/
Результат поиска


Аляев Г. Е., Резвых Т. Н. Человек в глубинах смыслов (три конспекта лекций С. Л. Франка) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 107-133. DOI: 10.15382/sturI201769.107-133
Публикация представляет три конспекта докладов С. Л. Франка 1920– 1930-х гг. — «Смысл жизни», «Смысл любви», «Смысл страдания», — проливая дополнительный свет на деятельность Франка-лектора в обществах и организациях эмигрантской Европы. Все три конспекта в целом посвящены этической проблематике, из чего можно предположить, что они предназначались для студенческой аудитории. Темы докладов являются центральными для творчества зрелого Франка, его главных сочинений, и конспекты отражают процесс формирования ряда идей, в законченном виде вошедших в «Смысл жизни», «Непостижимое», «С нами Бог» и другие работы. Однако можно найти в них и оригинальные сюжеты: так, в конспекте «Смысл любви» содержится сравнительный анализ и критика двух концепций любви — платоновской и фрейдовской; «Смысл страдания» решает заявленную тему через типологизацию различных национально-культурных подходов к восприятию и осмыслению страдания, а также через различение двух подходов уже в рамках типично русского отношения к страданию, которые Франк называет «путем Достоевского» и «путем Пушкина». Кроме того, поскольку публикуемые тексты содержат отсылки к литературе, они отражают увлечения и интересы Франка-читателя в данный период его жизни, демонстрируя важность для Франка такого источника вдохновения, как русская и немецкая литература: Тютчев, Боратынский, Пушкин, Достоевский, Рильке. В этих текстах раскрыт взгляд Франка на тему, принципиальную для его творчества, — Россия и Европа. Доклад «Смысл страдания» добавляет, кроме того, важные штрихи к роли М. Шелера как интеллектуального единомышленника Франка.
смысл жизни, любовь, страдание, русская религиозная философия, С. Л. Франк, М. Шелер
Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877–1950. М., 2001.
Зак Л. В. Семен Людвигович Франк — мой брат // Сборник памяти Семёна Людвиговича Франка / прот. В. Зеньковский, ред. Мюнхен, 1954.
Переписка С. Л. Франка с В. Б. Ельяшевичем и Ф. О. Ельяшевич / Г. Аляев, Т. Резвых, публ., коммент. // Исследования по истории русской мысли [12]: Ежегодник за 2015 год. М., 2016. С. 125.
Резвых Т. Н. «Моя судьба меня не беспокоит…»: С. Л. Франк в оккупированной Франции // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С. Л. Франка: Сб. науч. ст. / К. М. Антонов, сост. М., 2015. С. 195–240.
Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Нью-Йорк, 1988.
Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Франк С. Л. Макс Шелер (Некролог) // Путь. 1928. № 13.
Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М., 1990.
Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь. 1930. № 25. С. 40–50.
Chronik russischen Lebens in Deutschland 1918–1941 / K. Schlogel, K. Kucher, B. Suchy, G. Thum, Hrsg. B., 1999.
Аляев Геннадий Евгеньевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Полтавский национальный технический университет им. Юрия Кондратюка Украина 36011 г. Полтава, Первомайский проспект, 24;
Электронный адрес: email: gealyaev@mail.ru.
Резвых Татьяна Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: препод. кафедры новых технологий в гуманитарном образовании Факультета дополнительного образования ПСТГУ 109651 г. Москва, ул. Иловайская, д.9 к.2;
Электронный адрес: email: hamster-70@mail.ru.
