БОГОСЛОВИЕ
Фокин Алексей Русланович
Ссылка на статью:
Фокин А. Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике (часть вторая) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 7-29
Аннотация
Во второй части своей статьи автор исследует вопрос о том, как, начиная с IV в., учение об «умопостигаемой триаде» было заимствовано из позднеантичной философии целым рядом христианских богословов. Эта триада использовалась главным образом для построения тринитарного учения и доказательства как единосущия и тождества, так и различия между ипостасями Св. Троицы, а также для учения о Боге как Первоначале и Первоисточнике бытия, жизни и мышления в тварных сущих, отражающих или причастных этим Божественным совершенствам. «Умопостигаемая триада» у христианских авторов нашла свое применение и в вопросах самопознания, для уяснения первичной самодостоверности сознания и связанной с этим структуры души, а также служила целям доказательств существования Бога и стратифицирования тварных сущих по принципу их подобия Богу в обладании тремя базовыми характеристиками: бытием, жизнью и мышлением.
Ключевые слова
позднеантичная философия, патристика, богословие, христианство
Данные об авторе
Во второй части своей статьи автор исследует вопрос о том, как, начиная с IV в., учение об «умопостигаемой триаде» было заимствовано из позднеантичной философии целым рядом христианских богословов. Эта триада использовалась главным образом для построения тринитарного учения и доказательства как единосущия и тождества, так и различия между ипостасями Св. Троицы, а также для учения о Боге как Первоначале и Первоисточнике бытия, жизни и мышления в тварных сущих, отражающих или причастных этим Божественным совершенствам. «Умопостигаемая триада» у христианских авторов нашла свое применение и в вопросах самопознания, для уяснения первичной самодостоверности сознания и связанной с этим структуры души, а также служила целям доказательств существования Бога и стратифицирования тварных сущих по принципу их подобия Богу в обладании тремя базовыми характеристиками: бытием, жизнью и мышлением.
позднеантичная философия, патристика, богословие, христианство
Фокин Алексей Русланович
Вевюрко Илья Сергеевич
Ссылка на статью:
Вевюрко И. С. Притчи Септуагинты как дидактический текст // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 30-44
Аннотация
В системе иудео-эллинистической пайдейи притчи сохраняли свою традиционно высокую для восточного образования роль, как видно из 2-й книги Ездры, «Письма Аристея» и других источников. При том, что притчи включались в состав Священного Писания, отношение к ним как преимущественно к устному жанру обуславливало бóльшую вариативность, чем та, что допускалась для других каналов передачи Слова. Греческий перевод книги Притчей Соломона предоставляет нам уникальный материал, сохраняющий следы живой работы над притчей, которая имела, по мнению автора, главным образом характер образовательного процесса.
Ключевые слова
притча, Септуагинта, пайдейя, интерпретация, герменевтика
Данные об авторе
В системе иудео-эллинистической пайдейи притчи сохраняли свою традиционно высокую для восточного образования роль, как видно из 2-й книги Ездры, «Письма Аристея» и других источников. При том, что притчи включались в состав Священного Писания, отношение к ним как преимущественно к устному жанру обуславливало бóльшую вариативность, чем та, что допускалась для других каналов передачи Слова. Греческий перевод книги Притчей Соломона предоставляет нам уникальный материал, сохраняющий следы живой работы над притчей, которая имела, по мнению автора, главным образом характер образовательного процесса.
притча, Септуагинта, пайдейя, интерпретация, герменевтика
Вевюрко Илья Сергеевич
Хайнталер Т.
Ссылка на статью:
Хайнталер Т. Энциклика Фотия патриархам Востока // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 45-56
Аннотация
Статья посвящена тексту одного из ключевых произведений, написанных в жанре антилатинской полемики, Посланию Фотия патриарха Константинопольского к предстоятелям Восточных Церквей. Автор подробно разбирает все пункты Энциклики Фотия, показывает ее основные тенденции и историческую подоплеку. Анализ документа завершается выявлением определенной традиции, которая сложилась в результате обращения
к нему более поздних полемистов с Римской Церковью.
Ключевые слова
Энциклика, патриарх Фотий, папа Николай I, антилатинская полемика, опресноки, пост в субботу, целибат, разделение Церквей
Данные об авторе
Статья посвящена тексту одного из ключевых произведений, написанных в жанре антилатинской полемики, Посланию Фотия патриарха Константинопольского к предстоятелям Восточных Церквей. Автор подробно разбирает все пункты Энциклики Фотия, показывает ее основные тенденции и историческую подоплеку. Анализ документа завершается выявлением определенной традиции, которая сложилась в результате обращения
к нему более поздних полемистов с Римской Церковью.
