БОГОСЛОВИЕ
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на статью:
Михайлов П. Б. Начала богословского знания // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 7-21
Аннотация
В настоящей статье предпринимается попытка дать определение богословия, которое, по возможности, учитывало бы все ключевые аспекты этого рода деятельности — как научные, так и духовные. Необходимым предварением служит краткий обзор существующих на сегодняшний день определений, почерпнутых из различных конфессиональных и научных традиций. Основные параметры, в соответствии с которыми формулируется определение богословия, сводятся к обозначению базовых источников для богословия (Писание, Предание, Литургия), перечню основных инструментов (когнитивных, коммуникативных и экспликативных), указанию родовых характеристик богословского построения (рациональность и духовность), выявлению универсального метода (соподчинение, отнесенность, герменевтическое соотнесение).
Ключевые слова
богословие (теология), определение богословия, источники, инструменты и ресурсы богословского знания, методология богословия, богословский локус
Данные об авторе
В настоящей статье предпринимается попытка дать определение богословия, которое, по возможности, учитывало бы все ключевые аспекты этого рода деятельности — как научные, так и духовные. Необходимым предварением служит краткий обзор существующих на сегодняшний день определений, почерпнутых из различных конфессиональных и научных традиций. Основные параметры, в соответствии с которыми формулируется определение богословия, сводятся к обозначению базовых источников для богословия (Писание, Предание, Литургия), перечню основных инструментов (когнитивных, коммуникативных и экспликативных), указанию родовых характеристик богословского построения (рациональность и духовность), выявлению универсального метода (соподчинение, отнесенность, герменевтическое соотнесение).
богословие (теология), определение богословия, источники, инструменты и ресурсы богословского знания, методология богословия, богословский локус
Михайлов Петр Борисович
Усачева Анна Вячеславовна
Ссылка на статью:
Усачева А. В. К вопросу о сознательном разделении и композиционном единстве IV и V речей свт. Григория Богослова против императора Юлиана // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 22-29
Аннотация
Статья посвящена анализу композиции речей свт. Григория против императора Юлиана (Or. IV–V). В статье предлагается гипотеза о композиционном единстве IV и V речей и объясняются причины формального разделения одной речи на два произведения. Настоящая интерпретация основывается на анализе взаимосвязей между написанными в одно время сочинениями Либания, Юлиана и речью свт. Григория. В статье высказывается мнение о том, что композиционное единство текста было обеспечено окончательной авторской редакцией, которая согласовала разнородный материал и основные идеи сочинения прежде всего благодаря вступлению IV речи и заключению V речи, специально написанным в едином смысловом и стилистическом ключе в качестве единого обрамления речи.
Ключевые слова
Григорий Богослов, Речи против Юлиана, Юлиан Отступник, Либаний, «Письма к жрецу», эдикт против христианских учителей
Данные об авторе
Усачева Анна Вячеславовна
Статья посвящена анализу композиции речей свт. Григория против императора Юлиана (Or. IV–V). В статье предлагается гипотеза о композиционном единстве IV и V речей и объясняются причины формального разделения одной речи на два произведения. Настоящая интерпретация основывается на анализе взаимосвязей между написанными в одно время сочинениями Либания, Юлиана и речью свт. Григория. В статье высказывается мнение о том, что композиционное единство текста было обеспечено окончательной авторской редакцией, которая согласовала разнородный материал и основные идеи сочинения прежде всего благодаря вступлению IV речи и заключению V речи, специально написанным в едином смысловом и стилистическом ключе в качестве единого обрамления речи.
Григорий Богослов, Речи против Юлиана, Юлиан Отступник, Либаний, «Письма к жрецу», эдикт против христианских учителей
Усачева Анна Вячеславовна
Завершинский Георгий, священник
Ссылка на статью:
Завершинский Г. Богословие диалога. Бубер и христианство // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 30-42
Аннотация
Мартин Бубер является одним из первооткрывателей метода диалога, доженствующего дополнить стандартный субъект-объектный подход в гуманитарной науке. Именно он придал этому методу классическую форму и пытался применить его при разработке моделей отношения иудаизма и христианства. По мнению автора, анализ работы «Два образа веры» показывает, что это ему не удалось. Виной тому стали не вполне «диалогические» взгляды иудейского мыслителя на личность Иисуса и недостаточность его знакомства со всей сложностью и многообразием христианской мысли. Не принимая во внимание ипостасное общение в Боге, как оно представлено в православном богословии, Бубер не смог правильно интерпретировать мысль апостола Павла. Несмотря на это, автор полагает, что плоды его трудов в области философии диалога все же могут оказаться во многом полезными для христианского богословия и практики.
