ПЕДАГОГИКА
Остапенко Андрей Александрович
Ссылка на статью:
Остапенко А. А. Лествица образовательных целей: от законничества через благодатность ко Творцу // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 7-14
Аннотация
Опираясь на антропологические основания человеческой жизни выстроена пятиуровневая модель образовательных целей как предполагаемых результатов педагогического процесса становления человека. Исходя из положений христианской антропологии, обоснованы благодатный, созидательный и творческий уровни целей как результатов ступеней восхождения к Образу Богочеловека и выстроена полная антропологическая матрица целей образования.
Ключевые слова
уровни образовательных целей; нормированные и ненормированные образовательные результаты; законничество и благодатность воспитательных результатов; антропологическая матрица целей; предельная и запредельная форма бытия человека; антропологическая норма
Данные об авторе
Остапенко Андрей Александрович
Опираясь на антропологические основания человеческой жизни выстроена пятиуровневая модель образовательных целей как предполагаемых результатов педагогического процесса становления человека. Исходя из положений христианской антропологии, обоснованы благодатный, созидательный и творческий уровни целей как результатов ступеней восхождения к Образу Богочеловека и выстроена полная антропологическая матрица целей образования.
уровни образовательных целей; нормированные и ненормированные образовательные результаты; законничество и благодатность воспитательных результатов; антропологическая матрица целей; предельная и запредельная форма бытия человека; антропологическая норма
Остапенко Андрей Александрович
Склярова Татьяна Владимировна
Ссылка на статью:
Склярова Т. В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 15-25
Аннотация
В статье рассматриваются представления о религиозном воспитании отечественных исследователей начала XX в. Приведенные данные сопоставляются с современными дискуссиями о значении и содержании религиозного образования, цели и структуре религиозного воспитания и его взаимосвязи с процессом религиозной социализации.
Ключевые слова
Религиозное воспитание, конфессиональность и внеконфессиональность религиозного образования
Данные об авторе
Склярова Татьяна Владимировна
В статье рассматриваются представления о религиозном воспитании отечественных исследователей начала XX в. Приведенные данные сопоставляются с современными дискуссиями о значении и содержании религиозного образования, цели и структуре религиозного воспитания и его взаимосвязи с процессом религиозной социализации.
Религиозное воспитание, конфессиональность и внеконфессиональность религиозного образования
Склярова Татьяна Владимировна
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
Ссылка на статью:
Ященко В. А. Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 26-35
Аннотация
В современном обществе идут мучительные поиски нового содержания системы отечественного образования. Общество отошло от мировоззренческих основ, утверждавшихся на безверии и атеизме, но к основам, допускающим полноценное содружество веры и науки, еще не пришло. В этом духовном поиске участвует духовенство, педагоги, ученые, руководители, решая сложную проблему: каким должно быть содержание образования, ориентированного на православную духовную традицию и востребованного современным подрастающим поколением. В наши дни процесс восстановления духовной образовательной традиции в государстве происходит с одновременным обращением к великой и многовековой духовной культурной памяти русского народа. Для ее сохранения необходимо бережное отношение со стороны государства и общества к традициям наших предков, искреннее уважение к чувствам верующих, к их религиозному сознанию, благодаря которому история сохранила Богом данную самобытную цивилизацию России.
Ключевые слова
Духовно-нравственное воспитание, становление личности, система базовых ценностей
Данные об авторе
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
В современном обществе идут мучительные поиски нового содержания системы отечественного образования. Общество отошло от мировоззренческих основ, утверждавшихся на безверии и атеизме, но к основам, допускающим полноценное содружество веры и науки, еще не пришло. В этом духовном поиске участвует духовенство, педагоги, ученые, руководители, решая сложную проблему: каким должно быть содержание образования, ориентированного на православную духовную традицию и востребованного современным подрастающим поколением. В наши дни процесс восстановления духовной образовательной традиции в государстве происходит с одновременным обращением к великой и многовековой духовной культурной памяти русского народа. Для ее сохранения необходимо бережное отношение со стороны государства и общества к традициям наших предков, искреннее уважение к чувствам верующих, к их религиозному сознанию, благодаря которому история сохранила Богом данную самобытную цивилизацию России.
