/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :3 (18)

ПЕДАГОГИКА

Мищенко Владимир Александрович

Религиозные верования и профессиональная мобильность

Мищенко В. А. Религиозные верования и профессиональная мобильность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 7-12
PDF
В статье рассмотрены некоторые проблемы влияния религиозных (конфессиональных) убеждений человека на формирование и реализацию у него способности и готовности на смену вида своей профессиональной деятельности.
профессиональная мобильность, религиозные убеждения, конфессия

Мищенко Владимир Александрович

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы

Мумриков О. А. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13-20
PDF
Данная статья является размышлением автора об актуальности творческого развития деятельности приходских общин, преобразования учебных структур при храмах в духовно- просветительские центры, перспективах данного процесса и обобщения собственного опыта руководства духовно-просветительским центром.
духовно-просветительские центры, храм, приходская община, миссионерство

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Попова Светлана Игоревна

Эмоциональное состояние ученика как объект внимания педагога

Попова С. И. Эмоциональное состояние ученика как объект внимания педагога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 21-30
PDF
В данной статье рассматривается эмоциональное состояние ученика как объект внимания педагога в процессе организации воспитания. В качестве основных направлений выступают философское, психологическое, социально-педагогическое. Последовательно раскрыты условия организации воспитательного процесса, предполагающие переход от функционально-ролевых отношений учитель–ученик к системе взаимоотношений с позиции человек–человек.
процесс воспитания; эмоциональное состояние; философское, психологическое, социально-педагогическое направления; условия организации процесса воспитания

Попова Светлана Игоревна

Розина Ольга Владимировна

Влияние мировоззренческого выбора на профессиональную компетентность преподавателя духовно-нравственной (православной) культуры

Розина О. В. Влияние мировоззренческого выбора на профессиональную компетентность преподавателя духовно-нравственной (православной) культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 31-40
PDF
Преподавание православной культуры в общеобразовательной школе в условиях духовно-нравственного кризиса современного общества и поиска национальной идентичности требует не только переосмысления задач этой дисциплины и методики ее преподавания, но и подготовки педагогов, способных адекватно раскрыть ее содержание перед учащимися. Поэтому существенным фактором профессиональной компетентности преподавателей духовно-нравственного (православного) воспитания становится свободный, сознательный и ответственный мировоззренческий выбор базовых ценностей преподаваемого предмета.
преподаватели православной культуры, духовно-нравственное воспитание, гуманизм, религия, мировоззренческий выбор, анкетирование, профессиональная компетентность

Розина Ольга Владимировна

Цыганкова Мария Николаевна

Возможности применения элементов православной культуры в психологическом сопровождении инклюзивного образования

Цыганкова М. Н. Возможности применения элементов православной культуры в психологическом сопровождении инклюзивного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 41-53
PDF
В статье дается определение инклюзивного образования, раскрывается его содержание. Акцент сделан на психологическом сопровождении инклюзивного образования. Для интеграции учащихся с инвалидностью в учебный коллектив и преодоления феномена социальной инвалидизации автор считает перспективным строить психологическое сопровождение инклюзивного образования с использованием элементов русской православной культуры. В статье также рассмотрены некоторые существенные аспекты русского православного мировоззрения, которые могут способствовать развитию толерантности к людям с инвалидностью и созданию инклюзивной учебной среды.
инклюзивное образование, феномен социальной инвалидизации, русская православная культура, сакрализация инвалидности

Цыганкова Мария Николаевна

Ковырзина Татьяна Владимировна

Священномученик Фаддей (Успенский) о роли православного воспитания

Ковырзина Т. В. Священномученик Фаддей (Успенский) о роли православного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 54-57
PDF
В статье автор раскрывает взгляды на воспитание выдающегося русского педагога и святителя священномученика Фаддея (Успенского), дает анализ его педагогических идей, рассматривает виды воспитания и сравнительный анализ воспитательных теорий западноевропейских педагогов.
сщмч. Фаддей (Успенский), воспитание, духовное воспитание, дидактика, западно-европейская педагогика

Ковырзина Татьяна Владимировна

Агеева Антонина Владимировна

Церковно-приходские воскресные школы: история возниконовения и тенденции развития

Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возниконовения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 58-66
PDF
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. В статье отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга, выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики, подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.
Православие, приходское образование, церковно-приходские школы, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание

Агеева Антонина Владимировна

Басов Николай Федорович

Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в дореволюционной России

Басов Н. Ф. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 67-78
PDF
В статье рассматривается возникновение и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России, начиная с простейших форм помощи в древнейших славянских общинах и до складывания системы призрения немощных и увечных в конце XIX —нача- ле XX в. Особое внимание уделено характеристике не только частных, общественных, государственных форм призрения, но и церковной практике помощи через приходы и монастыри.
призрение инвалидов, монастырско-церковные формы призрения, великокняжеская благотворительность, общественное призрение, государственная система призрения инвалидов

