ПЕДАГОГИКА
Розина Ольга Владимировна
Ссылка на статью:
Розина О. В. Возможности и особенности подготовки преподавателей «православной культуры» к духовно-нравственному воспитанию школьников в условиях повышения квалификации // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 7-18
Аннотация
В условиях модернизации современного образования, проходящей на фоне социального духовно-нравственного кризиса, проблема формирования профессиональной компетентности преподавателя «православной культуры» приобретает особую актуальность. Наблюдается несоответствие требований к ее уровню, законодательно определенному в нормативно-правовых документах последнего времени, и системы подготовки педагогов. В частности, это проявляется в отсутствии законодательно определенной педагогической категории «преподаватель православной культуры и духовно-нравственного воспитания», из-за чего учитель попадает в двусмысленное положение при прохождении аттестации и что повышает требования к его самоподготовке. Столь же противоречив и содержательный аспект, так как имеющиеся в документах понятия «базовые ценности» и «национальный образовательный идеал» не носят абсолютного характера и определяются аксиологическим выбором самого учителя. Совокупность данных противоречий определяет возможности и особенности подготовки учителей в условиях повышения квалификации.
Ключевые слова
преподаватели «православной культуры», модернизация образования, нормативно-правовые документы; аттестация педагогов; базовые ценности, национальный воспитательный идеал
Данные об авторе
Розина Ольга Владимировна
В условиях модернизации современного образования, проходящей на фоне социального духовно-нравственного кризиса, проблема формирования профессиональной компетентности преподавателя «православной культуры» приобретает особую актуальность. Наблюдается несоответствие требований к ее уровню, законодательно определенному в нормативно-правовых документах последнего времени, и системы подготовки педагогов. В частности, это проявляется в отсутствии законодательно определенной педагогической категории «преподаватель православной культуры и духовно-нравственного воспитания», из-за чего учитель попадает в двусмысленное положение при прохождении аттестации и что повышает требования к его самоподготовке. Столь же противоречив и содержательный аспект, так как имеющиеся в документах понятия «базовые ценности» и «национальный образовательный идеал» не носят абсолютного характера и определяются аксиологическим выбором самого учителя. Совокупность данных противоречий определяет возможности и особенности подготовки учителей в условиях повышения квалификации.
преподаватели «православной культуры», модернизация образования, нормативно-правовые документы; аттестация педагогов; базовые ценности, национальный воспитательный идеал
Розина Ольга Владимировна
Киреева Любовь Вячеславовна
Ссылка на статью:
Киреева Л. В. Феномен современного добровольчества // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 19-25
Аннотация
В статье рассматриваются направления добровольческой деятельности (волонтерства) в России и за рубежом, характеризуется современное состояние добровольчества в России. Проанализированы и обобщены материалы о формах, принципах и мотивах добровольчества. На основе изученной литературы выявлены признаки добровольческой деятельности как социально-педагогического феномена, благотворно влияющего на развитие гражданского общества.
Ключевые слова
добровольческая деятельность, добровольчество, волонтерство, гражданская позиция, социализация
Данные об авторе
Киреева Любовь Вячеславовна
В статье рассматриваются направления добровольческой деятельности (волонтерства) в России и за рубежом, характеризуется современное состояние добровольчества в России. Проанализированы и обобщены материалы о формах, принципах и мотивах добровольчества. На основе изученной литературы выявлены признаки добровольческой деятельности как социально-педагогического феномена, благотворно влияющего на развитие гражданского общества.
добровольческая деятельность, добровольчество, волонтерство, гражданская позиция, социализация
Киреева Любовь Вячеславовна
Алисов Евгений Анатольевич
Ссылка на статью:
Алисов Е. А. Аксиологические ориентиры православия в обеспечении безопасности образовательной среды // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 26-31
Аннотация
В статье рассматривается христианско-педагогический аспект обеспечения безопасности в реалиях современной образовательной среды. Выявляются причины изменения характера взаимодействия личности и окружающего мира природы, повлиявшие на снижение защищенности от негативного воздействия экологических факторов в образовательном процессе. Дается характеристика экологической и психологической безопасности образовательной среды. Предпринимается попытка проекции потенциала Русской Православной Церкви на педагогическую плоскость в контексте ценностно-смысловых доминант обеспечения безопасности развивающейся личности.