Энциклика, патриарх Фотий, папа Николай I, антилатинская полемика, опресноки, пост в субботу, целибат, разделение Церквей
Хайнталер Т.
ФИЛОСОФИЯ
Пылаев Максим Александрович
Ссылка на статью:
Пылаев М. А. Философия религии в феноменологии религии Рудольфа Отто // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 59-74
Аннотация
Статья посвящена философскому измерению работы «Священное» Рудольфа Отто. Автора интересует трансформация кантовской философии у Я. Ф. Фриза и последующее преломление кантианства и фризианства в «Священном» Отто. Предметом исследования также является философско-феноменологическое прочтение дескриптивных разделов «Священного», открывающих моменты нуминозного.
Ключевые слова
Р. Отто, Я. Ф. Фриз, И. Кант, М. Шелер, феноменология религии, священное, нуминозное
Данные об авторе
Пылаев Максим Александрович
Статья посвящена философскому измерению работы «Священное» Рудольфа Отто. Автора интересует трансформация кантовской философии у Я. Ф. Фриза и последующее преломление кантианства и фризианства в «Священном» Отто. Предметом исследования также является философско-феноменологическое прочтение дескриптивных разделов «Священного», открывающих моменты нуминозного.
Р. Отто, Я. Ф. Фриз, И. Кант, М. Шелер, феноменология религии, священное, нуминозное
Пылаев Максим Александрович
Глинчикова Елена Викторовна
Ссылка на статью:
Глинчикова Е. В. Архитектоника пространства «человеческого бытия» в философии Н. Н. Трубникова // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 75-84
Аннотация
В статье рассматриваются представления советского философа Николая Трубникова о пространстве в связи с категорией смысла или цели человеческого бытия. Автор делает попытку систематического осмысления некоторых экзистенциальных тем в философии Трубникова через рассмотрение их в контексте пространственной проблематики. Делается вывод об оригинальности и значимости концепции философа.
Ключевые слова
Трубников, пространство, человеческое бытие, смысл, цель, смерть, Зефи
Данные об авторе
Глинчикова Елена Викторовна
В статье рассматриваются представления советского философа Николая Трубникова о пространстве в связи с категорией смысла или цели человеческого бытия. Автор делает попытку систематического осмысления некоторых экзистенциальных тем в философии Трубникова через рассмотрение их в контексте пространственной проблематики. Делается вывод об оригинальности и значимости концепции философа.
Трубников, пространство, человеческое бытие, смысл, цель, смерть, Зефи
Глинчикова Елена Викторовна
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Райзер М.
Ссылка на статью:
Райзер М. Ришар Симон (1638 – 1712) и библейская критика // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 87-98
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению жизненного пути и научного наследия французского библеиста Ришара Симона (1638–1712). Непонятый в свое время, Симон в своих трудах предложил такой подход к изучению Св. Писания, который предполагает строгое разграничение сфер применения критики, понимаемой как историко-филологический анализ, и богословского истолкования, которое должно согласовываться с Преданием Церкви.
Критика и богословское истолкование могут и должны мирно сосуществовать, и именно их совместное и согласованное применение обеспечивает библейским исследованиям, с одной стороны, церковность, а с другой — высокий научный уровень.
Ключевые слова
Р. Симон, Ж.-Б. Боссюэ, критика, богословское истолкование, богодухновенность, традиция, предание, образ и подобие Божие, Comma Johanneum, предубеждение, Правило веры
Данные об авторе
Статья посвящена рассмотрению жизненного пути и научного наследия французского библеиста Ришара Симона (1638–1712). Непонятый в свое время, Симон в своих трудах предложил такой подход к изучению Св. Писания, который предполагает строгое разграничение сфер применения критики, понимаемой как историко-филологический анализ, и богословского истолкования, которое должно согласовываться с Преданием Церкви.
Критика и богословское истолкование могут и должны мирно сосуществовать, и именно их совместное и согласованное применение обеспечивает библейским исследованиям, с одной стороны, церковность, а с другой — высокий научный уровень.
Р. Симон, Ж.-Б. Боссюэ, критика, богословское истолкование, богодухновенность, традиция, предание, образ и подобие Божие, Comma Johanneum, предубеждение, Правило веры
Райзер М.
