/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (20)
Склярова Татьяна Владимировна

Двадцатый номер журнала: что сделано и что предстоит сделать

Склярова Т. В. Двадцатый номер журнала: что сделано и что предстоит сделать // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 5-8
PDF
Отчет и размышления научного редактора серии

Склярова Татьяна Владимировна

ПЕДАГОГИКА

Розина Ольга Владимировна

Профессионально-ценностный выбор преподавателей "православной культуры" как фактор их самосознания

Розина О. В. Профессионально-ценностный выбор преподавателей "православной культуры" как фактор их самосознания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 11-18
PDF
Для современного общества крайне важен аксиологический выбор учителя, так как от этого во многом зависит, какие ценности будут у социума в будущем. Адекватное раскрытие ценностей и базовых понятий Православия в рамках предмета «Основы православной культуры» имеет объективные сложности — противоречивое толкование понятия «культурологический подход» и невозможность формирования у учащихся ценностных основ мировоззрения преподавателями, имеющими эклектические (смешанные) взгляды на мир. Поэтому процесс самосознания преподавателя «православной культуры» есть путь самоопределения по отношению к этим ценностям, поиск смысла собственной деятельности, стремление к самоизменению и самосовершенствованию на основе свободного и сознательного профессионально-ценностного выбора.
преподаватели «православной культуры», профессионально-ценностный выбор, православная цивилизация, культурологический подход, личностно ориентированный подход, самосознание, самосовершенствование

Розина Ольга Владимировна

Ситников Алексей Владимирович

Религия в демократическом обществе: как влияет воцерковленность на политическую культуру?

Ситников А. В. Религия в демократическом обществе: как влияет воцерковленность на политическую культуру? // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 19-28
PDF
В статье рассматривается вопрос о возможном влиянии изучения в школах религий на формирование политической культуры школьников. Приводятся данные социологического исследования, направленного на выявление отношений последователей Русской Православной Церкви к демократическим ценностям в политике, экономике, культуре. Обоснован вывод о незначительном влиянии религиозности на отношение к базовым экономическим и политическим ценностям демократии, таким как свободные выборы, разделение властей и др., при выраженном влиянии религиозности на отношение к либеральной демократии в сфере культуры: неограниченной свободе слова, равенству всех религиозных объединений вне зависимости от их традиционности в стране.
религиозная культура, гражданское воспитание, религиозный институт, политическая культура, религия, христианство, либеральная демократия, современное общество

Ситников Алексей Владимирович

Шувалов Александр Владимирович

Принцип симфонии в системе образования

Шувалов А. В. Принцип симфонии в системе образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 29-41
PDF
В статье предпринята попытка сравнительного анализа и соотнесения технократической, гуманистической и антропологической моделей образования. Рассматривается представление о педагогической деятельности как об антропо-практике — практике «вочеловечивания человека», и в связи с этим обосновывается необходимость приобщения детей к традиционной духовной культуре.
базовые образовательные модели, личностное развитие, «духовное Я» человека, субъективная реальность, со-бытийная общность, самотрансценденция, антропо-практика

Шувалов Александр Владимирович

Макаревич Галина Викторовна

"Я - субъект" на страницах школьного учебника 2000-х гг.: роль текстового и визуального в конструировании образов детства

Макаревич Г. В. "Я - субъект" на страницах школьного учебника 2000-х гг.: роль текстового и визуального в конструировании образов детства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 42-52
PDF
Автор исследует лексические и визуальные способы конструирования позиции «Я-субъекта» на страницах учебника по чтению «Родная речь». Она ставит вопросы о наличии в данном типе источника гендерной асимметрии и об имплицитной ориентации актуального педагогического дискурса на маскулинные формы репрезентации «Я-субъекта». Решая вышеназваннные задачи, Г. В. Макаревич демонстрирует динамику литературно-дидактического канона 1990–2006 гг. и вскрывает механизм взаимодействия текстуального и визуального в конструировании современных образов детства в учебной литературе.
учебная литература, начальная школа, учебник по чтению, текстовый ряд, визуальный ряд, «Я-субъект», образ ребенка, гендерная асимметрия, литературно-дидактический канон, педагогический дискурс

Макаревич Галина Викторовна

Налётова Наталья Юрьевна

Православное просвещение в России в период трансформации (XVII в.)

