Результат поиска
Ссылка на статью:
Абдоков Ю. Б. Метафоро-символическая онтология оркестра и симфоническая метафизика Бориса Чайковского
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2018.
Вып. 30. С. 138-152.
DOI: 10.15382/sturV201830.138-152
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье анализируется феномен оркестрового воплощения образов видимого и слышимого мира. Рассматриваются музыкально-поэтические свойства «оркестровой натурфилософии», характерные для творчества крупнейших мастеров разных национальных школ и эстетических направлений; определяется религиозная этимология оркестровой живописи одного из крупнейших русских композиторов ХХ столетия — Бориса Александровича Чайковского (1925–1996). Симфоническая эстетика Б. Чайковского осмыслена как религиозно-метафизический концепт, направленный на соединение человека с миром абсолютных ценностей.
оркестр, тембровая палитра, «оркестровый пантеизм», религиозная этимология, симфоническая метафизика, Борис Чайковский
- Гачев Г. Музыка и световая цивилизация. М., 2008.
- Гессе Г. Эксцентрические повести / Г. Снежинская, пер. с нем. СПб.; М., 2010.
- Жакоте Ф. Пейзажи с пропавшими фигурами / А. Кузнецова, пер. с фр. СПб., 2005.
- Иустин (Попович), прп. Философские пропасти / Пер. с серб. М. Яценко под ред. Е. Якушкиной. М., 2005.
- Клеопа (Илие), архим. О снах и видениях / З. Пейкова, пер. с румын. М., 2016.
- Лосский Н. Философия и публицистика. Избранные статьи. М., 2017.
- Рескин Дж. Законы Фиезоло / Пер. с англ. под ред. Л. Никифорова. М., 2007.
- Рильке Р.-М. Флорентийский дневник. Из ранней прозы / В. Бакусев, пер. с нем. М., 2001.
- Свиридов Г. Музыка как судьба. М., 2002.
- Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел / Пер. с англ. М. Кононова под ред. Г. Бурбы. СПб., 2013.
- Чоран (Сиоран) Э. Признания и проклятия / О. Акимова, пер. с фр. СПб., 2004.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Ссылка на статью:
Абдоков Ю. Б. Оркестровая поэтика пятой симфонии Николая Пейко: этос, лексика, стиль
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2018.
Вып. 31. С. 159-174.
DOI: 10.15382/sturV201831.159-174
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье впервые в широком контексте эстетических, лексических, метафизических, образно-поэтических вопросов рассматривается оркестровая и шире трансцендентная поэтика одного из наиболее значимых явлений русской симфонической музыки ХХ столетия — Пятой симфонии Н. И. Пейко. Христианский этос «оркестровой поэзии» исследуется в ракурсе религиозного миросозерцания художника, нашедшего естественное и яркое выражение в сфере непрограммной, светской академической музыки. Оркестровый язык и религиозная, образно-поэтическая онтология партитуры анализируются во взаимосвязи с проблемами ее дирижерской интерпретации.
Николай Пейко, оркестровая поэтика, этос, лексика, симфоническая метафизика, стиль, интерпретация
- Гессе Г. Петер Каменцинд. СПб., 1999.
- Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. СПб., 1999.
- Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. М., 2005.
- Соловьев В. Красота как преображающая сила. М., 2017.
- Флоренский П., свящ. История и философия искусства. М., 2017.
- Харт Д. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М., 2010.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Ссылка на статью:
Абдоков Ю. Б. У истоков поэтики оркестра
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2019.
Вып. 35. С. 181-207.
DOI: 10.15382/sturV201935.181-207
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена анализу природы понимания оркестрового письма. Обосновывается морфологическая взаимосвязь между художественной практикой и теорией оркестровки как неотъемлемой части процесса сочинения музыки в контексте христианского понимания стилевой этимологии в искусстве. Подчеркивается знаково-семиологический характер оркестрового языка как одного из наиболее совершенных выразителей эстетических и метафизических идей. Методология анализа основывается на рассмотрении искусства оркестровки в контексте широкого спектра профессионально-композиторских и историко-эстетических, философских и религиозных проблем. Опровергается приоритет линейно-эволюционистского подхода в изучении развития оркестровки. Аргументируется недостаточность исключительно инструментоведческих, формально-техницистских оценок важнейших факторов оркестрового стилеобразования. Намечаются способы адекватного научного постижения оркестровой лексики в широком историко-стилевом измерении, с учетом достижений современной исполнительской практики, включая историческую (аутентичную). Впервые формулируются основополагающие категории оркестровой поэтики: логика пространственно-перспективного мышления, тембровое дление, текстурная пластика, колористическая драматургия, оркестровая тектоника, тембровая «оптика», метафоро-символическая онтология оркестра. Поэтический базис оркестрового письма интерпретируется как интегральное единство универсальных (общезначимых) и частных (авторских) эстетических категорий, из которых формируется стиль эпохи, а также поэтическое своеобразие отдельных художественных направлений и авторов. Поэтика оркестрового письма рассматривается как фундаментальная основа современной науки об оркестре, главным принципом которой является извлечение аналитического инструментария из конкретных (анализируемых) художественных артефактов, а не из общеупотребимых, унифицированных схем.
