ПЕДАГОГИКА
Розина Ольга Владимировна
Ссылка на статью:
Розина О. В. Программы повышения квалификации преподавателей православной культуры как основа профессионального совершенствования и подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 7-17
Аннотация
В современном образовании подготовка педагогов к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников является крайне актуальной, но трудно решаемой проблемой. Вместе с тем многолетнее преподавание предмета является фактором, определяющим необходимость такой подготовки, осуществляемой, как правило, на краткосрочных курсах повышения квалификации. В статье проводится концептуальный анализ содержания и методики авторских учебных программ курсовой подготовки преподавателей православной культуры, апробация которых проходит в ряде регионов страны.
Ключевые слова
преподаватели православной культуры, духовно-нравственное воспитание, мировоззренческий выбор, учебные программы, курсовая подготовка, профессиональное самосовершенствование
Данные об авторе
Розина Ольга Владимировна
В современном образовании подготовка педагогов к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников является крайне актуальной, но трудно решаемой проблемой. Вместе с тем многолетнее преподавание предмета является фактором, определяющим необходимость такой подготовки, осуществляемой, как правило, на краткосрочных курсах повышения квалификации. В статье проводится концептуальный анализ содержания и методики авторских учебных программ курсовой подготовки преподавателей православной культуры, апробация которых проходит в ряде регионов страны.
преподаватели православной культуры, духовно-нравственное воспитание, мировоззренческий выбор, учебные программы, курсовая подготовка, профессиональное самосовершенствование
Розина Ольга Владимировна
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Ссылка на статью:
Янушкявичене О. Л. Проблема целостности в определении целей образования // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 18-25
Аннотация
В статье анализируются причины возникновения схоластики, а также начавшегося в XII в. усиленного интереса к образованию. Проводится сравнительный анализ целей образования в раннем и позднем Средневековье. Полученные выводы соотносятся с современной ситуацией в образовательном пространстве.
Ключевые слова
схоластика, цели образования, Средневековье, христианская парадигма, целостность, воспитание личности
Данные об авторе
Янушкявичене Ольга Леонидовна
В статье анализируются причины возникновения схоластики, а также начавшегося в XII в. усиленного интереса к образованию. Проводится сравнительный анализ целей образования в раннем и позднем Средневековье. Полученные выводы соотносятся с современной ситуацией в образовательном пространстве.
схоластика, цели образования, Средневековье, христианская парадигма, целостность, воспитание личности
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Боровская Елена Раймондовна; Пошина Светлана Александровна
Ссылка на статью:
Пошина С. А. Христианские ценности в "Кладовой солнца" М. М. Пришвина // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 26-42
Аннотация
Произведение особого жанра — сказка-быль — рассматривается в свете христианских ценностей. Исследуются основные символические образы через путь человека к единству с миром и к преображенному «себе лучшему». Статья адресована учащимся и студентам, преподавателям-филологам, а также широкому кругу интересующихся русской литературой и православной культурой.
Ключевые слова
жанр, стиль, символ, миф, христианские ценности, преображение, смысл жизни, сказка-быль, «Кладовая солнца»
Данные об авторе
Боровская Елена Раймондовна
Пошина Светлана Александровна
Произведение особого жанра — сказка-быль — рассматривается в свете христианских ценностей. Исследуются основные символические образы через путь человека к единству с миром и к преображенному «себе лучшему». Статья адресована учащимся и студентам, преподавателям-филологам, а также широкому кругу интересующихся русской литературой и православной культурой.
жанр, стиль, символ, миф, христианские ценности, преображение, смысл жизни, сказка-быль, «Кладовая солнца»
Боровская Елена Раймондовна
Пошина Светлана Александровна
Агеева Антонина Владимировна
Ссылка на статью:
Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43-55
Аннотация
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. Отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга. Выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики. Подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.
Ключевые слова
Православие, приходское образование, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание
Данные об авторе
Агеева Антонина Владимировна
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. Отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга. Выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики. Подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.
