/
Результат поиска


Асмус М. В. К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 5-22.
PDF
В статье рассмотрены историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, изымаемых на проскомидии, и поставлен вопрос о преложении их в Тело Христово. Автором приводятся тексты свидетельств по этому вопросу в период с кон. XI до нач. XIX в., сопровождаемые необходимыми комментариями.
Асмус Михаил Валентинович,
Асмус М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 155-162. — Рец. на кн.: Pouderon B. Les Apologistes grecs du IIe siècle. P.: Les Éditions du Cerf, 2005. (Initiations aux Pères de l’Église). 365 p.
PDF
Асмус Михаил Валентинович,
Асмус М. В. Три стихотворные молитвы православного молитвослова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 4 (20). С. 105-118.
PDF
В публикации анализируется поэтика трех стихотворных молитв православного молитвослова: 1) прп. Симеона Нового Богослова перед Св. Причащением, 2) прп. Симеона Метафраста после Св. Причащения и 3) анонимная «песнь полунощная ко Пресвятой Богородице» с алфавитным акростихом. Также предлагается опыт поэтического перевода этих трех молитв с текстологическими примечаниями.
Асмус Мхаил Валентинович,
Асмус М. В. Гомилия I Оригена Александрийского на Бытие // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 1 (21). С. 17-40.
PDF
Предлагаемая публикация знакомит читателя с образцом экзегетического наследия Оригена Александрийского – Гомилией I на книгу Бытия. Комментированному переводу с латинского языка предпосылается анализ памятника в контексте истории раннехристианской экзегезы.
Асмус Мхаил Валентинович,
Асмус М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 1 (21). С. 121-133. — Рец. на кн.: Παπαγιάννης Γ. Ακάθιστος Ύμνος· άγνωστες πτυχ&
PDF
Асмус Мхаил Валентинович,
Асмус М. В. Определение Римо-Католической Церкви о частицах проскомидии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 11-25.
PDF
Статья представляет собой обзор и анализ избранных римо-католических текстов ΧV–XVIII вв., касающихся богословского значения поминальных частиц проскомидии византийского обряда. Ключевой фигурой является Петр Аркудий, на богословии которого основано решение собора 1720 г. о пресуществлении частиц. Статья продолжает исследование того же автора об осмыслении частиц на православном Востоке, опубликованное в Вестнике ПСТГУ № 14 за 2005 г.
Догматическое богословие, Литургика, Проскомидия, Преложение св. Даров, Римо-католическая Церковь, Униатство
Асмус Мхаил Валентинович,
Асмус Н. С. Диакон Сергий Трубачев. Предначинательный псалом // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 202-209.
PDF
Асмус Наталья Станиславовна
Асмус М. В. Гомилия Леонтия, пресвитера Константинопольского, на начало третьей главы Евангелия от Луки («На усекновение Предтечи» — CPG 4862; BHG 843n) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2020. Вып. 92. С. 125-158. DOI: 10.15382/sturI202092.125-158
В настоящей публикации представлено editio princeps гомилии пс.-Златоуста «На усекновение Предтечи» (CPG 4862; BHG 843n), подготовленное на основании двух сохранившихся рукописей X и XVI вв. Публикации текста предпослан гомилетический и богословский анализ, позволяющий принять утверждение С. Войку, что публикуемый текст является частью гомилетического наследия Леонтия, пресвитера Константинопольского. Впервые о связи текста с этим не известным историкам автором заговорили издатели единственного на сей день критического издания 14 гомилий Леонтия К. Датема и П. Аллен, осторожно предположив, что ее автор принадлежит тому же кругу гомилетов, что и Леонтий. Используя методы, ранее апробированные для анализа текстов Леонтия, а также новые методы, выработанные нами в процессе исследования всего обсуждаемого применительно к Леонтию корпуса текстов, мы считаем принадлежность гомилии этому церковному ритору доказанной. В то же время мы не сомневаемся в том, что текст дошел до нас в несколько отредактированном виде — прежде всего, составитель приспособил экзегетическую беседу Леонтия к празднику Усекновения Предтечи, затем он добавил чужеродную преамбулу, с незначительными изменениями взятую из другой псевдохризостомики (De virtute animi, CPG 4708), наконец, возможно, немного сократил ряды анафор. При установлении текста мы убедились в справедливости утверждения А. Эрхарда, что поздняя Ксиропотамская рукопись является выборочной копией древней Парижской рукописи. В разночтениях, которые нельзя объяснить ни чем иным, кроме как невнимательностью писца Ксиропотамской рукописи, мы везде отдали предпочтение чтениям Парижского манускрипта. В нескольких местах мы предложили конъектуры. В первом переводе гомилии на русский язык мы преследовали цель адекватно передать риторические приемы и другие стилистические особенности оригинального текста. В одном сложном месте, где автор ради вящей убедительности своего истолкования евангельского слова τρίβος — «стези» (Лк 3. 4) подобрал однокоренное слово из нравственного лексикона: διατριβn — «времяпрепровождение, образ жизни», мы ради сохранения образного ряда приняли решение передать его как «дороги (души)».