Духовно-нравственное воспитание, становление личности, система базовых ценностей
Игумен Киприан (Ященко В. А.)
Воля Елена Сергеевна
Ссылка на статью:
Воля Е. С. Архетип учительства // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 36-41
Аннотация
Представлена попытка обращения к христианской традиции учительства для осмысления феномена педагогической миссии, понимаемой автором, как служение по призванию.
Ключевые слова
педагогическая миссия, призвание, служение
Данные об авторе
Представлена попытка обращения к христианской традиции учительства для осмысления феномена педагогической миссии, понимаемой автором, как служение по призванию.
педагогическая миссия, призвание, служение
Воля Елена Сергеевна
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ссылка на статью:
Дивногорцева С. Ю. Становление государственной системы педагогического образования в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 42-48
Аннотация
Несмотря на то, что устроение первых школ на Руси воспринималось как дело государственное, долгое время специально подготовленного педагогического сословия в нашей стране не было. Это объясняется, с одной стороны, церковным, вплоть до конца XVII в., характером русской школы, для преподавания в которой вполне соответствовала подготовка священнослужителей. Другой объективной причиной была неразвитость педагогики как науки и методик преподавания отдельных предметов как ее составляющих. Государственная подготовка учительского сословия в России зарождается с конца XVIII в., в начале следующего она начинает складываться в систему, претерпевая интенсивное реформирование и развитие.
Ключевые слова
история образования, отечественное образование, учебные заведения, подготовка учителей, церковный характер преподавания
Данные об авторе
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Несмотря на то, что устроение первых школ на Руси воспринималось как дело государственное, долгое время специально подготовленного педагогического сословия в нашей стране не было. Это объясняется, с одной стороны, церковным, вплоть до конца XVII в., характером русской школы, для преподавания в которой вполне соответствовала подготовка священнослужителей. Другой объективной причиной была неразвитость педагогики как науки и методик преподавания отдельных предметов как ее составляющих. Государственная подготовка учительского сословия в России зарождается с конца XVIII в., в начале следующего она начинает складываться в систему, претерпевая интенсивное реформирование и развитие.
история образования, отечественное образование, учебные заведения, подготовка учителей, церковный характер преподавания
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Налётова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Налётова Н. Ю. Деятельность Православной Церкви по распространению народного образования в России во второй половине XIX века // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 49-56
Аннотация
В статье исследуется политика Российской империи в области народного образования. Дается анализ деятельности духовенства Русской Православной Церкви по развитию и распространению народного образования в церковно-приходских школах России второй половины ХIХ в.
Ключевые слова
народное образование, инициативы Русской Православной Церкви по распространению народного образования в России во второй половине XIX в.
Данные об авторе
В статье исследуется политика Российской империи в области народного образования. Дается анализ деятельности духовенства Русской Православной Церкви по развитию и распространению народного образования в церковно-приходских школах России второй половины ХIХ в.
народное образование, инициативы Русской Православной Церкви по распространению народного образования в России во второй половине XIX в.
Налётова Наталья Юрьевна
Никитский Максим Викторович
Ссылка на статью:
Никитский М. В. Социальный климат малых городов России (штрихи к социально-педагогическому портрету российской глубинки) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 57-67
Аннотация
В данной статье автор анализирует социокультурные характеристики российской глубинки на примере малых российских городов, которые рассматриваются на основе данных, полученных в ходе социально-педагогического исследования процесса социализации подрастающих поколений в данном типе поселений. Особое внимание уделяется такому параметру характеристики микросоциума, как социальный климат, который раскрывается через понятия образ жизни, общественное мнение, социальное взаимодействие и социально-психологический микроклимат. Определяя специфику социализации человека в малом городе, автор раскрывает основные социально-педагогические проблемы современных малых городов России. Предполагается, что одним из направлений развития позитивных тенденций в социализации жителей российской глубинки является налаживание комплексной социально-педагогической деятельности.
