/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :1 (-1)

ИССЛЕДОВАНИЯ

От редакции

От редакции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 7-7
PDF
Тутолмина София Николаевна

Пасхальные песнопения в древнейших триодях

Тутолмина С. Н. Пасхальные песнопения в древнейших триодях // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 8-17
PDF
Настоящая статья посвящена пасхальным песнопениям древнейшей традиции. В центре внимания — репертуар пасхальных стихир в Триодях и Стихирарях XII–XIII веков. В отличие от современного пасхального богослужения, включающего только 5 стихир Пасхи, в рассмотренных рукописях их число колеблется от 12 до 18. Часть стихир была утрачена в XV в. при переходе со Студийского на Иерусалимский устав, другая часть изъята во время «книжной справы» середины XVII в. и сохранилась только в старообрядческой традиции. Особый интерес представляют стихиры «на целовании», бытовавшие в рукописях с XII в. без уставных указаний и включенные в чин христосования в XVII веке. Тексты стихир с крюковой строкой представлены в публикации в двух версиях: в первоначальной редакции по рукописям XII–XIII вв. и в поздней редакции по старообрядческим книгам XIX–XX вв. с переложением на современную пятилинейную нотацию.

Тутолмина София Николаевна

Гусейнова Зивар Махмудовна

Две редакции стихиры Григория Цамблака

Гусейнова З. М. Две редакции стихиры Григория Цамблака // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 17-26
PDF
Создание известной стихиры-осмогласника Успению Пресвятой Богородицы «Днесь Владычица и Богородица» связывают с именем митрополита Григория Цамблака (1365–1420). Стихира, отличающаяся значительными по меркам знаменных песнопений масштабами, сохранилась в нескольких списках XVII–XVIII веков. В рукописи РНБ Соф. 461 он показан в двух редакциях, краткой и полной, где краткая содержит лишь отдельные строки полной редакции.Стихира, включающая в полной редакции около 700 слов, отличается большим количеством сложных мелизматических распевов, обилием тайнозамкненных начертаний – фит, лиц, попевок (около 200 начертаний), которые к тому же имеют по несколько разводов. Протяженный текст нуждается в устойчивой организации, и «пространственно и ритмически организующими текст» (В. Былинин) в стихире выступают традиционные приемы: синтаксические и стилистические параллелизмы, анафоры и эпифоры, текстовые рефрены, гомеотелевты и другие. Они структурируют текст, создавая условия для формирования четкой музыкальной организации, основанной на традиционных принципах знаменного распева.

Гусейнова Зивар Махмудовна

Богомолова Марина Валентиновна

Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого роспева)

Богомолова М. В. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого роспева) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 26-46
PDF
На примере анализа «греческой» нотации в статье рассматривается история возникновения и бытования признаков. Выявлено наличие в древнерусской нотописи двух принципиально различных систем признаков. Первая связана с русским безлинейным многоголосием и впервые зафиксирована в 60-е – 70-е годы XVI века. Вторая – изобретена применительно к знаменной нотации и зафиксирована в трактате Александра Мезенца 1670 го-да.

Богомолова Марина Валентиновна

Серегина Наталья Семеновна

Сообщения летописей о храмовом строительстве Ивана Калиты

Серегина Н. С. Сообщения летописей о храмовом строительстве Ивана Калиты // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 46-60
PDF
Автор рассматривает упоминания о строительстве храмов в Москве в XIV в. и отражение этого в Стихирарях. Политика князя Ивана Калиты, собирателя Русской земли, находила отклик в создании циклов стихир и подготовке памятей русских святых, отражая борьбу русского народа за независимость.

Серегина Наталья Семеновна

Тюрина Ольга Владимировна

Стихиры евангельские большего знамени как модель для работы распевщиков (на примере цикла задостойников)

Тюрина О. В. Стихиры евангельские большего знамени как модель для работы распевщиков (на примере цикла задостойников) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 60-72
PDF
Статья посвящена одному из певческих стилей древнерусской церковной музыки – большому роспеву и его воплощению в двух циклах песнопений – в стихирах евангельских и в задостойниках. На их примере исследуется явление создания мелоса «по модели», когда уже существующие распевы песнопений становятся образцом для создания новых распевов. Показана роль цикла евангельских стихир в качестве такой модели, а также различные приёмы работы роспевщиков с готовым мелодическим материалом, заимствованным из стихир. Материалом для написания статьи послужили рукописи из собраний РГБ и ГИМ.

Тюрина Ольга Владимировна

Перелешина Вероника Юрьевна

О способах выявления темпо-ритма всенощного бдения в древнерусской певческой традиции

Перелешина В. Ю. О способах выявления темпо-ритма всенощного бдения в древнерусской певческой традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 72-105
PDF
В статье рассматривается темпо-ритм всенощного бдения, анализируются причины, под влиянием которых он сформировался, и определяются средства его реализации в богослужении. Основной материал работы составляют рукописные певческие книги XVII века. В статье прослеживается раскрытие главнейших литургических тем в чинопоследовании воскресного всенощного бдения. Строй и способы организации литургического движения в древнерусской службе сравниваются с современным образом служения, выявляются наиболее значительные сходства и различия.

