/
Результат поиска


Армеева Л. А. Училище иконописания при Троице-Сергиевой лавре в 1885–1918 гг.: попытка возрождения традиционного иконописания // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 193-206.
PDF
В статье рассматривается проблема возрождения иконописной традиции в стенах Троице-Сергиевой лавры в период с 1885 по 1918 г. В это время в лаврском училище иконописания были предприняты ряд преобразований. Среди них — перевод в лавру Московского епархиального училища иконописания, введение нового устава, составление нового проекта училища. К этой деятельности были привлечены такие известные личности, как академик живописи В. Д. Фартусов и ученый-византолог Н. П. Кондаков. К сожалению, из-за революционных событий нач. XX в. попытки не увенчались успехом.
Троице-Сергиева лавра, иконописное училище, иконописная традиция, возрождение традиции
Армеева Людмила Алексеевна
Армеева Л. А. Докладная записка протоиерея Михаила Боголюбского «О взаимном отношении классического искусства и христианского иконописания» (1871) в реалиях современного учебного процесса // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 75-81. DOI: 10.15382/sturV201725.75-81
В статье анализируется сохранившаяся в Российском государственном архиве древних актов докладная записка протоиерея Михаила Боголюбского, видного московского церковного и общественного деятеля, составленная им в 1871 г. для открывающегося московского епархиального училища иконописания. Сравнив содержание, цели, задачи и методы классического искусства и христианского иконописания, о. Михаил делает вывод, что эти два направления при обучении иконописцев сочетать невозможно. Мнение о. Михаила не было услышано со- временниками. В современный учебный процесс, при всей разумности доводов автора, оно также не вполне встраивается.
христианское иконописание, классическое искусство, академическая живопись, епархиальное Училище иконописания
Армеева Людмила Алексеевна
Армеева Л. А. О выявленных в Вильнюсе иконах И. М. Малышева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 117-129. DOI: 10.15382/sturV201935.117-129
В статье «Об обнаруженных в Вильнюсе иконах И. М. Малышева» рассматривается история появления в столице Литвы Вильно двух иконостасов известного иконописца 2-й пол. XIX в., работавшего в Троице-Сергиевой лавре. Иконостасы были написаны для женского православного монастыря, основанного императором Александром II в честь Марии Магдалины. Этот монастырь был открыт на месте выселенного католического монастыря в соответствии с политикой укрепления государственной власти и православия в Северо-Западном регионе после беспорядков 1860–1863 гг. В создании монастыря принял участие епископ Московский Филарет (Дроздов). Благодаря его попечению настоятельница монастыря и сестры приехали в Вильнюс из Москвы. По рекомендации епископа Филарета в Троице-Сергиевой лавре был заказан иконостас, заказчиком которого выступил Виленский комитет по строительству православных храмов. В статье говорится о трудностях существования обители в условиях войн и революций, в результате чего сохранилась лишь малая часть иконостасов И. М. Малышева — 11 икон: три иконы находятся в частной собственности, шесть икон — в Успенском соборе, две — в ризнице Марии Магдалины. Все иконы датированы, имеют подписи, хорошо сохранились, иконы частных собраний прекрасно отреставрированы. Идентифицированные иконы, а также ряд архивных документов из РГАДА (Ф. 1204. Оп. 1. Д. 10152 (30 л.)) введены, таким образом, в научный оборот.
И. М. Малышев, монастырь Марии Магдалины в г. Вильно, иконостас, византийский стиль, резной золоченый фон
  1. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 128–133.
  2. Олег Приставко, дьякон. Виленский Марие-Магдалининский женский монастырь и его роль в исторических судьбах православия в Литовском крае. Минск: Минская духовная семинария, 2008.
  3. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 10152. Описание икон в лаврской живописной по заказам в 1865 г. в некоторые монастыри, церкви и частным лицам. 59 л.
Армеева Людмила Алексеевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская духовная академия; Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0003-0956-1675;
Электронный адрес: Armeeva@yandex.ru.
Армеева Л. А. К вопросу о списках иконы преподобного Сергия Радонежского в окладе из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, выполненных в мастерской И. М. Малышева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 85-98. DOI: 10.15382/sturV202039.85-98
В статье проводится анализ существующих публикаций о почитаемом в Троице-Сергиевой лавре ростовом образе преподобного Сергия Радонежского в драгоценном окладе, служившем крышкой раки святого с 1585 г. Описываются и вводятся в научный оборот списки с этого образа, выявленные автором в 2018–2019 гг. в храмах и музеях России, Литвы, Латвии, Черногории. Благочестивая традиция использовать доски от обветшавших гробов святых для изготовления икон, крестов и панагий существовала в Русской Православной Церкви издавна. В статье показано, что надгробная икона у раки с мощами преподобного Сергия заменялась за 400 лет не один раз. Всякий раз старая доска использовалась для икон, однако икона, которая находится сейчас под окладом, не была крышкой раки, как считалось в XIX столетии. Доска моложе оклада примерно на 250 лет. Тем не менее в лаврской иконописной мастерской сформировалась устойчивая традиция выполнения списков с этой иконы. На списках с помощью резьбы по левкасу имитировался драгоценный оклад. В списки вкладывались частички мощей или гроба преподобного. Они были востребованы повсеместно и особо почитались.
Троице-Сергиева лавра, Сергиево-Посадский музей-заповедник, надгробная икона, преподобный Сергий Радонежский, И. М. Малышев, иеромонах Симеон (Смирнов), иконописная мастерская, резной золоченый фон
  1. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 128–133.
  2. Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI Международной конференции. 23–25 сентября 2010. Сергиев Посад, 2010. С. 289–309.
  3. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007.
  4. Дэвид Харт. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М., 2010.
  5. Игошев В. В. Серебряная рака преподобного Сергия Радонежского 1555–1558 гг. и аналогичные саркофаги XVI–XVII вв. работы царских мастеров // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы IX Международной конференции. 16–17 октября 2014 г. Сергиев Посад, 2016. С. 324–339.
  6. Подписные и датированные произведения церковного искусства: Каталог выставки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 25 июня — 15 августа 2016. Кириллов, 2017.
Армеева Людмила Алексеевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская духовная академия; Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0003-0956-1675;
Электронный адрес: Armeeva@yandex.ru.