Ключевые слова
образовательная среда, экологическая безопасность, психологическая безопасность.
Данные об авторе
Алисов Евгений Анатольевич
В статье рассматривается христианско-педагогический аспект обеспечения безопасности в реалиях современной образовательной среды. Выявляются причины изменения характера взаимодействия личности и окружающего мира природы, повлиявшие на снижение защищенности от негативного воздействия экологических факторов в образовательном процессе. Дается характеристика экологической и психологической безопасности образовательной среды. Предпринимается попытка проекции потенциала Русской Православной Церкви на педагогическую плоскость в контексте ценностно-смысловых доминант обеспечения безопасности развивающейся личности.
образовательная среда, экологическая безопасность, психологическая безопасность.
Алисов Евгений Анатольевич
Шакурова Марина Викторовна
Ссылка на статью:
Шакурова М. В. Традиции и инновации в использовании примера в процессе воспитания школьников // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 32-38
Аннотация
В статье на основе анализа тематических разделов отдельных учебных изданий середины ХХ — начала XXI в. рассматривается изменение подходов к оценке роли, содержания, методики работы с примером в учебно-воспитательном процессе школы, выделяются актуальные направления осмысления примера в современной системе образования.
Ключевые слова
пример как метод воспитания, идеализация примера, героический пример, пример из круга повседневного общения, педагог как пример
Данные об авторе
Шакурова Марина Викторовна
В статье на основе анализа тематических разделов отдельных учебных изданий середины ХХ — начала XXI в. рассматривается изменение подходов к оценке роли, содержания, методики работы с примером в учебно-воспитательном процессе школы, выделяются актуальные направления осмысления примера в современной системе образования.
пример как метод воспитания, идеализация примера, героический пример, пример из круга повседневного общения, педагог как пример
Шакурова Марина Викторовна
Якушкина Марина Сергеевна
Ссылка на статью:
Якушкина М. С. Значение традиций использования куклы для развития личности ребенка и взрослого // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 39-46
Аннотация
В статье анализируются воспитательный потенциал партнерства музея и образовательного учреждения, условия воспитания самостоятельности детей на территории музея с помощью музейных предметов, расположенных в экспозиции, а также формирование детско-взрослых сообществ детей, родителей, педагогов как групповых субъектов воспитательного пространства музея, образовательного учреждения или иной территории.
Ключевые слова
воспитание, самостоятельность, самостоятельная работа с куклой, социализация ребенка, возрастной подход, детско-взрослые сообщества, музейная среда, интеграция воспитательного потенциала музейных предметов, воспитательное пространство, развитие личности
Данные об авторе
Якушкина Марина Сергеевна
В статье анализируются воспитательный потенциал партнерства музея и образовательного учреждения, условия воспитания самостоятельности детей на территории музея с помощью музейных предметов, расположенных в экспозиции, а также формирование детско-взрослых сообществ детей, родителей, педагогов как групповых субъектов воспитательного пространства музея, образовательного учреждения или иной территории.
воспитание, самостоятельность, самостоятельная работа с куклой, социализация ребенка, возрастной подход, детско-взрослые сообщества, музейная среда, интеграция воспитательного потенциала музейных предметов, воспитательное пространство, развитие личности
Якушкина Марина Сергеевна
Иванова Светлана Павловна
Ссылка на статью:
Иванова С. П. Формирование правового поведения учащихся в учебных заведениях россии во второй половине XIX – начале XX в. // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 47-53
Аннотация
В статье автор актуализирует роль «внутреннего распорядка» школы в формировании правового поведения учащихся во второй половине XIX – начале XX в.; раскрывает его составляющие.
Данные об авторе
Иванова Светлана Павловна
В статье автор актуализирует роль «внутреннего распорядка» школы в формировании правового поведения учащихся во второй половине XIX – начале XX в.; раскрывает его составляющие.
Иванова Светлана Павловна
Никитченков Алексей Юрьевич
Ссылка на статью:
Никитченков А. Ю. Произведения устного народного творчества как учебный материал в российских учебных заведениях XIX – начала XX в. // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 56-67
Аннотация
Статья посвящена феномену устного народного творчества, которое на фоне развития в XIX — начале XX в. системы отечественного образования, становления и развития науки о фольклоре начинает широко использоваться как материал для обучения грамоте, родному языку и словесности. На основе анализа учебных программ, учебников и учебно-методических пособий для начальных и средних учебных заведений дореволюционной России автор показывает, какую роль в содержании и организации обучения родному языку играли произведения устно-поэтического творчества.
