Ссылка на статью:
Памяти почившего Первосвятителя // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 6-8
БОГОСЛОВИЕ
Асмус Мхаил Валентинович,
Ссылка на статью:
Асмус М. В. Определение Римо-Католической Церкви о частицах проскомидии // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 11-25
Аннотация
Статья представляет собой обзор и анализ избранных римо-католических текстов ΧV–XVIII вв., касающихся богословского значения поминальных частиц проскомидии византийского обряда. Ключевой фигурой является Петр Аркудий, на богословии которого основано решение собора 1720 г. о пресуществлении частиц. Статья продолжает исследование того же автора об осмыслении частиц на православном Востоке, опубликованное в Вестнике ПСТГУ № 14 за 2005 г.
Ключевые слова
Догматическое богословие, Литургика, Проскомидия, Преложение св. Даров, Римо-католическая Церковь, Униатство
Данные об авторе
Асмус Мхаил Валентинович,
Статья представляет собой обзор и анализ избранных римо-католических текстов ΧV–XVIII вв., касающихся богословского значения поминальных частиц проскомидии византийского обряда. Ключевой фигурой является Петр Аркудий, на богословии которого основано решение собора 1720 г. о пресуществлении частиц. Статья продолжает исследование того же автора об осмыслении частиц на православном Востоке, опубликованное в Вестнике ПСТГУ № 14 за 2005 г.
Догматическое богословие, Литургика, Проскомидия, Преложение св. Даров, Римо-католическая Церковь, Униатство
Асмус Мхаил Валентинович,
Максимович Кирилл Александрович
Ссылка на статью:
Максимович К. А. "Малая книга" Никона Черногорца (XI в.) - новый источник по истории Восточной Церкви // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 26-37
Аннотация
В статье дается предварительное описание неизданного источника по истории Антиохийской Церкви — "Малой книги" (MIKPON BIBΛION) Никона Черногорца (ок. 1025 – после 1100 гг.). Никон Черногорец (по имени Черной Горы — монашеского центра под Антиохией) известен как виднейший византийский канонист XI в., оставивший после себя крупные сочинения аскетического и церковно-канонического содержания, до сих пор не изданные в полном объеме. Значение "Малой книги" состоит в подробной разработке церковно-правовых вопросов, прежде всего проблемы церковной икономии. В начале статьи подробно излагается история жизни и творческий путь Никона, даются краткие сведения о его сочинениях "Истолкования заповедей Господних" (так называемые "Пандекты") и "Тактикон". Вторая половина работы посвящена подробному тематическому анализу "Малой книги" с указанием всех использованных источников, многие из которых до сих пор не были известны науке. Работа написана в рамках подготовки первого издания "Малой книги".
Ключевые слова
Никон Черноргорец, "Малая книга", Антиохийский патриархат, каноническое право, икономия
Данные об авторе
Максимович Кирилл Александрович
В статье дается предварительное описание неизданного источника по истории Антиохийской Церкви — "Малой книги" (MIKPON BIBΛION) Никона Черногорца (ок. 1025 – после 1100 гг.). Никон Черногорец (по имени Черной Горы — монашеского центра под Антиохией) известен как виднейший византийский канонист XI в., оставивший после себя крупные сочинения аскетического и церковно-канонического содержания, до сих пор не изданные в полном объеме. Значение "Малой книги" состоит в подробной разработке церковно-правовых вопросов, прежде всего проблемы церковной икономии. В начале статьи подробно излагается история жизни и творческий путь Никона, даются краткие сведения о его сочинениях "Истолкования заповедей Господних" (так называемые "Пандекты") и "Тактикон". Вторая половина работы посвящена подробному тематическому анализу "Малой книги" с указанием всех использованных источников, многие из которых до сих пор не были известны науке. Работа написана в рамках подготовки первого издания "Малой книги".