Ключевые слова
социализация человека, социальный климат, образ жизни, микросоциум, малый город, общественное мнение, социальное взаимодействие, социально-психологический микроклимат, социально-педагогические проблемы, специфика социализации в малом городе
Данные об авторе
Никитский Максим Викторович
В данной статье автор анализирует социокультурные характеристики российской глубинки на примере малых российских городов, которые рассматриваются на основе данных, полученных в ходе социально-педагогического исследования процесса социализации подрастающих поколений в данном типе поселений. Особое внимание уделяется такому параметру характеристики микросоциума, как социальный климат, который раскрывается через понятия образ жизни, общественное мнение, социальное взаимодействие и социально-психологический микроклимат. Определяя специфику социализации человека в малом городе, автор раскрывает основные социально-педагогические проблемы современных малых городов России. Предполагается, что одним из направлений развития позитивных тенденций в социализации жителей российской глубинки является налаживание комплексной социально-педагогической деятельности.
социализация человека, социальный климат, образ жизни, микросоциум, малый город, общественное мнение, социальное взаимодействие, социально-психологический микроклимат, социально-педагогические проблемы, специфика социализации в малом городе
Никитский Максим Викторович
Плешаков Владимир Андреевич
Ссылка на статью:
Плешаков В. А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 68-76
Аннотация
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно сказывается на всех сторонах и формах взаимоотношений российских школьников и студенческой молодежи с миром в целом, с другими людьми, с собой. Этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическая и семейная ориентация, воля и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональное состояние, а также общее физическое и психическое развитие современного человека в XXI в. осуществляются не только в рамках условий реальной жизнедеятельности, но и в процессе киберсоциализации. Проблема киберсоциализации и духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи в статье раскрывается через описание возможностей удовлетворения/квазиудовлетворения потребностей современного человека в киберпространстве всемирной глобальной сети Интернет и общую характеристику феномена киберонтологии личности. Автором предпринята попытка обосновать необходимость разработки инновационнойотрасли психолого-педагогической мысли —киберпедагогики.
Ключевые слова
киберсоциализация человека, Интернет-среда, киберпространство, духовно-нравственное развитие и воспитание, киберонтология, киберпедагогика
Данные об авторе
Плешаков Владимир Андреевич
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно сказывается на всех сторонах и формах взаимоотношений российских школьников и студенческой молодежи с миром в целом, с другими людьми, с собой. Этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическая и семейная ориентация, воля и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональное состояние, а также общее физическое и психическое развитие современного человека в XXI в. осуществляются не только в рамках условий реальной жизнедеятельности, но и в процессе киберсоциализации. Проблема киберсоциализации и духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи в статье раскрывается через описание возможностей удовлетворения/квазиудовлетворения потребностей современного человека в киберпространстве всемирной глобальной сети Интернет и общую характеристику феномена киберонтологии личности. Автором предпринята попытка обосновать необходимость разработки инновационнойотрасли психолого-педагогической мысли —киберпедагогики.
киберсоциализация человека, Интернет-среда, киберпространство, духовно-нравственное развитие и воспитание, киберонтология, киберпедагогика
Плешаков Владимир Андреевич
Качала Татьяна Вадимовна
Ссылка на статью:
Качала Т. В. Использование веб-сайтов в организации просветительской деятельности православных приходов // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 77-81
Аннотация
Просветительская деятельность —одна из первостепенных задач Русской Православной Церкви на современном этапе, для решения которой используются современные информационные технологии, в том числе и Интернет. Многие церковные приходы (особенно в крупных городах) стремятся открыть собственные сайты для активизации приходской жизни церковных общин. В статье дается краткая характеристика приходских электронных ресурсов г. Москвы, анализируется эффективность использования веб-сайтов православных храмов в организации просветительской деятельности, подробно рассмотрены вопросы размещения информации о воскресных школах в соответствующих разделах приходских сайтов.
