ПЕДАГОГИКА
Петракова Татьяна Ивановна
Ссылка на статью:
Петракова Т. И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 7-22
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы современной педагогики в свете святоотеческого учения, которое очень много может дать для дальнейшего развития теории и практики образования. Основанное на личном духовном опыте, а потому имеющее индивидуальный подход, рассчитанное на любой возраст – физический и духовный, обращенное к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу и душе, оно покоится на абсолютных истинах и не подвержено идеологическим колебаниям.
Данные об авторе
Петракова Татьяна Ивановна
В статье рассматриваются проблемы современной педагогики в свете святоотеческого учения, которое очень много может дать для дальнейшего развития теории и практики образования. Основанное на личном духовном опыте, а потому имеющее индивидуальный подход, рассчитанное на любой возраст – физический и духовный, обращенное к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу и душе, оно покоится на абсолютных истинах и не подвержено идеологическим колебаниям.
Петракова Татьяна Ивановна
Захарченко Марина Владимировна
Ссылка на статью:
Захарченко М. В. Подготовка педагогов к освоению начал православной культуры в профессиональной деятельности // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 23-46
Аннотация
В статье подробно рассматривается опыт Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в контексте подготовки педагогов к освоению начал православной культуры в их профессиональной деятельности. План подготовки педагогов разрабатывался по программе профессиональной переподготовки «Православная культура и религии мира», разработанной кафедрой истории педагогики в сотрудничестве с учеными богословами Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Естественной опорой такого сотрудничества стала Концепция образовательной деятельности Русской Православной Церкви, созданная в 1990 году.
Данные об авторе
Захарченко Марина Владимировна
В статье подробно рассматривается опыт Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в контексте подготовки педагогов к освоению начал православной культуры в их профессиональной деятельности. План подготовки педагогов разрабатывался по программе профессиональной переподготовки «Православная культура и религии мира», разработанной кафедрой истории педагогики в сотрудничестве с учеными богословами Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Естественной опорой такого сотрудничества стала Концепция образовательной деятельности Русской Православной Церкви, созданная в 1990 году.
Захарченко Марина Владимировна
Архимандрит Георгий (Шестун Е. В.)
Ссылка на статью:
Шестун Е. В. Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 47-51
Аннотация
В статье кратко сформулированы основные направления современной отечественной педагогики и отмечено наиболее перспективное из них. Оно связано, по мнению автора, с восстановлением национальных традиций, укладом жизни и формами национального опыта. Указывая на основные сферы жизнедеятельности ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, – семью, Церковь и школу, автор говорит о необходимости их взаимодействия, так как в них переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. И хотя в педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизни ребенка, основные противоречия, возникающие при этом, связаны с постановкой целей образовательного процесса, его содержанием и используемыми при обучении методами.
Данные об авторе
Архимандрит Георгий (Шестун Е. В.)
В статье кратко сформулированы основные направления современной отечественной педагогики и отмечено наиболее перспективное из них. Оно связано, по мнению автора, с восстановлением национальных традиций, укладом жизни и формами национального опыта. Указывая на основные сферы жизнедеятельности ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, – семью, Церковь и школу, автор говорит о необходимости их взаимодействия, так как в них переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. И хотя в педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизни ребенка, основные противоречия, возникающие при этом, связаны с постановкой целей образовательного процесса, его содержанием и используемыми при обучении методами.
Архимандрит Георгий (Шестун Е. В.)
Гладких Любовь Петровна
Ссылка на статью:
Гладких Л. П. Психолого-педагогические обоснования изучения основ православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 52-65
Аннотация
Обращаясь к проблеме современного состояния духовно-нравственного воспитания детей, автор обращает наше внимание на то, что формирование личности ребенка должно начинаться с самого раннего возраста. Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и предполагает формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собой, а потому, считает автор, первое, что необходимо сделать в педагогическом образовании в настоящее время, это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры.
Данные об авторе
Обращаясь к проблеме современного состояния духовно-нравственного воспитания детей, автор обращает наше внимание на то, что формирование личности ребенка должно начинаться с самого раннего возраста. Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и предполагает формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собой, а потому, считает автор, первое, что необходимо сделать в педагогическом образовании в настоящее время, это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры.
Гладких Любовь Петровна
Быкова Ольга Николаевна; Склярова Татьяна Владимировна
Ссылка на статью:
Склярова Т. В. Из истории призрения осиротевших детей в России и Европе: нравственно-правовой аспект // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 66-82
Аннотация
В статье на материале истории призрения осиротевших детей в России и Европе рассматриваются условия жизни, основные цели и задачи воспитания, существовавшие в учреждениях для детей, утративших родительское попечение. На основании этого исследования показано, что цель и задачи воспитания в детских домах не отражают потребностей развития личности самого ребенка и его права регламентируются с трудом. Более того, в числе основных причин гибели младенцев в воспитательных домах, по мнению авторов, можно назвать полное отсутствие личностного общения с младенцем и замену его на институциональный принцип обслуживания, когда персонал лишь выполнял свои служебные обязанности.