Ключевые слова
история российского образования, обучение родному языку, учебники и учебные программы, учебный материал, устное народное творчество
Данные об авторе
Никитченков Алексей Юрьевич
Статья посвящена феномену устного народного творчества, которое на фоне развития в XIX — начале XX в. системы отечественного образования, становления и развития науки о фольклоре начинает широко использоваться как материал для обучения грамоте, родному языку и словесности. На основе анализа учебных программ, учебников и учебно-методических пособий для начальных и средних учебных заведений дореволюционной России автор показывает, какую роль в содержании и организации обучения родному языку играли произведения устно-поэтического творчества.
история российского образования, обучение родному языку, учебники и учебные программы, учебный материал, устное народное творчество
Никитченков Алексей Юрьевич
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ссылка на статью:
Дивногорцева С. Ю. Наследие русского зарубежья: религиозная педагогика протоиерея В. В. Зеньковского и «Педагогика культуры» С. И. Гессена // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 68-75
Аннотация
В историко-педагогическом наследии русской эмиграции особое место занимают два имени — прот. Василия Зеньковского и Сергея Иосифовича Гессена. Несмотря на общность интересующих их проблем и подходов к их решению, основные позиции двух крупнейших педагогов Российского Зарубежья концептуально различны. Зеньковский рассматривает историю педагогики ХХ в. сквозь призму православного религиозного миросозерцания, основанного на христианской антропологии и философии. Гессен как представитель «педагогики культуры» опирается на аксиологический подход.
Ключевые слова
наследие русского зарубежья, религиозная (православная) педагогика, педагогика культуры, воспитание, образование, антропология, христианская философия, трансцендентализм, богословие
Данные об авторе
Дивногорцева Светлана Юрьевна
В историко-педагогическом наследии русской эмиграции особое место занимают два имени — прот. Василия Зеньковского и Сергея Иосифовича Гессена. Несмотря на общность интересующих их проблем и подходов к их решению, основные позиции двух крупнейших педагогов Российского Зарубежья концептуально различны. Зеньковский рассматривает историю педагогики ХХ в. сквозь призму православного религиозного миросозерцания, основанного на христианской антропологии и философии. Гессен как представитель «педагогики культуры» опирается на аксиологический подход.
наследие русского зарубежья, религиозная (православная) педагогика, педагогика культуры, воспитание, образование, антропология, христианская философия, трансцендентализм, богословие
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Феликсов Сергей Владимирович
Ссылка на статью:
Феликсов С. В. «Церковный словарь» протоиерея П. А. Алексеева как лексикографический учебник духовно-нравственной культуры эпохи русского Просвещения // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 76-85
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению в педагогическом аспекте одного из ценнейших памятников отечественной культуры XVIII в. — «Церковного словаря» протоиерея П. А. Алексеева, являющегося первым в истории русской лексикографии сочинением, наиболее полно описывающим лексику церковной сферы употребления.
Ключевые слова
история русской педагогики, XVIII век, протоиерей П. А. Алексеев, церковный словарь
Данные об авторе
Феликсов Сергей Владимирович
Статья посвящена рассмотрению в педагогическом аспекте одного из ценнейших памятников отечественной культуры XVIII в. — «Церковного словаря» протоиерея П. А. Алексеева, являющегося первым в истории русской лексикографии сочинением, наиболее полно описывающим лексику церковной сферы употребления.
история русской педагогики, XVIII век, протоиерей П. А. Алексеев, церковный словарь
Феликсов Сергей Владимирович
ПСИХОЛОГИЯ
Попова Светлана Игоревна
Ссылка на статью:
Попова С. И. Изучение динамики эмоционального состояния младших школьников в процессе педагогического регулирования // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 89-102
Аннотация
В статье исследуется проблема динамики эмоционального состояния младших школьников в процессе педагогического регулирования. На основе анализа эмпирических данных представлена программа занятий с детьми младшего школьного возраста.
