/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :1 (4)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Сарабьянов Владимир Дмитриевич

Тема передачи Божественной Премудрости в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке

Сарабьянов В. Д. Тема передачи Божественной Премудрости в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 7-25
PDF
В подкупольном пространстве Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке (около 1161 г.) расположены две композиции, посвященные теме передачи Божественной Премудрости. Эти сюжеты известны в византийской иконографии под названием «Источники Премудрости святителей» (или «Учительства святителей»). Сюжеты полоцкой церкви посвящены святителям Иоанну Златоусту и Григорию Богослову и на сегодняшний день являются самыми древними примерами включения этих композиций в программу храмовой декорации. Обе композиции многоплановы по своему значению: будучи элементами обширной программы монашеских изображений, они в то же время являют собой универсальный образ источников вечной жизни, что согласуется с предназначением храма как усыпальницы прп. Евфросинии Полоцкой и ее семьи.
иконографическая программа, византийская традиция, просвещение, книжная миниатюра, фреска, композиция, система росписи, храм-усыпальница, реликварий, структура росписи, древнерусская монументальная живопись.

Сарабьянов Владимир Дмитриевич

Царевская Татьяна Юрьевна

Целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца и его проявление в новгородском искусстве XIII в.

Царевская Т. Ю. Целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца и его проявление в новгородском искусстве XIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 26-41
PDF
В кругу особо чтимых святых средневекового Новгорода уже в ранний, княжеский, период лидирующее место заняли Николай Мирликийский и врачи-бессребреники. Эта связь, скорее всего, имела общевизантийский корень, который питался верой в целительную силу мира, источаемого мощами св. Николы, с одной стороны, и скорой отзывчивостью этого святого, и святых врачей на мольбы о даровании исцеления, с другой. В статье рассматривается отражение целительского аспекта почитания св. Николы в стенописи и храмовой иконе церкви Николы на Липне (1294).
целители-бессребреники, св. Николай Мирликийский, византийское искусство, икона, фреска, роспись, Киевская Русь, иконография

Царевская Татьяна Юрьевна

Григорьева Вероника Юрьевна

Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного роспева на примере попевки «колесо»

Григорьева В. Ю. Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного роспева на примере попевки «колесо» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 42-120
PDF
В статье устанавливается правильное прочтение попевки «колесо» в 4 м, 3-м и 7-м гласах, а также выявляются особые случаи ее розвода во 2-м, 5-м и 8-м гласах. Определены методы работы с источниками, необходимые для получения достоверной и обоснованной расшифровки тайнозамкненной графики попевок. Материалом для работы послужили крюковые и двознаменные певческие книги XV–XX вв., а также ряд теоретических руководств XVII–XX вв. Среди всех источников была выявлена группа рукописей, являющихся ключевыми в решении задач расшифровки: это списки, созданные в 30-е – нач. 50-х гг. XVII в. В них особенно ярко проявилась тенденция дробной записи не только фит и попевок, но и отдельных знаков. Особое значение рукописей данного периода ранее в науке не отмечалось. Впервые введены в научный оборот автографы виднейшего выговского теоретика первой пол. XVIII в. Ивана Москвитина. Также в ходе исследования были впервые установлены факты, показывающие недостаточный уровень знания попевочного словаря писцами двознаменных рукописей. Поэтому двознаменники не могут служить безупречным источником расшифровки знаменной нотации.
древнерусское церковное пение, певческие традиции старообрядцев, расшифровка знаменной нотации, попевка «колесо»

Григорьева Вероника Юрьевна

Баталов Андрей Леонидович

Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву и особенности почитания святого в конце XVI в.

Баталов А. Л. Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву и особенности почитания святого в конце XVI в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 121-132
PDF
Статья посвящена почитанию святого Василия Блаженного до его общерусского прославления. Ставится вопрос о связи сооружения церкви Василия Кесарийского на Рву с поминовением блаженного Василия после его кончины в 1557 г.
архитектура, сакральная топография, почитание святых

Баталов Андрей Леонидович

Зосим Ольга Леонидовна

Западноевропейские богородичные песни в восточнославянском репертуаре XVII–XIX вв.

Зосим О. Л. Западноевропейские богородичные песни в восточнославянском репертуаре XVII–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 133-164
PDF
Статья посвящена западноевропейским богородичным песням, вошедшим в восточно-славянский репертуар в XVII–XIX вв. В статье рассмотрены основные тематические группы богородичных песен, сложившиеся в западноевропейской литургической практике, затронуты проблемы связи духовной песенности и литургической поэзии, охарактеризованы текстовые и мелодические изменения западноевропейских песенных образцов, возникшие в процессе их бытования на восточнославянских землях.
западноевропейская духовная песенность, восточнославянская духовная песенность, богородичные песни, текстовые трансформации, мелодические трансформации

Зосим Ольга Леонидовна

Сназина Валерия Борисовна

Альбомы Теофиля Готье «Художественные сокровища древней и новой России: Исаакиевский собор»

Сназина В. Б. Альбомы Теофиля Готье «Художественные сокровища древней и новой России: Исаакиевский собор» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 165-181
PDF
Статья посвящена Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге, каким его видел французский писатель Теофиль Готье (1811–1872). В результате его поездок в 1858–1859-х гг. и в 1861 г. в Россию появилась серия альбомов о русском искусстве, первый из них был посвящен Исаакиевскому собору. Это величественное сооружение архитектора Огюста Монферрана торжественно освящалось в мае 1858 г., накануне первого приезда Теофиля Готье в Россию, который смог увидеть внутреннее убранство Исаакиевского собора во всей его первозданной красоте. Готье удалось исследовать эту тему глубоко, благодаря прежде всего его богатому опыту путешественника и широкой эрудиции.
Исаакиевский собор, Теофиль Готье, альбомы, архитектура, центр русского православия, иконостас, иконопись

Сназина Валерия Борисовна

Плотникова Наталья Юрьевна

Композитор XVIII века Николай Бовыкин

Плотникова Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 182-196
PDF
Статья посвящена композитору Николаю Бовыкину (Бавыкину), чье имя часто появляется в списках авторов партесного стиля, и его единственному сочинению, 12-голосной «Службе Преждеосвященной». На основе анализа рукописей сделан вывод о том, что «Служба» была создана в 70-е гг. XVIII в. Отсутствие типичных для партесного концерта полифонических и гармонических приемов, возможно, свидетельствует о недостатке профессиональных навыков у композитора. Своеобразие мелодической трактовки басового голоса в каденциях сближает его сочинение с партесными гармонизациями.
Бовыкин (Бавыкин), «Служба Преждеосвященная», партесный концерт

Плотникова Наталья Юрьевна

ПУБЛИКАЦИИ

Плотникова Наталья Юрьевна

Бовыкин Н. «Служба преждеосвященная»

Плотникова Н. Ю. Бовыкин Н. «Служба преждеосвященная» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 199-228
PDF

Плотникова Наталья Юрьевна

ХРОНИКА

XXI Ежегодная Международная богословская конференция

XXI Ежегодная Международная богословская конференция // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 231-236
PDF
21–22 января 2011 г. состоялись заседания секции факультета Церковных художеств («Христианское искусство») и секции факультета Церковного пения, прошедшие в рамках зимней сессии XXI Ежегодной Международной богословской конференции.