/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :2 (2)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Фолгеро Пер Олав

Иконография росписей трансенн в церкви Cанта-Mария Fнтиква (Hим, VIII в.) Заметки по поводу интерпретации

Фолгеро П. О. Иконография росписей трансенн в церкви Cанта-Mария Fнтиква (Hим, VIII в.) Заметки по поводу интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 7-18
PDF
Статья содержит иконографический анализ ветхозаветного цикла стенной росписи церкви Санта-Мария Антиква в Риме (I в. н. э.). Ансамбль росписи, не имеющий аналогов в Риме по полноте и сохранности, был создан между VI иТП вв. Автор настоящего исследования уделяет особое внимание самым ранним произведениям, созданным в начале VI в., когда римское искусство находилось под ощутимым влиянием Византии.
церковь Санта-Ьария Антиква в Риме, трансенны, иконография, ветхий завет, христология, военный символизм

Фолгеро Пер Олав

Макарова Анна Львовна

Царский и ктиторский портреты церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): к вопросу о датировке и атрибуции памятника

Макарова А. Л. Царский и ктиторский портреты церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): к вопросу о датировке и атрибуции памятника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 19-32
PDF
При подробном изучении царских и ктиторских композиций неизбежно возникает вопрос об атрибуции отдельных фигур и их разновременности. В процессе данного исследования раскрывается сложная история создания памятника, в которой отразились неожиданные политические события, затрагивавшие и государственные интересы средневековой Грузии, и судьбы отдельных людей. Исторические подробности позволили поставить проблему передатировки основного объема храмовой росписи в Бетании. Новая датировка находит подтверждение данными иконографического и стилистического анализа.
Грузия, средние века, монументальная живопись, царица Тамара, Георгий III, бетания, ктиторы, иконография, князь Г. Г. Гагарин, Орбели

Макарова Анна Львовна

Семенова Елизавета Сергеевна

Богородица Левишка: иконографическая программа росписи куполов и проблема декорации пятикупольных церквей

Семенова Е. С. Богородица Левишка: иконографическая программа росписи куполов и проблема декорации пятикупольных церквей // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 33-46
PDF
В данной статье рассматривается иконографическая программа росписи куполов церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307-1313), построенной сербским королем Милутином. В центральном куполе изображена поясная фигура Пантократора, а в сводах четырех малых куполов представлен Христос в различных иконографических типах: Христос Средовек, Великий Архиерей, Ветхий Деньми и Спас Эммануил. Подобный вариант декорации, столь простой и логичный в применении к пятикупольной структуре, был характерен для памятников комниновского периода (церковь Св. Пантелеимона в Нерези (1164)). Однако, в пятикупольных задужбинах Милутина, построенных после Левишки, этот выбор изображений в угловых куполах больше не повторяется: в Грачанице и Старо-Нагоричино в четырех боковых куполах изображены евангелисты. Программа росписи центрального купола становится более сложной и богословски насыщенной, как, например, в Кральевой церкви в Студенице (1314), ее обязательным элементом является изображение сцены Небесной литургии. Оставаясь верной византийской традиции предшествующего периода, программа росписи куполов Левишки имеет свои уникальные особенности: изображение Христа Пантократора с восьмиконечной славой, подобного «Спасу в силах», а также видения пророка Исайи с серафимом, несущим угль, в центральном куполе, насколько нам известно, не имеют аналогов в более ранней монументальной живописи.
церковь Богородица Левишка, призрен, иконографическая программа росписи куполов, Косово, сербский король Милутин, греческие художники Михаил Астрапас и Евтихий, София Премудрость Божия, церковь свв. Апостолов в Константинополе, церковь Неа Эклессиа

Семенова Елизавета Сергеевна

Рузаева Екатерина Ивановна

К вопросу о работе Тверского мастера Гаврилы Макова в Успенском Свенском Монастыре в Брянске

