ИССЛЕДОВАНИЯ
Конференция "Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования"
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Ссылка на статью:
Воробьев В. Н. Вступительное слово // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 7-19
Аннотация
В этом выпуске «Вестника ПСТГУ» серии «Педагогика. Психология» публикуются материалы конференции «Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования», проходившей в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в рамках XIV Международных Образовательных Рождественских чтений. В докладах участников конференции обсуждалась судьба высшей школы и те проблемы, которые возникают в ходе ее реформирования. В своем вступительном слове, открывшем конференцию, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев обозначил наиболее важные аспекты реформы религиозного образования в высшей школе: этика, право, законотворчество, конфессиональность и др., требующие внимательного и глубокого осмысления.
Данные об авторе
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
В этом выпуске «Вестника ПСТГУ» серии «Педагогика. Психология» публикуются материалы конференции «Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования», проходившей в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в рамках XIV Международных Образовательных Рождественских чтений. В докладах участников конференции обсуждалась судьба высшей школы и те проблемы, которые возникают в ходе ее реформирования. В своем вступительном слове, открывшем конференцию, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев обозначил наиболее важные аспекты реформы религиозного образования в высшей школе: этика, право, законотворчество, конфессиональность и др., требующие внимательного и глубокого осмысления.
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Польсков Константин Олегович, священник
Ссылка на статью:
Польсков К. О. Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 20-27
Аннотация
В контексте темы конференции «Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования» автор кратко сформулировал результаты исследования круга проблем теологического образования в нашей стране и обозначил место теологии в образовательном научном пространстве России и мира. Помимо общей характеристики теологии как предмета научного изучения, в статье дается сравнительный анализ соотношения теологии и религиоведения, показывается, что выявление внутренних закономерностей существования и функционирования религиозного феномена предметом религиоведения быть не может: «Теологическое и религиоведческое знание в мировой практике соотносятся по образу теоретической математики и философии математики; искусства и искусствоведения. Религиоведение использует порожденные теологией архетипы и категории осмысления религиозного опыта, применяя к ним понятийный аппарат философии, в особенности феноменологии, психологии и социологии».
Данные об авторе
Польсков Константин Олегович, священник
В контексте темы конференции «Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования» автор кратко сформулировал результаты исследования круга проблем теологического образования в нашей стране и обозначил место теологии в образовательном научном пространстве России и мира. Помимо общей характеристики теологии как предмета научного изучения, в статье дается сравнительный анализ соотношения теологии и религиоведения, показывается, что выявление внутренних закономерностей существования и функционирования религиозного феномена предметом религиоведения быть не может: «Теологическое и религиоведческое знание в мировой практике соотносятся по образу теоретической математики и философии математики; искусства и искусствоведения. Религиоведение использует порожденные теологией архетипы и категории осмысления религиозного опыта, применяя к ним понятийный аппарат философии, в особенности феноменологии, психологии и социологии».
Польсков Константин Олегович, священник
Меньшиков Владимир Михайлович
Ссылка на статью:
Меньшиков В. М. Значение теологии для современного образования // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 28-33
Аннотация
Автор тезисно охарактеризовал то образовательное пространство, в котором находится сегодня современное общество, и выявил причинную связь между современным образованием и мировоззренческими принципами эпохи Просвещения. Классическая культура, по мнению автора, практически вытеснена из средней школы, в то время как научный компонент стал занимать все большее пространство в школьном образовании, становясь абсолютно доминирующим. Обозначая наиболее важные проблемы религиозного образования, которые придется, возможно, решать в ближайшее время в свете реформы высшей школы, он подчеркивает, что духовное начало – это онтологическая реальность, что оно есть в человеке, как есть в человеке мышление, чувство и воля, и его необходимо целенаправленно развивать. Это, в свою очередь, требует духовного воспитания, потому что вне такого воспитания ничто в человеке, ни одна сторона, ни одна сфера, не развивается. Без духовного воспитания полноценного, нравственно развитого человека быть не может. Поскольку современное образование не развивает духовное начало в человеке, то оно не развивает и собственно человеческое в человеке. Следовательно, духовное воспитание должно присутствовать на всех возрастных этапах и во всех образовательных учреждениях.
