/
Результат поиска


Адамова Т. В. История богослужебного облачения на основании анализа памятников изобразительного искусства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 9-32. DOI: 10.15382/sturV201935.9-32
В данной статье в хронологическом порядке рассматриваются вопросы исторического развития церковного облачения и декорирования его деталей, начиная с первых веков христианства. В результате сопоставления разных исторических периодов показаны как отличительные особенности, так и сходство христианского облачения на Востоке и Западе. На примере памятников прослеживается эволюция форм предметов, индивидуальные и общие черты западного и восточного облачения, основные способы декоративного оформления деталей. Сохранившиеся предметы облачения византийского периода, украшенные святыми изображениями, имеют узкие хронологические рамки и датируются временем не ранее ХII столетия. От более раннего периода дошли лишь единичные экземпляры. Для изучения богослужебной одежды этого времени привлекаются изображения сохранившихся ансамблей монументального искусства V–XII вв., по которым можно проследить изменение форм предметов облачения и характера декорирования их деталей в течение данного периода: эти памятники были не раз опубликованы и достаточно хорошо известны. Помимо монументальной живописи в статье демонстрируются предметы декоративно-прикладного искусства. Автором также анализируется сложение светского исторического костюма. Рассматриваются предметы одежды на консульских диптихах из слоновой кости. Выделен перечень отдельных частей богослужебной и повседневной одежды и принцип их декора.
византийский костюм, монументальная живопись, иконография, литургические облачения, орнамент, лицевое шитье, декоративно-прикладное искусство, интерьер
  1. Беляев Д. Ф. «Byzantina». Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. СПб., 1893. Кн. 1. М. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 2002. T. l (1); Т.1 (2).
  2. Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-церковнослужителей // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1903.
  3. Дмитриевский А. А. Ставленник. Киев, 1904.
  4. Долоцкий В. Н. О священнических одеждах // Христианское чтение. 1848. Ч. 1–2.
  5. Киреева Е. В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX в. М., 1970.
  6. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1.
  7. Маясова Н. А. Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. М., 1991.
  8. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993. Т. 1.
  9. Пальмов Н. Об омофоре, саккосе и митре // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1912. Т. 2.
  10. Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006.
  11. Православная энциклопедия. М., 2000–2017.
  12. Убрус. Церковное шитье. История и современность. СПб., 2009. Вып. 12.
  13. Ball J. L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in Eighth to Twelfth Century Painting. N. Y.: Palgrave Macmillan Publ., 2005.
  14. Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient: Nach Ursprung und Entwicklung, Verwendung und Symbolik. Freiburg i. Br., 1907.
  15. Byzantium. Faith and Power (1261–1557) / ed. by H. C. Evans. N. Y., 2004.
  16. Piltz E. Trois sakkoi byzantins. Analyse iconographique. Uppsala, 1976.
  17. Woodfi n W. T. Late Byzantine liturgical vestments and the iconography of Sacerdotal Power. Illinois, 2002.
  18. Woodfi n W. T. The Embodied Icon: Liturgical Vestments and Sacramental Power in Byzantium, Oxford University Press, 2012.
Адамова Татьяна Валерьевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-1553-2651;
Электронный адрес: atv_73@mail.ru.