Православие, приходское образование, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание
Агеева Антонина Владимировна
Басов Николай Федорович
Ссылка на статью:
Басов Н. Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 56-69
Аннотация
В статье раскрываются важнейшие направления и содержание социального обеспечения, защиты и поддержки инвалидов в советской и современной России с 1917 г. до наших дней. Особое внимание уделено характеристике процесса перехода от сложившейся в стране системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.
Ключевые слова
социальная защита инвалидов, социальная поддержка инвалидов, политика устранения барьеров и препятствий для инвалидов, модель социальной помощи инвалидам, трудоустройство инвалидов, система профессионального обучения инвалидов, общественные объединения и
Данные об авторе
В статье раскрываются важнейшие направления и содержание социального обеспечения, защиты и поддержки инвалидов в советской и современной России с 1917 г. до наших дней. Особое внимание уделено характеристике процесса перехода от сложившейся в стране системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.
социальная защита инвалидов, социальная поддержка инвалидов, политика устранения барьеров и препятствий для инвалидов, модель социальной помощи инвалидам, трудоустройство инвалидов, система профессионального обучения инвалидов, общественные объединения и
Басов Николай Федорович
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ссылка на статью:
Дивногорцева С. Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX - XX вв. // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 70-80
Аннотация
С момента возникновения отечественная школа, ставя своей целью духовно-нравственное воспитание личности, выстраивает содержание образования на постижении истин православного вероучения. После длительного периода увлечения идеей профессиональной, светской школы, начавшегося с петровских реформ, свое второе рождение идея церковной школы получает во второй половине XIX в. Высказанная философами- славянофилами, она была поддержана многими видными педагогами, писателями и общественными деятелями того времени. Среди принимавших непосредственное участие в теоретическом обосновании и практической реализации данной идеи — К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, К. П. Победоносцев и др. В русской эмиграции идеи «воцерковления школы» и «обучающего воспитания» развивались в трудах профессора протоиерея Василия Зеньковского.
Ключевые слова
история образования, отечественное образование, учебные заведения, народная школа, церковный характер преподавания, духовно-нравственное воспитание и образование
Данные об авторе
Дивногорцева Светлана Юрьевна
С момента возникновения отечественная школа, ставя своей целью духовно-нравственное воспитание личности, выстраивает содержание образования на постижении истин православного вероучения. После длительного периода увлечения идеей профессиональной, светской школы, начавшегося с петровских реформ, свое второе рождение идея церковной школы получает во второй половине XIX в. Высказанная философами- славянофилами, она была поддержана многими видными педагогами, писателями и общественными деятелями того времени. Среди принимавших непосредственное участие в теоретическом обосновании и практической реализации данной идеи — К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, К. П. Победоносцев и др. В русской эмиграции идеи «воцерковления школы» и «обучающего воспитания» развивались в трудах профессора протоиерея Василия Зеньковского.
история образования, отечественное образование, учебные заведения, народная школа, церковный характер преподавания, духовно-нравственное воспитание и образование
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Горячева Анна Аркадьевна
Ссылка на статью:
Горячева А. А. Пастырство и учительство. Нужен ли духовной семинарии предмет "педагогика"? (Журнальная дискуссия XIX в.) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 81-96
Аннотация
Статья раскрывает содержание полемики по педагогическим проблемам, которой посвящены были многочисленные страницы журналов второй половины XIX в., как светских, так и церковных. Вопросы образовательной политики государства, уровня образованности народа, духовно-нравственного состояния учащихся, учительской подготовки оказались связанными с жизнью духовной семинарии, одной из учебных дисциплин которой стала «Дидактика, или Теория педагогики». Жизнь показала несомненную значимость священника в школьном образовании, но уроки педагогических дебатов позапрошлого века небесполезны для наших дней, когда педагогика вновь становится учебным предметом в семинарии.
