/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :4 (19)

ПЕДАГОГИКА

Розина Ольга Владимировна

Программы повышения квалификации преподавателей православной культуры как основа профессионального совершенствования и подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников

Розина О. В. Программы повышения квалификации преподавателей православной культуры как основа профессионального совершенствования и подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 7-17
PDF
В современном образовании подготовка педагогов к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников является крайне актуальной, но трудно решаемой проблемой. Вместе с тем многолетнее преподавание предмета является фактором, определяющим необходимость такой подготовки, осуществляемой, как правило, на краткосрочных курсах повышения квалификации. В статье проводится концептуальный анализ содержания и методики авторских учебных программ курсовой подготовки преподавателей православной культуры, апробация которых проходит в ряде регионов страны.
преподаватели православной культуры, духовно-нравственное воспитание, мировоззренческий выбор, учебные программы, курсовая подготовка, профессиональное самосовершенствование

Розина Ольга Владимировна

Янушкявичене Ольга Леонидовна

Проблема целостности в определении целей образования

Янушкявичене О. Л. Проблема целостности в определении целей образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 18-25
PDF
В статье анализируются причины возникновения схоластики, а также начавшегося в XII в. усиленного интереса к образованию. Проводится сравнительный анализ целей образования в раннем и позднем Средневековье. Полученные выводы соотносятся с современной ситуацией в образовательном пространстве.
схоластика, цели образования, Средневековье, христианская парадигма, целостность, воспитание личности

Янушкявичене Ольга Леонидовна

Боровская Елена Раймондовна; Пошина Светлана Александровна

Христианские ценности в "Кладовой солнца" М. М. Пришвина

Пошина С. А. Христианские ценности в "Кладовой солнца" М. М. Пришвина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 26-42
PDF
Произведение особого жанра — сказка-быль — рассматривается в свете христианских ценностей. Исследуются основные символические образы через путь человека к единству с миром и к преображенному «себе лучшему». Статья адресована учащимся и студентам, преподавателям-филологам, а также широкому кругу интересующихся русской литературой и православной культурой.
жанр, стиль, символ, миф, христианские ценности, преображение, смысл жизни, сказка-быль, «Кладовая солнца»

Боровская Елена Раймондовна


Пошина Светлана Александровна

Агеева Антонина Владимировна

Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение)

Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43-55
PDF
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. Отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга. Выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики. Подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.
Православие, приходское образование, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание

Агеева Антонина Владимировна

Басов Николай Федорович

Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность

Басов Н. Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 56-69
PDF
В статье раскрываются важнейшие направления и содержание социального обеспечения, защиты и поддержки инвалидов в советской и современной России с 1917 г. до наших дней. Особое внимание уделено характеристике процесса перехода от сложившейся в стране системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.
социальная защита инвалидов, социальная поддержка инвалидов, политика устранения барьеров и препятствий для инвалидов, модель социальной помощи инвалидам, трудоустройство инвалидов, система профессионального обучения инвалидов, общественные объединения и

Басов Николай Федорович

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX - XX вв.

Дивногорцева С. Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX - XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 70-80
PDF
С момента возникновения отечественная школа, ставя своей целью духовно-нравственное воспитание личности, выстраивает содержание образования на постижении истин православного вероучения. После длительного периода увлечения идеей профессиональной, светской школы, начавшегося с петровских реформ, свое второе рождение идея церковной школы получает во второй половине XIX в. Высказанная философами- славянофилами, она была поддержана многими видными педагогами, писателями и общественными деятелями того времени. Среди принимавших непосредственное участие в теоретическом обосновании и практической реализации данной идеи — К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, К. П. Победоносцев и др. В русской эмиграции идеи «воцерковления школы» и «обучающего воспитания» развивались в трудах профессора протоиерея Василия Зеньковского.
история образования, отечественное образование, учебные заведения, народная школа, церковный характер преподавания, духовно-нравственное воспитание и образование

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Горячева Анна Аркадьевна

Пастырство и учительство. Нужен ли духовной семинарии предмет "педагогика"? (Журнальная дискуссия XIX в.)

Горячева А. А. Пастырство и учительство. Нужен ли духовной семинарии предмет "педагогика"? (Журнальная дискуссия XIX в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 81-96
PDF
Статья раскрывает содержание полемики по педагогическим проблемам, которой посвящены были многочисленные страницы журналов второй половины XIX в., как светских, так и церковных. Вопросы образовательной политики государства, уровня образованности народа, духовно-нравственного состояния учащихся, учительской подготовки оказались связанными с жизнью духовной семинарии, одной из учебных дисциплин которой стала «Дидактика, или Теория педагогики». Жизнь показала несомненную значимость священника в школьном образовании, но уроки педагогических дебатов позапрошлого века небесполезны для наших дней, когда педагогика вновь становится учебным предметом в семинарии.
XIX в., духовная семинария, содержание обучения, воскресная школа, законоучитель, религиозное воспитание, история образования

Горячева Анна Аркадьевна

Шафажинская Наталья Евгеньевна

Социальная деятельность русского женского монашества в XIX - начале XX в.

Шафажинская Н. Е. Социальная деятельность русского женского монашества в XIX - начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 97-108
PDF
В статье рассматриваются факты благотворительной, воспитательной и духовно-просветительской деятельности русского женского монашества в XIX — начале XX в. Особое внимание уделяется раскрытию личного вклада видных подвижниц благочестия, в частности представительниц дворянского сословия и царской фамилии, в широкомасштабную социальную работу, направленную на служение ближним в наиболее трудные периоды российской истории.
благотворительность, социальная работа, воспитательная деятельность, русское женское монашество, подвижничество

Шафажинская Наталья Евгеньевна

Лычковская Наталья Вячеславовна

Социально-педагогическая работа русского зарубежья в Париже в 1919-1938 гг.

Лычковская Н. В. Социально-педагогическая работа русского зарубежья в Париже в 1919-1938 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 109-128
PDF
Педагогика русского зарубежья — неотъемлемая часть истории образования России. Ее вклад не мог остаться незамечененным, и более того, интерес к ней сильно возрос в настоящее время. В работе рассматриваются этапы становления русской педагогики в эмиграции, развитие ее основных психолого-педагогических идей. Отдельно выделяются следующие направления, получившие развитие в эмиграции: религиозное воспитание и образование, национальное воспитание, религиозные движения русской молодежи.
русское зарубежье, педагогика в эмиграции, Русская Церковь, молодежные движения, РСХД

Лычковская Наталья Вячеславовна

ПСИХОЛОГИЯ

Плешаков Владимир Андреевич

Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды

Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 131-141
PDF
Статья посвящена инновационной сфере человекознания — киберонтологии, а также вопросам обеспечения информационно-психологической безопасности киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды.
Интернет-среда, киберсоциализация, киберонтология, социальные сети Интернет-среды

Плешаков Владимир Андреевич

ХРОНИКА

Игумен Киприан (Ященко В. А.)

Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ

Ященко В. А. Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 145-150
PDF

Игумен Киприан (Ященко В. А.)