Налётова Н. Ю. Православное просвещение в России в период трансформации (XVII в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 53-58
PDF
Статья посвящена анализу процесса секуляризации культуры и его влияния на формат православного образования в России. В статье рассматривается противоборство двух тенденций в русском просвещении: духовно-религиозного начала, присущего восточной патристике и русской святости, а также латино-протестантской схоластики, характерной для западноевропейской цивилизации.
православное просвещение, секуляризация просвещения, инициативы Православной Церкви в образовании

Налётова Наталья Юрьевна

Никитченков Алексей Юрьевич

Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики

Никитченков А. Ю. Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 59-70
PDF
Русский фольклор и методика его литературного чтения в начальной школе — один из важных аспектов профессиональной подготовки магистров педагогики по программе «Начальное образование». Выработка у магистрантов профессиональных компетенций, направленных на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области устно-поэтических текстов, позволит учителю находить наиболее целесообразные пути организации литературного чтения в начальной школе.
магистр педагогики, начальное образование, литературное образование учителей начальных классов, литературное чтение в начальной школе, русский фольклор

Никитченков Алексей Юрьевич

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Православная педагогическая культура России

Дивногорцева С. Ю. Православная педагогическая культура России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 71-80
PDF
В связи с приоритетностью проблемы духовно-нравственного развития личности в образовательном пространстве современной России актуальной темой педагогических исследований становится обоснование соответствующих путей и способов воспитательной работы, обращение к историческому опыту, который, в том числе, предлагает православная культура. Пройдя тысячелетний период становления и развития в нашей стране, выявляя ошибки и заблуждения, обобщая лучшие опыт и традиции, вырабатывая и удерживая научные знания о педагогическом процессе и его закономерностях, православная педагогическая культура может способствовать лучшему пониманию современных педагогических проблем, нахождению эффективных способов их решения. Предлагаемая статья посвящена целостному отображению феномена православной педагогической культуры России в его историческом развитии и формах, рождающихся в современных реалиях.
православная культура, педагогическая культура, воспитание

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Игумен Киприан (Ященко В. А.)

Основные тенденции развития церковного педагогического образования

Ященко В. А. Основные тенденции развития церковного педагогического образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 81-90
PDF
Известно, что педагогика и психология преподавались в духовных учебных заведениях достаточно давно. Потребность в дисциплинах психолого-педагогического цикла была обозначена прежде всего практическими нуждами. Многие священнослужители, окормлявшие детские приюты, богадельни и тюрьмы, были законоучителями. Для более плодотворной работы нужны были знания о том, как учить, как воспитывать, как общаться, необходимо было понимание психических закономерностей, возрастных и социальных особенностей, онтологии падшего человека, пораженного первородным грехом.
история образования, церковное образование, деятельность Педагогического кабинета

Игумен Киприан (Ященко В. А.)

Хаустова Надежда Михайловна

Проблема личности, ее развития и воспитания в философско-педагогическом наследии С. Л. Франка

Хаустова Н. М. Проблема личности, ее развития и воспитания в философско-педагогическом наследии С. Л. Франка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 91-97
PDF
Статья посвящена анализу концепции личности, ее развития и воспитания в философском наследии С. Л. Франка. Он рассматривает личность как духовный центр человеческого существа и основу социальной и культурной жизни человека. Особое внимание он уделяет осмыслению сущностных характеристик личности: любви как единения человека с Богом и ближним, нравственности как состояния сознания человека, творчества как основы духовно-нравственного развития личности.
личность, развитие и воспитание личности, индивидуальность, нравственность, любовь, творчество, объективная действительность, духовная реальность

