/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (16)

ПЕДАГОГИКА

Метлик Игорь Витальевич

Православие в русской школе: трудный путь возвращения

Метлик И. В. Православие в русской школе: трудный путь возвращения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 7-30
PDF
В статье детально рассматривается актуальная, социально значимая тема: восстановление в постсоветский период религиозного образования и духовно-нравственного воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Анализируются основные государственные и церковные документы, решения по этой теме, принятые в последние годы. Представлен аналитический обзор современной ситуации с преподаванием Православной культуры, охарактеризованы перспективы развития этой практики в условиях разработки нового ФГОС общего образования и проведения в 2000–012 гг. Минобрнауки России эксперимента по введению изучения в школах религиозных культур традиционных российских конфессий и светской этики по выбору семьи школьника.
образование, воспитание, религиозное образование, государственно-конфессиональные отношения в сфере образования, духовно-нравственное воспитание, общеобразовательная школа, русская национальная школа (с русским языком обучения), ОПК, преподавание учебног

Метлик Игорь Витальевич

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Этика учителя в православной педагогической традиции русской школы

Дивногорцева С. Ю. Этика учителя в православной педагогической традиции русской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 31-40
PDF
Принятие святым равноапостольным князем Владимиром православного вероучения и возникновение в связи с этим событием потребности древнерусского народа в постижении его основ через чтение и изучение книг Священного Писания, творений святых отцов Церкви стало причиной появления отечественной системы школьного образования и породило особый вид общественно необходимой деятельности —профессионально-педагогической. Одновременно с ее возникновением зарождается педагогическая этика как важнейший ее элемент.
история образования, школьное образование и воспитание, педагогическая этика, этические нормы, учитель.

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Карнаух Надежда Валентиновна

О значении педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в дореволюционной России

Карнаух Н. В. О значении педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 41-49
PDF
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки преподавателей университетов России. Решение данной проблемы тесно связано с историей возникновения в отечественных университетах кафедр педагогики и преподаванием этой дисциплины. В статье сделан акцент на том, что отношение к педагогике в российских университетах не было однозначным. На основе анализа педагогической литературы и архивных документов XIX в., посвященных преподаванию педагогики в университетах, автором представлены противоположные точки зрения по этому вопросу.
преподаватель высшей школы, кафедра педагогики, педагогические общества, профессорские стипендиаты.

Карнаух Надежда Валентиновна

Горячева Анна Аркадьевна

Вопросы воспитания в уставах духовных семинарий 1814 и 1867 гг.

Горячева А. А. Вопросы воспитания в уставах духовных семинарий 1814 и 1867 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 50-62
PDF
Статья посвящена обзору изменений в среднем духовном образовании России в период действия Уставов семинарий 1814 и 1867 гг. Содержание духовного образования направленно было в идеале к постижению Священного Писания и святоотеческих трудов, к освоению исторического пути Православия. Но программы менялись в духе времени, делая акцент то на богословских, то на общеобразовательных предметах, то вводя специальные дисциплины прикладного характера. Рассмотрение воспитания на материале положений первого и второго уставов показывает противоречивость семинарии: она представляет собой учебное заведение для детей духовенства, а с другой стороны —школу для профессиональной подготовки пастырей, с высокими требованиями к образовательным результатам, вследствие чего далеко не все воспитанники могут получить документ о ее окончании. Требования к поведению суровы, воспитание мыслится как приучение к повиновению. Спартанские условия быта в бурсе, обусловленные скудостью финансирования, считались в XIX в. воспитательными мерами сродни аскетическим упражнениям.
история образования, воспитание, духовные семинарии, бурса, дисциплина, XIX век, уставы.

Горячева Анна Аркадьевна

Гусев Георгий Витальевич

Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (конец XIX - начало XX в.)

Гусев Г. В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (конец XIX - начало XX в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 63-76
PDF
Основная цель современного воспитания —формирование полноценной, самостоятельной, социально-активной личности. При этом воспитание должно быть здоровье-сберегающим, что требует от всех участников учебного процесса здорового образа жизни. Однако серьезной угрозой здоровью школьников является алкоголизм, рост которого среди молодежи отмечается специалистами в последние годы. В России XIX в. накоплен огромный опыт лечения и предупреждения этого тяжкого недуга. В этой статье автор показывает тот положительный опыт обучения и воспитания трезвости.
общества трезвости, антиалкогольное воспитание школьников, трезвый образ жизни, опыт борьбы с алкоголизмом XIX века.

Гусев Георгий Витальевич

Шафажинская Наталья Евгеньевна

Личностный творческий вклад патриархов Русской Православной Церкви новейшего времени в созидание отечественной культуры и государственности

Шафажинская Н. Е. Личностный творческий вклад патриархов Русской Православной Церкви новейшего времени в созидание отечественной культуры и государственности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 77-84
PDF
В этой статье раскрыты различные грани личности и деятельности русских Патриархов XX века, поскольку в это непростое для России время их жизнь была ярким примером пламенного служения Богу, Отечеству, народу. Их христианский подвиг органично сочетался с личной одаренностью, харизматичностью каждого их них, что способствовало благодатному влиянию на все общество.
патриаршество, Русская Православная Церковь, служение, XX век, история РПЦ.

Шафажинская Наталья Евгеньевна

Абрамов Сергей Иванович

К вопросу о духовности в патриотическом воспитании

Абрамов С. И. К вопросу о духовности в патриотическом воспитании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 85-93
PDF
Патриотическое воспитание —вопрос первостепенной важности. Без этого базиса невозможно становление полноценной личности. В данной статье рассматривается роль духовности в процессе воспитания. Автор на примере стихотворений русских поэтов показывает, что духовность —это, в первую очередь, вера в Бога и любовь к своей Родине, без которых невозможна реализация лучших качеств во всех сферах жизни человека.
воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовность, русская поэзия, первообраз.

