ИССЛЕДОВАНИЯ
Ссылка на статью:
От редакции // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 7-7
Тутолмина София Николаевна
Ссылка на статью:
Тутолмина С. Н. Пасхальные песнопения в древнейших триодях // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 8-17
Аннотация
Настоящая статья посвящена пасхальным песнопениям древнейшей традиции. В центре внимания — репертуар пасхальных стихир в Триодях и Стихирарях XII–XIII веков. В отличие от современного пасхального богослужения, включающего только 5 стихир Пасхи, в рассмотренных рукописях их число колеблется от 12 до 18. Часть стихир была утрачена в XV в. при переходе со Студийского на Иерусалимский устав, другая часть изъята во время «книжной справы» середины XVII в. и сохранилась только в старообрядческой традиции. Особый интерес представляют стихиры «на целовании», бытовавшие в рукописях с XII в. без уставных указаний и включенные в чин христосования в XVII веке. Тексты стихир с крюковой строкой представлены в публикации в двух версиях: в первоначальной редакции по рукописям XII–XIII вв. и в поздней редакции по старообрядческим книгам XIX–XX вв. с переложением на современную пятилинейную нотацию.
Данные об авторе
Тутолмина София Николаевна
Настоящая статья посвящена пасхальным песнопениям древнейшей традиции. В центре внимания — репертуар пасхальных стихир в Триодях и Стихирарях XII–XIII веков. В отличие от современного пасхального богослужения, включающего только 5 стихир Пасхи, в рассмотренных рукописях их число колеблется от 12 до 18. Часть стихир была утрачена в XV в. при переходе со Студийского на Иерусалимский устав, другая часть изъята во время «книжной справы» середины XVII в. и сохранилась только в старообрядческой традиции. Особый интерес представляют стихиры «на целовании», бытовавшие в рукописях с XII в. без уставных указаний и включенные в чин христосования в XVII веке. Тексты стихир с крюковой строкой представлены в публикации в двух версиях: в первоначальной редакции по рукописям XII–XIII вв. и в поздней редакции по старообрядческим книгам XIX–XX вв. с переложением на современную пятилинейную нотацию.
Тутолмина София Николаевна
Гусейнова Зивар Махмудовна
Ссылка на статью:
Гусейнова З. М. Две редакции стихиры Григория Цамблака // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 17-26
Аннотация
Создание известной стихиры-осмогласника Успению Пресвятой Богородицы «Днесь Владычица и Богородица» связывают с именем митрополита Григория Цамблака (1365–1420). Стихира, отличающаяся значительными по меркам знаменных песнопений масштабами, сохранилась в нескольких списках XVII–XVIII веков. В рукописи РНБ Соф. 461 он показан в двух редакциях, краткой и полной, где краткая содержит лишь отдельные строки полной редакции.
Стихира, включающая в полной редакции около 700 слов, отличается большим количеством сложных мелизматических распевов, обилием тайнозамкненных начертаний – фит, лиц, попевок (около 200 начертаний), которые к тому же имеют по несколько разводов. Протяженный текст нуждается в устойчивой организации, и «пространственно и ритмически организующими текст» (В. Былинин) в стихире выступают традиционные приемы: синтаксические и стилистические параллелизмы, анафоры и эпифоры, текстовые рефрены, гомеотелевты и другие. Они структурируют текст, создавая условия для формирования четкой музыкальной организации, основанной на традиционных принципах знаменного распева.
Данные об авторе
Гусейнова Зивар Махмудовна
Создание известной стихиры-осмогласника Успению Пресвятой Богородицы «Днесь Владычица и Богородица» связывают с именем митрополита Григория Цамблака (1365–1420). Стихира, отличающаяся значительными по меркам знаменных песнопений масштабами, сохранилась в нескольких списках XVII–XVIII веков. В рукописи РНБ Соф. 461 он показан в двух редакциях, краткой и полной, где краткая содержит лишь отдельные строки полной редакции.Стихира, включающая в полной редакции около 700 слов, отличается большим количеством сложных мелизматических распевов, обилием тайнозамкненных начертаний – фит, лиц, попевок (около 200 начертаний), которые к тому же имеют по несколько разводов. Протяженный текст нуждается в устойчивой организации, и «пространственно и ритмически организующими текст» (В. Былинин) в стихире выступают традиционные приемы: синтаксические и стилистические параллелизмы, анафоры и эпифоры, текстовые рефрены, гомеотелевты и другие. Они структурируют текст, создавая условия для формирования четкой музыкальной организации, основанной на традиционных принципах знаменного распева.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Богомолова Марина Валентиновна
Ссылка на статью:
Богомолова М. В. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого роспева) // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 26-46
Аннотация
На примере анализа «греческой» нотации в статье рассматривается история возникновения и бытования признаков. Выявлено наличие в древнерусской нотописи двух принципиально различных систем признаков. Первая связана с русским безлинейным многоголосием и впервые зафиксирована в 60-е – 70-е годы XVI века. Вторая – изобретена применительно к знаменной нотации и зафиксирована в трактате Александра Мезенца 1670 го-да.
