/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :2 (13)

ПЕДАГОГИКА

Петракова Татьяна Ивановна

Проблема стандартов общего образования, или Быть или не быть в российской школе православной культуре

Петракова Т. И. Проблема стандартов общего образования, или Быть или не быть в российской школе православной культуре // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 8-27
PDF
Статья представляет собой развернутый обзор выступлений (с добавлением авторского комментария) на круглом столе, прошедшем в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений в Российской академии образования в феврале 2009 г. и посвященном актуальной проблеме, — обсуждению нового государственного стандарта общего образования. Публикация содержит итоги обсуждения данного вопроса в епархиях Русской Православной Церкви, прошедшего по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II.
федеральный государственный стандарт общего образования, церковно-общественное обсуждение, интересы православного сообщества, курс «Основы православной культуры», образовательные потребности, приобщение детей к культуре православия.

Петракова Татьяна Ивановна

Миронова Марина Николаевна

Молитва или медитация: прилоги антикультуры

Миронова М. Н. Молитва или медитация: прилоги антикультуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 28-45
PDF
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии. Предпринимается сравнительный анализ медитации (основной техники, предлагаемой последователям данного учения) и православной молитвы. Сравнение показывает, что молитва и медитация являются антагонистами, поэтому результат их практики должен быть противоположен. Далее с позиции христианской антропологии и православной психологии рассматриваются и обобщаются современные экспериментальные данные об измененных состояниях сознания. Делается вывод о том, что человека, практически последовавшего анализируемому учению, ждет неизбежный результат, который на языке христианской антропологии называется «прелестью», а далее следует духовная гибель. Даются сведения о других факторах, аналогичных медитации, изменяющих состояние сознания, широко распространенных в неокультуре.
православная антропология, православная психология, молитва, медитация, новое «духовное» учение, измененное состояние сознания.

Миронова Марина Николаевна

Абрамов Сергей Иванович

Роль педагогической деятельности духовно-просветительского центра малого города в развитии личности старшего школьника

Абрамов С. И. Роль педагогической деятельности духовно-просветительского центра малого города в развитии личности старшего школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 46-56
PDF
В статье автор обращается к изучению роли православного духовно-просветительского центра (ДПЦ) в процессе духовно-нравственного воспитания старшего школьника. Была исследована эффективность такой работы в условиях малого города. Полученные результаты проведенной автором научно-исследовательской работы показали, что школьник, посещающий занятия ДПЦ, имеет более благоприятные условия для развития личности, чем его сверстник, посещающий занятия светского учреждения дополнительного образования. Что говорит о необходимости включения ДПЦ в современный процесс духовно-нравственного воспитания в условиях малого города.
духовно-нравственное воспитание, старший школьник, условия малого города, православный духовно-просветительский центр, ценностные ориентации старшего школьника, личностный рост.

Абрамов Сергей Иванович

Гусев Георгий Витальевич

Российская школа в начале XX в.: обучение и воспитание трезвого образа жизни

Гусев Г. В. Российская школа в начале XX в.: обучение и воспитание трезвого образа жизни // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 57-64
PDF
Основная цель современного воспитания — формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности. Одновременно воспитание должно быть здоровьесберегающим, что требует формирования у обучающихся и их родителей здорового образа жизни. Серьезной угрозой здоровью школьников является алкоголизм, рост которого в последние годы отмечается многими авторами. В истории России, начиная с конца ХIХ в., накоплен определенный опыт воспитания трезвого образа жизни в школе, об этом рассказывает автор статьи.
антиалкогольное воспитание школьников, трезвый образ жизни, опыт борьбы с пьянством в России в ХIХ–ХХ вв.