Ключевые слова
сайт приходской общины, просветительская деятельность православных приходов, воскресная школа, библиотечная деятельность, приходские музеи
Данные об авторе
Просветительская деятельность —одна из первостепенных задач Русской Православной Церкви на современном этапе, для решения которой используются современные информационные технологии, в том числе и Интернет. Многие церковные приходы (особенно в крупных городах) стремятся открыть собственные сайты для активизации приходской жизни церковных общин. В статье дается краткая характеристика приходских электронных ресурсов г. Москвы, анализируется эффективность использования веб-сайтов православных храмов в организации просветительской деятельности, подробно рассмотрены вопросы размещения информации о воскресных школах в соответствующих разделах приходских сайтов.
сайт приходской общины, просветительская деятельность православных приходов, воскресная школа, библиотечная деятельность, приходские музеи
Качала Татьяна Вадимовна
Шафажинская Наталья Евгеньевна
Ссылка на статью:
Шафажинская Н. Е. Научно-просветительская и педагогическая деятельность русского монашества XIX-XX вв.: вклад в отечественную и мировую культуру // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 82-95
Аннотация
В статье повествуется о различных аспектах научно-практической, просветительской и педагогической деятельности видных представителей русского ученого монашества XIX–X вв. Привлекая широкий иллюстративный материал, автор анализирует творческий диапазон подвижников благочестия, реализованный в области гуманитарного знания, миссионерской и естественнонаучной сферах.
Ключевые слова
русское ученое монашество, научно-просветительская, педагогическая и социокультурная деятельность, православная культура, творческий диапазон личности
Данные об авторе
Шафажинская Наталья Евгеньевна
В статье повествуется о различных аспектах научно-практической, просветительской и педагогической деятельности видных представителей русского ученого монашества XIX–X вв. Привлекая широкий иллюстративный материал, автор анализирует творческий диапазон подвижников благочестия, реализованный в области гуманитарного знания, миссионерской и естественнонаучной сферах.
русское ученое монашество, научно-просветительская, педагогическая и социокультурная деятельность, православная культура, творческий диапазон личности
Шафажинская Наталья Евгеньевна
Басов Николай Федорович
Ссылка на статью:
Басов Н. Ф. Деятельность Православной Церкви по призрению нуждающихся в Костромской губернии конца XIX-начала XX вв. // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 96-104
Аннотация
В статье характеризуется содержание и формы деятельности Православной Церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии (конец XIX —начало XX в.). Особое внимание уделено характеристике православных братств, попечительств и т. д.
Ключевые слова
Православная Церковь, призрение нуждающихся, церковно-приходские школы, благотворительная помощь, православные братства, духовная семинария, епархиальное училище, церковно-приходские попечительства
Данные об авторе
В статье характеризуется содержание и формы деятельности Православной Церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии (конец XIX —начало XX в.). Особое внимание уделено характеристике православных братств, попечительств и т. д.
Православная Церковь, призрение нуждающихся, церковно-приходские школы, благотворительная помощь, православные братства, духовная семинария, епархиальное училище, церковно-приходские попечительства
Басов Николай Федорович
ПСИХОЛОГИЯ
Мудрик Анатолий Викторович
Ссылка на статью:
Мудрик А. В. Инструментальный интеллект в ряде других видов интеллекта // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 107-111
Аннотация
Рассматривается интеллектуальное развитие человека как необходимое условие успешного решения им социально-культурных задач на каждой стадии социализации; характеризуются когнитивный (академический), социальный и эмоциональный виды интеллекта; характеризуется феномен, обозначаемый автором понятием инструментальный интеллект.
Ключевые слова
социально-культурные задачи, когнитивный интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, инструментальный интеллект
Данные об авторе
Мудрик Анатолий Викторович
Рассматривается интеллектуальное развитие человека как необходимое условие успешного решения им социально-культурных задач на каждой стадии социализации; характеризуются когнитивный (академический), социальный и эмоциональный виды интеллекта; характеризуется феномен, обозначаемый автором понятием инструментальный интеллект.
