/
Результат поиска


Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возниконовения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 58-66.
PDF
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. В статье отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга, выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики, подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.
Православие, приходское образование, церковно-приходские школы, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание
Агеева Антонина Владимировна
Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43-55.
PDF
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. Отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга. Выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики. Подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.
Православие, приходское образование, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание
Агеева Антонина Владимировна
Агеева А. В. Организация досуга детей и подростков в кадетских корпусах Российской империи в конце ХIХ - начале ХХ в. (по материалам журнала «Военная быль») // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 32-45. DOI: 10.15382/sturIV201536.32-45
В статье рассматриваются формы организации досуга детей и подростков, практиковавшиеся в кадетских корпусах Российской империи в конце XIX — начале ХХ в. Основным источником исследования послужили воспоминания бывших воспитанников кадетских корпусов, опубликованные в журнале «Военная быль» в период с 1952 по 1974 г. Наряду с традиционными видами досуга, такими как спортивные игры, экскурсии и походы, в источниках описываются более сложные формы его организации — корпусные музеи, рукописные кадетские журналы, кадетский летний лагерь в Петергофе, литературномузыкальные вечера и спектакли. Анализ источников позволяет сделать вывод о многообразии видов досуга кадет, выявить общие формы досуга, характерные для всех учебных заведений такого рода и уникальные, встречающиеся в отдельно взятых кадетских корпусах, а также выяснить некоторые методические особенности их организации.
история педагогики, военная педагогика, военно-учебные заведения Российской империи, кадетские корпуса, гендерное воспитание, внеклассная работа с подростками, формы организации детского досуга

Агеева Антонина Владимировна
Агеев Е. А. Полвека из жизни донского хутора: приходская летопись Пантелеимоновской церкви хутора Летовского станицы Кременской Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского (1873-1929) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 91-106. DOI: 10.15382/sturII201673.91-106
Статья вводит в научный оборот ценный источник по истории приходской жизни конца XIX — начала ХХ в. на Дону — приходскую летопись, найденную в одном из следственных дел репрессированных священнослужителей. Данная летопись уникальна большим временным охватом — с 1873 до 1929 г., она включает годы революции, Гражданской войны на Дону и первое послереволюционное десятилетие. Автор дает краткий обзор истории создания летописи, характеристики ее шести авторов — сельских священников. На протяжении первых 30 лет отмечается строительство и украшение храма, отсутствие конфликтов. В начале ХХ в. отмечаются конфликты прихожан с духовенством. В летописи описываются тяготы жизни рядовых казаков, бедствия Гражданской войны, голод начала 1920-х гг. В послевоенные годы отмечается растущее недовольство прихожан мероприятиями Советской власти: налоговой политикой, антирелигиозной пропагандой и притеснениями духовенства, начинающейся коллективизацией. Повествование ведется сельскими священниками и отражает их собственное восприятие ключевых событий эпохи. В статье рассматриваются отношение прихожан к храму и Церкви, восприятие ими современных событий, участие в приходской жизни. Делаются выводы о высокой степени вовлеченности казаков в церковную жизнь, большое значение Церкви в их повседневной жизни. Приводимые в статье факты свидетельствуют об устойчивости приходской хуторской общины, которая смогла выстоять в катаклизмах Гражданской войны. Принудительное разрушение приходского уклада в годы коллективизации разрушило общину и привело к деградации и исчезновению сельского поселения. Последний автор летописи был репрессирован, причем из текста становится понятно, что обвинение его и арестованных вместе с ним священнослужителей и прихожан в подготовке вооруженного восстания являлось ложным.
церковные летописи, Дон, донские казаки, Гражданская война, приходская община, коллективизация, репрессии против духовенства, «обновленчество»
1. Агеева Е. А. Церковная жизнь и повседневный быт русского села по приходским летописям ХIХ — начала ХХ века // Исторический вестник. М.; Воронеж, 2000. Т. 3. C. 127–136.
2. Агеева Е. А. Церковные летописи — важнейший источник для изучения приходской жизни втор. пол. ХIХ — нач. XX в. // Исторический вестник. 2001. Т. 15. № 4. C. 155–169.
3. Агеева Е. А. Церковноприходские летописи втор. пол. ХIХ — нач. ХХ в.: вопросы изучения // Современные проблемы изучения истории Церкви: Международная научная конференция: Тезисы докладов. Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2011. С. 3–5.
4. Глухих Н. В., Миронова А. А. Церковные летописи XIX века как хроника жизни уральского города // Русская речь. 2008. № 1. С. 74–78.
5. Добренький С. И. Церковно-приходские летописи второй половины XIX — начала ХХ века как источник по истории северной деревни // Русская культура на рубеже веков: русское поселение как социокультурный феномен: Сб. статей. Вологда, 2002.
6. Рябов С. И. Усть-Медведицкий округ Области Войска Донского (1870–1916 гг.): Историко-статистическое описание поселений. Волгоград, 2012.
