БОГОСЛОВИЕ
Нам Мария
Ссылка на статью:
Нам М. Христианская церковь в правление Марка Аврелия: чудо LEGIO XII FULMINATA в ранних литературных источниках // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 7-21
Аннотация
В публикации рассмотрено чудо 12 Молниеносного легиона (legio XII fulminata) на основе ранних литературных памятников, повествующих об этих событиях, в которых представлены две версии: христианская (свидетельства Аполлинария и Тертуллиана) и языческая (свидетельство Диона Кассия и версия чуда в 12-й книге Сивилл). Соответственно, предпринята попытка установить официальную версию чуда и мнение самого Марка Аврелия относительно причин чуда. Источники даны на языке оригинала и переведены на русский язык.
Ключевые слова
еп. Аполлинарий Иерапольский, Евсевий Кесарийский, Марк Аврелий, Тертуллиан, чудо 12-го Молниеносного легиона, legio XII fulminate, воины-христиане, ранне-христианская Церковь, эпоха гонений.
Данные об авторе
В публикации рассмотрено чудо 12 Молниеносного легиона (legio XII fulminata) на основе ранних литературных памятников, повествующих об этих событиях, в которых представлены две версии: христианская (свидетельства Аполлинария и Тертуллиана) и языческая (свидетельство Диона Кассия и версия чуда в 12-й книге Сивилл). Соответственно, предпринята попытка установить официальную версию чуда и мнение самого Марка Аврелия относительно причин чуда. Источники даны на языке оригинала и переведены на русский язык.
еп. Аполлинарий Иерапольский, Евсевий Кесарийский, Марк Аврелий, Тертуллиан, чудо 12-го Молниеносного легиона, legio XII fulminate, воины-христиане, ранне-христианская Церковь, эпоха гонений.
Нам Мария
ФИЛОСОФИЯ
Уколов Кирилл Игоревич
Ссылка на статью:
Уколов К. И. Проблема религиозного априори в западной и русской религиозной философии // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 25-42
Аннотация
В начале XX в. в среде немецких протестантских богословов возникает интерес к проблеме трансцендентального обоснования религии, вызванный во многом неудовлетворенностью этическим пониманием религии в богословской школе А. Ричля. В это же время к вопросу о природе религиозного сознания обращается ряд русских философов. В настоящей статье излагаются концепции западных (Э. Трёльча, Р. Отто, П. Тиллиха) и русских (С. Булгакова, Е. Трубецкого, В. Зеньковского) мыслителей и предпринимается попытка их сопоставления. В качестве главной особенности подходов западных богословов выявляется их представление о расширенном за счет привнесения иррационального элемента разуме. Особенность концепций русских философов состоит в идее сердца как органа религиозного сознания.
Ключевые слова
понятие религии, трансцендентализм, религиозное априори, религиозное сознание, абсолют, религиозное переживание
Данные об авторе
В начале XX в. в среде немецких протестантских богословов возникает интерес к проблеме трансцендентального обоснования религии, вызванный во многом неудовлетворенностью этическим пониманием религии в богословской школе А. Ричля. В это же время к вопросу о природе религиозного сознания обращается ряд русских философов. В настоящей статье излагаются концепции западных (Э. Трёльча, Р. Отто, П. Тиллиха) и русских (С. Булгакова, Е. Трубецкого, В. Зеньковского) мыслителей и предпринимается попытка их сопоставления. В качестве главной особенности подходов западных богословов выявляется их представление о расширенном за счет привнесения иррационального элемента разуме. Особенность концепций русских философов состоит в идее сердца как органа религиозного сознания.
понятие религии, трансцендентализм, религиозное априори, религиозное сознание, абсолют, религиозное переживание
Уколов Кирилл Игоревич
Горелов Анатолий Алексеевич
Ссылка на статью:
Горелов А. А. "Цельное знание" и целостная истина (на пути к научно-религиозной философии) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 43-57
Аннотация
В первой части статьи обсуждается концепция цельного знания, принадлежащая русскому философу В. С. Соловьеву. Под цельным знанием Соловьев понимал совокупность трех уровней познания —науки, философии и теологии. Концепция Соловьева тесно связана с понятием целостной истины, под которым имеется в виду иерархическая совокупность истин факта, разума и веры. Истины факта составляют низший уровень целостной истины, истины разума —средний, а истины веры —высший. Обсуждению проблемы целостной истины в контексте современной философии науки посвящена вторая часть статьи.
Ключевые слова
цельное знание, целостная истина, философия, религия, теология, наука, вера, опыт, разум, В. С. Соловьев.
