Склярова Татьяна Владимировна
Ссылка на статью:
Склярова Т. В. Двадцатый номер журнала: что сделано и что предстоит сделать // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 5-8
Аннотация
Отчет и размышления научного редактора серии
Данные об авторе
Склярова Татьяна Владимировна
Отчет и размышления научного редактора серии
Склярова Татьяна Владимировна
ПЕДАГОГИКА
Розина Ольга Владимировна
Ссылка на статью:
Розина О. В. Профессионально-ценностный выбор преподавателей "православной культуры" как фактор их самосознания // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 11-18
Аннотация
Для современного общества крайне важен аксиологический выбор учителя, так как от этого во многом зависит, какие ценности будут у социума в будущем. Адекватное раскрытие ценностей и базовых понятий Православия в рамках предмета «Основы православной культуры» имеет объективные сложности — противоречивое толкование понятия «культурологический подход» и невозможность формирования у учащихся ценностных основ мировоззрения преподавателями, имеющими эклектические (смешанные) взгляды на мир. Поэтому процесс самосознания преподавателя «православной культуры» есть
путь самоопределения по отношению к этим ценностям, поиск смысла собственной деятельности, стремление к самоизменению и самосовершенствованию на основе свободного и сознательного профессионально-ценностного выбора.
Ключевые слова
преподаватели «православной культуры», профессионально-ценностный выбор, православная цивилизация, культурологический подход, личностно ориентированный подход, самосознание, самосовершенствование
Данные об авторе
Розина Ольга Владимировна
Для современного общества крайне важен аксиологический выбор учителя, так как от этого во многом зависит, какие ценности будут у социума в будущем. Адекватное раскрытие ценностей и базовых понятий Православия в рамках предмета «Основы православной культуры» имеет объективные сложности — противоречивое толкование понятия «культурологический подход» и невозможность формирования у учащихся ценностных основ мировоззрения преподавателями, имеющими эклектические (смешанные) взгляды на мир. Поэтому процесс самосознания преподавателя «православной культуры» есть
путь самоопределения по отношению к этим ценностям, поиск смысла собственной деятельности, стремление к самоизменению и самосовершенствованию на основе свободного и сознательного профессионально-ценностного выбора.
преподаватели «православной культуры», профессионально-ценностный выбор, православная цивилизация, культурологический подход, личностно ориентированный подход, самосознание, самосовершенствование
Розина Ольга Владимировна
Ситников Алексей Владимирович
Ссылка на статью:
Ситников А. В. Религия в демократическом обществе: как влияет воцерковленность на политическую культуру? // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 19-28
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о возможном влиянии изучения в школах религий на формирование политической культуры школьников. Приводятся данные социологического исследования, направленного на выявление отношений последователей Русской Православной Церкви к демократическим ценностям в политике, экономике, культуре. Обоснован вывод о незначительном влиянии религиозности на отношение к базовым экономическим и политическим ценностям демократии, таким как свободные выборы, разделение властей и др., при выраженном влиянии религиозности на отношение к либеральной демократии в сфере культуры: неограниченной свободе слова, равенству всех религиозных объединений вне зависимости от их традиционности в стране.
Ключевые слова
религиозная культура, гражданское воспитание, религиозный институт, политическая культура, религия, христианство, либеральная демократия, современное общество
Данные об авторе
Ситников Алексей Владимирович
В статье рассматривается вопрос о возможном влиянии изучения в школах религий на формирование политической культуры школьников. Приводятся данные социологического исследования, направленного на выявление отношений последователей Русской Православной Церкви к демократическим ценностям в политике, экономике, культуре. Обоснован вывод о незначительном влиянии религиозности на отношение к базовым экономическим и политическим ценностям демократии, таким как свободные выборы, разделение властей и др., при выраженном влиянии религиозности на отношение к либеральной демократии в сфере культуры: неограниченной свободе слова, равенству всех религиозных объединений вне зависимости от их традиционности в стране.