Статья выполнена в рамках гранта Фонда развития ПСТГУ «Генеалогия идей богословского персонализма (на материале русской религиозной мысли XIX — начала XX века), договор No04-1215/КИП
Резвых Т. Н., Аляев Г. Е. С. Л. Франк о религиозном смысле и нравственной основе демократии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 82. С. 111-127. DOI: 10.15382/sturI201982.111-127
Публикуется архивный текст С. Л. Франка, в котором демократия рассматривается с точки зрения ее онтологического смысла. В предисловии к публикации идеи текста анализируются в контексте эволюции взглядов Франка на демократию — от Первой русской революции до 1930-х гг. Публикуемый текст отражает этап, когда философ под воздействием событий 1917 г. приходит к идее двух сторон в демократии — созидательной и разрушительной — и настаивает на необходимости ее религиозно-нравственного обоснования. Текстологический анализ позволяет датировать публикуемый текст маем 1917-го г. и связать его с рядом статей Франка в еженедельнике «Русская свобода», а также с его публичной лекцией «Нравственные основы демократии» 6 мая 1917 г. Архивный текст, однако, отличается от опубликованных статей более выраженным теоретическим содержанием, стремлением выявить онтологические основания происходящих событий и уйти от текущей политики. В нем также гораздо рельефнее выразился религиозный характер общественного идеала русского философа. Идею религиозно обоснованного служения как фундамента общественного строительства Франк подробно развивает в своей социальной философии уже в 20-е гг., но впервые она появляется в статье «Демократия на распутье» и в публикуемом тексте «Нравственные основы демократии». Обоснование религиозного смысла демократии сочетается у Франка с утверждением безусловности принципа свободы совести и предупреждением о теократической опасности. Концепция демократии Франка сравнивается с идеями Вл. Соловьёва, С. Булгакова и П. Струве, а также с образом демократии для «новой Европы» Томаша Масарика, о встрече с которым Франк пишет в своих воспоминаниях. Отмечено характерное для Франка использование художественных образов и поэтических метафор. В целом публикуемый текст позволяет дополнить представление об эволюции социально-философских идей С. Л. Франка и о разнообразии российских теорий демократии, а также актуализировать религиозно-нравственное понимание демократии, недостаток которого остро ощущается в современном мире.
С. Л. Франк, демократия, свобода, право, служение, революция, нравственность, религиозный общественный идеал, социализм, идея государства
  1. Аксаков И. С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886.
  2. Булгаков С. Н. О даре свободы // Русская свобода. 1917. № 2. С. 12–15.
  3. Булгаков С. Н. Человечность против человекобожия. Историческое оправдание англо-русского сближения // Русская мысль. 1917. № 5–6. С. 1–32.
  4. Ибсен Г. Враг народа. Пьеса // Собр. соч.: в 4 т. М., 1957. Т. 3. С. 530–632.
  5. Иванов Вяч. Старая или новая вера? // Собр. соч. Брюссель, 1979. Т. 3. С. 311–320.
  6. Колеров М. А. От марксизма к идеализму и церкви (1897–1927): Исследования. Материалы. Указатели. М., 2017.
  7. Масарик Т. Россия и Европа. СПб., 2000.
  8. Масарик Т. Г. Мировая революция. Воспоминания / Пер. Н. Ф. Мельниковой-Папоушек. Т. 1. Прага, 1926.
  9. Письма С. Л. Франка к А. П. Татариновой / Публ. А. А. Гапоненкова // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 2000 год. СПб., 2004. С. 368–382.
  10. Платон. Горгий // Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 477–574.
  11. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907–1917: в 3 т. / О. Т. Ермишин, О. А. Коростелев, Л. В. Хачатурян и др. сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М., 2009. Т. 3.
  12. Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика // Соч.: в 2 т. Т. 1: Философская публицистика. М., 1989. С. 59–173.
  13. Соловьев В. С. Право и нравственность // Собр. соч. 2-е изд. СПб., 1914. Т. 8. С. 519–658.
  14. Струве П. Б. В чем революция и контрреволюция? Несколько замечаний по поводу статьи И. О. Левина // Русская мысль. 1917. № 11–12. С. 57–61.
  15. Фирсов Е. Ф. Т. Г. Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков. М., 2012.
  16. Франк С. Л. Воспоминания о П. Б. Струве // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 394–582.
  17. Франк С. Л. Демократия на распутье // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма,воспоминания. М., 2001. С. 200–206.
