/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :4 (11)

Памяти почившего Первосвятителя

Памяти почившего Первосвятителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 6-8
PDF

ПЕДАГОГИКА

Меньшиков Владимир Михайлович; Румянцева Наталья Михайловна

Некоторые православно-религиозные моменты мировоззрения М. М. Сперанского как педагога

Румянцева Н. М. Некоторые православно-религиозные моменты мировоззрения М. М. Сперанского как педагога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 11-16

DOI:
В статье на примере жизни выдающегося государственного деятеля России М. М. Сперанского рассматривается вопрос о необходимости религиозного (православного) воспитания подрастающего поколения. Авторы при этом не затрагивали его государственно-педагогическую деятельность в начале XIX в., когда все реформы образования так или иначе были связаны с его именем, в том числе и реформирование российской системы образования в целом, и открытие новых российских университетов и реорганизация духовных семинарий, учреждение лицея в Царском Селе и т. д., но некоторые моменты его личностно-религиозного мировоззрения.

Меньшиков Владимир Михайлович


Румянцева Наталья Михайловна

Петракова Татьяна Ивановна

Совместная деятельность органов управления образованием и религиозных организаций по духовно-нравственному образованию и воспитанию, изучению истории и культуры религий

Петракова Т. И. Совместная деятельность органов управления образованием и религиозных организаций по духовно-нравственному образованию и воспитанию, изучению истории и культуры религий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 17-82
PDF
Уже не первый год Министерство образования и науки Российской Федерации проводит мониторинг состояния изучения исторических и культурных основ традиционных религий в общеобразовательных учреждениях во всех российских регионах. Информация, присланная органами управления образованием субъектов РФ, отражает их взаимодействие с традиционными религиозными организациями по духовно-нравственному образованию и воспитанию, формированию у школьников основ традиционной культуры. Эта информация (а в целом ряде регионов накоплен содержательный, уникальный опыт работы в этом направлении) легла в основу представленного материала. В дальнейшем планируется продолжить обобщение опыта работы регионов по духовно-нравственному образованию на основе новых данных, поступающих от региональных органов управления образованием. Глубокое осмысление того, что происходит в этой сфере, поможет государству, прежде всего Министерству образования и науки РФ, увидеть тенденции в этой области, дать необходимые рекомендации для разрешения тех проблем, которые наметились на этом направлении, хотя к настоящему времени определенная, вполне сформированная ситуация с преподаванием истории и культуры традиционных религий в различных формах курсов религиозной культуры и философского религиоведения в России уже сложилась.

Петракова Татьяна Ивановна

Беленчук Лариса Николаевна

К вопросу о необходимости целостного подхода в контексте изучения истории педагогики

Беленчук Л. Н. К вопросу о необходимости целостного подхода в контексте изучения истории педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 83-94
PDF
В своей статье автор рассматривает вопросы изучения истории педагогики в контексте общей философско-богословской направленности педагогической мысли, особо подчеркивая при этом необходимость объективного и целостного подхода к источникам, обзора всей полноты исторических фактов, так как история отечественной педагогики, отражая, безусловно, общемировые тенденции, имеет и свои особенности. К ним относится ее преимущественное внимание к целям и смыслу воспитательного процесса, а не к средствам его, единство светской и церковной педагогической мысли.

Беленчук Лариса Николаевна

ПСИХОЛОГИЯ

Гладких Любовь Петровна

Развитие внутреннего мира ребенка

Гладких Л. П. Развитие внутреннего мира ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 97-109
PDF
Статья затрагивает тему развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста, которые в полной мере определяют его внутренний мир. Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры.

Гладких Любовь Петровна

ХРОНИКА

"Мы будем добиваться возможности изучения в государственных и муниципальных школах своих православных традиций..."

"Мы будем добиваться возможности изучения в государственных и муниципальных школах своих православных традиций..." // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 113-116
PDF

Совместное заседание Общественного консультативного совета "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества" и Рабочей группы по сотрудничеству Департамента обрзования города Москвы и Русской Православной Церкви

Совместное заседание Общественного консультативного совета "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества" и Рабочей группы по сотрудничеству Департамента обрзования города Москвы и Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 117-119
PDF

Олимпиада по Основам православной культуры для учащихся 5-11 классов всех видов образовательных учреждений

Олимпиада по Основам православной культуры для учащихся 5-11 классов всех видов образовательных учреждений // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 120-132
PDF