/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :1 (1)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Гульманов Алексей Леонидович

Круглая икона святителя Николая Чудотворца из Николо-Дворищенского собора в Великом Новгороде

Гульманов А. Л. Круглая икона святителя Николая Чудотворца из Николо-Дворищенского собора в Великом Новгороде // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 7-21
PDF
В статье рассматривается история открытия и научного изучения круглой иконы свт. Николая, которая являлась одной из знаменитых святынь Великого Новгорода. В настоящее время сохранились два ранних списка этой иконы. Один из них был исполнен в конце XVI в., тогда как относительно второй сохранившейся круглой иконы высказывались различные, зачастую противоречивые мнения. Благодаря последней реставрации иконы стало известно, что ее живопись состоит из двух разновременных красочных слоев. Лик свт. Николая был заново написан в XVI в., тогда как в остальном икона сохранила свою первоначальную живопись, исполненную примерно в конце XIII - 1-й половине XIV в. Собранные на данный момент исторические сведения позволяют утверждать, что круглая икона свт. Николая появилась в Новгороде уже в XII в. Так как известно, что древнейшая круглая икона была впоследствии утрачена, сохранившийся памятник является ее ранним списком и представляет большой интерес для изучения новгородского искусства 1-й половине XIV в.
Великий Новгород, святитель Николай Чудотворец, круглая икона

Гульманов Алексей Леонидович

Гусейнова Зивар Махмудовна

Ирмосы в музыкально-теоретических руководствах XVII века

Гусейнова З. М. Ирмосы в музыкально-теоретических руководствах XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 22-29
PDF
Русские музыкальные руководства XVII века при объяснении принципов пения использовали в качестве нотных примеров строки певческой книги Ирмологий. На примере строк раскрывались разводы попевок, киноварные пометы, строение знаменного звукоряда, а также другие распевы - путный, казанским знаменем, демественный. Особенно часто в теоретических руководствах использовался ирмос «Христос раждается», при показе которого в «Извещении» Александра Мезенца изложен принцип исправления знаменного пения в целом.
ирмос, знаменный распев, музыкально-теоретическое руководство, звукоряд

Гусейнова Зивар Махмудовна

Игошев Валерий Викторович

Серебряная рака для мощей святой Екатерины из Синайского монастыря работы московских мастеров 1687-1688 гг.

Игошев В. В. Серебряная рака для мощей святой Екатерины из Синайского монастыря работы московских мастеров 1687-1688 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 30-44
PDF
В статье исследуется серебряная рака св. Екатерины, созданная в Москве в царских мастерских Серебряной палаты в 1687-1688 гг. Рака является вкладом в Синайский монастырь, сделанным от имени царей Иоанна и Петра Алексеевичей, а также их сестры царевны Софьи Алексеевны. Изучены типология, стиль и техника изготовления этого уникального и хорошо сохранившегося памятника, имеющего большое историко-культурное значение и отражающего глубокие связи России и древнейшего центра православия - монастыря св. Екатерины на Синае в последней четверти XVII в.
рака, ковчег, саркофаг, Синай, монастырь, чеканка, серебро, вязь

Игошев Валерий Викторович

Ларина Мария Геннадьевна

Болгарский распев в контексте великорусской церковно-певческой культуры XVII-XVIII вв.

Ларина М. Г. Болгарский распев в контексте великорусской церковно-певческой культуры XVII-XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 45-53
PDF
Данная статья посвящена болгарскому распеву - поздней монодийной ветви русского богослужебного пения XVII-XVIII вв. Автор обращается к проблеме трансплантации напевов болгарского распева украино-белорусской традиции в великорусскую певческую практику. Исследование богослужебных певческих книг обеих традиций позволяет сделать предварительные выводы о том, что в многораспевном контексте великорусских певческих сборников эти напевы нередко выступают как мелодические образцы для рас-певания ряда литургических текстов.
болгарский распев, ирмологионы, атрибуция, трансплантация напевов

Ларина Мария Геннадьевна

Зосим Ольга Леонидовна

Западноевропейская великопостная песня в восточнославянском духовнопесенном репертуаре XVII-XIX вв.

Зосим О. Л. Западноевропейская великопостная песня в восточнославянском духовнопесенном репертуаре XVII-XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 54-80
PDF
Статья посвящена проблемам рецепции западноевропейской духовно-песенной традиции на восточнославянских землях в XVII-ХГХ вв. на примере духовных песен периода Великого Поста. В статье рассматривается специфика духовной песенности пассионной тематики, затрагиваются проблемы связи духовной песенности и литургической монодии, показывается роль текстовых контрафактур в процессе заимствования сочинений из западноевропейского песенного репертуара.
григорианский хорал, западноевропейская духовная песенность, восточнославянская духовная песенность, текстовая контрафактура, великопостная духовная песня

Зосим Ольга Леонидовна

ПУБЛИКАЦИИ

Малков Юрий Григорьевич,

К истории иконопочитания на Руси в первой половине XVII века (малоизвестный иконофильский трактат из «Книги о вере», 1648 г.)

Малков Ю. Г. К истории иконопочитания на Руси в первой половине XVII века (малоизвестный иконофильский трактат из «Книги о вере», 1648 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 83-96
PDF
В переводе автора статьи «К истории иконопочитания на Руси в 1-й пол. XVII в.» на современный русский язык представлена глава из «Книги о вере», целиком посвященная православной традиции иконопочитания, - один из последних иконофильских трактатов Древней Руси. В статье, предваряющей публикуемый материал, анализируется ситуация, сложившаяся в древнерусской культуре 1-й пол. XVII в. в связи с постепенной активизацией процесса соприкосновения России с инославным Западом. Дается перечень антикатолических и антипротестантских компилятивных книжных изданий полемического характера, содержавших в себе святоотеческие высказывания относительно основных догматических истин Православия - в том числе догмата иконопочитания. Особое внимание в статье уделено «Книге о вере», своеобразной энциклопедии Православия, создававшейся на протяжении кон. XVI - нач. XVII в. трудами украинских церковных писателей (начиная с Василия Малюшицкого или «Суражского»), а затем отредактированной и изданной в Москве настоятелем кремлевского Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым.
древнерусская культура, иконопочитание, антипротестантская полемика, "Книга о вере"

Малков Юрий Григорьевич,

РЕЦЕНЗИИ

Манукян Анна Михайловна

Рец. на кн.: Le porte del paradiso. Arte e tecnologia bizantina tra italia e maditerraneo. A cura di antonio iacobini. Roma, 2009. 600 р.

Манукян А. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 99-110 — Рец. на кн.: Le porte del paradiso. Arte e tecnologia bizantina tra italia e maditerraneo. A cura di antonio iacobini. Roma, 2009. 600 р.
PDF

Манукян Анна Михайловна

ХРОНИКА

XX ежегодная международная богословская конференция

XX ежегодная международная богословская конференция // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 113-118
PDF