религиозная культура, гражданское воспитание, религиозный институт, политическая культура, религия, христианство, либеральная демократия, современное общество
Ситников Алексей Владимирович
Шувалов Александр Владимирович
Ссылка на статью:
Шувалов А. В. Принцип симфонии в системе образования // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 29-41
Аннотация
В статье предпринята попытка сравнительного анализа и соотнесения технократической, гуманистической и антропологической моделей образования. Рассматривается представление о педагогической деятельности как об антропо-практике — практике «вочеловечивания человека», и в связи с этим обосновывается необходимость приобщения детей к традиционной духовной культуре.
Ключевые слова
базовые образовательные модели, личностное развитие, «духовное Я» человека, субъективная реальность, со-бытийная общность, самотрансценденция, антропо-практика
Данные об авторе
Шувалов Александр Владимирович
В статье предпринята попытка сравнительного анализа и соотнесения технократической, гуманистической и антропологической моделей образования. Рассматривается представление о педагогической деятельности как об антропо-практике — практике «вочеловечивания человека», и в связи с этим обосновывается необходимость приобщения детей к традиционной духовной культуре.
базовые образовательные модели, личностное развитие, «духовное Я» человека, субъективная реальность, со-бытийная общность, самотрансценденция, антропо-практика
Шувалов Александр Владимирович
Макаревич Галина Викторовна
Ссылка на статью:
Макаревич Г. В. "Я - субъект" на страницах школьного учебника 2000-х гг.: роль текстового и визуального в конструировании образов детства // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 42-52
Аннотация
Автор исследует лексические и визуальные способы конструирования позиции «Я-субъекта» на страницах учебника по чтению «Родная речь». Она ставит вопросы о наличии в данном типе источника гендерной асимметрии и об имплицитной ориентации актуального педагогического дискурса на маскулинные формы репрезентации «Я-субъекта». Решая вышеназваннные задачи, Г. В. Макаревич демонстрирует динамику литературно-дидактического канона 1990–2006 гг. и вскрывает механизм взаимодействия текстуального и визуального в конструировании современных образов детства в учебной литературе.
Ключевые слова
учебная литература, начальная школа, учебник по чтению, текстовый ряд, визуальный ряд, «Я-субъект», образ ребенка, гендерная асимметрия, литературно-дидактический канон, педагогический дискурс
Данные об авторе
Макаревич Галина Викторовна
Автор исследует лексические и визуальные способы конструирования позиции «Я-субъекта» на страницах учебника по чтению «Родная речь». Она ставит вопросы о наличии в данном типе источника гендерной асимметрии и об имплицитной ориентации актуального педагогического дискурса на маскулинные формы репрезентации «Я-субъекта». Решая вышеназваннные задачи, Г. В. Макаревич демонстрирует динамику литературно-дидактического канона 1990–2006 гг. и вскрывает механизм взаимодействия текстуального и визуального в конструировании современных образов детства в учебной литературе.
учебная литература, начальная школа, учебник по чтению, текстовый ряд, визуальный ряд, «Я-субъект», образ ребенка, гендерная асимметрия, литературно-дидактический канон, педагогический дискурс
Макаревич Галина Викторовна
Налётова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Налётова Н. Ю. Православное просвещение в России в период трансформации (XVII в.) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 53-58
Аннотация
Статья посвящена анализу процесса секуляризации культуры и его влияния на формат православного образования в России. В статье рассматривается противоборство двух тенденций в русском просвещении: духовно-религиозного начала, присущего восточной патристике и русской святости, а также латино-протестантской схоластики, характерной для западноевропейской цивилизации.
Ключевые слова
православное просвещение, секуляризация просвещения, инициативы Православной Церкви в образовании
Данные об авторе
Статья посвящена анализу процесса секуляризации культуры и его влияния на формат православного образования в России. В статье рассматривается противоборство двух тенденций в русском просвещении: духовно-религиозного начала, присущего восточной патристике и русской святости, а также латино-протестантской схоластики, характерной для западноевропейской цивилизации.