Данные об авторе
Быкова Ольга Николаевна
Склярова Татьяна Владимировна
В статье на материале истории призрения осиротевших детей в России и Европе рассматриваются условия жизни, основные цели и задачи воспитания, существовавшие в учреждениях для детей, утративших родительское попечение. На основании этого исследования показано, что цель и задачи воспитания в детских домах не отражают потребностей развития личности самого ребенка и его права регламентируются с трудом. Более того, в числе основных причин гибели младенцев в воспитательных домах, по мнению авторов, можно назвать полное отсутствие личностного общения с младенцем и замену его на институциональный принцип обслуживания, когда персонал лишь выполнял свои служебные обязанности.
Быкова Ольга Николаевна
Склярова Татьяна Владимировна
Меньшиков Владимир Михайлович
Ссылка на статью:
Меньшиков В. М. Об исходном понимании воспитания // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 83-95
Аннотация
В статье автор помимо педагогической дилеммы формирования и не формирования человека рассматривает пространство исходного понимания человека и делает вывод, что в устроении человека есть нечто такое, что сущностно отличает его от всего живого и благодаря чему человеческая деятельность становится возможной, – духовность. Но при этом определить границы различения человека и всего животного мира столь же трудно, как, например, провести границу между живым и неживым. Но даже при этом существование органического и неорганического в мире очевидно. Столь же очевидно и то, что химические элементы в живом организме функционируют по законам живого организма, а не по законам неорганической природы.
Данные об авторе
Меньшиков Владимир Михайлович
В статье автор помимо педагогической дилеммы формирования и не формирования человека рассматривает пространство исходного понимания человека и делает вывод, что в устроении человека есть нечто такое, что сущностно отличает его от всего живого и благодаря чему человеческая деятельность становится возможной, – духовность. Но при этом определить границы различения человека и всего животного мира столь же трудно, как, например, провести границу между живым и неживым. Но даже при этом существование органического и неорганического в мире очевидно. Столь же очевидно и то, что химические элементы в живом организме функционируют по законам живого организма, а не по законам неорганической природы.
Меньшиков Владимир Михайлович
Карташева Наталья Валерьевна
Ссылка на статью:
Карташева Н. В. "Учитель младенцев и младенствующих в вере..." . Педагогические воззрения святителя Иннокентия Московского // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 96-106
Аннотация
В этом году исполняется 30 лет со дня прославления Русской Православной Церковью Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, создателя и устроителя Американской церкви, выдающегося русского миссионера, который оказал значительное влияние на формирование христианской культуры коренных жителей Аляски, Алеутских островов. Статья, посвященная этой дате, исследует разнообразную миссионерскую и педагогическую деятельность святителя. Святитель Иннокентий оставил заметный след в истории русской общественной мысли.
Данные об авторе
Карташева Наталья Валерьевна
В этом году исполняется 30 лет со дня прославления Русской Православной Церковью Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, создателя и устроителя Американской церкви, выдающегося русского миссионера, который оказал значительное влияние на формирование христианской культуры коренных жителей Аляски, Алеутских островов. Статья, посвященная этой дате, исследует разнообразную миссионерскую и педагогическую деятельность святителя. Святитель Иннокентий оставил заметный след в истории русской общественной мысли.
Карташева Наталья Валерьевна
Тукиш Виктория Александровна
Ссылка на статью:
Тукиш В. А. Необходимость христианского воспитания. Из духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 107-115
Аннотация
Церковно-педагогические сочинения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, великого миссионера и ученого, написанные им в разные годы его жизни, представляют неоценимое духовное наследство. Все произведения святителя Иннокентия (Вениаминова) объединены одной главной мыслью, которую он неустанно развивал: христианское воспитание должно осуществляться не только в отношении подрастающего поколения всей России, что, безусловно, главное делание педагога, но и всех граждан России. В статье дан анализ педагогических идей, высказанных святителем в «Записке о детском воспитании» в «Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру», а также некоторые полезные методические указания, высказанные святителем и остающиеся актуальными и в наши дни.
Данные об авторе
Тукиш Виктория Александровна
Церковно-педагогические сочинения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, великого миссионера и ученого, написанные им в разные годы его жизни, представляют неоценимое духовное наследство. Все произведения святителя Иннокентия (Вениаминова) объединены одной главной мыслью, которую он неустанно развивал: христианское воспитание должно осуществляться не только в отношении подрастающего поколения всей России, что, безусловно, главное делание педагога, но и всех граждан России. В статье дан анализ педагогических идей, высказанных святителем в «Записке о детском воспитании» в «Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру», а также некоторые полезные методические указания, высказанные святителем и остающиеся актуальными и в наши дни.