Хаустова Надежда Михайловна

Любан Татьяна Никифоровна

История и современность педагогической антропологии в России

Любан Т. Н. История и современность педагогической антропологии в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 98-109
PDF
Статья посвящена анализу опыта постановки педагогики на почву антропологии, анализу педагогико-антропологических идей Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского. Особое внимание уделяется этапу возвращения отечественной педагогики к педагогико-антропологической традиции, современному состоянию отечественной педагогической антропологии, ее месту в системе педагогического знания.
педагогическая антропология, внешнее и внутреннее воспитание, человек как предмет воспитания, смысл жизни

Любан Татьяна Никифоровна

Потаповская Ольга Михайловна

Ценностные приоритеты семейного воспитания в России

Потаповская О. М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 110-138
PDF
В статье выделены и описаны аксиологические основы семейного воспитания. Исследована динамика изменений ценностных приоритетов воспитания в российской семье под влиянием трансформации социокультурной ситуации на рубеже XIX–XX и XX–XXI вв. Определены стратегические направления актуализации традиционных ценностей семейного воспитания в социокультурных условиях современной России.
семейное воспитание, духовно-нравственные ценности семьи и семейного воспитания, феномен родительской культуры

Потаповская Ольга Михайловна

Никулина Елена Николаевна

К. Д. Ушинский о значении Н. И. Пирогова для отечественной педагогики

Никулина Е. Н. К. Д. Ушинский о значении Н. И. Пирогова для отечественной педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 139-149
PDF
В дни празднования 200-летия со дня рождения Н. И. Пирогова проявляется особый интерес его наследию и становится очевидной актуальность многих его педагогических идей. Личность и педагогические сочинения Пирогова привлекали внимание многих исследователей, в том числе его знаменитого современника, основателя научной школы отечественной педагогики К. Д. Ушинского. В статье рассматриваются рассуждения Ушинского о педагогических воззрениях Пирогова и его деятельности в области народного просвещения. По мнению К. Д. Ушинского, наиболее важная заслуга Н. И. Пирогова — это выявление связи педагогики с философией, постановка вопроса о цели воспитания как цели бытия человека в мире. К. Д. Ушинский высоко ценил идею Н. И. Пирогова о недопустимости нравственной раздвоенности в воспитаннике, когда ребенок привыкает казаться не тем, что он есть, а также обращал внимание на полную искренность и целостность личности самого Н. И. Пирогова, которые и явились причиной огромного влияния великого хирурга на педагогическую общественность России XIX в.
К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, философия, цель бытия человека, цель воспитания, общечеловеческое образование, убеждения, личность педагога, целостность личности, искренность, душевная раздвоенность, притворство, внутренняя борьба

Никулина Елена Николаевна

ПСИХОЛОГИЯ

Артемьева Ольга Аркадьевна

Социальная биография русской духовной психологии (историко-психологический анализ)

Артемьева О. А. Социальная биография русской духовной психологии (историко-психологический анализ) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 153-169
PDF
В статье обозначается проблема социальной детерминации развития русской духовной психологии. На основе анализа историко-психологических публикаций реконструируется социальная биография русской религиозно-философской психологической мысли в конце XIX — начале ХХ в.: определяются время и место возникновения, предметно-логические, личностные и социальные причины появления, основатель и персональный состав, социальные детерминанты развития духовной психологии в России. Выделяются основные события и этапы социальной биографии, результаты влияния социальных детерминант на социальные и когнитивные установки ее представителей, раскрываются причины и конкретные приемы социального влияния; представляется процесс становления психологического направления и судьбы его представителей; делается вывод о решающем значении социально-идеологических условий в его ликвидации в годы советской власти.
история психологии, социальная детерминация психологии, русская духовная психология, русская религиозная философия

Артемьева Ольга Аркадьевна