Данные об авторе
Меньшиков Владимир Михайлович
Автор тезисно охарактеризовал то образовательное пространство, в котором находится сегодня современное общество, и выявил причинную связь между современным образованием и мировоззренческими принципами эпохи Просвещения. Классическая культура, по мнению автора, практически вытеснена из средней школы, в то время как научный компонент стал занимать все большее пространство в школьном образовании, становясь абсолютно доминирующим. Обозначая наиболее важные проблемы религиозного образования, которые придется, возможно, решать в ближайшее время в свете реформы высшей школы, он подчеркивает, что духовное начало – это онтологическая реальность, что оно есть в человеке, как есть в человеке мышление, чувство и воля, и его необходимо целенаправленно развивать. Это, в свою очередь, требует духовного воспитания, потому что вне такого воспитания ничто в человеке, ни одна сторона, ни одна сфера, не развивается. Без духовного воспитания полноценного, нравственно развитого человека быть не может. Поскольку современное образование не развивает духовное начало в человеке, то оно не развивает и собственно человеческое в человеке. Следовательно, духовное воспитание должно присутствовать на всех возрастных этапах и во всех образовательных учреждениях.
Меньшиков Владимир Михайлович
Тюменева Мария Владимировна
Ссылка на статью:
Тюменева М. В. Теология как образовательное и научное направление в свете грядущей реформы высшей школы // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 34-45
Аннотация
Автором представлены некоторые итоги работы Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, с одной стороны, и Сектора научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ – с другой. Внимание экспертов было сосредоточено на оптимальной структуре образовательных программ по теологии, их соотношении со смежными отраслями гуманитарной подготовки в высшей школе. Также был проанализирован образовательный запрос со стороны российского гражданского общества и государственных структур на подготовку теологов.
Данные об авторе
Тюменева Мария Владимировна
Автором представлены некоторые итоги работы Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, с одной стороны, и Сектора научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ – с другой. Внимание экспертов было сосредоточено на оптимальной структуре образовательных программ по теологии, их соотношении со смежными отраслями гуманитарной подготовки в высшей школе. Также был проанализирован образовательный запрос со стороны российского гражданского общества и государственных структур на подготовку теологов.
Тюменева Мария Владимировна
ПЕДАГОГИКА
Пашков Александр Григорьевич
Ссылка на статью:
Пашков А. Г. Этонокультурные основания моделирования воспитательной системы русской школы // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 49-55
Аннотация
Автор исследует различные модели воспитательных систем русской национальной школы в образовательном пространстве России, их обусловленность этнокультурным компонентом как в базовых образовательных программах, так и в сфере дополнительного образования учащихся. При этом обращается особое внимание на важность оптимизации содержания этнокультурного компонента в процессе воспитания и социализации детей, иначе может развиться синдром этнической, или этнокультурной, маргинальности: «Этническая маргинальность – это наличие в психике человека разнородных элементов, отношений, характерных для различных, зачастую весьма далеких друг от друга этносов и их объединений».
Данные об авторе
Пашков Александр Григорьевич
Автор исследует различные модели воспитательных систем русской национальной школы в образовательном пространстве России, их обусловленность этнокультурным компонентом как в базовых образовательных программах, так и в сфере дополнительного образования учащихся. При этом обращается особое внимание на важность оптимизации содержания этнокультурного компонента в процессе воспитания и социализации детей, иначе может развиться синдром этнической, или этнокультурной, маргинальности: «Этническая маргинальность – это наличие в психике человека разнородных элементов, отношений, характерных для различных, зачастую весьма далеких друг от друга этносов и их объединений».
