ПЕДАГОГИКА
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Ссылка на статью:
Воробьев В. Н. О значимости теологического образования в Российской Федерации // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 7-19
Аннотация
Вниманию читателей представляется доклад ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева, подготовленный для образовательного форума Приволжского федерального округа «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность», который состоялся в августе этого года в Перми. В статье рассматриваются вопросы значимости теологического образования в Российской Федерации, анализируется состояние теологического образования в странах Западной Европы и в США, а также исследуется образовательный запрос на подготовку теологов со стороны российского общества. Материалы для доклада подготовлены М.В.Таланкиной, зав. сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ.
Данные об авторе
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Вниманию читателей представляется доклад ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева, подготовленный для образовательного форума Приволжского федерального округа «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность», который состоялся в августе этого года в Перми. В статье рассматриваются вопросы значимости теологического образования в Российской Федерации, анализируется состояние теологического образования в странах Западной Европы и в США, а также исследуется образовательный запрос на подготовку теологов со стороны российского общества. Материалы для доклада подготовлены М.В.Таланкиной, зав. сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ.
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Склярова Татьяна Владимировна
Ссылка на статью:
Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 20-40
Аннотация
В статье рассматриваются процессы восприятия детьми материалов духовного и нравственного содержания в связи с возрастными особенностями их развития, которые необходимо учитывать при становлении структуры их самосознания, а также влияние духовно-нравственного компонента в учебном процессе на разностороннее развитие детской психики. Автор настаивает на том, что учет психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребенка, что в конечном итоге формирует у него устойчивое мировоззрение. Исследование автора ориентировано на реализацию в учебном процессе «Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура”».
Данные об авторе
Склярова Татьяна Владимировна
В статье рассматриваются процессы восприятия детьми материалов духовного и нравственного содержания в связи с возрастными особенностями их развития, которые необходимо учитывать при становлении структуры их самосознания, а также влияние духовно-нравственного компонента в учебном процессе на разностороннее развитие детской психики. Автор настаивает на том, что учет психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребенка, что в конечном итоге формирует у него устойчивое мировоззрение. Исследование автора ориентировано на реализацию в учебном процессе «Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура”».
Склярова Татьяна Владимировна
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ссылка на статью:
Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 41-63
Аннотация
Статья продолжает тему исследования основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания. Если в первой части исследования анализировались такие позиции, как: 1) ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; 2) включение духовно-нравственного компонента во всеобязательные дисциплины учебного плана и 3) взаимосвязь базового образовательного курса (а также других школьных предметов) с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе, то во второй части затрагиваются: 4) проблемы взаимосвязи с системой дополнительного образования; 5) формирование окружающей среды и 6) работа с семьей.
Данные об авторе
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Статья продолжает тему исследования основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания. Если в первой части исследования анализировались такие позиции, как: 1) ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; 2) включение духовно-нравственного компонента во всеобязательные дисциплины учебного плана и 3) взаимосвязь базового образовательного курса (а также других школьных предметов) с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе, то во второй части затрагиваются: 4) проблемы взаимосвязи с системой дополнительного образования; 5) формирование окружающей среды и 6) работа с семьей.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Кайдалова Марина Аркадьевна
Ссылка на статью:
Кайдалова М. А. Мысли епископа Иринея (Орды) о религиозном воспитании в семье // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 64-79
Аннотация
Епископ Ириней (Орда) (в миру Харисим Михайлович Орда) (1837–1904) вошел в историю России как талантливый проповедник, духовный писатель и лингвист. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что основными трудами епископа Иринея (Орды) были его «Руководство к последовательному чтению пророческих книг Ветхого Завета» (Киев, 1871), «Земная жизнь Господа Спасителя нашего Иисуса Христа» (перев. с нем., изд. 4, Киев, 1874, 1882), «Руководственное пособие к пониманию Псалтири» (Киев, 1882), «За веру и против неверия» (Киев, 1879). Автор многих трудов, он хорошо знал греческий, английский, французский и немецкий языки. Организовал в Киевской духовной академии отдел иностранной библиотеки, издавал и редактировал там журналы «Воскресные чтения» и «Руководство для сельских пастырей». В 1902 г., незадолго до своей смерти, епископ Ириней публикует в Екатеринбурге собрание философско-педагогических сочинений «Кормчая книга по морю житейскому», где излагает собственное видение проблем воспитания подрастающих поколений в России на рубеже веков.