социально-культурные задачи, когнитивный интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, инструментальный интеллект
Мудрик Анатолий Викторович
Миронова Марина Николаевна
Ссылка на статью:
Миронова М. Н. Наследие Святых Отцов и психология о духовном кризисе // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 112-136
Аннотация
Автор статьи обращается к самым различным источникам: Священному Писанию, наследию Святых Отцов Церкви, работам современных богословов и психологов для исследования феномена духовного кризиса. В выдвигается предположение о том, что можно говорить о его структуре, в которой имеются особые точки или развилки; в них решающее значение для исхода кризиса имеет свободная воля человека: тот или иной выбор может прекратить кризис, исказить его, либо, наоборот, может привести к нормальному исходу. Опираясь на богословские тексты и писания Святых Отцов, сформулированы некоторые рекомендации для практической работы психолога с людьми, переживающими духовный кризис. На основе произведенного анализа и небольшого собственного опыта практической работы по сопровождению первых этапов кризиса описаны его особенности у современников.
Ключевые слова
кризис, духовный кризис, «миф о себе», благодать Святого Духа
Данные об авторе
Миронова Марина Николаевна
Автор статьи обращается к самым различным источникам: Священному Писанию, наследию Святых Отцов Церкви, работам современных богословов и психологов для исследования феномена духовного кризиса. В выдвигается предположение о том, что можно говорить о его структуре, в которой имеются особые точки или развилки; в них решающее значение для исхода кризиса имеет свободная воля человека: тот или иной выбор может прекратить кризис, исказить его, либо, наоборот, может привести к нормальному исходу. Опираясь на богословские тексты и писания Святых Отцов, сформулированы некоторые рекомендации для практической работы психолога с людьми, переживающими духовный кризис. На основе произведенного анализа и небольшого собственного опыта практической работы по сопровождению первых этапов кризиса описаны его особенности у современников.
кризис, духовный кризис, «миф о себе», благодать Святого Духа
Миронова Марина Николаевна
Кондратьев Сергей Владимирович
Ссылка на статью:
Кондратьев С. В. Субъектность человека как системообразующее качество души и как предмет психологии // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 137-145
Аннотация
С позиции православной психологической парадигмы в статье рассматривается человеческая субъектность как системообразующее качество души. В этой связи обосновываются уровни душевного самобытия: бессознательный (арефлексивный), сознательный (рефлексивный), сверхсознательный (трансрефлексивный). Дается понятие индивиду и индивидуальности как объективно заданным душевным целостностям. Раскрываются психологические содержания личности и социального индивида как феноменам субъектности человека и как продуктов онтогенетического развития индивидуальности и индивида. Раскрывается структура и содержание интеллекта как душевного атрибута. Дается понятие индивидуальной нравственности и индивидуальной морали, раскрывается психологическое содержание ценностно-ориентационной сферы субъектности человека. Определяются чувства и эмоции как душевные атрибуты.
Ключевые слова
душа, субъектность, арефлексивный уровень психики, рефлексивный уровень психики, трансфрефлексивный уровень психики, индивид, индивидуальность, личность, социальный индивид, интеллект, ценности, смыслы, чувства, эмоции, потребности, мотивы, воля
Данные об авторе
Кондратьев Сергей Владимирович
С позиции православной психологической парадигмы в статье рассматривается человеческая субъектность как системообразующее качество души. В этой связи обосновываются уровни душевного самобытия: бессознательный (арефлексивный), сознательный (рефлексивный), сверхсознательный (трансрефлексивный). Дается понятие индивиду и индивидуальности как объективно заданным душевным целостностям. Раскрываются психологические содержания личности и социального индивида как феноменам субъектности человека и как продуктов онтогенетического развития индивидуальности и индивида. Раскрывается структура и содержание интеллекта как душевного атрибута. Дается понятие индивидуальной нравственности и индивидуальной морали, раскрывается психологическое содержание ценностно-ориентационной сферы субъектности человека. Определяются чувства и эмоции как душевные атрибуты.
душа, субъектность, арефлексивный уровень психики, рефлексивный уровень психики, трансфрефлексивный уровень психики, индивид, индивидуальность, личность, социальный индивид, интеллект, ценности, смыслы, чувства, эмоции, потребности, мотивы, воля
Кондратьев Сергей Владимирович