В данной статье рассматривается иконографическая программа росписи
куполов церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307-1313), построенной
сербским королем Милутином. В центральном куполе изображена поясная
фигура Пантократора, а в сводах четырех малых куполов представлен
Христос в различных иконографических типах: Христос Средовек, Великий
Архиерей, Ветхий Деньми и Спас Эммануил. Подобный вариант декорации,
столь простой и логичный в применении к пятикупольной структуре, был
характерен для памятников комниновского периода (церковь Св.
Пантелеимона в Нерези (1164)). Однако, в пятикупольных задужбинах
Милутина, построенных после Левишки, этот выбор изображений в угловых
куполах больше не повторяется: в Грачанице и Старо-Нагоричино в четырех
боковых куполах изображены евангелисты. Программа росписи центрального
купола становится более сложной и богословски насыщенной, как, например,
в Кральевой церкви в Студенице (1314), ее обязательным элементом
является изображение сцены Небесной литургии. Оставаясь верной
византийской традиции предшествующего периода, программа росписи куполов
Левишки имеет свои уникальные особенности: изображение Христа
Пантократора с восьмиконечной славой, подобного «Спасу в силах», а также
видения пророка Исайи с серафимом, несущим угль, в центральном куполе,
насколько нам известно, не имеют аналогов в более ранней монументальной
живописи.
церковь Богородица Левишка, призрен, иконографическая программа росписи куполов, Косово, сербский король Милутин, греческие художники Михаил Астрапас и Евтихий, София Премудрость Божия, церковь свв. Апостолов в Константинополе, церковь Неа Эклессиа
Семенова Елизавета Сергеевна