оркестр, поэтика, оркестровка, теория оркестрового письма, оркестровый стиль, инструментоведение, эволюция, стилевая диагностика
- Адамович Г. Литературные беседы. (Звено: 1923–1928). М.: Дмитрий Сечин, 2015.
- Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / пер. с нем. С. Грохотова. М.: Издательский дом Классика–XXI, 2005.
- Арнонкур Н. Музыка барокко: Путь к новому пониманию / пер. с нем. О. Коваль. М.: РИПОЛ классик, 2019.
- Бахтин М. Автор и герой в эстетическом событии. М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
- Благодатов Г. История симфонического оркестра. Л.: Музыка, 1970.
- Витгенштейн Л. Дневники 1914–1916 / пер. с нем. В. А. Суровцева. М.: Канон, 2015.
- Гессе Г. Игра в бисер / пер. с нем. С. Апта. СПб.: Амфора, 1999.
- Заболоцкий Н. Мысль — Образ — Музыка // Метаморфозы. Николай Заболоцкий. М.: ОГИ, 2014.
- Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа / пер. с фр. И. Кузнецовой. СПб.: Симпозиум, 1999.
- Карс А. История оркестровки / пер. с англ. Е. Ленивцева, В. Фермана, Н. Корндорфа. М.: Музыка, 1990.
- Метнер Н. Муза и мода: защита основ музыкального искусства. СПб: Алетейя, 2019.
- Паустовский К. Во глубине России. М.: Книжный Клуб Книговек, 2017.
- Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2017.
- Фаулз Дж. Аристос / Пер. с англ. И. Бессмертной. М.: АСТ, 2006.
- Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня / пер. с нидерландского Д. Сильвестрова. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т. I / пер. с нем. К. Свасьяна. М.: Мысль, 1993.
- Юнгер Э. Излучения. Кирххорстские листки. 1944–1945 / пер. с нем. Н. Гучинской. СПб.: Владимир Даль, 2002.
- Юнгер Э. Семьдесят минуло. 1965–1970 / пер. с нем. Е. Воропаева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011.
- Юнгер Э. Семьдесят минуло. 1971–1980 / пер. с нем. Е. Воропаева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
- Coerne L. The Evolution of Modern Orchestration. N. Y.: The Macmillan Company, 1908.
- Gardiner J. E. Васh: music in the castle of heaven. N. Y.: Vintage Books. A Division of Random House LLC, 2015.
- Harnoncourt N. «… es ging immer um Musik»: eine Rückschau in Gesprächen. Residenz Verlag, 2014.
- Harnoncourt N. Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis. Essays und Vortäge. Salzburg usw.: Residenz Verlag, 2009.
- Harnoncourt N. Töne sind höhere Worte: Gespräche über romantische Musik. Residenz Verlag, 2007.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Ссылка на статью:
Абдоков Ю. Б. Герман Галынин: «свеча, горящая с обоих концов». Камерно-оркестровая и ансамблевая музыка для струнных
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2020.
Вып. 38. С. 161-178.
DOI: 10.15382/sturV202038.161-178
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена рассмотрению ключевых событий жизни и творчества выдающегося русского композитора ХХ столетия Германа Германовича Галынина (1922–1966), художественное наследие которого — одна из очевидных лакун современного отечественного искусствознания. Благодаря художественным инициативам Международной творческой мастерской «Terra Musica» за последние два года были исполнены и впервые записаны для британской компании «Toccata Classics. London» все без исключения камерно-оркестровые и струнно-ансамблевые опусы композитора. Подготовка этих записей потребовала провести тщательный интертекстуальный анализ ярчайших партитур, необъяснимо выключенных из концертно-репертуарного и научного оборота. Уточнены и систематизированы сведения, касающиеся сложной, трагической судьбы художника. Впервые исследован весь корпус камерно-оркестровых и ансамблевых сочинений Г. Галынина для различных струнно-смычковых составов: два струнных квартета, Сюита для струнного оркестра, Ария и Скерцо для скрипки и струнного оркестра. Большинство этих сочинений никогда не исследовались в контексте феноменологического анализа, затрагивающего широкий круг вопросов профессионально-эстетического, историографического и метафизического порядка. Методология анализа базируется на лексической атрибуции авторского стиля, поэтики, этоса композитора. Впервые поставлены вопросы стилистически адекватной интерпретации всех рассматриваемых партитур. Одним из важных компонентов анализа является сопряжение изучаемых сочинений с основополагающими проблемами теории и практики современного инструментального (оркестрового) письма. Аргументируется необходимость пересмотра ряда опубликованных «редакций», возникшая при подготовке и осуществлении первых мировых (цифровых) записей всех струнно-смычковых партитур Германа Галынина.
