/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :3 (3)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Сарабьянов Владимир Дмитриевич

Страстной контекст «Преображения» в византийском и древнерусском искусстве

Сарабьянов В. Д. Страстной контекст «Преображения» в византийском и древнерусском искусстве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 3 (3). С. 7-30
PDF
Статья посвящена широко распространенному феномену хронологической перестановки сцены «Преображение», которая часто оказывается изъятой из последовательности евангельского повествования и включена в контекст страстных событий. Подобная инверсия «Преображения» прослеживается с начала послеиконоборческого периода и встречается в византийских и древнерусских памятниках вплоть до позднего Средневековья. Страстной символизм «Преображения» обусловлен как текстом самого Евангелия, так и многочисленными толкованиями этого евангельского события, которые встречаются у святых отцов и отражены в последовании богослужения.
инверсия, цикл "страстей Господних", евангельское повествование, хронологическая последовательность, символическое толкование, страстной контекст, иконографическая программа, праздничный ряд иконостаса

Сарабьянов Владимир Дмитриевич

Зосим Ольга Леонидовна

Западноевропейские духовные песни предрождественской и евхаристической тематики в восточнославянском репертуаре XVII-XIX вв.

Зосим О. Л. Западноевропейские духовные песни предрождественской и евхаристической тематики в восточнославянском репертуаре XVII-XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 3 (3). С. 31-63
PDF
Статья посвящена западноевропейским духовным песням предрождественской и евхаристической тематики, вошедшим в восточнославянский репертуар в XVII-XIX вв. В работе дана характеристика предрождественского периода (Адвента) и праздника Тела Господня, входящих в церковный календарь латинского Запада. В статье затронуты проблемы функционирования песен при перенесении их в иноконфессиональную среду, дано описание текстовых и мелодических трансформаций западноевропейских песенных образцов, возникших в процессе их бытования на восточнославянских землях.
предрождественские песни, евхаристические песни, литургический календарь, текстовые трансформации, мелодические трансформации

Зосим Ольга Леонидовна

Павлинов Павел Сергеевич

Опыт типологии православной архитектуры в Албании

Павлинов П. С. Опыт типологии православной архитектуры в Албании // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 3 (3). С. 64-77
PDF
Статья посвящена типологическому анализу церковной архитектуры IV–XIX вв. в Албании. Рассмотрена практика перестройки жилых и гражданских построек в церкви в IV–VI вв. Проанализированы базиликальные, центрические и редкие «совмещенные»  (двухнефная четырехкупольная церковь в Месопотаме и др.) постройки наиболее активных периодов строительства (V–VI, IX–XIV вв.). Большой интерес также представляют новые типы храмов, возникшие в условиях турецкого владычества в поствизантийский период.
Албания, архитектура, церковь, Византия, тип

Павлинов Павел Сергеевич

Казанцева Татьяна Генриховна

Уставные чтения в литургической практике староверов-странников

Казанцева Т. Г. Уставные чтения в литургической практике староверов-странников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 3 (3). С. 78-111
PDF
Старообрядческое богослужение до настоящего времени хранит многие традиции средневековой литургической практики Русской Православной Церкви. Одной из них является практика уставных чтений, осуществляемых посредством особого способа произнесения - литургического речитатива. В настоящей статье рассматриваются образцы вокальной формы литургического речитатива, предназначенной для произнесения текстов Священного Писания (Евангелие, Апостол, паремии) и святоотеческой учительной литературы. В работе анализируются композиционные структуры мелодических формул чтения - погласиц и принципы их адаптации к различным условиям вербального текста. Материалом для анализа служат фонограммы, записанные от представителей страннического старообрядческого согласия (истинно православных христиан странствующих), проживающих на территории Сибири.
древнерусская культовая монодия, традиции литургического пения сибирского старообрядчества, литургический речитатив

Казанцева Татьяна Генриховна

Кызласова Ирина Леонидовна

О Соловецком монастыре, художнике Осипе Бразе и искусствоведе Александре Анисимове

Кызласова И. Л. О Соловецком монастыре, художнике Осипе Бразе и искусствоведе Александре Анисимове // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 3 (3). С. 112-129
PDF
В статье опубликованы четыре уникальных пейзажа с видами Соловецкого монастыря. Они созданы известным художником Осипом Бразом в 1925 г., когда он был там заключенным. Пейзажи висели в лагерном музее, где их видели многие заключенные, среди них такие выдающиеся люди, как искусствовед Александр Анисимов и будущий академик Дмитрий Лихачев.
Соловецкий монастырь, Осип Браз, Александр Анисимов, Николай Клюев, Дмитрий Лихачев, Евгений Силин, лагерный музей

Кызласова Ирина Леонидовна