ФИЛОСОФИЯ
Коцюба Вячеслав Иванович
Ссылка на статью:
Коцюба В. И. Философское учение о человеке в трудах преподавателей философии Санкт-Петебургской духовной академии первой половины XIX века // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 7-19
Аннотация
В статье рассматривается учение о человеке, его способностях, пути к совершенству, способах и проблемах познания человека, разработанное преподавателями философии Санкт-Петербургской духовной академии первой половины XIX в.: И. Фесслером, прот. Феодором Сидонским, В. Н. Карповым. Выделяются две тенденции, ориентированные на два разных идеала Просвещения.
Ключевые слова
духовно-академическая философия, религиозная-философская антропология, разум, Просвещение, Фесслер, Сидонский, Карпов
Данные об авторе
В статье рассматривается учение о человеке, его способностях, пути к совершенству, способах и проблемах познания человека, разработанное преподавателями философии Санкт-Петербургской духовной академии первой половины XIX в.: И. Фесслером, прот. Феодором Сидонским, В. Н. Карповым. Выделяются две тенденции, ориентированные на два разных идеала Просвещения.
духовно-академическая философия, религиозная-философская антропология, разум, Просвещение, Фесслер, Сидонский, Карпов
Коцюба Вячеслав Иванович
ИССЛЕДОВАНИЯ: Материалы конференции по средневековой философии
Бородай Татьяна Юрьевна
Ссылка на статью:
Бородай Т. Ю. Роль воображения в богопознании // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 23-35
Аннотация
В XIV в. в западноевропейской философской и богословской литературе происходит переоценка человеческого воображения как познавательной способности. Античность и раннее Средневековье рассматривали воображение, наряду с чувственностью, как помеху на пути к мудрости и познанию Бога. В XIV в., в связи с появлением медитативной техники, воображение становится одним из главных средств богопознания для простецов, а затем, от Юма, Канта и Шеллинга до наших дней, воображение завоевывает все более прочные позиции в качестве высшей творческой способности человека.
Ключевые слова
воображение, разум, чувственность, познание, спасение души, Платон, Аристотель, стоики, Плотин, Августин, средневековая техника
медитации
Данные об авторе
В XIV в. в западноевропейской философской и богословской литературе происходит переоценка человеческого воображения как познавательной способности. Античность и раннее Средневековье рассматривали воображение, наряду с чувственностью, как помеху на пути к мудрости и познанию Бога. В XIV в., в связи с появлением медитативной техники, воображение становится одним из главных средств богопознания для простецов, а затем, от Юма, Канта и Шеллинга до наших дней, воображение завоевывает все более прочные позиции в качестве высшей творческой способности человека.
воображение, разум, чувственность, познание, спасение души, Платон, Аристотель, стоики, Плотин, Августин, средневековая техника
медитации
Бородай Татьяна Юрьевна
Петров Валерий Валентинович
Ссылка на статью:
Петров В. В. "Реальный" символ в неоплатонизме и в христианской традиции (в Ареопагитском корпусе и у Карла Ранера) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 36-52
Аннотация
В статье рассматриваются три примера особого подхода к пониманию символа в богословии, когда высшее бытие (то, что символизируется) полагается истинно присутствующим в своем символе. В части I обсуждается учение о символе в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Юлиана. Показано, что разработанная поздними неоплатониками теория символа наследована псевдо-Дионисием. Разбираются три функции символа в неоплатонизме и Ареопагитском корпусе: охранительная, возводящая и манифестирующая. В части II рассматривается богословие символа Карла Ранера и его развитие у Герберта Форгримлера. Констатируется, что в ряде существенных моментов их учение о являющем, или реальном, символе типологически близко тому, что представлен в позднем неоплатонизме и в Ареопагитском корпусе.
Ключевые слова
Ямвлих, Юлиан, Ареопагитский корпус, неоплатонизм, символ, Карл Ранер, Герберт Форгримлер
Данные об авторе
Петров Валерий Валентинович
В статье рассматриваются три примера особого подхода к пониманию символа в богословии, когда высшее бытие (то, что символизируется) полагается истинно присутствующим в своем символе. В части I обсуждается учение о символе в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Юлиана. Показано, что разработанная поздними неоплатониками теория символа наследована псевдо-Дионисием. Разбираются три функции символа в неоплатонизме и Ареопагитском корпусе: охранительная, возводящая и манифестирующая. В части II рассматривается богословие символа Карла Ранера и его развитие у Герберта Форгримлера. Констатируется, что в ряде существенных моментов их учение о являющем, или реальном, символе типологически близко тому, что представлен в позднем неоплатонизме и в Ареопагитском корпусе.
Ямвлих, Юлиан, Ареопагитский корпус, неоплатонизм, символ, Карл Ранер, Герберт Форгримлер
Петров Валерий Валентинович
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Небольсин Антон Сергеевич
Ссылка на статью:
Небольсин А. С. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 55-74
Аннотация
В статье рассматриваются основные интерпретационные подходы к Откровению Иоанна Богослова и производится их сопоставление с эсхатологией книги и ее структурой. Выявляется наличие в Апокалипсисе различных типов эсхатологии и возможность разного членения книги на разделы. Констатируется взаимосвязь между интерпретационными подходами и особенностями эсхатологии и структуры книги. Утверждается многоплановость драматургии Апокалипсиса, которая не может быть в полной мере отражена ни одним из интерпретационных подходов и ни одним вариантом структурного плана книги в отдельности, и высказывается убеждение, что полноценное истолкование Откровения Иоанна Богослова требует комбинированного применения различных интерпретационных подходов.