Данные об авторе
Горелов Анатолий Алексеевич
В первой части статьи обсуждается концепция цельного знания, принадлежащая русскому философу В. С. Соловьеву. Под цельным знанием Соловьев понимал совокупность трех уровней познания —науки, философии и теологии. Концепция Соловьева тесно связана с понятием целостной истины, под которым имеется в виду иерархическая совокупность истин факта, разума и веры. Истины факта составляют низший уровень целостной истины, истины разума —средний, а истины веры —высший. Обсуждению проблемы целостной истины в контексте современной философии науки посвящена вторая часть статьи.
цельное знание, целостная истина, философия, религия, теология, наука, вера, опыт, разум, В. С. Соловьев.
Горелов Анатолий Алексеевич
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРА
Гаврилюк Павел,
Ссылка на статью:
Гаврилюк П. О полемическом использовании категории "запад" в православном богословии на примере неопатристического синтеза прот. Георгия Флоровского // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 61-78
Аннотация
«Неопатристический синтез», одним из основоположников которого в XX столетии считается протоиерей Георгий Флоровский, является магистральным направлением развития современного православного богословия. Настоящая статья посвящена исследованию культурно-политического контекста в рамках которого Флоровский писал «пути русского богословия», а также свои труды по восточной патристике, которые в свою очер едь легли в основу его неопатристичского богословия. В статье исследуется влияние евразийской полемики против «запада», в частности, против католичества, а также историографии О. Шпенглера и Dogmengeschichte А. Фон Гарнака на Флоровского в 1920–1930 гг. в эмиграции. Как известно, Флоровский оценивал западные философские и богословские влияния на российское академическое богословие и русскую религиозную мысль как «псевдоморфозу» православия. В результате, «христианский эллинизм» сводился для Флоровского (в парижский период его деятельности) по-преимуществу, к наследию восточных отцов церкви. Автор подчеркивает то обстоятельство, что современная православная неопатристика также носит изоляционистски «восточный», то есть антизападный характер.
Ключевые слова
Патристика, Православное богословие XX в., прот. Г. Флоровский, А. фон Гарнак, Неопатристический синтез, Евразийство, Западничество, Славянофильство.
Данные об авторе
«Неопатристический синтез», одним из основоположников которого в XX столетии считается протоиерей Георгий Флоровский, является магистральным направлением развития современного православного богословия. Настоящая статья посвящена исследованию культурно-политического контекста в рамках которого Флоровский писал «пути русского богословия», а также свои труды по восточной патристике, которые в свою очер едь легли в основу его неопатристичского богословия. В статье исследуется влияние евразийской полемики против «запада», в частности, против католичества, а также историографии О. Шпенглера и Dogmengeschichte А. Фон Гарнака на Флоровского в 1920–1930 гг. в эмиграции. Как известно, Флоровский оценивал западные философские и богословские влияния на российское академическое богословие и русскую религиозную мысль как «псевдоморфозу» православия. В результате, «христианский эллинизм» сводился для Флоровского (в парижский период его деятельности) по-преимуществу, к наследию восточных отцов церкви. Автор подчеркивает то обстоятельство, что современная православная неопатристика также носит изоляционистски «восточный», то есть антизападный характер.
Патристика, Православное богословие XX в., прот. Г. Флоровский, А. фон Гарнак, Неопатристический синтез, Евразийство, Западничество, Славянофильство.
Гаврилюк Павел,
Кристиан Р.
Ссылка на статью:
Кристиан Р. Некоторые соображения о церковном авторитете в Римо-Католической Церкви // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 79-94
Аннотация
Выступление посвящено вопросу авторитета в Церкви. В его основе лежит утверждение о том, что право законной власти было даровано Богом в тот момент, когда Его Сын основал Церковь. Осуществляется она также в рамках, заданных именно божественным Основателем. Таким образов, признавая божественное происхождение власти (вопреки склонности видеть в учительском служении Церкви пример человеческого основания этой власти), необходимо вспомнить о том, что после Апостольского века приемники апостолов, епископы, принимая рукоположение, составляют институт священства, и что это священство осуществляет учение и суд при содействии Святого Духа. Содействие же ощутимо в откровении и вдохновении и обычно реализуется в долгих —и потому рассудительных —соборных заседаниях.
Ключевые слова
Римо-Католическая Церковь, церковный авторитет, церковная власть, догматическая конституция, епископское служение.
Данные об авторе
Выступление посвящено вопросу авторитета в Церкви. В его основе лежит утверждение о том, что право законной власти было даровано Богом в тот момент, когда Его Сын основал Церковь. Осуществляется она также в рамках, заданных именно божественным Основателем. Таким образов, признавая божественное происхождение власти (вопреки склонности видеть в учительском служении Церкви пример человеческого основания этой власти), необходимо вспомнить о том, что после Апостольского века приемники апостолов, епископы, принимая рукоположение, составляют институт священства, и что это священство осуществляет учение и суд при содействии Святого Духа. Содействие же ощутимо в откровении и вдохновении и обычно реализуется в долгих —и потому рассудительных —соборных заседаниях.