Герман Галынин, струнный оркестр, партитура, квартет, стиль, поэтика, интерпретация, этос
- Абдоков Ю. Николай Пейко. Восполнивши тайну свою… М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2020.
- Дорман О. Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана. М.: АСТ, 2013.
- Пришвин М. Дневники: 1950–1951. СПб.: Росток, 2016.
- Сабинина М. Мозаика прошлого // Д. Д. Шостакович. Pro et contra: Антология. СПб.: Издательство Российской Христианской гуманитарной академии, 2016.
- Чайковский Б. Статья о Г. Галынине // Приложение к кн.: Корганов К. Борис Чайковский: личность и творчество. М.: Издательский Дом «Композитор», 2001.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Ссылка на статью:
Абдоков Ю. Б. Николай Мясковский: «Да не смущается сердце твое…». Жизнь как высвобождающееся призвание
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2021.
Вып. 42. С. 79-114.
DOI: 10.15382/sturV202142.79-114
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассматриваются важнейшие слагаемые творческой биографии Николая Яковлевича Мясковского (1881–1950). Жизни и творчеству композитора посвящена целая литература. Но и в начале XXI столетия портрет одного из наиболее авторитетных отечественных музыкантов остается незавершенным, а во многих прижизненных и посмертных исследованиях сознательно искаженным, как минимум неполным. Нет сомнений, что в основу нового жизнеописания композитора должны быть положены не идеологические штампы, иллюзорно примиряющие Мясковского с той или иной социальной и эстетической реальностью, а его музыка (вне псевдо-охранительных и ложнолиберальных атрибуций), грандиозный и по большей части не изученный архив художника, а также свидетельства тех, кто действительно был близок Мясковскому — профессионально и духовно. Впервые публикуются документы из архива композитора, а также воспоминания его выдающихся учеников и современников разных поколений — Н. И. Пейко, Б. А. Чайковского, К. С. Хачатуряна, М. С. Ростроповича, зафиксированные автором статьи. Уникальные эпистолярные материалы и яркие мемуарные заметки позволяют совершенно поновому осмыслить, а в некоторых случаях впервые верифицировать отдельные факты и явления, без которых полноценный портрет композитора немыслим. Так, источники, представленные в статье, открывают возможность постижения темы, исключенной из большинства официальных биографий композитора — не только историю формирования многогранного темперамента художника-аристократа, но и становление его души. То же касается событий конца 40-х гг. и бесстрашной позиции Мясковского в период «антиформалистической кампании». Исследование исторических артефактов и их экстраполяция на творческое наследие композитора позволяют сформулировать основные концепты уникального художнического этоса Мясковского, весьма далекого как от высокомерного направленчества для посвященных, так и ложного академизма, которыми нередко, а главное ошибочно, объясняют характерные особенности восприятия музыки композитора сегодня.
Николай Мясковский, Николай Пейко, Борис Чайковский, Карэн Хачатурян, композитор, биография, творчество, этос
- Абдоков Ю. Б. Николай Пейко: Восполнивши тайну свою. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Издательский дом «Русская Консерватория»; Изд-во «БОС», 2020.
- Адамович Г. В. Последние новости. 1934–1936. СПб.: Алетейя, 2017.
- Адамович Г. В. Последние новости. 1936–1940. СПб.: Алетейя, 2018.
- Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. М.: Наука, 1982 (Литературные памятники).
- Бунин И. А. Окаянные дни // Лишь слову жизнь дана. М.: Сов. Россия, 1990 (Русские дневники).
- Гомес Д. Н. Схолии к имплицитному тексту. М.: Канон +, 2021.
- Гулинская З. К. Николай Яковлевич Мясковский. М.: Музыка, 1985.
- Дурылин С. Н. В своем углу. М.: Молодая гвардия, 2006.
- Ламм О. П. Страницы творческой биографии Мясковского. М.: Советский композитор, 1989.
- Михайлов В. Ф. Заболоцкий: Иволга, леса отшельница. М.: Молодая гвардия, 2018.
- Мясковская Е. К. Письма Н. Я. Мясковскому от 18 сентября 1902 г. и 8 октября 1902 г.
- Мясковский Н. Я. Статьи, письма, воспоминания. Т. I / ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна. М.: Советский композитор, 1959.
- Мясковский Н. Я. Статьи, письма, воспоминания. Т. II / ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна. М.: Советский композитор, 1959.
- Tassie G. Nikolay Myaskovsky. The conscience of Russian music. Lanham, Maryland, USA: Rowman & Littlefi eld, 2014. P. 386.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.