БОГОСЛОВИЕ
Кузенков Павел Владимирович
Ссылка на статью:
Кузенков П. В. Хронологические расчеты у Климента Александрийского и происхождение традиционных дат Рождества и Богоявления // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 7-21
Аннотация
Анализ комплекса хронологической информации, приводимой Климентом Александрийским в 21-й главе «Стромат», позволяет выявить несколько хронологических систем, на которые опирался знаменитый христианский апологет. Одна из них, полагающая творение мира на осеннее равноденствие и опирающаяся на египетский календарь, связана с александрийской иудео-эллинистической традицией. Именно из этой системы вытекает дата Рождества — 6 января или 11 тюби по неподвижному варианту египетского календаря. Сам Климент знает эту дату лишь как дату Крещения. Если перевести эту дату по подвижному египетскому календарю, распространенному в ученой среде, получим в качестве даты Крещения 25 декабря 27 г. н. э. На этом основании можно предположить тесную связь даты 25 декабря, ныне известной как дата Рождества Христова, с ранней египетской христианской традицией. Данная гипотеза позволяет объяснить происхождение традиционной римской даты Распятия — 25 марта, засвидетельствованной уже у Тертуллиана на рубеже III и IV вв.
Данные об авторе
Кузенков Павел Владимирович
Анализ комплекса хронологической информации, приводимой Климентом Александрийским в 21-й главе «Стромат», позволяет выявить несколько хронологических систем, на которые опирался знаменитый христианский апологет. Одна из них, полагающая творение мира на осеннее равноденствие и опирающаяся на египетский календарь, связана с александрийской иудео-эллинистической традицией. Именно из этой системы вытекает дата Рождества — 6 января или 11 тюби по неподвижному варианту египетского календаря. Сам Климент знает эту дату лишь как дату Крещения. Если перевести эту дату по подвижному египетскому календарю, распространенному в ученой среде, получим в качестве даты Крещения 25 декабря 27 г. н. э. На этом основании можно предположить тесную связь даты 25 декабря, ныне известной как дата Рождества Христова, с ранней египетской христианской традицией. Данная гипотеза позволяет объяснить происхождение традиционной римской даты Распятия — 25 марта, засвидетельствованной уже у Тертуллиана на рубеже III и IV вв.
Кузенков Павел Владимирович
Максимович Кирилл Александрович
Ссылка на статью:
Максимович К. А. Новелла CXXIII св. императора Юстиниана I (527 - 565 гг.) "О различных церковных вопросах" (перевод и комментарий) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 22-54
Аннотация
Работа представляет собой комментированный перевод Юстиниановой новеллы CXXIII, в которой систематически рассматриваются вопросы поставления в священство и церковно-административного управления. Важность данной новеллы определяется не только ее большим объемом и разнообразием тематики, но и оказанным ею существенным влиянием как на византийское право («Собрание 87 глав» Иоанна Схоластика, Василики, «Эпитома» Афанасия Эмесского, Номоканон XIV титулов), так и на славянскую церковно-юридическую традицию (славянские переводы «Собрания 87 глав» и Номоканона XIV титулов в составе «Пандектов» Никона Черногорца). Перевод на русский язык и комментарий новеллы предпринимаются впервые и носят во многом экспериментальный характер.
Данные об авторе
Максимович Кирилл Александрович
Работа представляет собой комментированный перевод Юстиниановой новеллы CXXIII, в которой систематически рассматриваются вопросы поставления в священство и церковно-административного управления. Важность данной новеллы определяется не только ее большим объемом и разнообразием тематики, но и оказанным ею существенным влиянием как на византийское право («Собрание 87 глав» Иоанна Схоластика, Василики, «Эпитома» Афанасия Эмесского, Номоканон XIV титулов), так и на славянскую церковно-юридическую традицию (славянские переводы «Собрания 87 глав» и Номоканона XIV титулов в составе «Пандектов» Никона Черногорца). Перевод на русский язык и комментарий новеллы предпринимаются впервые и носят во многом экспериментальный характер.