Пашков Александр Григорьевич
Склярова Татьяна Владимировна
Ссылка на статью:
Склярова Т. В. Высшее педагогическое образование: проблемы формироваания профессионального мировоззрения // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 56-67
Аннотация
На сегодняшний день проблемы отражения религиозного мировосприятия в педагогических теориях часто обусловлены их неадекватностью основным теологическим положениям. Вольная трактовка авторами учебных пособий и программ, например, «своего представления о православии» часто не имеет ничего общего ни с православным учением, ни с педагогической теорией. Обращение к теологии как к отрасли научного знания позволит выработать в системе высшего педагогического образования два основных критерия качественной подготовки учителей российских школ – христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. В подтверждение этой мысли автор приводит слова замечательного русского педагога К.Д. Ушинского: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое скорее всего ведет к сомнению в религии, а потом к безверию». Автор проводит мысль, что убеждения человека формируются знаниями, они приобретают для человека субъективный, личностный смысл, то есть переходят во внутреннюю позицию личности. И чем выше, качественнее эти знания, тем более качественной будет и мировоззренческая позиция человека.
Данные об авторе
Склярова Татьяна Владимировна
На сегодняшний день проблемы отражения религиозного мировосприятия в педагогических теориях часто обусловлены их неадекватностью основным теологическим положениям. Вольная трактовка авторами учебных пособий и программ, например, «своего представления о православии» часто не имеет ничего общего ни с православным учением, ни с педагогической теорией. Обращение к теологии как к отрасли научного знания позволит выработать в системе высшего педагогического образования два основных критерия качественной подготовки учителей российских школ – христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. В подтверждение этой мысли автор приводит слова замечательного русского педагога К.Д. Ушинского: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое скорее всего ведет к сомнению в религии, а потом к безверию». Автор проводит мысль, что убеждения человека формируются знаниями, они приобретают для человека субъективный, личностный смысл, то есть переходят во внутреннюю позицию личности. И чем выше, качественнее эти знания, тем более качественной будет и мировоззренческая позиция человека.
Склярова Татьяна Владимировна
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ссылка на статью:
Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 68-87
Аннотация
Без постановки определенной цели невозможно понимание смысла и сущности воспитания, равно как невозможна и полноценная воспитательная деятельность. Автор рассматривает смысл, сущность и цель воспитания человека не только с точки зрения православно ориентированной педагогики, но дает сравнительный анализ ее со светской, гуманистической педагогикой. Это позволяет прийти к выводу о том, что принципиальная разница православной и секуляризованной педагогики не в противоположности целей, а в целевой недостаточности последней, в отсутствии у нее цели «высшего уровня».
Данные об авторе
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Без постановки определенной цели невозможно понимание смысла и сущности воспитания, равно как невозможна и полноценная воспитательная деятельность. Автор рассматривает смысл, сущность и цель воспитания человека не только с точки зрения православно ориентированной педагогики, но дает сравнительный анализ ее со светской, гуманистической педагогикой. Это позволяет прийти к выводу о том, что принципиальная разница православной и секуляризованной педагогики не в противоположности целей, а в целевой недостаточности последней, в отсутствии у нее цели «высшего уровня».
Дивногорцева Светлана Юрьевна
ПСИХОЛОГИЯ
Широкова Марина Алексеевна
Ссылка на статью:
Широкова М. А. Педагогическое наследие Ф. М. Достоевского (Психологические характеристики детских персонажей в произведениях писателя) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 91-106
Аннотация
Автор рассматривает психологические характеристики детских персонажей в романах Ф. М. Достоевского. Основываясь на непосредственных жизненных наблюдениях, в том числе и на уголовной хронике, писатель видел в ребенке проявление идеальной сущности человека, приближающей его к Богу.
Данные об авторе
Широкова Марина Алексеевна
Автор рассматривает психологические характеристики детских персонажей в романах Ф. М. Достоевского. Основываясь на непосредственных жизненных наблюдениях, в том числе и на уголовной хронике, писатель видел в ребенке проявление идеальной сущности человека, приближающей его к Богу.
