БОГОСЛОВИЕ
Сильвестрова Елена Витальевна
Ссылка на статью:
Сильвестрова Е. В. Первый титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия /Вводная статья, перевод, краткий историко-правовой комментарий Сильвестрова Е.В. // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 7-20
Аннотация
В настоящей работе приводится перевод первого титула шестнадцатой книги Кодекса Феодосия. Первый титул посвящен общим вопросам христианской веры и представляет собой своего рода введение в шестнадцатую книгу Кодекса. В него вошло четыре императорские конституции, в том числе —знаменитый фессалоникский эдикт Феодосия I.
Ключевые слова
Кодекс Феодосия, Фессалоникийский эдикт, Позднеримское императорское законодательство о Церкви.
Данные об авторе
Сильвестрова Елена Витальевна
В настоящей работе приводится перевод первого титула шестнадцатой книги Кодекса Феодосия. Первый титул посвящен общим вопросам христианской веры и представляет собой своего рода введение в шестнадцатую книгу Кодекса. В него вошло четыре императорские конституции, в том числе —знаменитый фессалоникский эдикт Феодосия I.
Кодекс Феодосия, Фессалоникийский эдикт, Позднеримское императорское законодательство о Церкви.
Сильвестрова Елена Витальевна
Хондзинский Павел Владимирович, священник
Ссылка на статью:
Хондзинский П. В. Над временем. Епископ Михаил (Грибановский): попытка богословского портрета // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 21-38
Аннотация
С именем епископа Михаила Грибановского связаны многие глубинные процессы в русской духовной традиции последней четверти XIX в.: движение за восстановление патриаршества, обновление приходской жизни, стремление придать богословским истинам прямое жизненное значение, поиски новой христианской философии. Тем не менее, его имя, его наследие и сегодня известны далеко не всем. В статье делается попытка дать богословский портрет владыки Михаила —иными словами, представить читателю очерк становления его личности и богословской мысли в их внутренней органической взаимосвязи.
Ключевые слова
Михаил Грибановский, кафоличность, Слово и словесность, «Над Евангелием», Чехов, «Архиерей».
Данные об авторе
Хондзинский Павел Владимирович, священник
С именем епископа Михаила Грибановского связаны многие глубинные процессы в русской духовной традиции последней четверти XIX в.: движение за восстановление патриаршества, обновление приходской жизни, стремление придать богословским истинам прямое жизненное значение, поиски новой христианской философии. Тем не менее, его имя, его наследие и сегодня известны далеко не всем. В статье делается попытка дать богословский портрет владыки Михаила —иными словами, представить читателю очерк становления его личности и богословской мысли в их внутренней органической взаимосвязи.
Михаил Грибановский, кафоличность, Слово и словесность, «Над Евангелием», Чехов, «Архиерей».
Хондзинский Павел Владимирович, священник
Уколов Кирилл Игоревич
Ссылка на статью:
Уколов К. И. Вопрос о статусе богословия как науки в немецком протестантизме (Шлейермахер, Трёльч, Тиллих). // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 39-57
Аннотация
В статье после краткого изложения представлений о научном характере богословия на Западе в средние века, — рассматриваются учения о богословии как науке немецких протестантских теологов —Ф. Шлейермахера (1768–834), Э. Трёльча (1865–923) и П. Тиллиха (1886–965). Если Шлейермахер, следуя идеям эпохи Просвещения, обосновывает место богословия в университете соображениями исключительно практического характера, то Трёльч и Тиллих пытаются осмыслить самостоятельный научный статус богословия в дискуссии с передовыми представлениями своего времени о науке.
Ключевые слова
Фридрих Шлейермахер, Эрнст Трёльч, Пауль Тиллих, немецкий протестантизм, понятие науки, метод богословия, система наук, сущность христианства, теология.
Данные об авторе
В статье после краткого изложения представлений о научном характере богословия на Западе в средние века, — рассматриваются учения о богословии как науке немецких протестантских теологов —Ф. Шлейермахера (1768–834), Э. Трёльча (1865–923) и П. Тиллиха (1886–965). Если Шлейермахер, следуя идеям эпохи Просвещения, обосновывает место богословия в университете соображениями исключительно практического характера, то Трёльч и Тиллих пытаются осмыслить самостоятельный научный статус богословия в дискуссии с передовыми представлениями своего времени о науке.
Фридрих Шлейермахер, Эрнст Трёльч, Пауль Тиллих, немецкий протестантизм, понятие науки, метод богословия, система наук, сущность христианства, теология.
Уколов Кирилл Игоревич
ФИЛОСОФИЯ
Самойлов Дмитрий Вячеславович,
Ссылка на статью:
Самойлов Д. В. Моральное учение и метафизика И. Канта в интерпретации А. И. Введенского // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 61-71
Аннотация
Статья посвящена творчеству русского философа-кантианца, профессора философии Санкт-Петербургского университета А. И. Введенского. Автор рассматривает вклад, внесенный Введенским в обоснование критической метафизики немецкого философа, основанной на моральной вере. Особое внимание уделяется проблеме веры и знания, пониманию постулатов практического разума как догматов моральной веры, осуществленной Введенским логицизации концепции Канта.