Римо-Католическая Церковь, церковный авторитет, церковная власть, догматическая конституция, епископское служение.
Кристиан Р.
ПУБЛИКАЦИИ
Ссылка на статью:
Переписка 1899-1900-х годов между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 97-128
Аннотация
Публикация содержит гимназическую переписку Павла Флоренского и Александра Ельчанинова 1899–900 гг. Ее несомненная ценность заключается как в именах друзей, столь значимых в истории русской мысли, так и в подлинности зафиксированных здесь переживаний, мыслей и чувств. Внимательному читателю пищу для размышлений даст также то, что отец Павел счел необходимым для себя вернуться к переписке 16 лет спустя, всего за несколько месяцев до крушения России, и набело переписать письма из времен своей ранней юности.
Ключевые слова
Флоренский, Ельчанинов, Эрн, Гехтман.
Публикация содержит гимназическую переписку Павла Флоренского и Александра Ельчанинова 1899–900 гг. Ее несомненная ценность заключается как в именах друзей, столь значимых в истории русской мысли, так и в подлинности зафиксированных здесь переживаний, мыслей и чувств. Внимательному читателю пищу для размышлений даст также то, что отец Павел счел необходимым для себя вернуться к переписке 16 лет спустя, всего за несколько месяцев до крушения России, и набело переписать письма из времен своей ранней юности.
Флоренский, Ельчанинов, Эрн, Гехтман.
РЕЦЕНЗИИ
Неклюдов Константин Викторович
Ссылка на рецензию:
Неклюдов К. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 131-137 — Рец. на кн.: Jesus und die Archäologie Galiläas / C. Claußen, J. Frey, Hrsg. Neukirchen- Vluyn, 2008 (Biblisch-Theologische Studien; 87). VIII, 327 S.
Данные об авторе
Неклюдов Константин Викторович
Неклюдов Константин Викторович
Ткаченко Александр Анатольевич
Ссылка на рецензию:
Ткаченко А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 138-140 — Рец. на кн.: Im Geist und in der Wahrheit: Studien zum Johannesevangelium und zur Off enbarung des Johannes sowie andere Beiträge: Festschrift für Martin Hasitschka SJ zum 65. Geburtstag / K. Huber, B. Repschinski, Hrsg. Münster, 2008. (Ne
Данные об авторе
Ткаченко Александр Анатольевич
Ткаченко Александр Анатольевич
Небольсин Антон Сергеевич
Ссылка на рецензию:
Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 141-144 — Рец. на кн.: De Silva D. А. Seeing Things John’s Way. The Rhetoric of the Book of Revelation. Lousville: Westminster John Knox Press, 2009. XIV, 393 p.
Данные об авторе
Небольсин Антон Сергеевич
Небольсин Антон Сергеевич
Уколов Кирилл Игоревич
Ссылка на рецензию:
Уколов К. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 145-151 — Рец. на кн.: Harant M. Religion, Kultur, Theologie: eine Untersuchung zu ihrer Verhältnisbestimmung im Werke Ernst Troeltschs und Paul Tillichs im Vergleich. Frankfurt a. M.; B.; Bern: Peter Lang, 2009 (Europдische Hochschulschriften; 23: Theologie;
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на рецензию:
Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 152-154 — Рец. на кн.: Grégoire de Nysse. Contre Eunome. T. I. 1–146 / W. Jaeger, texte; R. Winling, intr., trad., notes. P. : Cerf, 2008. 225 p. (Sources chrétiennes; 521).
Шилов Евгений Вадимович,
Ссылка на рецензию:
Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 154-157 — Рец. на кн.: Церковь и религиозное сознание средневековой Европы. М. : ИНИОН РАН, 2008. 136 с. (Всеобщая история).
Шилов Евгений Вадимович,
Ссылка на рецензию:
Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 158-162 — Рец. на кн.: Мехтильда Магдебургская. Струящийся свет Божества / Р. В. Гуревич, Е. В. Соколова, В. А. Суханова, пер. М. : Наука, 2008. 356 с. (Литературные памятники).
ХРОНИКА
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Ссылка на статью:
Воробьев В. Н. Преподавание теологии в университете - необходимая альтернатива атеистической парадигме в гуманитарных науках и образовании // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 165-169
Данные об авторе
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Ссылка на статью:
Заседания научно-методологического семинара Богословского факультета // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 170-176