Тукиш Виктория Александровна
Склярова Татьяна Владимировна; Тукиш Виктория Александровна
Ссылка на статью:
Тукиш В. А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 116-128
Аннотация
В этом году исполняется 30 лет со дня прославления Русской Православной Церковью Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, создателя и устроителя Американской церкви, выдающегося русского миссионера, который оказал значительное влияние на формирование христианской культуры коренных жителей Аляски, Алеутских островов. В статье рассматриваются педагогические идеи святителя, сформулированные им в проповедях, научно-исследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, письмах. Проведенный авторами контент-анализ материалов, содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), дает основания утверждать, что его педагогические идеи образуют собой единую смысловую систему.
Данные об авторе
Склярова Татьяна Владимировна
Тукиш Виктория Александровна
В этом году исполняется 30 лет со дня прославления Русской Православной Церковью Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, создателя и устроителя Американской церкви, выдающегося русского миссионера, который оказал значительное влияние на формирование христианской культуры коренных жителей Аляски, Алеутских островов. В статье рассматриваются педагогические идеи святителя, сформулированные им в проповедях, научно-исследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, письмах. Проведенный авторами контент-анализ материалов, содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), дает основания утверждать, что его педагогические идеи образуют собой единую смысловую систему.
Склярова Татьяна Владимировна
Тукиш Виктория Александровна
ПСИХОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ
Абраменкова Вера Васильевна
Ссылка на статью:
Абраменкова В. В. Добро и зло в картине мира современного ребенка // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 131-154
Аннотация
Добро и зло – важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия: первое – как должное, положительное, гармоничное; второе – как предосудительное, отрицательное, дисгармоничное. Что знает о добре и зле ребенок конца ХХ и самого начала XXI века? В статье исследуется и сопоставляется отношение ребенка к окружающему миру, к семье, школе, своему будущему, выраженное в его рисунках.
Данные об авторе
Абраменкова Вера Васильевна
Добро и зло – важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия: первое – как должное, положительное, гармоничное; второе – как предосудительное, отрицательное, дисгармоничное. Что знает о добре и зле ребенок конца ХХ и самого начала XXI века? В статье исследуется и сопоставляется отношение ребенка к окружающему миру, к семье, школе, своему будущему, выраженное в его рисунках.
Абраменкова Вера Васильевна
Абрамов Сергей Иванович
Ссылка на статью:
Абрамов С. И. Исследование влияния православно-ориентированной педагогики на процесс личностного развития младшего школьника // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 155-164
Аннотация
Сопоставляя цели и задачи православного и нерелигиозного воспитания, автор ищет сферу их пересечения. Статья отвечает на вопросы – противоречит ли светская секулярная педагогика идеям педагогики православной и нужно ли православному педагогу развивать индивидуальность ребенка. Автором интерпретируются результаты проведенного им экспериментального исследования личностного развития младших школьников и сопоставляются с аналогичными данными, описанными исследователями ранее. Для исследования были выбраны два третьих класса городских общеобразовательных школ и два класса православной гимназии. Цель исследования – выяснить, существуют ли различия в личностном развитии детей, обучающихся в условиях городских общеобразовательных школ и православных гимназий.
Данные об авторе
Сопоставляя цели и задачи православного и нерелигиозного воспитания, автор ищет сферу их пересечения. Статья отвечает на вопросы – противоречит ли светская секулярная педагогика идеям педагогики православной и нужно ли православному педагогу развивать индивидуальность ребенка. Автором интерпретируются результаты проведенного им экспериментального исследования личностного развития младших школьников и сопоставляются с аналогичными данными, описанными исследователями ранее. Для исследования были выбраны два третьих класса городских общеобразовательных школ и два класса православной гимназии. Цель исследования – выяснить, существуют ли различия в личностном развитии детей, обучающихся в условиях городских общеобразовательных школ и православных гимназий.
Абрамов Сергей Иванович
Никулина Елена Николаевна
Ссылка на статью:
Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 165-176
Аннотация
В статье изложены основные положения учения святителя Феофана Затворника о личности, ее свойствах и взаимосвязях. Личность, по мысли святителя, является точкой соединения всех сил и способностей природы человека, их центром, объединяющим началом. Поэтому педагогические рекомендации святителя, направленные на воспитание природных сил и способностей ребенка, конечной целью имеют формирование его как целостной личности.
Данные об авторе
Никулина Елена Николаевна
В статье изложены основные положения учения святителя Феофана Затворника о личности, ее свойствах и взаимосвязях. Личность, по мысли святителя, является точкой соединения всех сил и способностей природы человека, их центром, объединяющим началом. Поэтому педагогические рекомендации святителя, направленные на воспитание природных сил и способностей ребенка, конечной целью имеют формирование его как целостной личности.
Никулина Елена Николаевна
РЕЦЕНЗИИ, ХРОНИКА
Егорова Марина Алексеевна
Ссылка на рецензию:
Егорова М. А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 179-184 — Рец. на кн.: Священномученик Фаддей (Успенский; 1872—1937), архиепископ Тверской. Записки по дидактике
Данные об авторе
Егорова Марина Алексеевна
Егорова Марина Алексеевна
Ссылка на статью:
К вопросу преподавания в школе основ православной культуры. Теологическое образование // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 185-192