Данные об авторе
Богомолова Марина Валентиновна
На примере анализа «греческой» нотации в статье рассматривается история возникновения и бытования признаков. Выявлено наличие в древнерусской нотописи двух принципиально различных систем признаков. Первая связана с русским безлинейным многоголосием и впервые зафиксирована в 60-е – 70-е годы XVI века. Вторая – изобретена применительно к знаменной нотации и зафиксирована в трактате Александра Мезенца 1670 го-да.
Богомолова Марина Валентиновна
Серегина Наталья Семеновна
Ссылка на статью:
Серегина Н. С. Сообщения летописей о храмовом строительстве Ивана Калиты // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 46-60
Аннотация
Автор рассматривает упоминания о строительстве храмов в Москве в XIV в. и отражение этого в Стихирарях. Политика князя Ивана Калиты, собирателя Русской земли, находила отклик в создании циклов стихир и подготовке памятей русских святых, отражая борьбу русского народа за независимость.
Данные об авторе
Серегина Наталья Семеновна
Автор рассматривает упоминания о строительстве храмов в Москве в XIV в. и отражение этого в Стихирарях. Политика князя Ивана Калиты, собирателя Русской земли, находила отклик в создании циклов стихир и подготовке памятей русских святых, отражая борьбу русского народа за независимость.
Серегина Наталья Семеновна
Тюрина Ольга Владимировна
Ссылка на статью:
Тюрина О. В. Стихиры евангельские большего знамени как модель для работы распевщиков (на примере цикла задостойников) // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 60-72
Аннотация
Статья посвящена одному из певческих стилей древнерусской церковной музыки – большому роспеву и его воплощению в двух циклах песнопений – в стихирах евангельских и в задостойниках. На их примере исследуется явление создания мелоса «по модели», когда уже существующие распевы песнопений становятся образцом для создания новых распевов. Показана роль цикла евангельских стихир в качестве такой модели, а также различные приёмы работы роспевщиков с готовым мелодическим материалом, заимствованным из стихир. Материалом для написания статьи послужили рукописи из собраний РГБ и ГИМ.
Данные об авторе
Тюрина Ольга Владимировна
Статья посвящена одному из певческих стилей древнерусской церковной музыки – большому роспеву и его воплощению в двух циклах песнопений – в стихирах евангельских и в задостойниках. На их примере исследуется явление создания мелоса «по модели», когда уже существующие распевы песнопений становятся образцом для создания новых распевов. Показана роль цикла евангельских стихир в качестве такой модели, а также различные приёмы работы роспевщиков с готовым мелодическим материалом, заимствованным из стихир. Материалом для написания статьи послужили рукописи из собраний РГБ и ГИМ.
Тюрина Ольга Владимировна
Перелешина Вероника Юрьевна
Ссылка на статью:
Перелешина В. Ю. О способах выявления темпо-ритма всенощного бдения в древнерусской певческой традиции // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 72-105
Аннотация
В статье рассматривается темпо-ритм всенощного бдения, анализируются причины, под влиянием которых он сформировался, и определяются средства его реализации в богослужении. Основной материал работы составляют рукописные певческие книги XVII века. В статье прослеживается раскрытие главнейших литургических тем в чинопоследовании воскресного всенощного бдения. Строй и способы организации литургического движения в древнерусской службе сравниваются с современным образом служения, выявляются наиболее значительные сходства и различия.
Данные об авторе
Перелешина Вероника Юрьевна
В статье рассматривается темпо-ритм всенощного бдения, анализируются причины, под влиянием которых он сформировался, и определяются средства его реализации в богослужении. Основной материал работы составляют рукописные певческие книги XVII века. В статье прослеживается раскрытие главнейших литургических тем в чинопоследовании воскресного всенощного бдения. Строй и способы организации литургического движения в древнерусской службе сравниваются с современным образом служения, выявляются наиболее значительные сходства и различия.