Рузаева Е. И. К вопросу о работе Тверского мастера Гаврилы Макова в Успенском Свенском Монастыре в Брянске // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 47-54
PDF
Статья посвящена проблеме атрибуции трапезной Успенского Свенского монастыря XVI в. с церковью Антония и Феодосия Печерских. Сохранившийся фрагмент рукописи монастырского летописца содержит интересные сведения о средневековом строительном процессе и позволяет сделать вывод о том, что строительством трапезной руководил тверской мастер Гаврила Дмитриев, сын Маков.
Успенский Свенский Монастырь, Трапезная с церковью Антония с Феодосия Печерских, мастер Гаврила Маков из Твери

Рузаева Екатерина Ивановна

Протченко Ирина Владимировна

Партесные гармонизации песнопений литургии в рукописи 1700 г. (гим, син. Певч. Собр. № 375)

Протченко И. В. Партесные гармонизации песнопений литургии в рукописи 1700 г. (гим, син. Певч. Собр. № 375) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 55-60
PDF
В данной статье рассматривается рукопись, датированная 1700 г. и представляющая собой певческую книгу Обиход, записанную в виде партитуры квадратной киевской нотой. Автор отмечает пестроту и неоднородность рукописи, что отражается не только в составе сборника (здесь представлены многообразные распевы, звучавшие в церкви на рубеже XVII-XVIII вв.), но и собственно в партесных обработках, которым уделено основное внимание.
партесные обработки, гармонизация, постоянное многоголосие, стилистика

Протченко Ирина Владимировна

Зосим Ольга Леонидовна

Западноевропейская духовная песня пасхальной тематики в восточнославянском репертуаре XVII-XIX вв.

Зосим О. Л. Западноевропейская духовная песня пасхальной тематики в восточнославянском репертуаре XVII-XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 61-89
PDF
В статье на примере западноевропейских духовных песен пасхальной тематики, вошедших в восточнославянский репертуар в XVII-XIX вв., рассмотрены вопросы генезиса литургической духовной песенности, охарактеризованы текстовые и мелодические трансформации песенных образцов, возникшие в процессе их бытования в Центральной Европе и на восточнославянских землях, затронуты проблемы музыкальной риторики, касающиеся оригинального и заимствованного духовно-песенного репертуара.
духовная песня пасхальной тематики, литургическая песенность, текстовые трансформации, мелодические трансформации, музыкальная риторика

Зосим Ольга Леонидовна

Ушанова Ляйя Валерьевна

Современная певческая практика Ассирийской церкви востока (на примере служб московского храма Март Марьям)

Ушанова Л. В. Современная певческая практика Ассирийской церкви востока (на примере служб московского храма Март Марьям) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 90-106
PDF
Статья посвящена музыкальной составляющей литургии Ассирийской Церкви Востока, одной из наиболее ранних христианских церквей, история которой восходит к апостольским временам. В работе автор рассматривает музыкальные стили церковных песнопений восточно-сирийского обряда, выделяя силлабический, псалмодический, речитативный и песенный. В качестве материала для статьи использованы звукозаписи, зафиксированные в московском храме Март Марьям (Девы Марии) Ассирийской Церкви Востока, авторские аналитические нотации песнопений, богослужебные тексты. Немаловажную роль сыграли наблюдения и знания, полученные из практики богослужений и консультаций настоятеля храма Самано Одишо и руководителя церковного хора Марины Урьяновой.
Ассирийская церковь востока, литургия Аддая и Мари, восточносирийская литургическая музыка, песнопения, музыкальные стили

Ушанова Ляйя Валерьевна

РЕЦЕНЗИИ

Пенкова Бисерка

О начале истории русского искусства — Рец. на кн.: История русского искусства. Государственный Институт искусствознания. М.: Северный паломник, 2007.

Пенкова Б. О начале истории русского искусства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 109-112 — Рец. на кн.: История русского искусства. Государственный Институт искусствознания. М.: Северный паломник, 2007.
PDF

Пенкова Бисерка