православное просвещение, секуляризация просвещения, инициативы Православной Церкви в образовании
Налётова Наталья Юрьевна
Никитченков Алексей Юрьевич
Ссылка на статью:
Никитченков А. Ю. Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 59-70
Аннотация
Русский фольклор и методика его литературного чтения в начальной школе — один из важных аспектов профессиональной подготовки магистров педагогики по программе «Начальное образование». Выработка у магистрантов профессиональных компетенций, направленных на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области устно-поэтических текстов, позволит учителю находить наиболее целесообразные пути организации литературного чтения в начальной школе.
Ключевые слова
магистр педагогики, начальное образование, литературное
образование учителей начальных классов, литературное чтение в начальной
школе, русский фольклор
Данные об авторе
Никитченков Алексей Юрьевич
Русский фольклор и методика его литературного чтения в начальной школе — один из важных аспектов профессиональной подготовки магистров педагогики по программе «Начальное образование». Выработка у магистрантов профессиональных компетенций, направленных на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области устно-поэтических текстов, позволит учителю находить наиболее целесообразные пути организации литературного чтения в начальной школе.
магистр педагогики, начальное образование, литературное
образование учителей начальных классов, литературное чтение в начальной
школе, русский фольклор
Никитченков Алексей Юрьевич
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ссылка на статью:
Дивногорцева С. Ю. Православная педагогическая культура России // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 71-80
Аннотация
В связи с приоритетностью проблемы духовно-нравственного развития личности в образовательном пространстве современной России актуальной темой педагогических исследований становится обоснование соответствующих путей и способов воспитательной работы, обращение к историческому опыту, который, в том числе, предлагает православная культура. Пройдя тысячелетний период становления и развития в нашей стране, выявляя ошибки и заблуждения, обобщая лучшие опыт и традиции, вырабатывая и удерживая научные знания о педагогическом процессе и его закономерностях, православная педагогическая культура может способствовать лучшему пониманию современных педагогических проблем, нахождению эффективных способов их решения. Предлагаемая статья посвящена целостному отображению феномена православной педагогической культуры России в его историческом развитии и формах, рождающихся в
современных реалиях.
Ключевые слова
православная культура, педагогическая культура, воспитание
Данные об авторе
Дивногорцева Светлана Юрьевна
В связи с приоритетностью проблемы духовно-нравственного развития личности в образовательном пространстве современной России актуальной темой педагогических исследований становится обоснование соответствующих путей и способов воспитательной работы, обращение к историческому опыту, который, в том числе, предлагает православная культура. Пройдя тысячелетний период становления и развития в нашей стране, выявляя ошибки и заблуждения, обобщая лучшие опыт и традиции, вырабатывая и удерживая научные знания о педагогическом процессе и его закономерностях, православная педагогическая культура может способствовать лучшему пониманию современных педагогических проблем, нахождению эффективных способов их решения. Предлагаемая статья посвящена целостному отображению феномена православной педагогической культуры России в его историческом развитии и формах, рождающихся в
современных реалиях.
православная культура, педагогическая культура, воспитание
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
Ссылка на статью:
Ященко В. А. Основные тенденции развития церковного педагогического образования // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 81-90
Аннотация
Известно, что педагогика и психология преподавались в духовных учебных заведениях достаточно давно. Потребность в дисциплинах психолого-педагогического цикла была обозначена прежде всего практическими нуждами. Многие священнослужители, окормлявшие детские приюты, богадельни и тюрьмы, были законоучителями. Для более плодотворной работы нужны были знания о том, как учить, как воспитывать, как общаться, необходимо было понимание психических закономерностей, возрастных и социальных особенностей, онтологии падшего человека, пораженного первородным грехом.
Ключевые слова
история образования, церковное образование, деятельность Педагогического кабинета
Данные об авторе
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
Известно, что педагогика и психология преподавались в духовных учебных заведениях достаточно давно. Потребность в дисциплинах психолого-педагогического цикла была обозначена прежде всего практическими нуждами. Многие священнослужители, окормлявшие детские приюты, богадельни и тюрьмы, были законоучителями. Для более плодотворной работы нужны были знания о том, как учить, как воспитывать, как общаться, необходимо было понимание психических закономерностей, возрастных и социальных особенностей, онтологии падшего человека, пораженного первородным грехом.