Ключевые слова
XIX в., духовная семинария, содержание обучения, воскресная школа, законоучитель, религиозное воспитание, история образования
Данные об авторе
Статья раскрывает содержание полемики по педагогическим проблемам, которой посвящены были многочисленные страницы журналов второй половины XIX в., как светских, так и церковных. Вопросы образовательной политики государства, уровня образованности народа, духовно-нравственного состояния учащихся, учительской подготовки оказались связанными с жизнью духовной семинарии, одной из учебных дисциплин которой стала «Дидактика, или Теория педагогики». Жизнь показала несомненную значимость священника в школьном образовании, но уроки педагогических дебатов позапрошлого века небесполезны для наших дней, когда педагогика вновь становится учебным предметом в семинарии.
XIX в., духовная семинария, содержание обучения, воскресная школа, законоучитель, религиозное воспитание, история образования
Горячева Анна Аркадьевна
Шафажинская Наталья Евгеньевна
Ссылка на статью:
Шафажинская Н. Е. Социальная деятельность русского женского монашества в XIX - начале XX в. // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 97-108
Аннотация
В статье рассматриваются факты благотворительной, воспитательной и духовно-просветительской деятельности русского женского монашества в XIX — начале XX в. Особое внимание уделяется раскрытию личного вклада видных подвижниц благочестия, в частности представительниц дворянского сословия и царской фамилии, в широкомасштабную социальную работу, направленную на служение ближним в наиболее трудные периоды российской истории.
Ключевые слова
благотворительность, социальная работа, воспитательная деятельность, русское женское монашество, подвижничество
Данные об авторе
Шафажинская Наталья Евгеньевна
В статье рассматриваются факты благотворительной, воспитательной и духовно-просветительской деятельности русского женского монашества в XIX — начале XX в. Особое внимание уделяется раскрытию личного вклада видных подвижниц благочестия, в частности представительниц дворянского сословия и царской фамилии, в широкомасштабную социальную работу, направленную на служение ближним в наиболее трудные периоды российской истории.
благотворительность, социальная работа, воспитательная деятельность, русское женское монашество, подвижничество
Шафажинская Наталья Евгеньевна
Лычковская Наталья Вячеславовна
Ссылка на статью:
Лычковская Н. В. Социально-педагогическая работа русского зарубежья в Париже в 1919-1938 гг. // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 109-128
Аннотация
Педагогика русского зарубежья — неотъемлемая часть истории образования России. Ее вклад не мог остаться незамечененным, и более того, интерес к ней сильно возрос в настоящее время. В работе рассматриваются этапы становления русской педагогики в эмиграции, развитие ее основных психолого-педагогических идей. Отдельно выделяются следующие направления, получившие развитие в эмиграции: религиозное воспитание и образование, национальное воспитание, религиозные движения русской молодежи.
Ключевые слова
русское зарубежье, педагогика в эмиграции, Русская Церковь, молодежные движения, РСХД
Данные об авторе
Лычковская Наталья Вячеславовна
Педагогика русского зарубежья — неотъемлемая часть истории образования России. Ее вклад не мог остаться незамечененным, и более того, интерес к ней сильно возрос в настоящее время. В работе рассматриваются этапы становления русской педагогики в эмиграции, развитие ее основных психолого-педагогических идей. Отдельно выделяются следующие направления, получившие развитие в эмиграции: религиозное воспитание и образование, национальное воспитание, религиозные движения русской молодежи.
русское зарубежье, педагогика в эмиграции, Русская Церковь, молодежные движения, РСХД
Лычковская Наталья Вячеславовна
ПСИХОЛОГИЯ
Плешаков Владимир Андреевич
Ссылка на статью:
Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 131-141
Аннотация
Статья посвящена инновационной сфере человекознания — киберонтологии, а также вопросам обеспечения информационно-психологической безопасности киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды.
Ключевые слова
Интернет-среда, киберсоциализация, киберонтология, социальные сети Интернет-среды
Данные об авторе
Плешаков Владимир Андреевич
Статья посвящена инновационной сфере человекознания — киберонтологии, а также вопросам обеспечения информационно-психологической безопасности киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды.
Интернет-среда, киберсоциализация, киберонтология, социальные сети Интернет-среды
Плешаков Владимир Андреевич
ХРОНИКА
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
Ссылка на статью:
Ященко В. А. Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 145-150
Данные об авторе
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
Игумен Киприан (Ященко В. А.)