Данные об авторе
Кайдалова Марина Аркадьевна
Епископ Ириней (Орда) (в миру Харисим Михайлович Орда) (1837–1904) вошел в историю России как талантливый проповедник, духовный писатель и лингвист. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что основными трудами епископа Иринея (Орды) были его «Руководство к последовательному чтению пророческих книг Ветхого Завета» (Киев, 1871), «Земная жизнь Господа Спасителя нашего Иисуса Христа» (перев. с нем., изд. 4, Киев, 1874, 1882), «Руководственное пособие к пониманию Псалтири» (Киев, 1882), «За веру и против неверия» (Киев, 1879). Автор многих трудов, он хорошо знал греческий, английский, французский и немецкий языки. Организовал в Киевской духовной академии отдел иностранной библиотеки, издавал и редактировал там журналы «Воскресные чтения» и «Руководство для сельских пастырей». В 1902 г., незадолго до своей смерти, епископ Ириней публикует в Екатеринбурге собрание философско-педагогических сочинений «Кормчая книга по морю житейскому», где излагает собственное видение проблем воспитания подрастающих поколений в России на рубеже веков.
Кайдалова Марина Аркадьевна
Беленчук Лариса Николаевна
Ссылка на статью:
Беленчук Л. Н. Из истории послереформенного миссионерства в России. К вопросу просвещения нерусских народов // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 80-101
Аннотация
В статье опровергается распространенное мнение как советских, так и дореволюционных историков о слабости русской миссионерской школы, продиктованное, с одной стороны, идеологическими соображениями советского периода, с другой – недостаточной информированностью дореволюционных историков. Автор, признавая определенную правоту в этом вопросе, тем не менее указывает на то, что именно работа русских миссионеров в тот период обеспечила впоследствии яркие успехи в деле просвещения нерусских народов России. Что касается сравнений с другими странами, то здесь также обращается внимание на принципиальную разницу в подходах к вопросам миссионерства.
Данные об авторе
Беленчук Лариса Николаевна
В статье опровергается распространенное мнение как советских, так и дореволюционных историков о слабости русской миссионерской школы, продиктованное, с одной стороны, идеологическими соображениями советского периода, с другой – недостаточной информированностью дореволюционных историков. Автор, признавая определенную правоту в этом вопросе, тем не менее указывает на то, что именно работа русских миссионеров в тот период обеспечила впоследствии яркие успехи в деле просвещения нерусских народов России. Что касается сравнений с другими странами, то здесь также обращается внимание на принципиальную разницу в подходах к вопросам миссионерства.
Беленчук Лариса Николаевна
ПСИХОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ
Шеховцова Лариса Филипповна
Ссылка на статью:
Шеховцова Л. Ф. К вопросу об онтологии души // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 105-117
Аннотация
Вопрос об онтологии психических, душевных явлений не часто привлекает внимание современных ученых, психологов, философов или богословов. Между тем понимание «устройства» душевных или психических явлений всегда было важным для теории психологии и антропологии, а в настоящее время имеет огромное значение и для практической работы, связанной с обучением, лечением, оказанием помощи в решении психологических проблем, а также духовного преобразования человека. В статье предпринята попытка рассмотреть онтологическую проблему современного научного человекознания, привлекая богословские концепции о сущности и природе человека.
Данные об авторе
Шеховцова Лариса Филипповна
Вопрос об онтологии психических, душевных явлений не часто привлекает внимание современных ученых, психологов, философов или богословов. Между тем понимание «устройства» душевных или психических явлений всегда было важным для теории психологии и антропологии, а в настоящее время имеет огромное значение и для практической работы, связанной с обучением, лечением, оказанием помощи в решении психологических проблем, а также духовного преобразования человека. В статье предпринята попытка рассмотреть онтологическую проблему современного научного человекознания, привлекая богословские концепции о сущности и природе человека.
Шеховцова Лариса Филипповна
Кондратьев Сергей Владимирович
Ссылка на статью:
Кондратьев С. В. Личностно-развивающее воспитание (в свете гуманитарной психологической парадигмы) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 118-135
Аннотация
В статье с позиции гуманитарной парадигмы рассматривается воспитание как условие и способ личностного развития учащегося по пути от эгоцентризма к альтруизму. Обосновывается коллектив как социальная совокупность, предполагающая духовную общность ее членов, и как средство развития альтруистической личности. Дается характеристика общим (формирующей, социальной и психологической защиты) и специальным (психоанализа и психосинтеза) функциям коллектива; рассмотрена рефлексия в системе интеллектуально-нравственного развития личности; характеризуется латеральное мышление как вид творческого мышления. Определены базисные периоды личностно-развивающего воспитания («семейное воспитание», «социальное воспитание») и раскрыто их психологическое содержание.