7. Синельников С. П. Смутное время 1913–1920 гг. глазами священника // Волга. № 413. 2000.
8. Фриз Г. Л. Православие, власть и секуляризация в России. 1860–1940 // ГИИМ: Доклады по истории 18 и 19 вв. DHI Moskau: Vorträge zum 18. und 19. Jahrhundert, Nr. 19 (2013). URL: http://www.perspectivia.net.
Агеев Евгений Анатольевич, священник
Агеева А. В., Склярова Т. В. Методологические основы исследования учебных пособий для начального православного образования детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 11-17. DOI: 10.15382/sturIV201747.11-17
Охарактеризованы ведущие научные подходы к исследованию структуры и содержания учебных пособий для начального православного образования. В качестве основных названы культурологический, литературоведческий, психолого-педагогический, деятельностный и теологический подходы для изучения литературы по начальному религиозному образованию. В статье рассматривается как совокупность названных подходов и предлагаемых методов позволяет обнаружить средства, которыми достигаются учебные цели и задачи; определять, учебные ли это цели и задачи; выявлять способы деятельности по усвоению учебного материала. Детально охарактеризованы методы контент-анализа по принципу построения синквейна и инверсии учебных задач. Материалы статьи могут быть использованы для проведения экспертизы и рецензирования, стать ориентирами для авторов учебных пособий, могут быть положены в основу разработки единого учебно-методического комплекта для начального православного образования детей.
Начальное религиозное образование, православное образование, учебные пособия, методология исследования учебной литературы, контент-анализ учебной литературы
  1. Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 15.
  2. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. М., 2005.
  3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200602110
  4. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. Вып. 7. С. 97.
Агеева Антонина Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
ORCID: 0000-0001-7259-1821;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Склярова Татьяна Владимировна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан Педагогического факультета;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.
Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Начальная ступень православного образования: конструирование содержания, принципы разработки учебных пособий и методик преподавания», реализуемого при финансовой поддержке Фонда развития ПСТГУ 05-0616/КИП 2.
Ромашина Е. Ю., Агеева А. В. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 73-81. DOI: 10.15382/sturIV201851.73-81
Социально-экономические, политические, культурные изменения середины XIX в. «запустили» процессы ускоренного развития и становления в России начального образования как сравнительно массового явления. Внимание педагогов — теоретиков и практиков — обратилось к проблеме метода обучения первоначальной грамоте. Важнейшее место в педагогических дискуссиях занял вопрос применения наглядности в рамках этого процесса. Достаточно заметным был вклад в дело наглядного обучения в начальной народной школе известного земского деятеля, автора нескольких учебников и методических пособий Николая Александровича Корфа. В статье проанализированы: книга для чтения «Наш друг» и руководства, составленные Корфом для учителей. По словам Корфа, его пособие являлось прямым продолжением «Родного слова» Ушинского, но в отличие от него было составлено с учетом особенностей народной сельской школы. Корф считал совершенно необходимым выделение в курсе начальной школы особых уроков наглядного обучения. В статье выявлены взаимосвязи между теоретическими представлениями Н. А. Корфа об использовании наглядности при обучении грамоте и визуальным рядом его книги для чтения. Отмечено, что визуальные компоненты имели самостоятельное дидактическое значение. Описан алгоритм наглядного обучения грамоте, предложенный Корфом. Иллюстративный ряд его пособия выполнял функцию пояснения и дополнения текстов, снабжал детей прикладными полезными сведениями, знакомил с явлениями и процессами окружающего мира — как природного, так и созданного человеком. В статье подчеркивается, что хотя «Наш друг» содержал множество иллюстраций, но его визуальный ряд не был оснащен методически. Пособие включало в себя множество вопросов к текстам, но в нем практически не было заданий к визуальным материалам.
Н. А. Корф, наглядное обучение, обучение грамоте, букварь, азбука, книга для чтения, визуальный ряд, метод обучения, иллюстрация, образное мышление
  1. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. Изд. 1. СПб., 1871; изд. 11. СПб., 1882.
  2. Корф Н. А. Наши педагогические вопросы. М., 1882.
  3. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: кн. для учащих. СПб., 1881.
  4. Корф Н. А. Русская начальная школа: рук. для земских гласных и учителей сельских шк. СПб., 1879.
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Агеева Антонина Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
ORCID: 0000-0001-7259-1821;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а.
