Результат поиска
Ссылка на статью:
Аитова С. Н. Новые композиционные типы житийных икон в ярославской и костромской живописи во 2-й половине XVII века
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2022.
Вып. 45. С. 79-98.
DOI: 10.15382/sturV202245.79-98
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье обозначен феномен новых композиционных схем русских житийных икон второй половины XVII века, а также намечены пути методологического изучения этого материала ввиду того, что эта тема недостаточно изучена. Иконы такого типа отличаются от традиционных житийных икон тем, что в них нет деления доски на средник, в котором находится образ святого, и на клейма, где располагаются житийные сцены. Напротив, житийные эпизоды располагаются в том же изобразительном поле, что и портретный образ святого. Отсутствие схематичного линеарного принципа композиции приводит к иной форме считывания житийной истории, которая воспринимается, с одной стороны, как цельный живописный образ, с другой стороны, как многофигурная подробная система. Ранние прецеденты таких житийных образов (иконы из местного ряда иконостаса церкви Илии Пророка в Ярославле, начало 1660-х гг.) обнаружены в иконописи поволжского региона, откуда они затем проникают в столичную живопись. В статье даётся историографический обзор этого материала, рассматривается культурный контекст, в котором развитие такого композиционного типа оказалось возможным. Также предлагается классификация житийных икон такого типа и проводится их композиционный анализ для выявления художественной специфики.
житийная икона со средником и клеймами, новые типы житийных икон, вторая половина XVII века, композиционное устройство житийного цикла, иконы церкви Илии Пророка в Ярославле, иконописец Фёдор Зубов,
- Алпатов М. В. Проблема барокко в русской иконописи // Барокко в России / под ред. А. И. Некрасова. М., 1926.
- Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М.: Изобразительное искусство, 1982.
- Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984.
- Брюсова В. Г. Федор Зубов. М.: Изобразительное искусство, 1985.
- Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008.
- Бусева-Давыдова И. Л. Образ мира в иконах строгановской школы // Памяти Николая Николаевича Померанцева. Древнерусское искусство: исследования и реставрация: сб. науч. трудов (ВХНРЦ). М., 2001. С. 120–122.
- Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М.: Северный паломник, 2002.
- Казакевич Т. Е. Иконографическая программа Толчковской паперти и русский театр XVII — начала XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LIV. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 651–667.
- Казакевич Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования / отв. ред. В. П. Выголов. М., 1980. С. 13–63.
- Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М.: Книгиwam, 2007.
- Костромская икона XIII–XIX веков / авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004.
- Никитина Т. Л. Русские церковные стенные росписи 1670–1680-х годов. М.: Индрик, 2015.
- Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М.: Наука, 1972.
- Преображенский А. С. Житийная икона преподобного Сергия Радонежского из собрания Ярославского художественного музея как памятник годуновского времени // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырский традиции: Материалы международной научной конференции. Труды ГИМ. М., 2015. Вып. 202. С. 272–285.
- Преображенский А. С. Иконы с житийными сценами в среднике. О типологии некоторых произведений мастеров Оружейной палаты и других художественных центров // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: сб. науч. статей. М., 2020. Т. XVII.
- Саенкова Е. М. Житийная икона // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2009. С. 273–283.
- Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
- Флоренский П. А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях // Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000 (Философское наследие. Т. 131). Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Ярославль, 2001.
- Черная Л. А. От идеи «Угождения Богу» к идее «Постижения Бога» через мир // Филевские чтения. Вып. VI. М., 1994. С. 52–53.
- Chatterjee P. The Living Icon in Byzantium and Italy. The Vita Image, Eleventh to Thirteenth Centuries. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
- L'Arte della Meraviglia. Icone russe del XVII secolo: Libro-Calendario 2004. Milano: La Casa di Matriona, 2003.
- Stichel R. Die Geburt Christi in der Russischen Ikonenmalerei. Voraussetzungen in Glauben und Kunst des christlichen Ostens und Westens. Stuttgart: Steiner, 1990.