Ключевые слова
Кант, Введенский, кантианство, неокантианство, метафизика, практический разум, этика.
Данные об авторе
Самойлов Дмитрий Вячеславович,
Статья посвящена творчеству русского философа-кантианца, профессора философии Санкт-Петербургского университета А. И. Введенского. Автор рассматривает вклад, внесенный Введенским в обоснование критической метафизики немецкого философа, основанной на моральной вере. Особое внимание уделяется проблеме веры и знания, пониманию постулатов практического разума как догматов моральной веры, осуществленной Введенским логицизации концепции Канта.
Кант, Введенский, кантианство, неокантианство, метафизика, практический разум, этика.
Самойлов Дмитрий Вячеславович,
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на статью:
Антонов К. М. Проблемы философии религии в "Непостижимом" С. Л. Франка. // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 72-92
Аннотация
Центральное философское произведение С. Л. Франка —Непостижимое —рассматривается в статье в направлении, указанном его подзаголовком, как опыт онтологического введения в философию религии. С этой точки зрения анализируются предложенный философом метод антиномистического монодуализма, понятия живого знания, трансцендирования, откровения. Далее предметом обсуждения становится осуществленный Франком феноменологический подход к выявлению Абсолютного как особого рода данности внутреннего опыта и встающие в связи с этим проблемы философии религии: достоверность Божества, Его мыслимое отношение к человеку и миру, проблема зла. С точки зрения автора, Франку удалось в своей работе показать, что рациональная неразрешимость основных проблем религиозного сознания свидетельствует не о ложности этого сознания, а о границах самой рациональности.
Ключевые слова
Непостижимое, непосредственное самобытие, откровение, трансцендирование, Абсолютное, Франк, русская религиозная философия, философия религии.
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Центральное философское произведение С. Л. Франка —Непостижимое —рассматривается в статье в направлении, указанном его подзаголовком, как опыт онтологического введения в философию религии. С этой точки зрения анализируются предложенный философом метод антиномистического монодуализма, понятия живого знания, трансцендирования, откровения. Далее предметом обсуждения становится осуществленный Франком феноменологический подход к выявлению Абсолютного как особого рода данности внутреннего опыта и встающие в связи с этим проблемы философии религии: достоверность Божества, Его мыслимое отношение к человеку и миру, проблема зла. С точки зрения автора, Франку удалось в своей работе показать, что рациональная неразрешимость основных проблем религиозного сознания свидетельствует не о ложности этого сознания, а о границах самой рациональности.
Непостижимое, непосредственное самобытие, откровение, трансцендирование, Абсолютное, Франк, русская религиозная философия, философия религии.
Антонов Константин Михайлович
РЕЦЕНЗИИ
Небольсин Антон Сергеевич
Ссылка на рецензию:
Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 95-98 — Рец. на кн.: Thomas D. A. Revelation 19 in Historical and Mythological Context. N. Y.; Bernet al.: Peter Lang, 2008 (Studies in Biblical Literature; 118). XII, 201 p.
Данные об авторе
Небольсин Антон Сергеевич
Небольсин Антон Сергеевич
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на рецензию:
Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 99-101 — Рец. на кн.: Раннехристианская и византийская экзегетика. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 248 с.
Месяц Светлана Викторовна
Ссылка на рецензию:
Месяц С. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 102-111 — Рец. на кн.: Suchla B. R. Dionysius Areopagita: Leben — Werk — Wirkung. Freiburg; Basel; W.: Herder, 2008. 320 S.
Данные об авторе
Месяц Светлана Викторовна
Месяц Светлана Викторовна
Шичалин Юрий Анатольевич
Ссылка на рецензию:
Шичалин Ю. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 112-119 — Рец. на кн.: "Ousia" dans la philosophie grecque des origines a Aristote. Travaux du Centre d’etudes aristoteliciennes de l’Universite de Liege / A. Motte, P. Somville, M.-A. Gavray, A. Lefka, D. Seron. Ed. Louvain-La-Neuve: Peeters, 2008. IV+494 p.
Уколов Кирилл Игоревич
Ссылка на рецензию:
Уколов К. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 120-127 — Рец. на кн.: Heit A. Versöhnte Vernunft. Eine Studie zur systematischen Bedeutung des Rechtfertigungsgedankens für Kants Religionsphilosophie. Göttingen: Vandenhoek und Ruprecht, 2006 (Forschungen zur systematischen und ökumenischen T
Уколов Кирилл Игоревич
Ссылка на рецензию:
Уколов К. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 127-132 — Рец. на кн.: Keller D. Der Begriff des höchsten Guts bei Immanuel Kant: theologische Deutungen. Paderborn: Mentis, 2008. 400 S.
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на рецензию:
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 133-137 — Рец. на кн.: Religo. Альманах Московского религиоведческого общества. 2004–007. М.: Прогресс-Традиция, 2008. Вып. 1. 309 с.
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Заседания научно-методического семинара Богословского факультета // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 141-147