/
Результат поиска


Андреева М. Ф., Можанская А. Ф. По прочтении "Синодика" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 1 (34). С. 59-83.
PDF
Воспоминания содержат сведения о людях, пострадавших за православную веру в годы гонений, — преимущественно из окружения протоиерея Федора Андреева, одного из главных деятелей оппозиционного, так называемого «иосифлянского» церковного движения второй половины 1920-х годов.
протоиерей Феодор Андреев, Н. Н. Андреева, Петроградский богословский институт, гонения на Церковь, дело «Истинно-православной церкви».
Андреева Мария Федоровна
Можанская Анна Федоровна
Андреева М. В. К вопросу о самосовершенствовании субъекта заботы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 108-117. DOI: 10.15382/sturIV201744.108-117
Статья посвящена вопросу поиска основополагающих характеристик грамотной заботы, а также качеств субъекта заботы, обеспечивающих ее осуществление. Данные характеристики и качества могут выступить как ориентиры самосовершенствования субъекта заботы, которое представляет собой необходимое условие личностного развития человека, особенно находящегося в зрелом возрасте. Ключевой характеристикой грамотной заботы является ее событийный и развивающий характер. Она позволяет раскрыть свою субъектность как подопечному, так и оказывающему заботу, достичь более высокого уровня психологической зрелости и самосознания. Чувствительность к другому человеку, доверие, ответственность по отношению к нему, высокий интеллектуальный уровень, твердость характера, эмоциональная устойчивость определяют способность личности осуществлять грамотную заботу. Психологическую зрелость, высокий уровень самосознания, на котором зиждется глубокое понимание окружающих людей, нравственную позицию личности можно считать интегральными характеристиками человека как субъекта заботы. Совершенствование в себе обозначенных качеств представляется важной задачей субъекта заботы.
забота, грамотная забота, забота о себе, самосовершенствование личности, самореализация личности, благополучие личности, со-бытие, эмпатия, взросление, нравственная позиция, психологическая зрелость
Андреева М. В. К вопросу о психологическом механизме заботы: материалы I международной научной конференции «Наука в современном мире» 22–23 мая 2015 г // Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». Москва, 2015. №6 (77) июнь 2015. Ч. 4. С. 93–94.
Андреева М. В., Баранов А. А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты. Ижевск, 2013.
Артемьева О. В. Забота. (URL: http://iph.ras.ru/enc_eth/132.html).
Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2006.
Быстрова В. В. Педагогическая забота как условие воспитания подростков в ситуации социального неравенства: дис. … канд. пед. наук. Псков, 2014.
Винникот В. Д. Маленькие дети и их матери. М., 1998.
Винникот В. Д. Теория родительско-младенческих отношений. URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=200508#*_#*_.
Деркач А. А. Акмеология. СПб., 2003.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
Ильин В. А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни. М., 2002.
Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2007.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 2014.
Мэй Р. Любовь и воля. URL: http://psylib.org.ua/books/meyro01/.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996.
Раевский С. О. Аналитическая психотерапия как забота о себе. URL: http://www.maap.ru.
Трунов М. В. Первый год жизни — первый опыт. URL: https://www.u-mama.ru/read/section/reviews/one/3543.html.
Тэкхе В. Психика и ее лечение. URL: http://mystic11.moy.su/load/1-1-1-36.
Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. URL: http://bookap.info/book/fi gdor_psihoanaliticheskaya_pedagogika/bypage/.
Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.
Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе. URL: http://lib.ru/CULTURE/FUKO/fukosex.txt.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 2004.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. URL: http://gogola32v.ru/BOOK/1-p/ehverett_shostrom-anti-karnegi-ili_chelovek-manipu.pdf.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
Ягнюк К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. URL: http://hpsy.ru/public/x728.htm.
Macquarrie J. Will and Existence. The Concept of Willing. N. Y., 1967.