  18. Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж,1930.
  19. Франк С. Л. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990. С. 111–180.
  20. Франк С. Л. Молодая демократия // Свобода и культура. 1906. № 2 (10 апр.). С. 67–82.
  21. Франк С. Л. Нравственный водораздел в русской революции // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 207–214.
  22. Франк С. Л. Пред историческими днями // Дума. 1906. 27 апр. (10 мая). № 1. С. 2.
  23. Франк С. Л. Религиозные основы общественности // Путь. 1925. № 1 (сент.). С. 9–30.
  24. Франк С. Л. Философские предпосылки деспотизма // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 137–165.
  25. Masarik T. G. Das neue Europa. Berlin, 1922.
Резвых Татьяна Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651 г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, корп. 2;
Должность: доцент кафедры новых технологий в гуманитарном обрзовании;
ORCID: 0000-0003-4429-5405;
Электронный адрес: hamster-70@mail.ru.
Аляев Геннадий Евгеньевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка; Украина, 36011, г. Полтава, Первомайский проспект, 24;
Должность: зав. кафедрой философии и социально-политических дисциплин;
ORCID: 0000-0001-6713-2014;
Электронный адрес: gealyaev@gmail.com.
Работа выполнена по гранту Фонда развития ПСТГУ № 01-0718/н «С. Л.Франк между неокантианством и абсолютным реализмом: политика, культура, философия, религия».
Аляев Г. Е., Оболевич Т. С. «Истина во вселенскости»: переписка С. Л. Франка с о. Климентом Лялиным (1937–1948) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 93. С. 93-130. DOI: 10.15382/sturI202193.93-130
Публикуется архивный текст — переписка С. Л. Франка с отцом Климентом Лялиным, монахом католического монастыря Амэ-Шеветонь. В предисловии к публикации прослежена история отношений С. Л. Франка и о. Климента, отраженная в их переписке 1937–1948 гг.; раскрыты обсуждаемые в письмах темы, связанные с привлечением С. Л. Франка к сотрудничеству в журнале «Irénikon», с планами так и не состоявшихся лекционных поездок русского философа в Бельгию, а также с подготовкой С. Л. Франком англоязычной антологии текстов Вл. С. Соловьева и исследованием им вопроса о переходе Вл. С. Соловьева в католичество. Особый интерес представляет выраженная в письмах как С. Л. Франком, так и о. Климентом установка христианского универсализма — стремление рассматривать православие и католицизм не в качестве двух различных исповеданий, а как две культурно-исторические ветви единой Церкви, которые должны состоять в братских отношениях. Показано, что эта установка обосновывалась Франком экклезиологически и онтологически — на принципе антиномистического монодуализма, а также была связана с обстоятельствами жизни его семьи. Представляет интерес и полученный на запрос о. Климента ответ греко-католического священника о. Кирилла Королевского на вопросы С. Л. Франка по вопросу о канонических нормах присоединения православных к Католической Церкви. В предисловии также показана роль бенедиктинского монастыря Амэ-Шеветонь и журнала «Irénikon» как экуменического центра в католицизме, в том числе связи журнала с русскими философами в эмиграции; приведена библиография статей и рецензий в журнале «Irénikon», посвященных работам С. Л. Франка. Публикуемая переписка позволяет дополнить представление о характере церковной позиции С. Л. Франка, о его отношении к православию, католицизму и протестантизму как трем братским ветвям единой христианской веры, а также о конкретном участии русских философов в развитии экуменического диалога в середине ХХ в.
С. Л. Франк, о. Климент Лялин, журнал «Irénikon», христианский универсализм, экуменизм, религиозная философия, русская философия в эмиграции, Вл. С. Соловьев
  1. Александр, иеромонах. Рим и иренисты (Письмо в редакцию) // Вестник РСХД. 1933. № 1. С. 20–22.
  2. Аляев Г. Е., Резвых Т. Н. «Проблема теодицеи — источник русского революционного социализма». Парижский доклад Семёна Франка 1938 года // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2018. Т. 19. Вып. 2. С. 20–25.
