ИССЛЕДОВАНИЯ
Тюрина Ольга Владимировна
Ссылка на статью:
Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 7-22
Аннотация
Статья посвящена одному из памятников древнерусской певческой мелизматики —циклу Ексапостилариев, или Светильнов воскресных большого роспева. Материалом для написания статьи послужили певческие рукописи XV, XVI и XVII вв. На основании подробного исследования композиционной, формульной и мелодической структуры песнопений выявляются уникальные особенности цикла Светильнов, позволяющие причислить его к отдельной стилевой ветви большого роспе
Данные об авторе
Тюрина Ольга Владимировна
Статья посвящена одному из памятников древнерусской певческой мелизматики —циклу Ексапостилариев, или Светильнов воскресных большого роспева. Материалом для написания статьи послужили певческие рукописи XV, XVI и XVII вв. На основании подробного исследования композиционной, формульной и мелодической структуры песнопений выявляются уникальные особенности цикла Светильнов, позволяющие причислить его к отдельной стилевой ветви большого роспе
Тюрина Ольга Владимировна
Шевчук Егор Юрьевич
Ссылка на статью:
Шевчук Е. Ю. Сербский напев в контексте южнославянского влияния // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 23-54
Аннотация
В статье рассмотрены примеры устной и письменной адаптации молдово-южнославянской певческой традиции на Украине и Беларуси ХVІІв. Отмечена существенная количественная разница между корпусами песнопений болгарского и сербского напевов. Указаны причины этой неравномерности, одна из которых —ограниченное распространение сербской певческой традиции из-за незначительного уровня миграции сербов в Молдову и Украину, другая —условность и неточность географических наименований, введенных переписчиками XVI в.
Данные об авторе
В статье рассмотрены примеры устной и письменной адаптации молдово-южнославянской певческой традиции на Украине и Беларуси ХVІІв. Отмечена существенная количественная разница между корпусами песнопений болгарского и сербского напевов. Указаны причины этой неравномерности, одна из которых —ограниченное распространение сербской певческой традиции из-за незначительного уровня миграции сербов в Молдову и Украину, другая —условность и неточность географических наименований, введенных переписчиками XVI в.
Шевчук Егор Юрьевич
Казанцева Татьяна Генриховна
Ссылка на статью:
Казанцева Т. Г. Силлабические формы богослужебного пения в литургической практике староверов-странников // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 55-83
Аннотация
Силлабические формы осмогласия занимают значительное место в старообрядческом богослужении. Одной из таких форм является пение на самогласен, то есть песнопение-модель, мелодический образец для распевания множества гимнографических текстов. В данной статье анализируются индивидуальные особенности функционирования системы самогласнов в одной из старообрядческих традиций сибирского региона. Основные аспекты исследования —это выявление репертуара исполняемых на самогласен текстов, установление модели каждого гласа, характеристика временной и ладомелодической организации ее композиционных единиц, а также определение правил адаптации модели к различным условиям вербального текста и мнемоническое обоснование некоторых особенностей ритмической и звуковысотной организации самогласнов.
Данные об авторе
Казанцева Татьяна Генриховна
Силлабические формы осмогласия занимают значительное место в старообрядческом богослужении. Одной из таких форм является пение на самогласен, то есть песнопение-модель, мелодический образец для распевания множества гимнографических текстов. В данной статье анализируются индивидуальные особенности функционирования системы самогласнов в одной из старообрядческих традиций сибирского региона. Основные аспекты исследования —это выявление репертуара исполняемых на самогласен текстов, установление модели каждого гласа, характеристика временной и ладомелодической организации ее композиционных единиц, а также определение правил адаптации модели к различным условиям вербального текста и мнемоническое обоснование некоторых особенностей ритмической и звуковысотной организации самогласнов.
Казанцева Татьяна Генриховна
Сабадышина Евгения Михайловна
Ссылка на статью:
Сабадышина Е. М. Русское хоровое общество и церковно-певческая капелла // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 84-100
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу взаимодействия Русского хорового общества и церковно-певческой капеллы (бывшего церковного хора Н. А. Смирнова) в 1882–888 гг. История их взаимоотношений отразила тенденции и проблемы музыкальной отрасли этого времени: сложное сосуществование любительского и профессионального, сложившихся традиций и зарождающихся, официальных законодательств Православной Церкви и особенностей практики их бытования.
Данные об авторе
Сабадышина Евгения Михайловна
Данная статья посвящена вопросу взаимодействия Русского хорового общества и церковно-певческой капеллы (бывшего церковного хора Н. А. Смирнова) в 1882–888 гг. История их взаимоотношений отразила тенденции и проблемы музыкальной отрасли этого времени: сложное сосуществование любительского и профессионального, сложившихся традиций и зарождающихся, официальных законодательств Православной Церкви и особенностей практики их бытования.
Сабадышина Евгения Михайловна
Крылова Вера Дмитриевна
Ссылка на статью:
Крылова В. Д. Духовный путь С. И. Танеева // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 101-112
Аннотация
Статья посвящена одному из аспектов мировоззрения С. И. Танеева —его отношению к христианству. Используя материалы дневников, писем композитора, воспоминания современников, автор рассматривает этот вопрос в контексте русской культуры рубежа XIX–X вв.