Ключевые слова
Бубер, диалог, вера, личность, Иисус, ап. Павел
Данные об авторе
Завершинский Георгий, священник
Мартин Бубер является одним из первооткрывателей метода диалога, доженствующего дополнить стандартный субъект-объектный подход в гуманитарной науке. Именно он придал этому методу классическую форму и пытался применить его при разработке моделей отношения иудаизма и христианства. По мнению автора, анализ работы «Два образа веры» показывает, что это ему не удалось. Виной тому стали не вполне «диалогические» взгляды иудейского мыслителя на личность Иисуса и недостаточность его знакомства со всей сложностью и многообразием христианской мысли. Не принимая во внимание ипостасное общение в Боге, как оно представлено в православном богословии, Бубер не смог правильно интерпретировать мысль апостола Павла. Несмотря на это, автор полагает, что плоды его трудов в области философии диалога все же могут оказаться во многом полезными для христианского богословия и практики.
Бубер, диалог, вера, личность, Иисус, ап. Павел
Завершинский Георгий, священник
ФИЛОСОФИЯ
Зима Вадим Николаевич
Ссылка на статью:
Зима В. Н. Проблема своеобразия учения о времени и вечности в восточной патристике в контексте эволюции терминологического аппарата // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 45-57
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о том, как соотносится учение о времени и вечности в философии языческой античности и патристике в аспекте эволюции значения тех грекоязычных терминов, которые употреблялись для обозначения понятий, связанных с вечностью (αßών, ªδιον) и временем (διάστημα, διάστασις). Своеобразное осмысление значения данных терминов в патристике оказывается одним из средств выражения особого взгляда на понимание времени и вечности. Выявление ряда особенностей, связанных с использованием данных терминов в патристике, позволяет не только уточнить их роль в богословской полемике рассматриваемого периода, но и выявить собственно философские аспекты святоотеческой мысли.
Ключевые слова
время, вечность, патристика
Данные об авторе
В статье рассматривается вопрос о том, как соотносится учение о времени и вечности в философии языческой античности и патристике в аспекте эволюции значения тех грекоязычных терминов, которые употреблялись для обозначения понятий, связанных с вечностью (αßών, ªδιον) и временем (διάστημα, διάστασις). Своеобразное осмысление значения данных терминов в патристике оказывается одним из средств выражения особого взгляда на понимание времени и вечности. Выявление ряда особенностей, связанных с использованием данных терминов в патристике, позволяет не только уточнить их роль в богословской полемике рассматриваемого периода, но и выявить собственно философские аспекты святоотеческой мысли.
время, вечность, патристика
Зима Вадим Николаевич
Тихеев Юрий Борисович
Ссылка на статью:
Тихеев Ю. Б. Платон в философии В. С. Соловьева 1870-х гг. // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 58-67
Аннотация
Целью настоящей статьи является критическое исследование концептуального и исторического контекстов оценки интеллектуального наследия Платона, вынесенной В. С. Соловьевым в первое десятилетие его деятельности в качестве философа и преподавателя университета. В число привлеченных к рассмотрению источников входят лекционные курсы 1870-х гг., а также некоторые теоретические работы того же времени. Автор показывает, что «платонические штудии» Соловьева были инспирированы отчасти идеями европейской романтики, но главным образом философской программой немецкого идеализма. С другой стороны, учение об идеях греческого философа использовалось Соловьевым для поддержки собственного проекта «новой метафизики» и ранней версии «философии всеединства».
Ключевые слова
метафизика, учение об идеях, всеединство, немецкий идеализм, интеллектуальное созерцание, диалектика
Данные об авторе
Целью настоящей статьи является критическое исследование концептуального и исторического контекстов оценки интеллектуального наследия Платона, вынесенной В. С. Соловьевым в первое десятилетие его деятельности в качестве философа и преподавателя университета. В число привлеченных к рассмотрению источников входят лекционные курсы 1870-х гг., а также некоторые теоретические работы того же времени. Автор показывает, что «платонические штудии» Соловьева были инспирированы отчасти идеями европейской романтики, но главным образом философской программой немецкого идеализма. С другой стороны, учение об идеях греческого философа использовалось Соловьевым для поддержки собственного проекта «новой метафизики» и ранней версии «философии всеединства».
метафизика, учение об идеях, всеединство, немецкий идеализм, интеллектуальное созерцание, диалектика
Тихеев Юрий Борисович
Павлюченков Николай Николаевич
Ссылка на статью:
Павлюченков Н. Н. Антропология священника Павла Флоренского: критические оценки и исследования (материалы периода с 1930-х гг. по настоящее время) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 68-82
Аннотация
Статья посвящена дискуссии по вопросам антропологии в религиозно-философском наследии священника Павла Флоренского, имевшей место в посвященной творчеству мыслителя литературе русской эмиграции и в современных исследованиях. Подводя итоги данной дискуссии, автор указывает на тот факт, что учение отца П. Флоренского о человеке к настоящему времени еще не получило достаточного освещения в аналитической литературе.