Ключевые слова
педагогическое регулирование, эмоциональное состояние, динамика состояний, психологический климат
Данные об авторе
В статье исследуется проблема динамики эмоционального состояния младших школьников в процессе педагогического регулирования. На основе анализа эмпирических данных представлена программа занятий с детьми младшего школьного возраста.
педагогическое регулирование, эмоциональное состояние, динамика состояний, психологический климат
Попова Светлана Игоревна
Елисеева Ольга Олеговна
Ссылка на статью:
Елисеева О. О. Образ психолога в современной России // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 103-113
Аннотация
Проблема формирования и управления образом психолога как фактором доверия в процессе психологического консультирования в отечественной и мировой науке теоретически и экспериментально не разработана; актуальность проблемы обусловлена фундаментальной значимостью данного фактора. В статье предложена модель образа психолога как фактора доверия в процессе психологического консультирования и вузовском образовании специалистов сферы «человек — человек».
Ключевые слова
доверие, образ психолога, профессиональный имидж, качества образа психолога, профессиональная компетентность
Данные об авторе
Проблема формирования и управления образом психолога как фактором доверия в процессе психологического консультирования в отечественной и мировой науке теоретически и экспериментально не разработана; актуальность проблемы обусловлена фундаментальной значимостью данного фактора. В статье предложена модель образа психолога как фактора доверия в процессе психологического консультирования и вузовском образовании специалистов сферы «человек — человек».
доверие, образ психолога, профессиональный имидж, качества образа психолога, профессиональная компетентность
Елисеева Ольга Олеговна
Стакина Юлия Михайловна; Шангина Ольга Владимировна
Ссылка на статью:
Шангина О. В. Сравнительный анализ психологического конструкта «жизнестойкость» у студентов православного и светских вузов // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 114-127
Аннотация
В данной статье рассматривается личностная переменная успешного совладания со стрессом — «hardiness» («жизнестойкость», авторы термина Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, автор русскоязычной версии термина — Д. А. Леонтьев). В работе представлены результаты сравнительного исследования жизнестойкости у студентов православного и светских вузов.
Ключевые слова
жизнестойкость, религиозность, религиозная принадлежность, личностные установки, убеждения
Данные об авторе
Стакина Юлия Михайловна
Шангина Ольга Владимировна
В данной статье рассматривается личностная переменная успешного совладания со стрессом — «hardiness» («жизнестойкость», авторы термина Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, автор русскоязычной версии термина — Д. А. Леонтьев). В работе представлены результаты сравнительного исследования жизнестойкости у студентов православного и светских вузов.
жизнестойкость, религиозность, религиозная принадлежность, личностные установки, убеждения
Стакина Юлия Михайловна
Шангина Ольга Владимировна
Яссман Виктор Павлович; Локтев Константин Иванови
Ссылка на статью:
Локтев К. И. Утонченность как интегральная характеристика духовности в контексте общепсихологического и религиозного дискурса // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 128-139
Аннотация
В статье раскрываются вопросы, связанные с особенностями происхождения термина «духовность». Подробно изложена концепция прп. Исаака Сирина (VI–VII вв.), у которого понимание духовности выстраивается на идее «утонченности». С опорой на труды православных подвижников периода раннего христианства рассматриваются различные грани понимания идеи утонченности. Предлагается эмпирическое обоснование развиваемых положений. Выдвигается предположение, что утонченность может выступить интегральной характеристикой феномена «духовности» в современной общепсихологической парадигме, приемлемой как для психологии, так и для религии.
Ключевые слова
духовность, тонкость, утонченность, внутренний мир
Данные об авторе
Яссман Виктор Павлович
Локтев Константин Иванови
В статье раскрываются вопросы, связанные с особенностями происхождения термина «духовность». Подробно изложена концепция прп. Исаака Сирина (VI–VII вв.), у которого понимание духовности выстраивается на идее «утонченности». С опорой на труды православных подвижников периода раннего христианства рассматриваются различные грани понимания идеи утонченности. Предлагается эмпирическое обоснование развиваемых положений. Выдвигается предположение, что утонченность может выступить интегральной характеристикой феномена «духовности» в современной общепсихологической парадигме, приемлемой как для психологии, так и для религии.
духовность, тонкость, утонченность, внутренний мир
Яссман Виктор Павлович
Локтев Константин Иванови