/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :3 (14)

ПЕДАГОГИКА

Мудрик Анатолий Викторович

Человек в процессе социализации: три ипостаси

Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 7-16
PDF
В отечественных обществознании и человекознании проблема социализации долгое время рассматривалась главным образом в русле критического анализа западных философских, социологических, психологических и педагогических концепций. В 80-е гг., когда о социализации стали писать много, в ее трактовке у нас возобладал субъект-объектный подход. Наконец, четкая трактовка социализации как субъект-субъектного феномена, данная Г. М. Андреевой, помогла автору данной статьи осмыслить социализацию как контекст воспитания, предложить релевантное для педагогики определение и сущность этого понятия, охарактеризовать позицию человека в процессе социализации. В статье раскрываются три ипостаси человека в процессе социализации — как объекта, как субъекта и как «жертвы» (авторский термин) социализации. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 08-06-00319а.
социализация человека, социальная педагогика, социальная психология, воспитание, жертва социализации.

Мудрик Анатолий Викторович

Ромм Татьяна Александровна

Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху

Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 17-26
PDF
В статье рассматриваются проблемы, связанные с теоретическим определением целей и задач социального воспитания в постиндустриальную эпоху. В содержании социального воспитания на первое место выдвигается функция помощи, заботы средствами социальной политики, социальной работы, социальной коррекции и реабилитации. В задачах автор отмечает два уровня социальности: «макроуровень» — обеспечение возможности человеку быть частью сообщества и «микроуровень» — возможность его самовыражения, самореализации. Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 09-06-00742а.
социальное воспитание, социализация, социальная компетентность, постиндустриальное общество, социальная педагогика, социальная психология.

Ромм Татьяна Александровна

Качала Татьяна Вадимовна

Приходская социально-педагогическая деятельность православных храмов Москвы в период патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (по материалам докладов Святейшего на епархиальных собраниях Москвы в 1992-2008 гг.)

Качала Т. В. Приходская социально-педагогическая деятельность православных храмов Москвы в период патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (по материалам докладов Святейшего на епархиальных собраниях Москвы в 1992-2008 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 27-42
PDF
В конце 80-х гг. прошлого века произошли изменения в религиозной политике советского государства и появилась возможность возрождения социально-педагогической деятельности Русской Православной Церкви. Большой вклад в дело становления и развития этой деятельности внес Святейший Патриарх Алексий II, ежегодно подводя итоги, обобщая и анализируя результаты, предлагая новые формы социально-педагогической деятельности приходских общин православных храмов на епархиальных собраниях Москвы. В данной работе анализируется внутриобщинная, катехизаторско-просветительская, миссионерская, образовательная и диаконическая деятельность приходов православных храмов Москвы в 1990‒2008 гг. Автором предложена классификация основных направлений приходской социально-педагогической деятельности.
приходская социально-педагогическая деятельность, епархиальное собрание духовенства Москвы, комиссии при Епархиальном советеМосквы, приходские общины, катехизация и просвещение, воскресные школы, церковно-приходские библиотеки, православные школы, приход

Качала Татьяна Вадимовна

Горячева Анна Аркадьевна

Ректорское попечение об условиях воспитания в духовной семинарии (на примере служения святителя Филарета (Амфитеатрова))

Горячева А. А. Ректорское попечение об условиях воспитания в духовной семинарии (на примере служения святителя Филарета (Амфитеатрова)) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 43-53
PDF
Духовная семинария в России в ХVIII–ХIХ вв. — это учебное заведение, имеющее своей первоочередной целью воспитание пастыря, или, по именованию первого Устава семинарий, служителя слова Божия. Основная ее деятельность — воспитательная, поэтому ни одна часть содержания обучения в семинарии не давалась вне ее воспитательного влияния на обучающихся, без учета ценностного содержания материала. В жизнедеятельности такого учебного заведения чрезвычайно важной и ответственной становится роль руководителя, ректора, особо подчеркивается в этой статье.
духовная семинария, духовное воспитание в ХVIII–ХIХ вв., духовное образование, святитель Филарет (Амфитеатров), история образования, бурса, ректорство, история РПЦ.