Андреева Мария Владимировна
Андреева М. В. Особенности представления о заботе у студентов психолого-педагогического направления // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 121-133. DOI: 10.15382/sturIV202160.121-133
В статье приведены результаты изучения особенностей представлений о заботе у студентов психолого-педагогического направления и дана их психологическая интерпретация. Данные, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют обозначить некоторый курс на развитие адекватных представлений о заботе в рамках подготовки бакалавров в области психологии и педагогики в вузе. Это представляется необходимым, так как их будущая профессиональная деятельность непосредственно связана с оказанием заботы о подопечных. Особенности представлений студентов о заботе изучались через их сопоставление с представлениями об этом феномене у опытных педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также научным его пониманием. На основе анализа научной литературы мы предположили: 1) в представлениях о заботе студентов направления подготовки психолого-педагогическое образование будут преобладать ассоциации, относящиеся к эмоциональному компоненту заботы в связи с интенсивным развитием эмоционального потенциала в юности, образом жизни, не предполагающим несение ответственности за других людей; 2) представления о заботе у педагогов будут отражать ее связь с деятельностью, работой, сильнее насыщены характеристиками, связанными с поведенческим компонентом заботы, так как в силу более богатого жизненного и профессионального опыта ее осуществления забота для них предстает как содействие Другому, требующее вложения собственных сил. Основным методом исследования стал групповой ассоциативный эксперимент, результаты которого подтвердили нашу гипотезу. Были сделаны выводы о том, что забота глубоко вплетена в жизнь и деятельность педагогов, будущих педагогов и связана с важными для каждого человека явлениями добра, любви, тепла. Научные представления могут обогатить обыденные, раскрыв связь заботы со смыслом, с самоосуществлением, показав не только ее значение для человеческой жизни, но и для мира вообще. Студентов психолого-педагогического направления в ходе обучения в вузе необходимо вооружить как конкретными инструментами заботы о подопечных, расширяя ее поведенческий компонент, так и показать, что забота — это, прежде всего, труд, который важно выполнять даже тогда, когда это не приносит удовольствия.
забота, забота в педагогической деятельности, представления о заботе, развитие представлений о заботе, особенности представлений студентов, имплицитная картина мира, ассоциативный эксперимент
  1. Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймем? М., 2017.
  2. Андреева М. В., Баранов А. А. Психология заботы человека о человеке: феноменология, онтогенез, эмпирика. Ижевск, 2018.
  3. Быстрова В. В. Воспитательная система организации педагогической заботы о подростках, находящихся в ситуации социального неравенства // Человек и образование. 2014. 2 (39). С. 140–141.
  4. Винникотт Д. В. Теория родительско-младенческих отношений // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 2. С. 7–12.
  5. Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Исследование социальных представлений о совести учащейся молодежи // Мир образования — образование в мире. 2017. № 1. С. 141–149.
  6. Демина И. А. Психологические особенности планирования будущего в возрасте ранней юности // Известия Алтайского государственного университета. 2000. № 2 (16). С. 18–22.
  7. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  8. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.
  9. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.
  10. Олейникова А. В. Актуализация проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2011. № 2. С. 138–139.
  11. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.
  12. Платонова С. М., Дементей Н. В. Педагогика общей заботы как продолжение традиций русской педагогики // Социальная педагогика. 2017. № 1–2. С. 130–133.
  13. Попов Л. М., Голубева О. Ю., Устин П. Н. Добро и зло в этической психологии личности. М., 2008.
  14. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М., 2008.
  15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  16. Тэкхэ В. Психика и ее лечение. URL: https://bookscafe.net/read/tehke_veykko-psihika_i_ee_lechenie_psihoanaliticheskiy_podhod-75057.html#p148 (дата обращения: 08.12.2020).
  17. Фромм Э. Искусство любить. М., 2020.
  18. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2015.
Андреева Мария Владимировна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Удмуртский государственный университет; Российская федерация, 426034, г. Ижевск, ул. Удмуртская,1;
Должность: доцент института педагогики, психологии и социальных технологий;
ORCID: 0000-0003-1995-3074;
Электронный адрес: mariia_andreeva@mail.ru.
Автор выражает благодарность Девятых Светлане Викторовне за помощь в сборе эмпирических данных для исследования.