/
Результат поиска


Аитова С. Н. Новые композиционные типы житийных икон в ярославской и костромской живописи во 2-й половине XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 79-98. DOI: 10.15382/sturV202245.79-98
В статье обозначен феномен новых композиционных схем русских житийных икон второй половины XVII века, а также намечены пути методологического изучения этого материала ввиду того, что эта тема недостаточно изучена. Иконы такого типа отличаются от традиционных житийных икон тем, что в них нет деления доски на средник, в котором находится образ святого, и на клейма, где располагаются житийные сцены. Напротив, житийные эпизоды располагаются в том же изобразительном поле, что и портретный образ святого. Отсутствие схематичного линеарного принципа композиции приводит к иной форме считывания житийной истории, которая воспринимается, с одной стороны, как цельный живописный образ, с другой стороны, как многофигурная подробная система. Ранние прецеденты таких житийных образов (иконы из местного ряда иконостаса церкви Илии Пророка в Ярославле, начало 1660-х гг.) обнаружены в иконописи поволжского региона, откуда они затем проникают в столичную живопись. В статье даётся историографический обзор этого материала, рассматривается культурный контекст, в котором развитие такого композиционного типа оказалось возможным. Также предлагается классификация житийных икон такого типа и проводится их композиционный анализ для выявления художественной специфики.
житийная икона со средником и клеймами, новые типы житийных икон, вторая половина XVII века, композиционное устройство житийного цикла, иконы церкви Илии Пророка в Ярославле, иконописец Фёдор Зубов,
  1. Алпатов М. В. Проблема барокко в русской иконописи // Барокко в России / под ред. А. И. Некрасова. М., 1926.
  2. Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М.: Изобразительное искусство, 1982.
  3. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984.
  4. Брюсова В. Г. Федор Зубов. М.: Изобразительное искусство, 1985.
  5. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008.
  6. Бусева-Давыдова И. Л. Образ мира в иконах строгановской школы // Памяти Николая Николаевича Померанцева. Древнерусское искусство: исследования и реставрация: сб. науч. трудов (ВХНРЦ). М., 2001. С. 120–122.
  7. Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М.: Северный паломник, 2002.
  8. Казакевич Т. Е. Иконографическая программа Толчковской паперти и русский театр XVII — начала XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LIV. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 651–667.
  9. Казакевич Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования / отв. ред. В. П. Выголов. М., 1980. С. 13–63.
  10. Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М.: Книгиwam, 2007.
  11. Костромская икона XIII–XIX веков / авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004.
  12. Никитина Т. Л. Русские церковные стенные росписи 1670–1680-х годов. М.: Индрик, 2015.
  13. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М.: Наука, 1972.
  14. Преображенский А. С. Житийная икона преподобного Сергия Радонежского из собрания Ярославского художественного музея как памятник годуновского времени // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырский традиции: Материалы международной научной конференции. Труды ГИМ. М., 2015. Вып. 202. С. 272–285.
  15. Преображенский А. С. Иконы с житийными сценами в среднике. О типологии некоторых произведений мастеров Оружейной палаты и других художественных центров // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: сб. науч. статей. М., 2020. Т. XVII.
  16. Саенкова Е. М. Житийная икона // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2009. С. 273–283.
  17. Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
  18. Флоренский П. А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях // Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000 (Философское наследие. Т. 131). Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Ярославль, 2001.
  19. Черная Л. А. От идеи «Угождения Богу» к идее «Постижения Бога» через мир // Филевские чтения. Вып. VI. М., 1994. С. 52–53.
  20. Chatterjee P. The Living Icon in Byzantium and Italy. The Vita Image, Eleventh to Thirteenth Centuries. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
  21. L'Arte della Meraviglia. Icone russe del XVII secolo: Libro-Calendario 2004. Milano: La Casa di Matriona, 2003.
  22. Stichel R. Die Geburt Christi in der Russischen Ikonenmalerei. Voraussetzungen in Glauben und Kunst des christlichen Ostens und Westens. Stuttgart: Steiner, 1990.