история ранневизантийской письменности, гомилетика, псевдоэпиграфика, экзегеза, Леонтий пресвитер Константинопольский, рукописная традиция, editio princeps
  1. Войку С. Иоанн Златоуст, свт. (раздел: Сочинения; подраздел: Приписываемые) // Православная энциклопедия. Т. 24. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 199–204.
  2. Ким С. С. Проповедь Севериана, епископа Гавальского, из цикла гомилий о сотворении мира (CPG 4195) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2011. Вып. 2. С. 262–275.
  3. Allen P., Datema C. Leontius, presbyter of Constantinople — a compiler? // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1980. Bd. 29. S. 12–18.
  4. Amphilochii Iconiensis opera / C. Datema, ed. Turnhout: Brepols; Leuven: University press, 1978. (CCSG 3).
  5. Amphiloque d’Iconium. Homélies / M. Bonnet, S. Voicu, ed. Paris: Cerf, 2012. (SC 552–553).
  6. Asmus M. Les énigmes d’un presbytre de Constantinople // Theologica minora. The Minor Genres of Byzantine Theological Literature / A. Rigo, ed. Turnhout: Brepols, 2013. (BYZANTIOς. Studies in Byzantine History and Civilization. 8). P. 152–158.
  7. Datema C., Allen P. Text and Tradition of two Easter Homilies of Ps. Chrysosom // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1981. Bd. 30. S. 87–102.
  8. Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche von den Anfangen bis zum Ende des 16. Jahrhunderts. Erster teil: Die Überlieferung. Band I. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1937. (TU 50).
  9. Homélies pascales (cinq homélies inédites) / M. Aubineau, ed. Paris: Cerf, 1972. (SC 187).
  10. Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Vol. I. Cambridge: University Press, 1895.
  11. Le Typicon de la Grande Église. Ms. Sainte-Croix n 40, X siècle / Juan Mateos S.I., ed. T. I. Roma: Pont. Istitum Orientalium studiorum, 1962. (Orientalia Christiana Analecta 165).
  12. Leontii presbyteri Constantinopolitani homiliae, quarum editionem curaverunt Cornelis Datema et Pauline Allen. Turnhout: Brepols, 1987. (CCSG 17).
  13. Leontius Presbyter of Constantinople. Fourteen Homilies / P. Allen, C. Datema, ed. Leiden: Brill, 1991. (Byzantina Australiensia 9).
  14. Leroy F. J. L’homilétique de Proclus de Constantinople. Tradition manuscrite, inédits, études connexes. Città del Vaticano: Biblioteca apostolica vaticana, 1967. (Studi e testi 247).
  15. Lipatov-Chicherin N. Preaching as the Audience Heard It: Unedited Transcripts of Patristic Homilies // Studia Patristica. 2013. Vol. 64. P. 277–297.
  16. Nautin P. Leontii presbyteri Constantinopolitani homiliae, quarum editionem curaverunt Cornelis Datema et Pauline Allen (Corpus christianorum, series graeca, 17), Turnhout et Leuven, Brepols 1987, in-8o, 470 p. (Recension) // Revue des Études Grecques. 1989. T. 102, fasc. 485–486. P. 260–261.
  17. Nautin P. Origène. Sa vie et son oeuvre. Paris: Beauchesne, 1977.
  18. Nestoriana: die Fragmente des Nestorius / F. Loofs, Hrsg. Halle: Max Niemeyer, 1905.
  19. Origène. Homélies sur S. Luc. Paris: Cerf, 1962. (SC 87).
  20. Sachot M. L’homélie pseudo-chrysostomienne sur la Transfi guration CPG 4724, BHG 1975: contextes liturgiques, restitution a Léonce, prêtre de Constantinople, édition critique et commentée, traduction et études connexes. Frankfurt am Main; Bern: Peter D. Lang, 1981. (Publications Universitaires Européennes. Série XXIII, Théologie. Vol. 151).
  21. Sachot M. Les Homélies de Léonce, prêtre de Constantinople // Revue des Sciences Réligieuses. 1977. Vol. 51 (fasc. 2–3). P. 234–245.
  22. Theodoret of Cyrus. Eranistes / G. H. Ettlinger, ed. Oxford: Clarendon Press, 1975.
  23. Voicu S. J. Dieci omelie di Leonzio di Costantinopoli // Studi sull’oriente cristiano. 2001. Vol. 5. P. 165–190.
  24. Voicu S. J. La data di Leonzio presbitero di Costantinopoli. Una nuova proposta // Augustinianum. 2016. Vol. 56. P. 247–252.
Асмус Михаил Валентинович, священник
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: cтарший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4955-0778;
Электронный адрес: mvasmus@mail.ru.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-012-00215 «Гомилетическое наследие Леонтия Константинопольского».Настоящая публикация была бы невозможна без моральной поддержки и ценных советов Scriptor Graecus Ватиканской Апостольской библиотеки Севера Войку, которому мы выражаем нашу особую признательность.Электронные копии листов рукописи Athous Xêropotamou 134 по нашему заказу были предоставлены Патриаршим институтом святоотеческих исследований при монастыре Влатадон (Фессалоники, Греция).Выражаем благодарность заместителю директора РГАДА Евгении Ефимовне Лыковой, содействовавшей размещению электронной копии рукописи Mosquensis RGADA Φ.1607 24 на официальном сайте Архива.