Никон Черноргорец, "Малая книга", Антиохийский патриархат, каноническое право, икономия
Максимович Кирилл Александрович
От редакции
Ссылка на статью:
От р. Материалы научного семинара по Евхаристии // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 38-39
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на статью:
Михайлов П. Б. Святоотеческая герменевтика таинства Евхаристии // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 40-51
Аннотация
В статье предлагается общая классификация методов церковно-исторического исследования, применяемых, в частности, при анализе евхаристического богословия. Формулируются принципы и особенности терминологической, типологической и мистагогической (μυσταγωγ — введение в таинство) методологий, причем, последняя вводится в научный обиход впервые и обосновывается на древних источниках. Совокупность наставлений при посвящении в таинство Евхаристии сводится к трем преимущественным требованиям: императив знания, императив веры и императив готовности к участию в Таинстве
Ключевые слова
сакраментология, Евхаристия, богословская методология, мистагогия, вера, знание, Василий Великий, Иоанн Златоуст
Данные об авторе
В статье предлагается общая классификация методов церковно-исторического исследования, применяемых, в частности, при анализе евхаристического богословия. Формулируются принципы и особенности терминологической, типологической и мистагогической (μυσταγωγ — введение в таинство) методологий, причем, последняя вводится в научный обиход впервые и обосновывается на древних источниках. Совокупность наставлений при посвящении в таинство Евхаристии сводится к трем преимущественным требованиям: императив знания, императив веры и императив готовности к участию в Таинстве
сакраментология, Евхаристия, богословская методология, мистагогия, вера, знание, Василий Великий, Иоанн Златоуст
Михайлов Петр Борисович
Петров Валерий Валентинович
Ссылка на статью:
Петров В. В. Таинство "синаксиса" у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 52-63
Аннотация
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением "как в образе" или "символическим". Тем не менее, можно говорить о евхаристическом реализме АК, поскольку в символах священнодействия реально присутствует Иисус. Реальность божественного присутствия в священных символах обеспечивается особым пониманием "символа" в АК, схожим с таковым в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Прокла. Учение о синаксисе у прп. Максима Исповедника должно рассматриваться в контексте его учения о трояком воплощении Логоса: в мире, в Писании и в истории. Умное вкушение логосов Максим уподобляет вкушению Тела и Крови Господних. Вслед за АК Максим также рассматривает евхаристический обряд как символический, но при этом говорит о реальности спасения и обожения человека в Евхаристии.
Ключевые слова
таинство, Евхаристия, символ, причащение, (Псевдо-)Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник
Данные об авторе
Петров Валерий Валентинович
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением "как в образе" или "символическим". Тем не менее, можно говорить о евхаристическом реализме АК, поскольку в символах священнодействия реально присутствует Иисус. Реальность божественного присутствия в священных символах обеспечивается особым пониманием "символа" в АК, схожим с таковым в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Прокла. Учение о синаксисе у прп. Максима Исповедника должно рассматриваться в контексте его учения о трояком воплощении Логоса: в мире, в Писании и в истории. Умное вкушение логосов Максим уподобляет вкушению Тела и Крови Господних. Вслед за АК Максим также рассматривает евхаристический обряд как символический, но при этом говорит о реальности спасения и обожения человека в Евхаристии.
таинство, Евхаристия, символ, причащение, (Псевдо-)Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник
Петров Валерий Валентинович
Малков Петр Юрьевич
Ссылка на статью:
Малков П. Ю. "Не в суд или во осуждение...": святые отцы о достойном и недостойном причащении // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 64-72
Аннотация
В настоящей публикации представлен обширный святоотеческий материал, иллюстрирующий те разнообразные требования, которые предъявляются причастникам при их участии в таинстве Евхаристии. Автор отмечает шесть основных положений: 1) регулярное участие в таинстве и опасность недостойного причащения, 2) необходимость обращения с молитвой о помощи Божией, 3) ответственность священнослужителей при допущении к таинству, 4) подготовка к таинству через очищение, покаяние и отречение от греха, 5) вера в преложение Святых Даров, 6) опасность фиктивного причащения. Также автор касается понимания литургийного возгласа "Святая – святым".
Ключевые слова
Евхаристия, Голгофская Жертва, достойное и недостойное причащение
Данные об авторе
В настоящей публикации представлен обширный святоотеческий материал, иллюстрирующий те разнообразные требования, которые предъявляются причастникам при их участии в таинстве Евхаристии. Автор отмечает шесть основных положений: 1) регулярное участие в таинстве и опасность недостойного причащения, 2) необходимость обращения с молитвой о помощи Божией, 3) ответственность священнослужителей при допущении к таинству, 4) подготовка к таинству через очищение, покаяние и отречение от греха, 5) вера в преложение Святых Даров, 6) опасность фиктивного причащения. Также автор касается понимания литургийного возгласа "Святая – святым".