Широкова Марина Алексеевна
Калинина Ксения Юрьевна
Ссылка на статью:
Калинина К. Ю. Значение традиции для диагностики образовательной среды школы // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 107-122
Аннотация
В настоящее время основное внимание исследователей образования уделено изучению школы как специфической образовательной единице. Проектирование, создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало и сформировать способность быть субъектом развития своих способностей и в итоге стать субъектом процесса своей социализации, являются сегодня особенно актуальными. В разработке проблемы образовательной среды школы, представленной в статье, ключевыми понятиями являются: школа, традиция, образовательная среда, диагностика, экспертиза, педагогический коллектив, ценностно-мотивационное единство.
Данные об авторе
В настоящее время основное внимание исследователей образования уделено изучению школы как специфической образовательной единице. Проектирование, создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало и сформировать способность быть субъектом развития своих способностей и в итоге стать субъектом процесса своей социализации, являются сегодня особенно актуальными. В разработке проблемы образовательной среды школы, представленной в статье, ключевыми понятиями являются: школа, традиция, образовательная среда, диагностика, экспертиза, педагогический коллектив, ценностно-мотивационное единство.
Калинина Ксения Юрьевна
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗРАБОТКИ
Соловьева Юлия Ивановна
Ссылка на статью:
Соловьева Ю. И. Пути оптимизации процесса становления читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 125-135
Аннотация
Автор рассматривает актуальную для современной школы проблему воздействия средств массовой коммуникации на формирующуюся личность ребенка, становление его общекультурного уровня и читательских интересов. Как один из возможных путей оптимизации процесса развития читательской деятельности младшего школьника в современных условиях представлена программа комплексного формирования читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника «Я – читатель и зритель».
Данные об авторе
Автор рассматривает актуальную для современной школы проблему воздействия средств массовой коммуникации на формирующуюся личность ребенка, становление его общекультурного уровня и читательских интересов. Как один из возможных путей оптимизации процесса развития читательской деятельности младшего школьника в современных условиях представлена программа комплексного формирования читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника «Я – читатель и зритель».
Соловьева Юлия Ивановна
Горбич Ольга Ивановна
Ссылка на статью:
Горбич О. И. Современные вузовские педагогические технологии на уроке руссого языка в средней школе // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 136-146
Аннотация
Автор рассматривает систему школьного обучения, традиционно считающуюся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др., которые проводятся преимущественно в старших классах. Это особые формы учебной работы в школе, которые отличаются от традиционных и дают возможность преподавателю в полной мере реализовывать проблемный подход к изложению материала, способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативно-речевых качеств личности.
Данные об авторе
Автор рассматривает систему школьного обучения, традиционно считающуюся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др., которые проводятся преимущественно в старших классах. Это особые формы учебной работы в школе, которые отличаются от традиционных и дают возможность преподавателю в полной мере реализовывать проблемный подход к изложению материала, способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативно-речевых качеств личности.
Горбич Ольга Ивановна
Ильина Татьяна Андреевна
Ссылка на статью:
Ильина Т. А. Христианский характер творчества В. А. Жуковского и возможности использования его произведений при изучении православной культуры в начальной общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 147-154
Аннотация
На примере творчества В.А. Жуковского автор обозначает возможности преподавания православной культуры в школе при изучении русской литературной классики. В.А. Жуковский – один из крупнейших христианских деятелей отечественной литературы, его поэмы, стихи наполнены православными реалиями. Предметный комментарий учителя в процессе чтения поможет младшим школьникам постепенно, в ходе учебы овладевать азами православной культуры – культуры своей страны. Такая работа с учебником на обычных уроках классного чтения – метод, вполне доступный любому учителю.
Данные об авторе
На примере творчества В.А. Жуковского автор обозначает возможности преподавания православной культуры в школе при изучении русской литературной классики. В.А. Жуковский – один из крупнейших христианских деятелей отечественной литературы, его поэмы, стихи наполнены православными реалиями. Предметный комментарий учителя в процессе чтения поможет младшим школьникам постепенно, в ходе учебы овладевать азами православной культуры – культуры своей страны. Такая работа с учебником на обычных уроках классного чтения – метод, вполне доступный любому учителю.