Данные об авторе
Статья посвящена одному из аспектов мировоззрения С. И. Танеева —его отношению к христианству. Используя материалы дневников, писем композитора, воспоминания современников, автор рассматривает этот вопрос в контексте русской культуры рубежа XIX–X вв.
Крылова Вера Дмитриевна
Бибикова Анна
Ссылка на статью:
Бибикова А. О композиционной модели месс Антона Брукнера // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 113-136
Аннотация
В центре данного исследования —духовные сочинения австрийского композитора XIX в. Антона Брукнера. Особое внимание уделено здесь закономерностям соотношения текста и музыки, специфике использования музыкальных средств. На основе аналитических данных сделан вывод о существовании индивидуальной композиционной модели в мессах Брукнера.
Данные об авторе
В центре данного исследования —духовные сочинения австрийского композитора XIX в. Антона Брукнера. Особое внимание уделено здесь закономерностям соотношения текста и музыки, специфике использования музыкальных средств. На основе аналитических данных сделан вывод о существовании индивидуальной композиционной модели в мессах Брукнера.
Бибикова Анна
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Волковинский Сергей
Ссылка на статью:
Волковинский С. Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало) // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 139-146
Аннотация
Статья посвящена памяти известного на рубеже XIX–X вв. композитора —иеромонаха Свято-Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало), незаслуженно забытого в новое время. В ее основу положены архивные документы, дающие ценные сведения о незаурядной личности отца Нафанаила, недоступные широкой общественности. Многим знакомы его музыкальные труды, но мало кому известно что-либо о его жизни. Этот пробел и призвана устранить статья, знакомящая читателя с биографией иеромонаха Нафанаила. Автор публикуемого материала на сегодняшний день является единственным живым исследователем, располагающим обширными данными в этой области.
Данные об авторе
Статья посвящена памяти известного на рубеже XIX–X вв. композитора —иеромонаха Свято-Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало), незаслуженно забытого в новое время. В ее основу положены архивные документы, дающие ценные сведения о незаурядной личности отца Нафанаила, недоступные широкой общественности. Многим знакомы его музыкальные труды, но мало кому известно что-либо о его жизни. Этот пробел и призвана устранить статья, знакомящая читателя с биографией иеромонаха Нафанаила. Автор публикуемого материала на сегодняшний день является единственным живым исследователем, располагающим обширными данными в этой области.
Волковинский Сергей
ВЫДАЮЩИЕСЯ ХОРОВЫЕ ДИРИЖЕРЫ
Садиков Николай Николаевич
Ссылка на статью:
Садиков Н. Н. Русский хормейстер Константин Лебедев. Секреты успеха // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 149-160
Аннотация
Краткий очерк о выдающемся русском хормейстере К. М. Лебедеве, основанный на личных воспоминаниях его автора, ученика К. М. Лебедева, содержит описание многих живых примеров их совместной репетиционно-хоровой работы, представляя также попытку анализа этого материала и его методического осмысления.
Данные об авторе
Садиков Николай Николаевич
Краткий очерк о выдающемся русском хормейстере К. М. Лебедеве, основанный на личных воспоминаниях его автора, ученика К. М. Лебедева, содержит описание многих живых примеров их совместной репетиционно-хоровой работы, представляя также попытку анализа этого материала и его методического осмысления.
Садиков Николай Николаевич
ПУБЛИКАЦИИ
Монахиня (Сибирякова И.)
Ссылка на статью:
Сибирякова И. Великий полиелей Мултанский (по Ирмологиону Супрасльского монастыря, XVI в.): Опыт воссоздания древнего памятника церковного певческого искусства // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 163-216
Аннотация
Памятник древнего певческого искусства —Великий полиелей Мултанский —торжественное богослужебное песнопение, которое содержится в одном из известных рукописных источников —Ирмологионе Супрасльского монастыря. Попытка воссоздать это песнопение с целью исполнения на богослужениях была предпринята хором Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. В данной статье рассматриваются основные особенности песнопения, проблемы, которые возникли у хора при его изучении, расшифровке и исполнении, а также показаны пути решения этих проблем.
Данные об авторе
Памятник древнего певческого искусства —Великий полиелей Мултанский —торжественное богослужебное песнопение, которое содержится в одном из известных рукописных источников —Ирмологионе Супрасльского монастыря. Попытка воссоздать это песнопение с целью исполнения на богослужениях была предпринята хором Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. В данной статье рассматриваются основные особенности песнопения, проблемы, которые возникли у хора при его изучении, расшифровке и исполнении, а также показаны пути решения этих проблем.
Монахиня (Сибирякова И.)
ХРОНИКА
Рахманова Марина Павловна
Ссылка на статью:
Рахманова М. П. Выход в свет учебного пособия Т. И. Королевой и В. Ю. Перелешиной "Регенстское мастерство" // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 219-219
Данные об авторе
Рахманова Марина Павловна
Рахманова Марина Павловна