Перелешина Вероника Юрьевна
Шевчук Егор Юрьевич
Ссылка на статью:
Шевчук Е. Ю. Протоиерей Иоанн Вознесенский о репертуаре украинских нотолинейных Ирмологионов XVII – начала XVIII вв.:Современный комментарий // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 105-121
Аннотация
Автор определяет важнейшие положения труда российского исследователя прот. Иоанна Вознесенского «Церковное пение православной Юго-Западной Руси» (1898), основанного на материалах украинских нотолинейных Имологионов XVII– нач. XVIII века. Здесь представлены определяющие черты структуры Ирмологиона как вида певческого сборника. Кратко характе-ризуется певческое содержание: наличие напевов киевского, болгарского, греческого, западно-украинского острожского, партесного многоголосного пения. Выводы прот. И. Вознесенского прокомментированы и дополнены современными данными об украинском певческом искусстве исследуемого периода.
Данные об авторе
Автор определяет важнейшие положения труда российского исследователя прот. Иоанна Вознесенского «Церковное пение православной Юго-Западной Руси» (1898), основанного на материалах украинских нотолинейных Имологионов XVII– нач. XVIII века. Здесь представлены определяющие черты структуры Ирмологиона как вида певческого сборника. Кратко характе-ризуется певческое содержание: наличие напевов киевского, болгарского, греческого, западно-украинского острожского, партесного многоголосного пения. Выводы прот. И. Вознесенского прокомментированы и дополнены современными данными об украинском певческом искусстве исследуемого периода.
Шевчук Егор Юрьевич
Рыжкова Наталья
Ссылка на статью:
Рыжкова Н. Духовная музыка и Русская Церковь в жизни и творчестве А. К. Глазунова // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 121-131
Аннотация
В статье рассматривается одно из самых значительных произведений А. К. Глазунова, прославленного русского композитора-симфониста, связанное с религиозной темой. Это музыка к драме «Царь Иудейский» великого князя Константина Константиновича (К. Р.). Впервые в русской музыке воплотилась трагическая концепция Страстей Господних, переданная средствами симфонического оркестра и хора. Музыка о Христе и Его страданиях стала триумфом в творческой судьбе Глазунова. В самом конце жизни, в 1935 г., Глазунов обратился к необычному для себя жанру церковной музыки и сделал обработки пасхальных песнопений, предназначенные для мужского хора Богословского института Сергиевского подворья в Париже. Их создание приветствовал митрополит Евлогий (Георгиевский). Эти обработки стали последним произведением композитора. В статье приводятся уникальные документы — воспоминания Глазунова о создании «Царя Иудейского», отзыв Глазунова о парижском митрополичьем хоре Н. Афонского, письмо митрополита Евлогия Глазунову.
Данные об авторе
В статье рассматривается одно из самых значительных произведений А. К. Глазунова, прославленного русского композитора-симфониста, связанное с религиозной темой. Это музыка к драме «Царь Иудейский» великого князя Константина Константиновича (К. Р.). Впервые в русской музыке воплотилась трагическая концепция Страстей Господних, переданная средствами симфонического оркестра и хора. Музыка о Христе и Его страданиях стала триумфом в творческой судьбе Глазунова. В самом конце жизни, в 1935 г., Глазунов обратился к необычному для себя жанру церковной музыки и сделал обработки пасхальных песнопений, предназначенные для мужского хора Богословского института Сергиевского подворья в Париже. Их создание приветствовал митрополит Евлогий (Георгиевский). Эти обработки стали последним произведением композитора. В статье приводятся уникальные документы — воспоминания Глазунова о создании «Царя Иудейского», отзыв Глазунова о парижском митрополичьем хоре Н. Афонского, письмо митрополита Евлогия Глазунову.
Рыжкова Наталья
Малков Петр Юрьевич
Ссылка на статью:
Малков П. Ю. Бах и Гендель: два религиозных мировоззрения в музыке // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 134-140
Аннотация
Автор обращается к религиозному восприятию двух великих композиторов — И. C. Баха и Г.Ф. Генделя, анализируя темы и настроения их музыки. Для Баха отношения Бога и человека подобны брачному союзу: он особо подчеркивает любовное влечение души к Создателю. Для Генделя Бог - Творец истории, и творение мира мыслится как процесс исторический. Поэтому единение с Творцом воспринимается Генделем через полноту участия в нем всей Церкви. Для творчества Генделя характерны масштабные хоры, во многих его сочинениях используются ветхозаветные темы. Особенно ярко проявляется несхожесть позиций композиторов в трактовке сюжетов о смерти.