Гусев Георгий Витальевич

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Роль биологических дисциплин в образовательном становлении личности: православный взгляд

Мумриков О. А. Роль биологических дисциплин в образовательном становлении личности: православный взгляд // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 65-78
PDF
Упрощенные подходы как к религиозному, так и к светскому образованию рано или поздно приводят к глубоким внутренним мировоззренческим конфликтам. Для изучения роли биологических дисциплин в образовательном становлении личности необходимо учесть возрастные особенности психологии и духовной жизни старших школьников. Автор в своей статье дает структурный анализ курса биологии в старших (Х–ХI) классах и на этой основе делает выводы: курс не только расширяет общий кругозор, но и несет огромную философско-мировоззренческую нагрузку; является базовым для целого ряда узких, специальных отраслей науки и технологии ХХI в. С другой стороны, при грубо материалистическом, редукционистском подходе к преподаванию биологических дисциплин в школе рушатся и целостное мировоззрение, и всяческие этические нормы. Выход из сложившейся ситуации — построение тесных межпредметных связей с гуманитарными дисциплинами религиоведческого и культурологического профиля.
апологетика, биология, межпредметные связи, мировоззрение, наука и образование, наука и религия, православная культура.

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Хресина Татьяна Игоревна

Интеграция предметов эстетического цикла в педагогической практике

Хресина Т. И. Интеграция предметов эстетического цикла в педагогической практике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 79-87
PDF
Статья посвящена педагогическим проблемам, связанным с интеграцией предметов эстетического цикла — изобразительного искусства и музыки. Затронуты вопросы синтеза искусств и психологии творческого процесса; творческой деятельности в деле нравственного воспитания и формирования цельной, многопланово развитой личности. Автор делает обзор современных программ интегрированного обучения и предлагает круг тем и методических подходов для интегрированных уроков искусства.
интеграция разных видов искусств, интегрированные уроки, синтез, творчество, изобразительное искусство, музыка, педагогика.

Хресина Татьяна Игоревна

Малыхина Любовь Борисовна

Проблемы управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей

Малыхина Л. Б. Проблемы управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 88-96
PDF
В статье выявлены и обоснованы проблемные вопросы управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей (УДОД). Автор выявляет противоречие между объективной необходимостью формирования эффективной системы управления качеством образования и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике дополнительного образования детей. Разрешение противоречия — в разработке и реализации модели управления качеством образования в УДОД.
учреждение дополнительного образования детей (УДОД), управление качеством дополнительного образования, мониторинг качества дополнительного образования, дополнительная образовательная программа, критерии эффективности образовательной программы.

Малыхина Любовь Борисовна

ПСИХОЛОГИЯ

Балыко Илья Александрович

Религиозные переживания личности в категориях веры как психологическая проблема

Балыко И. А. Религиозные переживания личности в категориях веры как психологическая проблема // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 99-107
PDF
С позиции гуманитарной психологической парадигмы рассмотрены религиозные переживания личности в категориях веры. Раскрыто психологическое содержание каждой из категорий. Приведены результаты диагностического исследования о влиянии каждой из категорий на религиозные переживания старшеклассников. На основе корреляционно- регрессивного анализа сделаны выводы о доминировании отдельных категорий веры в религиозных переживаниях учащихся, регулярно посещающих храм, и учащихся, которые делают это нерегулярно.
религиозные переживания; категории веры, страха, познания, любви, интеллекта; корреляционный анализ, регрессивный анализ.

Балыко Илья Александрович

Морозова Елена Анатольевна; Подоровская Ирина Анатольевна

Традиционные устои семьи как фактор формирования целостности личности

Подоровская И. А. Традиционные устои семьи как фактор формирования целостности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 108-115
PDF
Статья посвящена проблеме взаимосвязи устоев семьи (иерархичность, степень эмоциональной близости, трансляция традиций и ценностей) с качествами целостности личности (соотношение личностных уровней, альтруистичность, нравственная зрелость) современной молодежи. Результаты исследования подтверждают предположение авторов: чем более традиционны устои семьи, тем более выражены качества целостности личности у юношей и девушек. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 07-06-26 606 а/В.
современная молодежь, устои семьи, иерархичность, трансляция традиций, целостность личности, духовность, душевность, телесность, альтруизм, нравственная зрелость, дезадаптивность.

Морозова Елена Анатольевна


Подоровская Ирина Анатольевна

ХРОНИКА

Список победителей конкурса "За нравственный подвиг учителя" 2008 года

Список победителей конкурса "За нравственный подвиг учителя" 2008 года // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 119-121
PDF

Итоговый документ круглого стола "Церковно-общественное обсуждение стандартов общего образования нового поколения: итоги, перспективы"

Итоговый документ круглого стола "Церковно-общественное обсуждение стандартов общего образования нового поколения: итоги, перспективы" // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 122-126
PDF