Агеева А. В., Склярова Т. В. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в период 1990–2015 гг.: проблема, подходы и методы исследования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 11-17. DOI: 10.15382/sturIV202056.11-17
В статье освещается проблема становления и развития образовательной деятельности Русской Православной Церкви в период с 1990 по 2015 г. Хронологические рамки исследования определены законодательным изменением позиций российского государства в отношении социальной активности религиозных объединений, что позволило им в 1990 г. начать реализацию образовательной деятельности, и инициированными в 2015 г. руководством Русской Православной Церкви процессами стандартизации образовательных программ и издания учебной литературы.Цель статьи — выявить и охарактеризовать основные исследовательские подходы, описать адекватные целям и дизайну исследования методы.Методология. В работе обосновано обращение к историко-педагогическому анализу документов и фактов, иллюстрирующих деятельность различных учреждений Русской Православной Церкви в сфере образования, аргументировано использование уровневой представленности церковной образовательной деятельности в исследуемый период, отмечена целесообразность анализа процесса издания учебной литературы. В заключение приводится краткая характеристика планируемых методов исследования: опроса экспертов методом «устная история»; сравнительного изучения развития образовательной деятельности общественных институтов в России в рассматриваемый период; описания развития образовательной деятельности Русской Православной Церкви по четырем уровням образования — начального, основного, профессионального и уровня научной подготовки; изучения процессов издания печатной и электронной учебной литературы посредством анализа процесса модернизации ББК и описания изданной в изучаемый период учебной литературы; анализа официальных документов, принятых руководством Русской Православной Церкви в отношении образовательной деятельности в изучаемый период, и создания хронологических таблиц, отражающих полученные в процессе исследования данные.
Образовательная деятельность религиозных объединений, религиозное образование, методология исследования образовательной деятельности, образовательная деятельность Русской Православной Церкви
  1. Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 6–22.
  2. Блок М. К сравнительной истории европейских обществ // Одиссей: человек в истории. М., 2001. С. 65–94.
  3. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание. Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 1. С. 9–16.
  4. Хрестоматия по устной истории / ред. М. В. Лоскутова. СПб., 2003.
  5. Щеглова Т. К. Устная история: Учебное пособие. Барнаул, 2011.
Агеева Антонина Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Должность: доцент кафедры ПиМНО;
ORCID: 0000-0001-7259-1821;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Склярова Татьяна Владимировна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан педагогического факультета;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00228.
Агеева А. В., Склярова Т. В. Вопросы образования в документах Священного Синода Русской Православной Церкви в период 1991-2008 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 11-23. DOI: 10.15382/sturIV202059.11-23
В статье проведен анализ материалов заседаний Священного Синода РПЦ в период с 1991 по 2008 г., посвященных вопросам образования, определены приоритеты церковной образовательной деятельности в исследуемый период. Хронологические рамки обусловлены созданием в 1991 г. Отдела религиозного образования и катехизации и 2008 г., завершением срока патриаршества Святейшего Патриарха Алексия II, определявшего образовательную политику Церкви в тот период. Собраны и систематизированы данные об открытии и функционировании духовных учебных заведений; формировании новых отделов Патриархии, нацеленных на организацию воспитательной, образовательной, просветительской деятельности; подготовке концептуальных документов, отражающих позицию РПЦ в области образования, воспитания и просвещения; организации или участия в конференциях разного рода, на которых поднимались вопросы образования; издательской деятельности РПЦ в это время. Сделаны выводы о том, что руководство образовательной деятельностью Церкви в рассматриваемый период было нацелено на сбор информации и контроль за инициативным созданием духовных школ, реализацией богословского образования мирян на разных уровнях (в воскресных школах, православных гимназиях, богословских институтах и факультетах теологии в государственных вузах); научно-методическое сопровождение педагогической деятельности обеспечивалось преимущественно через организацию общецерковных и епархиальных образовательных чтений; члены Священного Синода определяли актуальную повестку проблем религиозного образования, а образовательные инициативы рассматривались на заседаниях Священного Синода по истечении достаточно продолжительного времени их существования, как, например появление стандарта по «теологии» и проведение Рождественских образовательных чтений. Вместе с тем именно эти направления развития образовательной деятельности РПЦ оказались в фокусе пристального внимания священноначалия в завершающий период рассмотрения — в 2007–2008 гг.
религиозное образование, духовное образование, история образования, образовательная деятельность РПЦ, система православного образования, Священный Синод РПЦ, история педагогики
  1. Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2020 г. URL: https://mospat.ru/archive/2000/08/s2000r25/ (дата обращения: 16.10.2020).
  2. Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. URL: http://www.rondtb.msk.ru/about/ru/about_ru.htm (дата обращения: 16.10.2020).
  3. Общие сведения о Синодальном ОРОиК. URL: https://pravobraz.ru/informaciya-ob-otdele/obshhaya-informaciya/ (дата обращения: 16.10.2020).
  4. Определение «О задачах Церкви в области религиозного образования». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527249.html (дата обращения: 16.10.2020).
  5. Петровский сборник. Сборник воспоминаний и научных работ, посвященный памяти Александра Ивановича Петрова (1953–2000) / В. Б. Яшин, отв. ред. Омск, 2012.
  6. Хроника // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 8. С. 51.
  7. Хроника // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 9. С. XVI.
Агеева Антонина Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Должность: доцент кафедры ПиМНО;
ORCID: 0000-0001-7259-1821;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Склярова Татьяна Владимировна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан педагогического факультета;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00228.