Данные об авторе
Автор обращается к религиозному восприятию двух великих композиторов — И. C. Баха и Г.Ф. Генделя, анализируя темы и настроения их музыки. Для Баха отношения Бога и человека подобны брачному союзу: он особо подчеркивает любовное влечение души к Создателю. Для Генделя Бог - Творец истории, и творение мира мыслится как процесс исторический. Поэтому единение с Творцом воспринимается Генделем через полноту участия в нем всей Церкви. Для творчества Генделя характерны масштабные хоры, во многих его сочинениях используются ветхозаветные темы. Особенно ярко проявляется несхожесть позиций композиторов в трактовке сюжетов о смерти.
Малков Петр Юрьевич
Тихонова Александра Иосифовна
Ссылка на статью:
Тихонова А. И. Прочтение текста в музыке католической мессы: От грегорианского хорала к Гайдну и Моцарту // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 141-178
Аннотация
В статье рассматриваются традиции произнесения, структурирования, эмоционального раскрытия текста в грегорианских мессах, авторских многоголосных мессах эпохи Возрождения, некоторых мессах барокко и соответствующие тенденции в мессах И.Гайдна и В.Моцарта. Делается вывод о том, что внимание к тексту в последних хотя и уступает грегорианскому хоралу, но вполне сопоставимо с мессами Дж.Палестрины, чей стиль принимается католическим миром как образцовый в богослужебной музыке.
Данные об авторе
Тихонова Александра Иосифовна
В статье рассматриваются традиции произнесения, структурирования, эмоционального раскрытия текста в грегорианских мессах, авторских многоголосных мессах эпохи Возрождения, некоторых мессах барокко и соответствующие тенденции в мессах И.Гайдна и В.Моцарта. Делается вывод о том, что внимание к тексту в последних хотя и уступает грегорианскому хоралу, но вполне сопоставимо с мессами Дж.Палестрины, чей стиль принимается католическим миром как образцовый в богослужебной музыке.
Тихонова Александра Иосифовна
Чернова Татьяна Юрьевна
Ссылка на статью:
Чернова Т. Ю. Слово И. А. Ильина о «художественном предмете» в музыкально-эстетических параллелях и отголосках // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 179-198
Аннотация
В статье Т. Ю. Черновой «Слово И.А. Ильина о “художественном предмете” в музыкально-эстетических параллелях и отголосках» одно из важнейших понятий эстетики И. А. Ильина — «художественный предмет» рассматривается в сопоставлении с родственными понятиями и идеями Н. К. Метнера, композитора-современника и единомышленника русского философа. Взгляды Ильина и Метнера представляют отечественную традицию эстетической мысли, укорененную в православии. Продолжение и развитие этой традиции чрезвычайно важно для адекватного понимания и разрешения главных вопросов музыкальной эстетики, в том числе, касающихся сущности и специфики музыки.
Данные об авторе
В статье Т. Ю. Черновой «Слово И.А. Ильина о “художественном предмете” в музыкально-эстетических параллелях и отголосках» одно из важнейших понятий эстетики И. А. Ильина — «художественный предмет» рассматривается в сопоставлении с родственными понятиями и идеями Н. К. Метнера, композитора-современника и единомышленника русского философа. Взгляды Ильина и Метнера представляют отечественную традицию эстетической мысли, укорененную в православии. Продолжение и развитие этой традиции чрезвычайно важно для адекватного понимания и разрешения главных вопросов музыкальной эстетики, в том числе, касающихся сущности и специфики музыки.
Чернова Татьяна Юрьевна
Критский Борис Дмитриевич
Ссылка на статью:
Критский Б. Д. Художественно-педагогическая интерпретация музыкального текста (на материале занятий в классе дирижирования) // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 199-212
Аннотация
В статье представлена авторская концепция вероятностной модели интерпретации, основанной на резонансной природе музыкально-художественных текстов и вытекающие из нее типы интерпретации: имитационный, эскизный (ситуативный) и порождающий. Но эти типы раскрываются на примере обучения студентов в классе хорового дирижирования.
Данные об авторе
Критский Борис Дмитриевич
В статье представлена авторская концепция вероятностной модели интерпретации, основанной на резонансной природе музыкально-художественных текстов и вытекающие из нее типы интерпретации: имитационный, эскизный (ситуативный) и порождающий. Но эти типы раскрываются на примере обучения студентов в классе хорового дирижирования.
Критский Борис Дмитриевич
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Защита докторской диссертации М.В.Богомоловой // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 213-215
Ссылка на статью:
Присвоение звания "Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации" В.Б.Довганю // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 216-222
ПУБЛИКАЦИИ
Тутолмина София Николаевна
Ссылка на статью:
Тутолмина С. Н. Пасхальные стихиры "на целовании" // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 223-235
Данные об авторе
Тутолмина София Николаевна
Тутолмина София Николаевна