Евхаристия, Голгофская Жертва, достойное и недостойное причащение
Малков Петр Юрьевич
ФИЛОСОФИЯ
Ковревская Вера Евгеньевна
Ссылка на статью:
Ковревская В. Е. Бытие как "совершенство всех совершенств" в философии Фомы Аквинского // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 75-83
Аннотация
В истории философии сложилась традиция, согласно которой понятие бытия (esse) у Фомы Аквинского интерпретируется преимущественно как актуальность, реальное существование, при этом часто недооцениваются все те тексты, где бытие описывается как высшее совершенство и совершенство всех совершенств. Некорректным представляется и экзистенциалистское прочтение Аквината. Понятие бытия у Фомы —сложное, многоуровневое и аналогическое. Бытие в минимуме, присущее всему сущему, —это просто бытийствование, универсальная связь всего со всем, универсальная мировая основа; бытие в максимуме —абсолютная полнота и совершенство Бога.
Ключевые слова
сущее, бытие, совершенство, аналогия, экзистенция, личность, Фома Аквинский
Данные об авторе
Ковревская Вера Евгеньевна
В истории философии сложилась традиция, согласно которой понятие бытия (esse) у Фомы Аквинского интерпретируется преимущественно как актуальность, реальное существование, при этом часто недооцениваются все те тексты, где бытие описывается как высшее совершенство и совершенство всех совершенств. Некорректным представляется и экзистенциалистское прочтение Аквината. Понятие бытия у Фомы —сложное, многоуровневое и аналогическое. Бытие в минимуме, присущее всему сущему, —это просто бытийствование, универсальная связь всего со всем, универсальная мировая основа; бытие в максимуме —абсолютная полнота и совершенство Бога.
сущее, бытие, совершенство, аналогия, экзистенция, личность, Фома Аквинский
Ковревская Вера Евгеньевна
Пылаев Максим Александрович
Ссылка на статью:
Пылаев М. А. Концепции понимания священного в феноменологии религии (Г. ван дер Леу, Й. Вах) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 84-102
Аннотация
В статье рассматривается понимание священного, представленное в концепциях классиков феноменологии религии: Г. ван дер Леу и Й. Ваха. Автор детально рассматривает предложенную ими методологию изучения религиозных феноменов. Существенное место в работе занимает анализ данной методологии с точки зрения ее философских истоков и ее актуальности для теологии, философии религии, религиоведения.
Ключевые слова
священное, понимание, истолкование, ἐποχή, религиозный опыт, религиозное сознание
Данные об авторе
Пылаев Максим Александрович
В статье рассматривается понимание священного, представленное в концепциях классиков феноменологии религии: Г. ван дер Леу и Й. Ваха. Автор детально рассматривает предложенную ими методологию изучения религиозных феноменов. Существенное место в работе занимает анализ данной методологии с точки зрения ее философских истоков и ее актуальности для теологии, философии религии, религиоведения.
священное, понимание, истолкование, ἐποχή, религиозный опыт, религиозное сознание
Пылаев Максим Александрович
РЕЦЕНЗИИ
Небольсин Антон Сергеевич
Ссылка на рецензию:
Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 105-108 — Рец. на кн.: Wilson M. Charts on the Book of Revelation. Literary, Historical and Theological Perspectives. Kregel, 2007
Данные об авторе
Небольсин Антон Сергеевич
Небольсин Антон Сергеевич
Неклюдов Константин Викторович
Ссылка на рецензию:
Неклюдов К. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 108-112 — Рец. на кн.: Where Christianity was born: A Collection from the Biblical Archaeology Society / H. Shanks, ed. Biblical Archaeology Society, 2006
Данные об авторе
Неклюдов Константин Викторович
Неклюдов Константин Викторович
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на рецензию:
Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 113-115 — Рец. на кн.: Fiedrowicz M. Theologie der Kirchenväter. Grundlagen frühchristlicher Glaubensreflexion. Herder, 2007
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на рецензию:
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 116-120 — Рец. на кн.: Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. Ладомир, 2007
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на рецензию:
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 121-128 — Рец. на кн.: Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. РХГА, 2008
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 131-160