/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (12)

ПЕДАГОГИКА

Бычкова Валентина Михайловна

Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России

Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 7-20
PDF
Закон Божий представляет собой общее название основных принципов и идей религиозного (христианского) вероучения и соответствующих этому учению религиозно-нравственных правил жизни и деятельности. Православная традиция утверждает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона и утверждает, что этот закон дан Богом и является фундаментальным основанием жизни человека. В более конкретном значении Закон Божий — учебный общеобразовательный предмет, обучающий истинам православного вероисповедания и включающий в себя предварительные понятия о Боге, окружающем мире, о вере и молитве, о богослужении, а также начальные познания по таким предметам, как Священное Писание, Священная история Ветхого и Нового Завета. В статье автор попытался дать краткий очерк из истории этого предмета в нашей стране.
начальное образование, общее образование, религиозное обучение, православная традиция, Закон Божий, вероучительство, законоучитель.

Бычкова Валентина Михайловна

Шафажинская Наталья Евгеньевна

Психолого-педагогические аспекты пастырской деятельности и литературного творчества святителя Игнатия (Брянчанинова)

Шафажинская Н. Е. Психолого-педагогические аспекты пастырской деятельности и литературного творчества святителя Игнатия (Брянчанинова) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 21-32
PDF
Пастырский опыт святителя Игнатия, раскрывший в нем высокий талант педагога и учителя современного монашества, а также его литературные сочинения и обширная переписка позволяют убедиться в возможности и эффективности интеграции православной антропологии в светскую культуру, общественную и государственную сферы. Особое внимание преосвященный Игнатий обращал на воспитание юношества в подведомственных ему учебных заведениях. Обладая литературным талантом, во все периоды своего служения епископ значительную часть времени посвящал писательским трудам, которые по духу были близки учению оптинских старцев. Все это явилось неоценимым вкладом в развитие культурной жизни России ХIХ в. — об этом рассказывается в статье.
духовное просвещение, духовный писатель, православная антропология, пастырь, пастырское слово, социокультурная и психолого-педагогическая деятельность, взаимосвязь православной культуры и творчества.

Шафажинская Наталья Евгеньевна

Мумрикова Лариса Ивановна

Православная основа как фундаментальная основа для создания учебной литературы в истории российской государственности

Мумрикова Л. И. Православная основа как фундаментальная основа для создания учебной литературы в истории российской государственности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 33-40
PDF
В статье прослеживается исторический путь возникновения и развития отечественной учебной литературы, основанной на православии. Многие столетия, по словам профессора МГУ А. В. Павловской, «чтение книг было по сути эквивалентно образованию: книга была и первым учебником, и способом самоусовершенствования, и образователем ума, и воспитателем сердца. Она одна воплощала в себе всю суть первоначального представления об образовании». Чтение книг являлось не только способом получения образования, но и средством духовного развития. Так продолжалось вплоть до 1917 г., когда централизованное обучение детей православию было запрещено. После изменений, произошедших в нашей жизни в 80–90-е гг. ХХ в., состоялось вполне закономерное возвращение к духовным истокам. Тогда появляются учебные пособия, основанные на православной культуре. И такие учебники сегодня используются не только в православных гимназиях, но и в ряде светских общеобразовательных школ, подчеркивает автор статьи.
православная культура, духовно-нравственное воспитание, духовная литература, богослужебные книги, житийная литература, книга как духовный наставник, детская учебная книга.

Мумрикова Лариса Ивановна

Мухлаева Татьяна Всеволодовна

Экологическое образование взрослых как звено непрерывного образования в современном мире

Мухлаева Т. В. Экологическое образование взрослых как звено непрерывного образования в современном мире // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 41-51
PDF
В статье рассматривается проблема трансформации человечества в общество «пожизненного обучения», которая является необходимым условием жизни в ситуации растущей взаимозависимости и социально-экономического прогресса в XXI в. Особая роль в решении этой задачи, в формировании единого образовательного пространства, принадлежит экологическому образованию взрослых. В его организации следует учитывать присущие ему противоречия образования — как социального института в целом, так и ряда его специфических особенностей. Целью экологического образования взрослых правомерно считать развитие экологической компетентности, связанной с его социальной значимостью и практической направленностью. В статье подробно рассмотрено проектирование как эффективная технология, позволяющая решить многие вопросы становления гражданственности и социальной зрелости молодежи.
непрерывное образование, образование взрослых, функции экологического образования взрослых, факторы, влияющие на экологическое образование взрослых, специфика овладения взрослыми экологической компетентностью.

Мухлаева Татьяна Всеволодовна

Качала Татьяна Вадимовна

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II об укреплении российской семьи (по материалам "Обращений к клиру и Приходским советам храмов...")

Качала Т. В. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II об укреплении российской семьи (по материалам "Обращений к клиру и Приходским советам храмов...") // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 52-57
PDF
Согласно исследованиям, кризис семьи и брака затрагивает почти весь цивилизованный мир, в том числе и Россию: повышается возраст вступления в брак, наличие добрачной беременности уже не служит основанием для брака, увеличивается число людей, живущих в незаконном сожительстве, а также количество распавшихся браков. Автор дает краткий анализ этой ситуации и для разрешения проблемы предлагает всем обратить свои взоры к православию. Ведь семья, как малая Церковь, представляет собой ячейку Церкви Вселенской, поэтому, как утверждал Святейший Патриарх Алексий II, важно, чтобы она жила церковной жизнью, участвовала в жизни прихода и была с ним непосредственно связана.
кризис семьи и брака, укрепление российской семьи, семья как «малая церковь», помощь многодетным семьям, «патриарший знак материнства».