история образования, церковное образование, деятельность Педагогического кабинета
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
Хаустова Надежда Михайловна
Ссылка на статью:
Хаустова Н. М. Проблема личности, ее развития и воспитания в философско-педагогическом наследии С. Л. Франка // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 91-97
Аннотация
Статья посвящена анализу концепции личности, ее развития и воспитания в философском наследии С. Л. Франка. Он рассматривает личность как духовный центр человеческого существа и основу социальной и культурной жизни человека. Особое внимание он уделяет осмыслению сущностных характеристик личности: любви как единения человека с Богом и ближним, нравственности как состояния сознания человека, творчества как основы духовно-нравственного развития личности.
Ключевые слова
личность, развитие и воспитание личности, индивидуальность, нравственность, любовь, творчество, объективная действительность, духовная реальность
Данные об авторе
Хаустова Надежда Михайловна
Статья посвящена анализу концепции личности, ее развития и воспитания в философском наследии С. Л. Франка. Он рассматривает личность как духовный центр человеческого существа и основу социальной и культурной жизни человека. Особое внимание он уделяет осмыслению сущностных характеристик личности: любви как единения человека с Богом и ближним, нравственности как состояния сознания человека, творчества как основы духовно-нравственного развития личности.
личность, развитие и воспитание личности, индивидуальность, нравственность, любовь, творчество, объективная действительность, духовная реальность
Хаустова Надежда Михайловна
Любан Татьяна Никифоровна
Ссылка на статью:
Любан Т. Н. История и современность педагогической антропологии в России // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 98-109
Аннотация
Статья посвящена анализу опыта постановки педагогики на почву антропологии, анализу педагогико-антропологических идей Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского. Особое внимание уделяется этапу возвращения отечественной педагогики к педагогико-антропологической традиции, современному состоянию отечественной педагогической антропологии, ее месту в системе педагогического знания.
Ключевые слова
педагогическая антропология, внешнее и внутреннее воспитание, человек как предмет воспитания, смысл жизни
Данные об авторе
Любан Татьяна Никифоровна
Статья посвящена анализу опыта постановки педагогики на почву антропологии, анализу педагогико-антропологических идей Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского. Особое внимание уделяется этапу возвращения отечественной педагогики к педагогико-антропологической традиции, современному состоянию отечественной педагогической антропологии, ее месту в системе педагогического знания.
педагогическая антропология, внешнее и внутреннее воспитание, человек как предмет воспитания, смысл жизни
Любан Татьяна Никифоровна
Потаповская Ольга Михайловна
Ссылка на статью:
Потаповская О. М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 110-138
Аннотация
В статье выделены и описаны аксиологические основы семейного воспитания. Исследована динамика изменений ценностных приоритетов воспитания в российской семье под влиянием трансформации социокультурной ситуации на рубеже XIX–XX и XX–XXI вв. Определены стратегические направления актуализации традиционных ценностей семейного воспитания в социокультурных условиях современной России.
Ключевые слова
семейное воспитание, духовно-нравственные ценности семьи и семейного воспитания, феномен родительской культуры
Данные об авторе
Потаповская Ольга Михайловна
В статье выделены и описаны аксиологические основы семейного воспитания. Исследована динамика изменений ценностных приоритетов воспитания в российской семье под влиянием трансформации социокультурной ситуации на рубеже XIX–XX и XX–XXI вв. Определены стратегические направления актуализации традиционных ценностей семейного воспитания в социокультурных условиях современной России.