Ключевые слова
Данные об авторе
Павлюченков Николай Николаевич
Статья посвящена дискуссии по вопросам антропологии в религиозно-философском наследии священника Павла Флоренского, имевшей место в посвященной творчеству мыслителя литературе русской эмиграции и в современных исследованиях. Подводя итоги данной дискуссии, автор указывает на тот факт, что учение отца П. Флоренского о человеке к настоящему времени еще не получило достаточного освещения в аналитической литературе.
Флоренский, антропология
Павлюченков Николай Николаевич
ИССЛЕДОВАНИЯ: МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Бурмистров Михаил Юрьевич
Ссылка на статью:
Бурмистров М. Ю. Теология и конец метафизики // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 85-98
Аннотация
В статье предпринята попытка описания изменений в структуре и содержании христианской теологии, возникающих вследствие смены культурно-исторических эпох. В качестве основных подходов выдвигаются концепты «теоцентрическое сознание», «антропоцентрическое сознание», «топология теологии», «смерть метафизики». Особое внимание уделяется взглядам М. Хайдеггера и В. Н. Лосского. Предпринята попытка систематизации стратегий, возникающих как реакция на столкновение антропоцентрического сознания и теологии, сформированной в теоцентрическую эпоху. По мнению автора, глубокий кризис оснований европейской метафизики неминуемо затрагивает область теологии и побуждает внимательно рассмотреть характер этих изменений.
Ключевые слова
христианская теология, теоцентрическое сознание, антропоцентрическое сознание, топология теологии, смерть метафизики, М. Хайдеггер, В. Н. Лосский
Данные об авторе
Бурмистров Михаил Юрьевич
В статье предпринята попытка описания изменений в структуре и содержании христианской теологии, возникающих вследствие смены культурно-исторических эпох. В качестве основных подходов выдвигаются концепты «теоцентрическое сознание», «антропоцентрическое сознание», «топология теологии», «смерть метафизики». Особое внимание уделяется взглядам М. Хайдеггера и В. Н. Лосского. Предпринята попытка систематизации стратегий, возникающих как реакция на столкновение антропоцентрического сознания и теологии, сформированной в теоцентрическую эпоху. По мнению автора, глубокий кризис оснований европейской метафизики неминуемо затрагивает область теологии и побуждает внимательно рассмотреть характер этих изменений.
христианская теология, теоцентрическое сознание, антропоцентрическое сознание, топология теологии, смерть метафизики, М. Хайдеггер, В. Н. Лосский
Бурмистров Михаил Юрьевич
ПУБЛИКАЦИИ
Ссылка на статью:
Переписка 1912–1920 гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским (письма. окончание) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 101-116
Аннотация
Публикация содержит тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1912–1920 гг. В ней содержится важный материал для реконструкции духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX — начала XX в.
Ключевые слова
Публикация содержит тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1912–1920 гг. В ней содержится важный материал для реконструкции духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX — начала XX в.
Флоренский, Ельчанинов
РЕЦЕНЗИИ
Лявданский Алексей Кимович
Ссылка на рецензию:
Лявданский А. К. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 119-122 — Рец. на кн.: Interpreting Isaiah: Issues and Approaches / D. Firth, H. G. W. Williamson, eds. Intervarsity Press, 2009
Данные об авторе
Лявданский Алексей Кимович
Лявданский Алексей Кимович
Хангиреев Илья Александрович
Ссылка на рецензию:
Хангиреев И. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 122-125 — Рец. на кн.: Kearns C. The Expanded Text of Ecclesiasticus. Its Teaching on the Future Life as a Clue to Its Origin. B., N. Y.: De Gruyter, 2011
Данные об авторе
Хангиреев Илья Александрович
Хангиреев Илья Александрович
Кораев Т.К.
Ссылка на рецензию:
Кораев Т. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 125-129 — Рец. на кн.: Символ. Журнал христианской культуры, основанный в 1979 году Славянской библиотекой в Париже. 2010. № 5
Сухова Наталия Юрьевна
Ссылка на рецензию:
Сухова Н. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 129-134 — Рец. на кн.: Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. Альянс-Архео, 2010
Носачев Павел Георгиевич
Ссылка на рецензию:
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 135-138 — Рец. на кн.: Dubois T. An introduction to shamanism. Cambridge University Press, 2009
Забаев Иван Владимирович
Ссылка на рецензию:
Забаев И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 138-144 — Рец. на кн.: Синелина Ю. Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. ИСПИ РАН, 2009
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Заседания научно-методологического семинара Богословского факультета // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 147-153