Аитова Софья Николаевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова;
ORCID: 0000-0002-0296-8176;
Электронный адрес: soniaaitova@gmail.com.
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова;
ORCID: 0000-0002-0296-8176;
Электронный адрес: soniaaitova@gmail.com.
Ссылка на статью:
Аитова С. Н. Структура житийной иконы
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2023.
Вып. 49. С. 9-21.
DOI: 10.15382/sturV202349.9-21
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассмотрена традиционная житийная икона с точки зрения её композиционного устройства, анализ которого позволяет автору выявить семантику изображения и специфику визуального языка. В работе предложены варианты происхождения такого типа иконы, появившегося в Византии в конце XII-начале XIII вв., согласно исследованиям Нэнси Паттерсон Шевченко. Генетически и типологически родственные структуре житийной иконы явления такие, как эпистилии или «украшенные» иконы, предвосхищают художественные принципы устройства житийного жанра. Вслед за П.А. Флоренским и Паромой Четерджи автор статьи анализирует формальное противопоставление репрезентации святого в среднике, где он представлен как предвечный образ, лишенный связи с физическим миром, и в повествовательном цикле в клеймах, где святой участвует в событиях земной жизни, и выявляет семантику такой закономерности. В статье исследуются такие композиционные приёмы житийной иконы, как повторение главного персонажа в среднике и в клеймах, обрамляющий характер агиографического цикла. Вопреки линейной композиции повествовательного цикла, «чтение» житийной иконы подчиняется характеру симультанного восприятия изображения в его целостности. В итоге, житийная икона представляет собой продуманную композиционную систему, выражающую агиофанию через прохождение цикла земного бытия.
Композиция, житийная икона, средник, клейма, нарратив, повествовательный цикл, агиография
- Аитова С. Н. Особенности композиции житийной иконы пророка Илии из церкви Илии Пророка в Ярославле // XXVI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой: сб. статей. 2022. С. 134–145.
- Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 544 с.
- Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008. 364 с.
- Вейцман К., Хадзидакис М., Миятев К., Радойчич С. Иконы на Балканах. Синай, Греция, Болгария, Югославия. Белград, 1967. 220 с.
- Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М.: Книги WAM, 2007. 352 с.
- Преображенский А. С. Иконы с житийными сценами в среднике. О типологии некоторых произведений мастеров Оружейной палаты и других художественных центров // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: сб. научных статей. 2020. Т. XVII. C. 247–274.
- Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М.: Наука, 1976. 392 с.
- Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 448 с.
- Флоренский П. А. История и философия искусства. 2-е изд. М.: Академический проект, 2021. 623 с.
- Age of Spirituality: Catalogue of the Exhibition at The Metropolitan Museum of Art / K. Weitzmann, ed. N. Y., 1979.
- Chatterjee P. The Living Icon in Byzantium and Italy. The Vita Image, Eleventh to Thirteenth Centuries. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
- Hahn C. Portrayed on the Heart. Narrative Eff ect in Pictorial Lives of Saints from the Tenth Through the Thirteenth Century. Berkeley; Los Angeles; L.: University of California Press, 2001.
- Patterson Ševčenko N. The Life of Saint Nicholas in Byzantine Art. Torino: Bottega d’Erasmo, 1983.
- Patterson Ševčenko N. Vita Icons and 'Decorated' Icons of the Komnenian Period // Four Icons in the Menil Collection / B. Davezac, ed. Houston, 1992. P. 57–69.
- Patterson Ševčenko N. The “Vita” Icon and the Painter as Hagiographer // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 53. Washington D.C., 1999. P. 149–165.
- Weitzmann K. Icon Programs of the 12th and 13th Centuries at Sinai // ΔXAE. 12 (1984). Athens, 1986.
Аитова Софья Николаевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова;
ORCID: 0000-0002-0296-8176;
Электронный адрес: soniaaitova@mail.ru.
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова;
ORCID: 0000-0002-0296-8176;
Электронный адрес: soniaaitova@mail.ru.