Качала Татьяна Вадимовна

Богомолова Любовь Романовна

Влияние поста на физическую подготовленность студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Богомолова Л. Р. Влияние поста на физическую подготовленность студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 58-68
PDF
В этом кратком исследовании дается характеристика ситуации, связанной с физической культурой и воспитанием, которая существует сегодня в православных учебных учреждениях. Автор утверждает, что пост и воздержание не только воспитывают навык управлять своим телом и желаниями через их ограничения. В посте есть и нечто другое, воздействующее на духовную жизнь человека, без чего все правила теряют большую часть своего значения. Все преподаватели физической культуры должны знать отношение святых отцов к физическому воспитанию, главное из которых: «Укрепляя силы тела, не погуби дух» (святитель Феофан Затворник).
православное воспитание, духовная составляющая поста, физическая подготовленность студентов, пост и воздержание.

Богомолова Любовь Романовна

Голованов Виктор Петрович

Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей. К 90-летию государственной системы дополнительного образования детей

Голованов В. П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей. К 90-летию государственной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 69-84
PDF
В статье раскрываются исторические корни современного дополнительного образования детей, обосновывается педагогический феномен данной сферы социальной политики государства. Особое внимание уделено выдающимся педагогам-ученым, стоящим у истоков дополнительного образования детей. Ведь еще в середине ХIХ в. в России сложился уникальный социальный институт внешкольного образования, ставший впоследствии институтом внешкольного воспитания, а в современных условиях — сферой дополнительного образования детей. Система и поныне обладает высоким потенциалом, позволяющим все большому числу людей успешно адаптироваться к современному социуму, реализовывать себя в условиях интенсивного развития современных технологий.
внешкольное образование, внешкольное воспитание, дополнительное образование, учреждения дополнительного образования детей, ценности дополнительного образования детей, педагоги-теоретики внешкольного образования, концепции внешкольного образования, принци

Голованов Виктор Петрович

ПСИХОЛОГИЯ

Кондратьев Сергей Владимирович

Восприятие как интегративный познавательный процесс и основа для типизации учащихся

Кондратьев С. В. Восприятие как интегративный познавательный процесс и основа для типизации учащихся // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 85-93
PDF
В статье на основе психологических знаний раскрывается сущность понятия восприятия в познавательном процессе. Автор подчеркивает роль «социального бессознательного» при обучении: человек воспринимает материал так, как его научили. В этом плане типологические особенности восприятия индивида во многом зависят от среды его социализации, и, в первую очередь, от референтных групп, влияющих на него в первые годы жизни.
особенности восприятия, восприятие и мышление, социальная среда и культура мышления, психологические типы учащихся.

Кондратьев Сергей Владимирович

Краско Елизавета Юрьевна

Структура творчества: психологический аспект

Краско Е. Ю. Структура творчества: психологический аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 94-107
PDF
В статье раскрывается структура творческого процесса и его восприятия. И хотя предметная область, границы и объем теории и практики художественного творчества пока не определены с нужной полнотой, сделать первые шаги в этом направлении необходимо. Обозначены фазы мышления творца и соответствующие этапы творческой деятельности. Большое внимание уделено влиянию интуиции на вдохновение и особенностям творческого воображения.
творчество, восприятие творчества, этапы творческого процесса, психологические аспекты творчества, интуиция, вдохновение, воображение.

Краско Елизавета Юрьевна

РЕЦЕНЗИИ

Захарченко Марина Владимировна

Проблемы воспитания в книге игумена Георгия (Шестуна) "Православная педагогика"

Захарченко М. В. Проблемы воспитания в книге игумена Георгия (Шестуна) "Православная педагогика" // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 111-125
PDF
Книга, которую представляет автор статьи, показывает новый уровень православной педагогики: теоретического осмысления традиции, включающее такие ее компоненты, как онтологическая основа, цивилизационное содержание, ценностные истоки и организация семейного и школьного воспитания, представление о личности, методология самопознания. Раскрывая цель воспитания как обретение личностного бытия в традиции, книга сама обладает высоким воспитывающим потенциалом и, несомненно, выполняет роль введения в традицию.
православное воспитание, православная педагогическая традиция, духовно-нравственное становление личности, методология православного воспитания, взаимоотношения Церкви и школы, семья и Церковь.

Захарченко Марина Владимировна

Гусев Георгий Витальевич

Об исцелении порока в книге "Вразуми меня и буду жить. Беседы в общине трезвости."

Гусев Г. В. Об исцелении порока в книге "Вразуми меня и буду жить. Беседы в общине трезвости." // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 126-129
PDF
В рецензии на книгу «Вразуми меня и буду жить» Е. Савостьяновой содержится краткое описание опыта семейной православной общины трезвости в Подмосковье. Построенная в виде рассказов об исцелившихся от пьянства людей, книга, тем не менее, чужда излишней нравоучительности. Главное здесь — ответ на вопрос: как же человек, потерявший все — семью, работу, а порой и дом, — вновь обретает смысл жизни, уважение родных и близких? И ответ очевиден: конечно, по милости Божией.
семейная православная община, избавление от пьянства, исцеление порока через воцерковление.

Гусев Георгий Витальевич