Ильина Татьяна Андреевна
Меланина Татьяна Владимировна
Ссылка на статью:
Меланина Т. В. Реализация проэкта дистанционного обучения на основе сетевой технологии в Православной Свято-Тихоновском гуманитарном университете // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 155-161
Аннотация
Актуальность дистанционного обучения, при всех его недостатках, не подлежит сомнению, более того, оно имеет и преимущества. Современные сетевые технологии при грамотном использовании вполне пригодны и для решения задач дистанционного богословского образования, что особенно востребованно в наше время, так как традиционные формы обучения для многих людей бывают неприемлемы. Технология реализации дистанционного обучения в ПСТГУ, описанная автором, организована таким образом, что представляет собой практически полный аналог традиционной очно-заочной формы обучения. В этом состоит коренное отличие от распространенных на сегодняшний день дистанционных обучающих систем, которые, к сожалению, послужили к дискредитации самой идеи дистанционного обучения.
Данные об авторе
Меланина Татьяна Владимировна
Актуальность дистанционного обучения, при всех его недостатках, не подлежит сомнению, более того, оно имеет и преимущества. Современные сетевые технологии при грамотном использовании вполне пригодны и для решения задач дистанционного богословского образования, что особенно востребованно в наше время, так как традиционные формы обучения для многих людей бывают неприемлемы. Технология реализации дистанционного обучения в ПСТГУ, описанная автором, организована таким образом, что представляет собой практически полный аналог традиционной очно-заочной формы обучения. В этом состоит коренное отличие от распространенных на сегодняшний день дистанционных обучающих систем, которые, к сожалению, послужили к дискредитации самой идеи дистанционного обучения.
Меланина Татьяна Владимировна
ПУБЛИКАЦИИ
Лухта Алена
Ссылка на статью:
Лухта А. "Татевский дневник" С. А. Рачинского (октябрь-ноябрь 1882 года) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 165-207
Аннотация
Вниманию читателей предлагается публикация фрагмента «Татевского дневника» С.А. Рачинского (с 25 октября по 11 ноября 1882 года), сделанная на основе исследований документальных материалов семейного архива Рачинских в Российском государственном архиве литературы и искусства. Публикация предваряется описанием «Татевского архива» семьи Рачинских, в семейном фонде которых сложилось два архива: один – «Татевский», принадлежавший старшей линии семьи Рачинских, и второй – «Бобровский». Знакомство с еще одной страницей жизни замечательного русского педагога С.А. Рачинского открывает не только новые черты его личности, но и передает частицу атмосферы того времени.
Данные об авторе
Вниманию читателей предлагается публикация фрагмента «Татевского дневника» С.А. Рачинского (с 25 октября по 11 ноября 1882 года), сделанная на основе исследований документальных материалов семейного архива Рачинских в Российском государственном архиве литературы и искусства. Публикация предваряется описанием «Татевского архива» семьи Рачинских, в семейном фонде которых сложилось два архива: один – «Татевский», принадлежавший старшей линии семьи Рачинских, и второй – «Бобровский». Знакомство с еще одной страницей жизни замечательного русского педагога С.А. Рачинского открывает не только новые черты его личности, но и передает частицу атмосферы того времени.
Лухта Алена
РЕЦЕНЗИИ, ХРОНИКА
Ссылка на рецензию:
К вопросу возрождения классического образования // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 211-214 — Рец. на кн.: С. Н. Максимова. Преподавание древних языков в русской классической гимназии XIX - начала XX века. Москва: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. - 304 стр.
Ссылка на статью:
Хроника научной жизни // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 215-221
Ссылка на статью:
Книги по педагогике издательства ПСТГУ // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 222-225
Ссылка на статью:
Порядок подписки на журнал "Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета" // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 226-227