БОГОСЛОВИЕ
Степанцов Сергей Александрович
Ссылка на статью:
Степанцов С. А. 257 проповедь Августина в ряду его прочих толкований на Пс. 115.2 // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 7-12
Аннотация
Как и в других проповедях блаженного Августина, рассматривающих Пс 115. 2 («Всякий человек лжец»), в проповеди 257 Августин толкует этот стих как констатацию падшего состояния человеческой природы, преодолеваемого только благодатью. Особенность проповеди 257 в том, что в качестве примера лживости и правдивости приводятся поступки одного и того же человека — апостола Петра — говорящего то от себя, то по внушению свыше (Мф 16. 16–23).
Данные об авторе
Степанцов Сергей Александрович
Как и в других проповедях блаженного Августина, рассматривающих Пс 115. 2 («Всякий человек лжец»), в проповеди 257 Августин толкует этот стих как констатацию падшего состояния человеческой природы, преодолеваемого только благодатью. Особенность проповеди 257 в том, что в качестве примера лживости и правдивости приводятся поступки одного и того же человека — апостола Петра — говорящего то от себя, то по внушению свыше (Мф 16. 16–23).
Степанцов Сергей Александрович
Рапава М. В.
Ссылка на статью:
Рапава М. В. Полемические сочинения против армянского монофизитства в древнегрузинской письменности // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 13-29
Аннотация
В статье приводятся материалы, сохранившиеся в древнегрузинской письменoности XI в., о полемике против армянского монофизитства. Приводятся сведения об указанной полемике как по оригинальным трудам в виде самостоятельных сочинений, так и – по переводным полемическим сочинениям. Характер полемических сочинений против проникновения в Грузинскую церковь монофизитства из армянской Церкви имеет как теоретически-богословскую, так и церковно-литургическую направленность.
Данные об авторе
В статье приводятся материалы, сохранившиеся в древнегрузинской письменoности XI в., о полемике против армянского монофизитства. Приводятся сведения об указанной полемике как по оригинальным трудам в виде самостоятельных сочинений, так и – по переводным полемическим сочинениям. Характер полемических сочинений против проникновения в Грузинскую церковь монофизитства из армянской Церкви имеет как теоретически-богословскую, так и церковно-литургическую направленность.
Рапава М. В.
ФИЛОСОФИЯ
Носачев Павел Георгиевич
Ссылка на статью:
Носачев П. Г. У. Эко: Путь от семиотики к онтологии // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 33-44
Аннотация
Статья посвящена творчеству итальянского мыслителя Умберто Эко, который хорошо известен в России как писатель и гораздо менее — как ученый-семиотик и философ-постмодернист. В статье рассказывается о пути Эко от семиотической философии к философии бытия и об онтологической концепции итальянского мыслителя. Также рассматривается влияние на творчество Эко таких философов как Ч. Пирс и М. Хайдеггер.
Данные об авторе
Статья посвящена творчеству итальянского мыслителя Умберто Эко, который хорошо известен в России как писатель и гораздо менее — как ученый-семиотик и философ-постмодернист. В статье рассказывается о пути Эко от семиотической философии к философии бытия и об онтологической концепции итальянского мыслителя. Также рассматривается влияние на творчество Эко таких философов как Ч. Пирс и М. Хайдеггер.
Носачев Павел Георгиевич
Уколов Кирилл Игоревич
Ссылка на статью:
Уколов К. И. Проблема религиозного априори в западной религиозной философии (Э. Трёльч, П. Тиллих) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 45-55
Аннотация
Попытки обоснования религии с использованием методологии трансцендентальной философии встречались уже в XIX в. у Фридриха Шлейермахера, а также у некоторых представителей кантианской линии немецкого богословия. Однако широкое распространение проблематика так называемого «религиозного априори» получает лишь в нач. XX в. у целого ряда мыслителей, как на Западе, так и в России. В настоящей статье представлены концепции Эрнста Трёльча, которому, собственно, и принадлежит термин «религиозное априори», и Пауля Тиллиха.