Басов Николай Федорович

Перцева Ирина Владимировна

Подготовка социальных педагогов в контексте сохранения отечественных духовных традиций

Перцева И. В. Подготовка социальных педагогов в контексте сохранения отечественных духовных традиций // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 79-88
PDF
В статье поднимается вопрос о сохранении духовных отечественных традиций в процессе подготовки социальных педагогов как важной формы сохранения и передачи культурного наследия. Автор рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных личностных образований, определяющих отношение будущего социального педагога к действительности, и раскрывающих тем самым содержательную характеристику направленности его личности, определяющих мотивацию его поведения и профессиональной деятельности. Статья будет интересна специалистам социальной сферы, преподавателям педагогических вузов, студентам и всем интересующимся сохранением отечественных духовных традиций.
социальная педагогика, отечественные духовные традиции, ценностные ориентации профессиональной деятельности, духовно-нравственное воспитание

Перцева Ирина Владимировна

Беленчук Лариса Николаевна; Прокофьева Елена Анатольевна

Педагогические идеи представителей Киевской философской школы середины XIX в.

Прокофьева Е. А. Педагогические идеи представителей Киевской философской школы середины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 89-103
PDF
Статья посвящена педагогическим представлениям известных философов киевской школы середины XIX в., преподавателей Киевского университета и духовной академии С. С. Гогоцкого и О. М. Новицкого.
С. С. Гогоцкий, О. М. Новицкий, Киевский университет, педагогика, образование, духовное воспитание, история педагогики

Беленчук Лариса Николаевна


Прокофьева Елена Анатольевна

Лычковская Наталья Вячеславовна

Особенности и основные черты педагогики русской эмиграции первой волны

Лычковская Н. В. Особенности и основные черты педагогики русской эмиграции первой волны // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 104-113
PDF
Русское зарубежье, возникшее после революции, —это крупный исторический феномен XX в., оставивший после себя огромное культурное наследие, а также богатый опыт по воспитанию и образованию. В данной работе рассматриваются психологические особенности детей, оказавшихся в условиях эмиграции, выявляются общие черты психолого-педагогических проблем эмигрантов и жителей современной России, а также проводится анализ роли Русской Церкви в жизни эмигрантов первой волны в Париже.
Русское зарубежье, педагогика, психология, Русская Церковь

Лычковская Наталья Вячеславовна

Ребиндер Юлия Ильинична

Специфика социального служения членов французского округа Русского студенческого христианского движения

Ребиндер Ю. И. Специфика социального служения членов французского округа Русского студенческого христианского движения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 114-128
PDF
Сегодня, когда к созданию молодежных объединений, привлечению молодежи к социальнозначимой деятельности призывают и Церковь, и государство, для нас становится незаменимым опыт православных русских молодежных организаций, возникших в Европе после революции 1917 г. Данная статья посвящена описанию работы с молодежью французского округа Русского студенческого христианского движения, выявлению ее социальной направленности, анализу и рассмотрению фактов социального служения отдельных участников организации.
молодежные организации в эмиграции, социальное служение, Русское Студенческое Христианское Движение

Ребиндер Юлия Ильинична

ПСИХОЛОГИЯ

Егоров Илья Владимирович; Лесняк Марина Валерьевна

Психологическое исследование компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью

Лесняк М. В. Психологическое исследование компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 131-141
PDF
В статье описывается система занятий по изучению и формированию компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью. На основе формирующего эксперимента доказывается, что систематические занятия с младшими школьниками, обучающимися в специальной (коррекционной) школе VIII вида, повышают уровень развития эмпатических компонентов. Вместе с тем в статье приводятся данные о том, что уровень проявления компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью зависит от ситуации их проявления и от объекта, на который направлены проявления эмпатии.
эмпатия; сопереживание; стремление помочь другому; узнавание базовых эмоций; эмоциональная поддержка; эмоциональное развитие личности младшего школьника с умственной отсталостью; констатирующий срез; формирование / развитие эмпатии; контрольный срез

Егоров Илья Владимирович


Лесняк Марина Валерьевна

Борисова Наталья Владимировна; Гостев Андрей Андреевич

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Гостев А. А. Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 142-159
PDF
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание духовного акта. Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий —вера, надежда, любовь, совесть, сердечное созерцание, духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
духовная личность, духовность, нравственность, духовный акт, вера, надежда, любовь, совесть, греховность, воображение, молитва, «сердечное созерцание», духовный катарсис, психология конфликта, воспитание, образование, семья, патриотизм, национальная духо

Борисова Наталья Владимировна


Гостев Андрей Андреевич

ХРОНИКА

Светлой памяти Виталия Александровича Сластенина

Светлой памяти Виталия Александровича Сластенина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 163-166
PDF