Абрамов Сергей Иванович

ПСИХОЛОГИЯ

Торопова Алла Владимировна

Феномен музыкального сознания как орудие структурирования внутренней реальности личности

Торопова А. В. Феномен музыкального сознания как орудие структурирования внутренней реальности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 97-112
PDF
Статья посвящена осмыслению сущности и специфики феномена музыкального сознания, который рассматривается сквозь призму общего, особенного и единичного. Представлены: авторское понимание генезиса музыкального сознания, его психосемантической структуры, истоков музыкального смыслообразования. Обосновывается антропологический контекст изучения музыкального сознания как особой психической функции перевода реального переживания в символическое.
музыкальное сознание, интонирующее сознание, символогенез, энерго-временные паттерны переживаний, архетип, музыкальный символ, культурный знак.

Торопова Алла Владимировна

Егоров Геннадий Викторович, протоиерей

Психолого-акмеологические условия достижения высшего этапа развития профессионализма в процессе профессиональной переподготовки

Егоров Г. В. Психолого-акмеологические условия достижения высшего этапа развития профессионализма в процессе профессиональной переподготовки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 113-126
PDF
В статье рассматриваются требования к дополнительному профессиональному образованию и его содержанию. Предлагается новая модель образовательного пространства, отвечающего этим требованиям, включение в него новых субъектов. Также рассматривается формирование его ценностной составляющей как результата взаимодействия всех его субъектов на основании общего стремления к саморазвитию и самореализации в модусе служения.
профессиональная переподготовка, развитие профессионализма, построение образовательной среды, модус развития профессионализма.

Егоров Геннадий Викторович, протоиерей

Носкова Наталья Витальевна

Исследования способности к выбору в детских возрастах

Носкова Н. В. Исследования способности к выбору в детских возрастах // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 127-135
PDF
В статье представлено теоретическое и методологическое обоснование исследования способности к выбору в подростковом и юношеском возрастах и некоторые результаты применения экспериментальной методики. Описаны варианты проведения методики в соответствии с задачами исследования. Выделены этапы становления предпосылок к выбору в детском онтогенезе и условия развития данной формы активности.
выбор, «задачи на выбор», культурно-историческая психо- логия, закон становления высших психических функций, детский онтогенез, самоопределение, пубертатный возраст, свобода, ответственность, девиантные подростки, юноши.

Носкова Наталья Витальевна

Егоров Илья Владимирович

Психологические закономерности зрительного восприятия символов и эмблем

Егоров И. В. Психологические закономерности зрительного восприятия символов и эмблем // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 136-142
PDF
В статье представлено использование психологических законов зрительного восприятия в различных гербах городов России. Описаны психологические законы зрительного восприятия. Проведен анализ некоторых знаков, символов с точки зрения описанных законов зрительного восприятия.
психология, психология личности, зрительное восприятие, гербы, символика.

Егоров Илья Владимирович

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Некоторые аспекты психогенетики и детской психологии в контексте "эволюционного религиоведения" и православного богословия

Мумриков О. А. Некоторые аспекты психогенетики и детской психологии в контексте "эволюционного религиоведения" и православного богословия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 143-157
PDF
Признавая религиозность фундаментальной константой личности, некоторые исследователи на рубеже ХХ–ХХI вв., опираясь на фактологический массив психогенетики, пытаются возродить натуралистическую гипотезу происхождения религии в ином качестве —в виде эволюционного религиоведения. Что есть религия: коренная непроизводная и неустранимая функция духа, полезная психо-биологическая адаптация, иллюзия, вирус мозга или сбой навигационной системы мотылька, летящего в пламя свечи? Насколько серьезную среду для развития атеистического взгляда на происхождение религиозности человека может представлять эволюционное религиоведение? Возможны ли альтернативные мировоззренческие интерпретации фактов, на которые опираются критики христианства, в рамках православного богословия? Автор представляет проблематику и пытается наметить пути решения указанных проблем.
антропогенез, антропология, апологетика, атеизм, естествознание, личность, наука и вера, психология, религия, творение, человек, эволюция.

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

РЕЦЕНЗИИ

Петракова Татьяна Ивановна

Рец. на кн.: прот. В. Дорофеев, О. Л. Янушкявичене "Основы православной культуры" для 1-4 классов

Петракова Т. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 161-164 — Рец. на кн.: прот. В. Дорофеев, О. Л. Янушкявичене "Основы православной культуры" для 1-4 классов
PDF

Петракова Татьяна Ивановна

ХРОНИКА

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании президиума Российской академии образования (РАО) 11 ноября 2009 года

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании президиума Российской академии образования (РАО) 11 ноября 2009 года // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 167-174
PDF

Речь Виктора Антоновича Садовничего, ректора МГУ, на Торжественном Акте Свято-Тихоновского гуманитарного университета 18 ноября 2009 года

Речь Виктора Антоновича Садовничего, ректора МГУ, на Торжественном Акте Свято-Тихоновского гуманитарного университета 18 ноября 2009 года // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 175-176
PDF

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Торжественном Акте Свято-Тихоновского гуманитарного университета 18 ноября 2009 года

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Торжественном Акте Свято-Тихоновского гуманитарного университета 18 ноября 2009 года // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 177-181
PDF