Перелешина Вероника Юрьевна

Шевчук Егор Юрьевич

Протоиерей Иоанн Вознесенский о репертуаре украинских нотолинейных Ирмологионов XVII – начала XVIII вв.:Современный комментарий

Шевчук Е. Ю. Протоиерей Иоанн Вознесенский о репертуаре украинских нотолинейных Ирмологионов XVII – начала XVIII вв.:Современный комментарий // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 105-121
PDF
Автор определяет важнейшие положения труда российского исследователя прот. Иоанна Вознесенского «Церковное пение православной Юго-Западной Руси» (1898), основанного на материалах украинских нотолинейных Имологионов XVII– нач. XVIII века. Здесь представлены определяющие черты структуры Ирмологиона как вида певческого сборника. Кратко характе-ризуется певческое содержание: наличие напевов киевского, болгарского, греческого, западно-украинского острожского, партесного многоголосного пения. Выводы прот. И. Вознесенского прокомментированы и дополнены современными данными об украинском певческом искусстве исследуемого периода.

Шевчук Егор Юрьевич

Рыжкова Наталья

Духовная музыка и Русская Церковь в жизни и творчестве А. К. Глазунова

Рыжкова Н. Духовная музыка и Русская Церковь в жизни и творчестве А. К. Глазунова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 121-131
PDF
В статье рассматривается одно из самых значительных произведений А. К. Глазунова, прославленного русского композитора-симфониста, связанное с религиозной темой. Это музыка к драме «Царь Иудейский» великого князя Константина Константиновича (К. Р.). Впервые в русской музыке воплотилась трагическая концепция Страстей Господних, переданная средствами симфонического оркестра и хора. Музыка о Христе и Его страданиях стала триумфом в творческой судьбе Глазунова. В самом конце жизни, в 1935 г., Глазунов обратился к необычному для себя жанру церковной музыки и сделал обработки пасхальных песнопений, предназначенные для мужского хора Богословского института Сергиевского подворья в Париже. Их создание приветствовал митрополит Евлогий (Георгиевский). Эти обработки стали последним произведением композитора. В статье приводятся уникальные документы — воспоминания Глазунова о создании «Царя Иудейского», отзыв Глазунова о парижском митрополичьем хоре Н. Афонского, письмо митрополита Евлогия Глазунову.

Рыжкова Наталья

Малков Петр Юрьевич

Бах и Гендель: два религиозных мировоззрения в музыке

Малков П. Ю. Бах и Гендель: два религиозных мировоззрения в музыке // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 134-140
PDF
Автор обращается к религиозному восприятию двух великих композиторов — И. C. Баха и Г.Ф. Генделя, анализируя темы и настроения их музыки. Для Баха отношения Бога и человека подобны брачному союзу: он особо подчеркивает любовное влечение души к Создателю. Для Генделя Бог - Творец истории, и творение мира мыслится как процесс исторический. Поэтому единение с Творцом воспринимается Генделем через полноту участия в нем всей Церкви. Для творчества Генделя характерны масштабные хоры, во многих его сочинениях используются ветхозаветные темы. Особенно ярко проявляется несхожесть позиций композиторов в трактовке сюжетов о смерти.

Малков Петр Юрьевич

Тихонова Александра Иосифовна

Прочтение текста в музыке католической мессы: От грегорианского хорала к Гайдну и Моцарту

Тихонова А. И. Прочтение текста в музыке католической мессы: От грегорианского хорала к Гайдну и Моцарту // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 141-178
PDF
В статье рассматриваются традиции произнесения, структурирования, эмоционального раскрытия текста в грегорианских мессах, авторских многоголосных мессах эпохи Возрождения, некоторых мессах барокко и соответствующие тенденции в мессах И.Гайдна и В.Моцарта. Делается вывод о том, что внимание к тексту в последних хотя и уступает грегорианскому хоралу, но вполне сопоставимо с мессами Дж.Палестрины, чей стиль принимается католическим миром как образцовый в богослужебной музыке.

Тихонова Александра Иосифовна

Чернова Татьяна Юрьевна

Слово И. А. Ильина о «художественном предмете» в музыкально-эстетических параллелях и отголосках

Чернова Т. Ю. Слово И. А. Ильина о «художественном предмете» в музыкально-эстетических параллелях и отголосках // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 179-198
PDF
В статье Т. Ю. Черновой «Слово И.А. Ильина о “художественном предмете” в музыкально-эстетических параллелях и отголосках» одно из важнейших понятий эстетики И. А. Ильина — «художественный предмет» рассматривается в сопоставлении с родственными понятиями и идеями Н. К. Метнера, композитора-современника и единомышленника русского философа. Взгляды Ильина и Метнера представляют отечественную традицию эстетической мысли, укорененную в православии. Продолжение и развитие этой традиции чрезвычайно важно для адекватного понимания и разрешения главных вопросов музыкальной эстетики, в том числе, касающихся сущности и специфики музыки.

Чернова Татьяна Юрьевна

Критский Борис Дмитриевич

Художественно-педагогическая интерпретация музыкального текста (на материале занятий в классе дирижирования)

Критский Б. Д. Художественно-педагогическая интерпретация музыкального текста (на материале занятий в классе дирижирования) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 199-212
PDF
В статье представлена авторская концепция вероятностной модели интерпретации, основанной на резонансной природе музыкально-художественных текстов и вытекающие из нее типы интерпретации: имитационный, эскизный (ситуативный) и порождающий. Но эти типы раскрываются на примере обучения студентов в классе хорового дирижирования.

Критский Борис Дмитриевич

ХРОНИКА

Защита докторской диссертации М.В.Богомоловой

Защита докторской диссертации М.В.Богомоловой // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 213-215
PDF

Присвоение звания "Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации" В.Б.Довганю

Присвоение звания "Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации" В.Б.Довганю // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 216-222
PDF

ПУБЛИКАЦИИ

Тутолмина София Николаевна

Пасхальные стихиры "на целовании"

Тутолмина С. Н. Пасхальные стихиры "на целовании" // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 223-235
PDF

Тутолмина София Николаевна