Данные об авторе
Кондратьев Сергей Владимирович
В статье с позиции гуманитарной парадигмы рассматривается воспитание как условие и способ личностного развития учащегося по пути от эгоцентризма к альтруизму. Обосновывается коллектив как социальная совокупность, предполагающая духовную общность ее членов, и как средство развития альтруистической личности. Дается характеристика общим (формирующей, социальной и психологической защиты) и специальным (психоанализа и психосинтеза) функциям коллектива; рассмотрена рефлексия в системе интеллектуально-нравственного развития личности; характеризуется латеральное мышление как вид творческого мышления. Определены базисные периоды личностно-развивающего воспитания («семейное воспитание», «социальное воспитание») и раскрыто их психологическое содержание.
Кондратьев Сергей Владимирович
Рубцов Антон Александрович
Ссылка на статью:
Рубцов А. А. Актуализация и интеграция личности в христианской пайдейе // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 136-145
Аннотация
Развитие христианской духовности, осуществлявшееся в творческом синтезе и рецепции элементов эллинистической культуры, производило практический эффект – формирование укорененного в классическом наследии, но в то же время нового и самобытного, целостного исторического опыта воспитания, совершенствования и самосовершенствования личности, во всех аспектах ее духовной одаренности. Уже в первом поколении христиан утвердилось понимание христианства как новой культурной силы – той полноценной пайдейи, которая пришла на смену прежней античной пайдейе – прежнему просвещению и воспитанию. Предложенная христианством альтернативная парадигма актуализации и интеграции личности в данной статье рассматривается в связи с актуальными идеями со временной психологии.
Данные об авторе
Рубцов Антон Александрович
Развитие христианской духовности, осуществлявшееся в творческом синтезе и рецепции элементов эллинистической культуры, производило практический эффект – формирование укорененного в классическом наследии, но в то же время нового и самобытного, целостного исторического опыта воспитания, совершенствования и самосовершенствования личности, во всех аспектах ее духовной одаренности. Уже в первом поколении христиан утвердилось понимание христианства как новой культурной силы – той полноценной пайдейи, которая пришла на смену прежней античной пайдейе – прежнему просвещению и воспитанию. Предложенная христианством альтернативная парадигма актуализации и интеграции личности в данной статье рассматривается в связи с актуальными идеями со временной психологии.
Рубцов Антон Александрович
ПУБЛИКАЦИИ
Беленчук Лариса Николаевна
Ссылка на статью:
Беленчук Л. Н. Шевырев С. П. Взгляд русского на современное образование Европы // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 149-177
Аннотация
Вниманию читателей предлагается третья и четвертая части широко известной статьи С.П. Шевырева (1806–1864 гг.) «Взгляд русского на современное образование Европы». В первых двух частях очерка, опубликованных в предыдущем номере Вестника ПСТГУ (серия IV. Педагогика. Психология. № 3), речь шла об Италии и Англии. Несмотря на известность и многочисленные ссылки, статья, тем не менее, ни где больше не печаталась (насколько это известно автору публикации), хотя представляет несомненный интерес не только для филолога, но и для истории педагогики. Публикация подготовлена канд. ист. наук, ведущим научным сотрудником Института теории и истории педагогики РАО Л.Н. Беленчук.
Данные об авторе
Беленчук Лариса Николаевна
Вниманию читателей предлагается третья и четвертая части широко известной статьи С.П. Шевырева (1806–1864 гг.) «Взгляд русского на современное образование Европы». В первых двух частях очерка, опубликованных в предыдущем номере Вестника ПСТГУ (серия IV. Педагогика. Психология. № 3), речь шла об Италии и Англии. Несмотря на известность и многочисленные ссылки, статья, тем не менее, ни где больше не печаталась (насколько это известно автору публикации), хотя представляет несомненный интерес не только для филолога, но и для истории педагогики. Публикация подготовлена канд. ист. наук, ведущим научным сотрудником Института теории и истории педагогики РАО Л.Н. Беленчук.
Беленчук Лариса Николаевна
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Светское религиозное образование. Традиционной гимназии - 15 лет // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 181-186
Ссылка на статью:
"За нравственный подвиг учителя". Программа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с молодежью // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 187-196
Ссылка на статью:
Заседание рабочей группы по изучению истории и культуры религии (православия) в системе образования при Минобрнауки РФ // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 197-198
Ссылка на статью:
Научно-практическая образовательная конференция "Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы" // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 199-202