В статье прослеживается исторический путь возникновения и развития отечественной учебной литературы, основанной на православии. Многие столетия, по словам профессора МГУ А. В. Павловской, «чтение книг было по сути эквивалентно образованию: книга была и первым учебником, и способом самоусовершенствования, и образователем ума, и воспитателем сердца. Она одна воплощала в себе всю суть первоначального представления об образовании». Чтение книг являлось не только способом получения образования, но и средством духовного развития. Так продолжалось вплоть до 1917 г., когда централизованное обучение детей православию было запрещено. После изменений, произошедших в нашей жизни в 80–90-е гг. ХХ в., состоялось вполне закономерное возвращение к духовным истокам. Тогда появляются учебные пособия, основанные на православной культуре. И такие учебники сегодня используются не только в православных гимназиях, но и в ряде светских общеобразовательных школ, подчеркивает автор статьи.
православная культура, духовно-нравственное воспитание, духовная литература, богослужебные книги, житийная литература, книга как духовный наставник, детская учебная книга.
Мумрикова Лариса Ивановна