.: Общ-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1881.
  12. Горчаков М. И. Рецензия на «Анафематствование» (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. Историческое исследование о Чине православия К. Никольского // Записки императорской АН. СПб., 1881. Т. 39. Кн. 2. С. 198–243.
  13. Дергачёв В. В. Вселенский Синодик в древней и средневековой России // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2001. № 1(3). С. 18–30.
  14. Дергачёва И. В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе XV–XVI веков (на материале Синодика): дис. … канд. филол. наук. М., 1987.
  15. Дергачёва И. В. К литературной истории древнерусского Синодика XV–XVII вв. // Литература Древней Руси. Источниковедение: сб. научных трудов. Л., 1988. С. 63–76.
  16. Дергачёва И. В. Синодик с литературными предисловиями: история возникновения и бытования на Руси // Древняя Русь. М., 2001. Вып. 4. С. 89–96.
  17. Дергачёва И. В. Историко-богословский аспект литературных предисловий Синодика как литургического сборника с четьей функцией // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. № 2(8). С. 62–65.
  18. Дергачёва И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М.: Кругъ, 2004.
  19. Дергачёва И. В. Древнерусский Синодик: исследования и тексты. М.: Кругъ, 2011.
  20. Ерусалимский К. Ю. Между канонизированными и демонизированными: казни Ивана Грозного в культурно-символической интерпретации // Одиссей: Человек в истории. М.: Наука, 2009. С. 361–390.
  21. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. Петроград: Тип-я А. В. Орлова, 1916.
  22. Зеленин Д. К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Известия Академии наук. Т. 11. Вып. 7. Петроград: Тип. Акад. Наук, 1917. С. 399–414.
  23. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VII. 6-е изд. СПб.: Тип-я Эд. Праца, 1852.
  24. Каштанов С. М. Царский синодик 50-х гг. XVI в. // Историческая генеалогия. Екатеринбург; Париж. 1993. № 2. С. 44–67.
  25. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М.: Московский рабочий, 1989.
  26. Козюренок О. В. Скудельницы в Пскове в XV–XVI вв. // Церковная археология. № 2. СПб.; Псков: Отдел ОП Петербургкомстата, 1995. С. 117–120.
  27. Лабутина И. К. Историческая топография Пскова в XIV–XV вв. М.: Наука, 1985.
  28. Мокеев Г. Я. Священные скудельницы Кремля // Новая книга России: Православный иллюстрированный ежемесячный журнал-обозрение. 2007. № 4. С. 32–33.
  29. Петухов Е. В. Очерки из литературной истории синодика. СПб.: Б. и., 1895.
  30. Пыпин А. Н. Сводный старообрядческий Синодик. СПб.: Общ-во любителей древней письменности, 1883.
  31. Розов Н. Н. Служебники Новгородско-Софийской библиотеки // Изучение русского языка и источниковедение. М.: Наука, 1969. С. 55–67.
  32. Рыков Ю. Д. Малоизвестная запись синодика Московского Архангельского собора о детях боярских, погибших в боях за рекой Ошитом во время похода русского войска из Казани и Свияжска в июне 1556 г. // Сословия, институты и государственная власть в России. Средние века и раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 113–136.
  33. Скрынников Р. Г. Трагедия Новгорода. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994.
  34. Сорокин А. Н. Скудельницы древнего Новгорода (к вопросу об особенностях погребального обряда в чрезвычайных ситуациях) // Исторические исследования. 2015. № 3. С. 236–262.
  35. Снегирёв И. М. О скудельницах, или убогих домах, в России. // Труды и записки Общества истории и древностей российских. Т. 3. Кн. 1. М.: Тип. Ун-та, 1826. С. 235–263.
  36. Снегирёв И. М. Покровский монастырь, что на Убогих домах в Москве // Русские достопамятности. Вып. 8. М.: Синодальная типография, 1872. С. 3–43.
  37. Сукина Л. Б. Православная вера и благочестие рядового населения Российского царства глазами современников (по данным письменных источников XVI — XVII вв.) // Религиоведение: Научно-теоретический журнал. Благовещенск, 2007. № 2. С. 31–43.
  38. Сукина Л. Б. Синодики XVI — начала XVIII века и отражение в них норм повседневного благочестия // Проблемы источниковедения. М.: Наука, 2010. Вып. 2(13). С. 231–264.
  39. Сухова О. А. Синодики как источники по исторической демографии (на примере Муромских рукописных синодиков конца XVII — начала XVIII в.) // Историческая демография. Сыктывкар: Ин-т языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2012. № 2. С. 47–54.
  40. Тихомиров М. Н. Древняя Москва (XII–XV вв.). М.: МГУ, 1947.
  41. Шаблова Т. И. Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря (1479–1510-е гг.) СПб.: Ин-т русской лит-ры (Пушкинский дом), 2004.
  42. Шаблова Т. И. Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре в XVI–XVII вв. СПб.: Реноме, 2012.
  43. Шаблова Т. И. Новгородские синодики XIV–XVII вв. СПб.: Алетейя, 2017.
  44. Шляпкин И. А. Синодик Псковского Спасо-Мирожскаго монастыря // Памятники древней письменности. Вып. 9. СПб.: Общ-во любителей древней письменности, 1880. С. 115–135.
Афанасьева Ирина Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп.4;
ORCID: 0000-0001-6892-7089;
Электронный адрес: i.afanasyeva87@mail.ru.