ПУБЛИКАЦИИ
Григорьев Антон Борисович
Ссылка на статью:
Григорьев А. Б. Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго господне благо и бремя Его легко» // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 101-115
Аннотация
Впервые в литературе проводится научный анализ уникального рукописного текста митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана Яворского. В вводной статье рассматриваются взаимоотношения между тремя выдающимися иерархами-богословами Русской Православной Церкви Стефаном (Яворским), Феофилактом (Лопатинским) и Феофаном (Прокоповичем), анализируются их богословские разногласия и приоткрываются новые страницы в истории русского полемического богословия первой пол. XVIII в.
Ключевые слова
Петр Великий, митрополит Стефан Яворский, архиепископ Феофилакт Лопатинский, архиепископ Феофан Прокопович, митрополит Арсений Мациевич, Пелагий, Тридентский собор, Иерусалимский собор, Закон, Иго Господне, Камень веры, протестантизм, католичество, пелаг
Данные об авторе
Григорьев Антон Борисович
Впервые в литературе проводится научный анализ уникального рукописного текста митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана Яворского. В вводной статье рассматриваются взаимоотношения между тремя выдающимися иерархами-богословами Русской Православной Церкви Стефаном (Яворским), Феофилактом (Лопатинским) и Феофаном (Прокоповичем), анализируются их богословские разногласия и приоткрываются новые страницы в истории русского полемического богословия первой пол. XVIII в.
Петр Великий, митрополит Стефан Яворский, архиепископ Феофилакт Лопатинский, архиепископ Феофан Прокопович, митрополит Арсений Мациевич, Пелагий, Тридентский собор, Иерусалимский собор, Закон, Иго Господне, Камень веры, протестантизм, католичество, пелаг
Григорьев Антон Борисович
РЕЦЕНЗИИ
Эйделькинд Яков Давидович
Ссылка на рецензию:
Эйделькинд Я. Д. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 119-125 — Рец. на кн.: Gerhards M. Das Hohelied. Studien zu seiner literarischen Gestalt und theologischen Bedeutung. Leipzig: Evangelische Verlagsansta, 2010 (Arbeiten zur Bibel und ihrer Geschichte, 35). 577 S.
Данные об авторе
Эйделькинд Яков Давидович
Эйделькинд Яков Давидович
Небольсин Антон Сергеевич
Ссылка на рецензию:
Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 125-129 — Рец. на кн.: Mueller E. Der Erste und der Letzte. Studien zum Buch der Off enbarung. Frankfurt am M.; B.; Bern; Bruxelles; N. Y.; Oxford; W.: Peter Lang, 2011 (Adventistica; 11). 472 S.
Данные об авторе
Небольсин Антон Сергеевич
Небольсин Антон Сергеевич
Неклюдов Константин Викторович
Ссылка на рецензию:
Неклюдов К. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 130-134 — Рец. на кн.: Zwischen historischem Jesus und dogmatischem Christus: Zum Stand der Christologie im 21. Jahrhundert / Chr. Danz, M. Murrmann-Kahl, Hrsg. Tübingen: Mohr Siebeck, 2010. VIII, 415 S.
Данные об авторе
Неклюдов Константин Викторович
Неклюдов Константин Викторович
Черный Алексей Иванович
Ссылка на рецензию:
Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 134-139 — Рец. на кн.: Katholische Theologie an der Universität. Situation und Zukunft / J. Schmiedl, J. E. Hafner, Hrsg. Ostfi ldern: Matthias-Grünewald-Verlag, 2009. 120 S.
Пруцкова Елена Владимировна
Ссылка на рецензию:
Пруцкова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 139-143 — Рец. на кн.: Religion, Class Coalitions, and Welfare States / K. van Kersbergen, P. Manow, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 318 p.
Данные об авторе
Пруцкова Елена Владимировна
Пруцкова Елена Владимировна
Усачева Анна Вячеславовна
Ссылка на рецензию:
Усачева А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 144-148 — Рец. на кн.: Perceptions of the second sophistic and its times — Regards sur la seconde sophistique et son époque / T. Schmidt, P. Fleury, ed. Toronto: University of Toronto Press, 2010. 304 p.
Данные об авторе
Усачева Анна Вячеславовна
Усачева Анна Вячеславовна
Носачев Павел Георгиевич
Ссылка на рецензию:
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 149-153 — Рец. на кн.: Руднев В. П. Гурджиев и современная психология. М.: Аграф, 2010. 154 с.
Носачев Павел Георгиевич
Ссылка на рецензию:
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 153-158 — Рец. на кн.: Рерихи: мифы и факты / А. И. Андреев, Д. Савелии, ред. СПб.: Нестор- История, 2011. 311 с.
Воронцова Елена Владимировна
Ссылка на рецензию:
Воронцова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 159-160 — Рец. на кн.: Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2011. 412 с.
Данные об авторе
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова Елена Владимировна