Аитова Софья Николаевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова;
ORCID: 0000-0002-0296-8176;
Электронный адрес: soniaaitova@gmail.com.
Аитова С. Н. Структура житийной иконы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 9-21. DOI: 10.15382/sturV202349.9-21
В статье рассмотрена традиционная житийная икона с точки зрения её композиционного устройства, анализ которого позволяет автору выявить семантику изображения и специфику визуального языка. В работе предложены варианты происхождения такого типа иконы, появившегося в Византии в конце XII-начале XIII вв., согласно исследованиям Нэнси Паттерсон Шевченко. Генетически и типологически родственные структуре житийной иконы явления такие, как эпистилии или «украшенные» иконы, предвосхищают художественные принципы устройства житийного жанра. Вслед за П.А. Флоренским и Паромой Четерджи автор статьи анализирует формальное противопоставление репрезентации святого в среднике, где он представлен как предвечный образ, лишенный связи с физическим миром, и в повествовательном цикле в клеймах, где святой участвует в событиях земной жизни, и выявляет семантику такой закономерности. В статье исследуются такие композиционные приёмы житийной иконы, как повторение главного персонажа в среднике и в клеймах, обрамляющий характер агиографического цикла. Вопреки линейной композиции повествовательного цикла, «чтение» житийной иконы подчиняется характеру симультанного восприятия изображения в его целостности. В итоге, житийная икона представляет собой продуманную композиционную систему, выражающую агиофанию через прохождение цикла земного бытия.
Композиция, житийная икона, средник, клейма, нарратив, повествовательный цикл, агиография
  1. Аитова С. Н. Особенности композиции житийной иконы пророка Илии из церкви Илии Пророка в Ярославле // XXVI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой: сб. статей. 2022. С. 134–145.
  2. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 544 с.
  3. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008. 364 с.
  4. Вейцман К., Хадзидакис М., Миятев К., Радойчич С. Иконы на Балканах. Синай, Греция, Болгария, Югославия. Белград, 1967. 220 с.
  5. Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М.: Книги WAM, 2007. 352 с.
  6. Преображенский А. С. Иконы с житийными сценами в среднике. О типологии некоторых произведений мастеров Оружейной палаты и других художественных центров // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: сб. научных статей. 2020. Т. XVII. C. 247–274.
  7. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М.: Наука, 1976. 392 с.
  8. Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 448 с.
  9. Флоренский П. А. История и философия искусства. 2-е изд. М.: Академический проект, 2021. 623 с.
  10. Age of Spirituality: Catalogue of the Exhibition at The Metropolitan Museum of Art / K. Weitzmann, ed. N. Y., 1979.
  11. Chatterjee P. The Living Icon in Byzantium and Italy. The Vita Image, Eleventh to Thirteenth Centuries. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
  12. Hahn C. Portrayed on the Heart. Narrative Eff ect in Pictorial Lives of Saints from the Tenth Through the Thirteenth Century. Berkeley; Los Angeles; L.: University of California Press, 2001.
  13. Patterson Ševčenko N. The Life of Saint Nicholas in Byzantine Art. Torino: Bottega d’Erasmo, 1983.
  14. Patterson Ševčenko N. Vita Icons and 'Decorated' Icons of the Komnenian Period // Four Icons in the Menil Collection / B. Davezac, ed. Houston, 1992. P. 57–69.
  15. Patterson Ševčenko N. The “Vita” Icon and the Painter as Hagiographer // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 53. Washington D.C., 1999. P. 149–165.
  16. Weitzmann K. Icon Programs of the 12th and 13th Centuries at Sinai // ΔXAE. 12 (1984). Athens, 1986.
Аитова Софья Николаевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова;
ORCID: 0000-0002-0296-8176;
Электронный адрес: soniaaitova@mail.ru.