Ключевые слова
Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, претеристский метод, футуристический метод, историцистский метод, идеалистический метод, современно-исторический метод, эсхатология, футуристическая эсхатология, реализованная эсхатология, структура Апокалипсиса,
Данные об авторе
Небольсин Антон Сергеевич
В статье рассматриваются основные интерпретационные подходы к Откровению Иоанна Богослова и производится их сопоставление с эсхатологией книги и ее структурой. Выявляется наличие в Апокалипсисе различных типов эсхатологии и возможность разного членения книги на разделы. Констатируется взаимосвязь между интерпретационными подходами и особенностями эсхатологии и структуры книги. Утверждается многоплановость драматургии Апокалипсиса, которая не может быть в полной мере отражена ни одним из интерпретационных подходов и ни одним вариантом структурного плана книги в отдельности, и высказывается убеждение, что полноценное истолкование Откровения Иоанна Богослова требует комбинированного применения различных интерпретационных подходов.
Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, претеристский метод, футуристический метод, историцистский метод, идеалистический метод, современно-исторический метод, эсхатология, футуристическая эсхатология, реализованная эсхатология, структура Апокалипсиса,
Небольсин Антон Сергеевич
ПУБЛИКАЦИИ
Ссылка на статью:
Переписка 1900-1902-х гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 77-96
Аннотация
Публикация содержит тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1900–902-х гг., в которых содержится важный материал для реконструкции ранних этапов духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX —начала XX в.
Ключевые слова
Публикация содержит тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1900–902-х гг., в которых содержится важный материал для реконструкции ранних этапов духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX —начала XX в.
Флоренский, Ельчанинов
Ермилов Павел Валерьевич,
Ссылка на статью:
Ермилов П. В. История константинопольских соборов 1156-1157 годов в изложении Д. М. Судницына // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 97-121
Аннотация
В статье приводятся два фрагмента из диссертации Д. М. Судницына Царствование византийского императора Мануила I (Комнина) в церковно-историческом отношении, защищенной в 1896 г. в Московской духовной академии и хранящейся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Первый отрывок соответствует части диссертации, посвященной истории константинопольских соборов 1156–157 гг., во втором отрывке содержится критика мнения Ф. И. Успенского, высказанного им в Очерках по истории византийской образованности, о влиянии борьбы платонизма и аристотелизма на богословское движение в Византии. Оба фрагмента представляют большой интерес в контексте историографии споров 1156–157 гг.
Ключевые слова
Московская духовная академия, церковно-историческая наука, Ф. И. Успенский, константинопольские соборы 1156–1157 годов, византийское богословие, византийская философия, платонизм и аристотелизм
Данные об авторе
Ермилов Павел Валерьевич,
В статье приводятся два фрагмента из диссертации Д. М. Судницына Царствование византийского императора Мануила I (Комнина) в церковно-историческом отношении, защищенной в 1896 г. в Московской духовной академии и хранящейся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Первый отрывок соответствует части диссертации, посвященной истории константинопольских соборов 1156–157 гг., во втором отрывке содержится критика мнения Ф. И. Успенского, высказанного им в Очерках по истории византийской образованности, о влиянии борьбы платонизма и аристотелизма на богословское движение в Византии. Оба фрагмента представляют большой интерес в контексте историографии споров 1156–157 гг.
Московская духовная академия, церковно-историческая наука, Ф. И. Успенский, константинопольские соборы 1156–1157 годов, византийское богословие, византийская философия, платонизм и аристотелизм
Ермилов Павел Валерьевич,
РЕЦЕНЗИИ
Барский Евгений Викторович
Ссылка на рецензию:
Барский Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 125-126 — Рец. на кн.: Shepherd M. B. Daniel in the Context of the Hebrew Bible. N. Y.; et al.: Peter Lang, 2009. xi, 163 p.
Данные об авторе
Барский Евгений Викторович
Барский Евгений Викторович
Шилов Евгений Вадимович,
Ссылка на рецензию:
Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 126-129 — Рец. на кн.: Arthur R. A. Pseudo-Dionysius as Polemicist. The Development and Purpose of the Angelic Hierarchy in Sixth Century Syria. Ashgate, 2008. 213 p.
Гагинский Алексей Михайлович
Ссылка на рецензию:
Гагинский А. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 130-135 — Рец. на кн.: Tollefsen T. T. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor. Oxford: Oxford University Press, 2008. 243 p.
Данные об авторе
Гагинский Алексей Михайлович
Гагинский Алексей Михайлович
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на рецензию:
Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 135-141 — Рец. на кн.: Larchet J.-C. La théologie des énergies divinеs. Des origines à saint Jean Damascène. P.: Cerf, 2010. 479 p.
Усачева Анна Вячеславовна
Ссылка на рецензию:
Усачева А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 141-146 — Рец. на кн.: The Origins of the Platonic System. Platonisms of the Early Empire and their Philosophical Contexts / M. Bonazzi, J. Opsomer, eds. Louvain; Namur; P.; Walpole (MA): Peeters, 2009.
Данные об авторе
Усачева Анна Вячеславовна
Усачева Анна Вячеславовна
Катасонов Владимир Николаевич
Ссылка на рецензию:
Катасонов В. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 146-151 — Рец. на кн.: Galileo goes to jail and others myths about science and religion / R. L. Numbers, ed. Cambridge (Massachusetts); L.: Harvard University Press, 2009. 302 p.
Данные об авторе
Катасонов Владимир Николаевич
Катасонов Владимир Николаевич
Сафронов Ромен Олегович
Ссылка на рецензию:
Сафронов Р. О. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 152-153 — Рец. на кн.: Никишенков А. А. История британской социальной антропологии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 496 с.
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Заседания научно-методологического семинара Богословского факультета // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 157-159
Ссылка на статью:
Вторая совместная научная коференция "Проблемы исторического и теоретического религиоведения" // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 160-160