Данные об авторе
Попытки обоснования религии с использованием методологии трансцендентальной философии встречались уже в XIX в. у Фридриха Шлейермахера, а также у некоторых представителей кантианской линии немецкого богословия. Однако широкое распространение проблематика так называемого «религиозного априори» получает лишь в нач. XX в. у целого ряда мыслителей, как на Западе, так и в России. В настоящей статье представлены концепции Эрнста Трёльча, которому, собственно, и принадлежит термин «религиозное априори», и Пауля Тиллиха.
Уколов Кирилл Игоревич
ПУБЛИКАЦИИ
Ермилов Павел Валерьевич
Ссылка на статью:
Ермилов П. В. К вопросу об осуждении протэдикта Михаила на Константинопольских Соборах 1156-1157 годов // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 59-72
Аннотация
В настоящей публикации предлагается новое после 1658 г. издание «Признания вины» протэкдика Михаила, именуемого ó τοũ Θεσσαλονίκης, подготовленное на основании двух из трех известных рукописей текста. Во вступительной статье анализируется обрамляющий «Признание» текст, указываются позднейшие интерполяции. В статье показано также, что «Признание» содержит в себе важное и явное свидетельство, опровергающее сообщения историков Киннама и Хониата об осуждении Михаила.
Данные об авторе
В настоящей публикации предлагается новое после 1658 г. издание «Признания вины» протэкдика Михаила, именуемого ó τοũ Θεσσαλονίκης, подготовленное на основании двух из трех известных рукописей текста. Во вступительной статье анализируется обрамляющий «Признание» текст, указываются позднейшие интерполяции. В статье показано также, что «Признание» содержит в себе важное и явное свидетельство, опровергающее сообщения историков Киннама и Хониата об осуждении Михаила.
Ермилов Павел Валерьевич
РЕЦЕНЗИИ. КРИТИКА
Лявданский Алексей Кимович
Ссылка на рецензию:
Лявданский А. К. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 75-81 — Рец. на кн.: The Book of Ezekiel and its Influence / H. J. de Jonge, J. Tromp, eds. Aldershot: Ashgate 2007. XIII, 218 p.
Данные об авторе
Лявданский Алексей Кимович
Лявданский Алексей Кимович
Барский Евгений Викторович
Ссылка на рецензию:
Барский Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 81-86 — Рец. на кн.: Die Geschichte der Daniel-Auslegung in Judentum, Christentum und Islam: Studien zur Kommentierung des Danielbuches in Literatur und Kunst / K. Bracht, D. S. du Toit, hrsg. B.; N. Y.: Walter de Gruyter, 2007. (Beihefte zur Zeitschrift fü
Данные об авторе
Барский Евгений Викторович
Барский Евгений Викторович
Фокин Алексей Русланович
Ссылка на рецензию:
Фокин А. Р. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 86-87 — Рец. на кн.: Gryson R. Répertoire général des auteurs ecclésiastiques latins de l’antiquité et du haut moyen âge. Freiburg im Breisgau: Herder, 2007. T. 1. 576 S. T. 2. 510 S.
Петров Валерий Валентинович
Ссылка на рецензию:
Петров В. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 88-105 — Рец. на кн.: Klitenic Wear S., Dillon J. Dionysius the Areopagite and the Neoplatonist tradition: Despoiling the Hellenes. Aldershot; Burlington (VT): Ashgate, 2007. (Ashgate Studies in Philosophy & Theology in Late Antiquity). XIII, 152 p.
Данные об авторе
Петров Валерий Валентинович
Петров Валерий Валентинович
Уколов Кирилл Игоревич
Ссылка на рецензию:
Уколов К. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 105-111 — Рец. на кн.: Schüβler W., Sturm E. Paul Tillich: Leben, Werk, Wirkung. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007. X, 278 S.
Игнатьев А. А.
Ссылка на рецензию:
Игнатьев А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 111-122 — Рец. на кн.: Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 274 с.
Харитонович Дмитрий Эдуардович
Ссылка на рецензию:
Харитонович Д. Э. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 122-136 — Рец. на кн.: Символ. Журнал христианской культуры, основанный Славянской библиотекой в Париже. Париж-М., 2007. № 51.
Данные об авторе
Харитонович Дмитрий Эдуардович
Харитонович Дмитрий Эдуардович
НЕКРОЛОГИ
Ссылка на статью:
Памяти Игоря Сергеевича Чичурова // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 138-140
Ссылка на статью:
Памяти Леонида Ивановича Василенко // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 141-143