  3. Бердяев Н. Вселенскость и конфессионализм // Христианское воссоединение. Экуменическая проблема в православном сознании. Paris: YMCA-Press, 1933. С. 63–81.
  4. Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа / пер. Л. Ю. Пантиной. М., 2001.
  5. Ламбрехтс А. Контакты между Русской православной церковью и монастырем Амэ-Шеветонь в 1926–2004 гг. // Страницы: богословие, культура, образование. 2005. № 3. Т. 9. С. 349–365.
  6. Сапожников С. А. Потомство великого князя Константина Николаевича (1827–1892) от Анны Васильевны Кузнецовой // Историческая генеалогия. Вып. 2. Екатеринбург; Париж, 1993. С. 22–27.
  7. Троицкий А. Irénikon // Православная энциклопедия. Т. XXVI (2011). C. 367–370.
  8. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления // Он же. Духовные основы общества. М., 1992. С. 217–404.
  9. Цыганков А. С., Оболевич Т. «Германия уже стала для меня моей второй родиной»: жизненный и творческий путь С. Л. Франка в переписке с Ф. Хайлером et circum // Историко-философский ежегодник 2018. Т. 33. С. 293–313.
  10. Цыганков А. С., Оболевич Т. Голландский эпизод в философской биографии С. Л. Франка (Новые материалы). М.: Институт философии РАН, 2020.
  11. Aliaiev G. The Universalism of Catholicity (Sobornost): Metaphysical and Existential Foundations for Interdenominational Dialogue in Semyon Frank’s Philosophy // Apology of Culture. Religion and Culture in Russian Thought / ed. by A. Mrowczynski-Van Allen, T. Obolevitch, P. Rojek. Eugene, 2015. Р. 218–226.
  12. Beauduin L. Dans quel esprit nous voudrions travailler // Irénikon. 1926. T. I. No 2.
  13. Florovsky G. [рец.] Solovyov Anthology, edited by S. L. Frank. Translated from the Russian by Nathalie Duddington. Charles Scribner’s Sons, New York, 1950 // Interpretation: A Journal of Bible and Theology. 1951. Vol. 5 (3).
  14. Questions sur l’Eglise et son unité [Texte imprimé] / par N. Oehmen, L. Bouyer, O. Rousseau, C. Lialine, suivies de quel-ques notices bibliographiques. Gembloux: Imprimerie J. Duculot, 1943.
  15. Qu’est-ce-que l’orthodoxie?: Vues catholiques / Dom Pierre Dumont, Dom Feuillien Mercenier et Dom Clément Lialine. Bruxelles: Ed. universitaires, 1944.
  16. Rousseau O. In memoriam: Dom Clément Lialine // Irénikon. 1958. T. XXXI. No 2.
  17. Van Parys M. Dom Clément Lialine, théologien de l’unité chrétienne // Irénikon. 2003. № 76.
Аляев Геннадий Евгеньевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Национальный технический университет «Днепровская политехника»; Украина, 36011, г. Полтава, ул. Головко, 18;
Должность: профессор кафедры философии и политологии;
ORCID: 0000-0001-6713-2014;
Электронный адрес: gealyaev@gmail.com.
Монахиня Тереза (Оболевич Т. С.)
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Папский университет Иоанна Павла II в Кракове; Польша, 31-002, г. Краков, ул. Канонича, 9;
Должность: профессор, зав. кафедрой русской и византийской философии;
ORCID: 0000-0002-6834-6142;
Электронный адрес: teresa.obolevitch@gmail.com.
Работа выполнена по гранту Фонда развития ПСТГУ № 01-0718/н «С. Л. Франк между неокантианством и абсолютным реализмом: политика, культура, философия, религия». Авторы выражают благодарность библиотекарю монастыря Амэ-Шеветонь о. Антонию Ламбрехтсу (Antoine Lambrechts) и о. Мишелю Ван Парис (Michel Van Parys).