Горячева Анна Аркадьевна

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Духовная и телесная природа человека в контексте диалога богословия и науки (по материалам доклада на XVII Международных образовательных Рождественских чтениях)

Мумриков О. А. Духовная и телесная природа человека в контексте диалога богословия и науки (по материалам доклада на XVII Международных образовательных Рождественских чтениях) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 55-68
PDF
Насколько библейское повествование о сотворении человека соотносится с научными представлениями об антропогенезе? Данный вопрос является причиной многолетних дискуссий между представителями креационистской и эволюционистской точек зрения. Автор представляет проблематику соотношения науки и веры на примере библейско- святоотеческого учения об образе и подобии Божием в человеке в контексте повествования о его сотворении.
антропогенез, антропология, апологетика, креационизм, личность, наука и вера, образ и подобие Божии, творение, человек, эволюция.

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Миронова Марина Николаевна

Молитва или медитация: прилоги антикультуры

Миронова М. Н. Молитва или медитация: прилоги антикультуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 69-76
PDF
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии. Предпринимается сравнительный анализ медитации (основной техники, предлагаемой последователям данного учения) и православной молитвы. Сравнение показывает, что молитва и медитация являются антагонистами, поэтому результат их практики должен быть противоположен. Далее обобщаются современные экспериментальные данные об измененных состояниях сознания, и они рассматриваются с позиции христианской антропологии и православной психологии. Делается вывод о том, что человека, практически последовавшего анализируемому учению, ждет неизбежный результат, который на языке христианской антропологии называется «прелестью», а далее — духовная гибель. Даются сведения о других факторах, аналогичных медитации, изменяющих состояние сознания, широко распространенных в неокультуре.
православная антропология, православная психология, молитва, медитация, новое «духовное» учение, измененное состояние сознания.

Миронова Марина Николаевна

Беленчук Лариса Николаевна

Гоголь как просветитель

Беленчук Л. Н. Гоголь как просветитель // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 77-91
PDF
Статья посвящена воспитательным, просветительским идеям в творчестве великого русского писателя Н. В. Гоголя, дидактическому значению его произведений. В ней рассматриваются его статьи на педагогические темы, переписка («Выбранные места из переписки с друзьями»), а также важнейшие художественные произведения («Ревизор» и «Мертвые души»). Особое внимание уделяется духовной составляющей произведений классика, его текстам, принадлежащим одновременно светской и религиозно-учительной культуре.
Н. В. Гоголь, просвещение, воспитание, религиозно-учительная литература, русское общество середины XIX в., поучения, художественная литература.

Беленчук Лариса Николаевна

ПСИХОЛОГИЯ

Кондратьев Сергей Владимирович

От личностно-ориентированного - к персонифицированному обучению

Кондратьев С. В. От личностно-ориентированного - к персонифицированному обучению // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 95-109
PDF
С позиций православной педагогической психологии в статье обосновывается необходимость перехода от личностно-ориентированных к личностно-развивающим стратегиям обучения и воспитания. Дается понятие персонифицированного обучения как способа развития человеческой субъектности от эгоцентризма к альтруизму. Рассмотрен системообразующий состав персонифицированного обучения в виде социально-психологических и психолого-педагогических закономерностей. Определено психологическое содержание персонифицированного обучения через психологические типы педагогов и учащихся, личностно-развивающее педагогическое взаимодействие и технологии персонифицированного обучения. Охарактеризованы интеллектуальная и нравственная составляющие человеческой субъектности, развиваемые в процессе персонифицированного обучения.
персонифицированное обучение, субъектность, личность, социальный индивид, эгоцентризм личности, альтруизм личности, интеллектуальные способности, типы и виды мышления, установки, аттитюды, нравственно-смысловые конструкты, психологические закономерности,

Кондратьев Сергей Владимирович

Остапенко Андрей Александрович

Христианский антиномизм как возможная методология психологи-педагогической науки

Остапенко А. А. Христианский антиномизм как возможная методология психологи-педагогической науки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 110-122
PDF
Основываясь на антиномизме христианской догматики, автор рассматривает возможность построения научных психолого-педагогических теорий и систем на новой для этих отраслей научного знания методологии антиномического соединения противоположностей. Предложена матричная модель многомерной педагогической реальности как возможная основа создания догматической педагогики.
догмат, антиномия, антиномизм, методология, педагогические антиномии, педагогический принцип разумного баланса.

Остапенко Андрей Александрович