семейное воспитание, духовно-нравственные ценности семьи и семейного воспитания, феномен родительской культуры
Потаповская Ольга Михайловна
Никулина Елена Николаевна
Ссылка на статью:
Никулина Е. Н. К. Д. Ушинский о значении Н. И. Пирогова для отечественной педагогики // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 139-149
Аннотация
В дни празднования 200-летия со дня рождения Н. И. Пирогова проявляется особый интерес его наследию и становится очевидной актуальность многих его педагогических идей. Личность и педагогические сочинения Пирогова привлекали внимание многих исследователей, в том числе его знаменитого современника, основателя научной школы отечественной педагогики К. Д. Ушинского. В статье рассматриваются рассуждения Ушинского о педагогических воззрениях Пирогова и его деятельности в области народного просвещения. По мнению К. Д. Ушинского, наиболее важная заслуга Н. И. Пирогова — это выявление связи педагогики с философией, постановка вопроса о цели воспитания как цели бытия человека в мире. К. Д. Ушинский высоко ценил идею Н. И. Пирогова о недопустимости нравственной раздвоенности в воспитаннике, когда ребенок привыкает казаться не тем, что он есть, а также обращал внимание на полную искренность и
целостность личности самого Н. И. Пирогова, которые и явились причиной огромного влияния великого хирурга на педагогическую общественность России XIX в.
Ключевые слова
К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, философия, цель бытия человека, цель воспитания, общечеловеческое образование, убеждения, личность педагога, целостность личности, искренность, душевная раздвоенность, притворство, внутренняя борьба
Данные об авторе
Никулина Елена Николаевна
В дни празднования 200-летия со дня рождения Н. И. Пирогова проявляется особый интерес его наследию и становится очевидной актуальность многих его педагогических идей. Личность и педагогические сочинения Пирогова привлекали внимание многих исследователей, в том числе его знаменитого современника, основателя научной школы отечественной педагогики К. Д. Ушинского. В статье рассматриваются рассуждения Ушинского о педагогических воззрениях Пирогова и его деятельности в области народного просвещения. По мнению К. Д. Ушинского, наиболее важная заслуга Н. И. Пирогова — это выявление связи педагогики с философией, постановка вопроса о цели воспитания как цели бытия человека в мире. К. Д. Ушинский высоко ценил идею Н. И. Пирогова о недопустимости нравственной раздвоенности в воспитаннике, когда ребенок привыкает казаться не тем, что он есть, а также обращал внимание на полную искренность и
целостность личности самого Н. И. Пирогова, которые и явились причиной огромного влияния великого хирурга на педагогическую общественность России XIX в.
К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, философия, цель бытия человека, цель воспитания, общечеловеческое образование, убеждения, личность педагога, целостность личности, искренность, душевная раздвоенность, притворство, внутренняя борьба
Никулина Елена Николаевна
ПСИХОЛОГИЯ
Артемьева Ольга Аркадьевна
Ссылка на статью:
Артемьева О. А. Социальная биография русской духовной психологии (историко-психологический анализ) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 153-169
Аннотация
В статье обозначается проблема социальной детерминации развития русской духовной психологии. На основе анализа историко-психологических публикаций реконструируется социальная биография русской религиозно-философской психологической мысли в конце XIX — начале ХХ в.: определяются время и место возникновения, предметно-логические, личностные и социальные причины появления, основатель и персональный состав, социальные детерминанты развития духовной психологии в России. Выделяются основные события и этапы социальной биографии, результаты влияния социальных детерминант на
социальные и когнитивные установки ее представителей, раскрываются причины и конкретные приемы социального влияния; представляется процесс становления психологического направления и судьбы его представителей; делается вывод о решающем значении социально-идеологических условий в его ликвидации в годы советской власти.
Ключевые слова
история психологии, социальная детерминация психологии, русская духовная психология, русская религиозная философия
Данные об авторе
Артемьева Ольга Аркадьевна
В статье обозначается проблема социальной детерминации развития русской духовной психологии. На основе анализа историко-психологических публикаций реконструируется социальная биография русской религиозно-философской психологической мысли в конце XIX — начале ХХ в.: определяются время и место возникновения, предметно-логические, личностные и социальные причины появления, основатель и персональный состав, социальные детерминанты развития духовной психологии в России. Выделяются основные события и этапы социальной биографии, результаты влияния социальных детерминант на
социальные и когнитивные установки ее представителей, раскрываются причины и конкретные приемы социального влияния; представляется процесс становления психологического направления и судьбы его представителей; делается вывод о решающем значении социально-идеологических условий в его ликвидации в годы советской власти.
история психологии, социальная детерминация психологии, русская духовная психология, русская религиозная философия
Артемьева Ольга Аркадьевна