Максимович Кирилл Александрович
ФИЛОСОФИЯ
Сомин Николй Владимирович
Ссылка на статью:
Сомин Н. В. С. Н. Булгаков: логика развития социально-экономической мысли // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 57-70
Аннотация
Автор выделяет и последовательно рассматривает следующие этапы развития социально-экономической мысли отца С. Булгакова: 1) «марксистский период»; 2) «идеалистический период»; 3) «христианский социализм»; 4) «период переосмысления», завершившийся созданием «Философии хозяйства»; 5) «период отчуждения», когда философ лишь эпизодически обращается к социальной теме и 6) «священнический период», в котором его социальные взгляды устанавливаются, хотя мысль почти полностью занята богословскими вопросами.
Данные об авторе
Сомин Николй Владимирович
Автор выделяет и последовательно рассматривает следующие этапы развития социально-экономической мысли отца С. Булгакова: 1) «марксистский период»; 2) «идеалистический период»; 3) «христианский социализм»; 4) «период переосмысления», завершившийся созданием «Философии хозяйства»; 5) «период отчуждения», когда философ лишь эпизодически обращается к социальной теме и 6) «священнический период», в котором его социальные взгляды устанавливаются, хотя мысль почти полностью занята богословскими вопросами.
Сомин Николй Владимирович
Павлюченков Николай Николаевич
Ссылка на статью:
Павлюченков Н. Н. Тема антропологии в наследии священника Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 71-88
Аннотация
В статье рассмотрен ряд важных аспектов учения о человеке священника Павла Флоренского. Автор приходит к выводу, что Флоренский рассматривал человека как принадлежащего двум уровням тварной реальности: эмпирической и сверхэмпирической, временной и вечной. Как принадлежащий Божественной Вечности, человек есть надличностное и надсознательное существо, в то время как принадлежащий земной сфере, он представляет собой «эмпирическую личность». При этом целью обожения является переход эмпирической личности из Времени в Божественную Вечность. По мнению автора, антропология Флоренского — вполне оригинальное учение, которое отличается как от учения Святых Отцов, так и от неоплатонических и оккультных концепций.
Данные об авторе
Павлюченков Николай Николаевич
В статье рассмотрен ряд важных аспектов учения о человеке священника Павла Флоренского. Автор приходит к выводу, что Флоренский рассматривал человека как принадлежащего двум уровням тварной реальности: эмпирической и сверхэмпирической, временной и вечной. Как принадлежащий Божественной Вечности, человек есть надличностное и надсознательное существо, в то время как принадлежащий земной сфере, он представляет собой «эмпирическую личность». При этом целью обожения является переход эмпирической личности из Времени в Божественную Вечность. По мнению автора, антропология Флоренского — вполне оригинальное учение, которое отличается как от учения Святых Отцов, так и от неоплатонических и оккультных концепций.
Павлюченков Николай Николаевич
Гидиринский Виктор Ильич
Ссылка на статью:
Гидиринский В. И. Проблема типологии русской интеллигенции (опыт историософского анализа) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 89-103
Аннотация
Во второй части статьи автор рассматривает проблемы генезиса и оснований типологизации русской интеллигенции в их взаимосвязи, предлагает краткую характеристику важнейших типов в связи с их ролью в основных сферах общественной жизни России. В заключение, на основе проведенного анализа формулируется рабочее определение русской интеллигенции.
Данные об авторе
Во второй части статьи автор рассматривает проблемы генезиса и оснований типологизации русской интеллигенции в их взаимосвязи, предлагает краткую характеристику важнейших типов в связи с их ролью в основных сферах общественной жизни России. В заключение, на основе проведенного анализа формулируется рабочее определение русской интеллигенции.
Гидиринский Виктор Ильич
ПУБЛИКАЦИИ
Чичуров Игорь Сергеевич
Ссылка на статью:
Чичуров И. С. Антилатинский трактат киевского митрополита Ефрема (ок. 1054/55 - 1061/62 гг.) в составе греческого канонического сборника Vat. Gr. 828 // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 107-132
Аннотация
Предлагаемая статья представляет собой введение к публикации греческого текста одного из первых антилатинских сочинений греческих митрополитов на Руси - митрополита Ефрема. Текст статьи опубликован в Čičurov I. Ein antilateinischer Traktat des Kiever Metropoliten Ephraim// Fontes Minores. Frankfurt am Main, 1998. Bd. 10. S. 319-356. Впервые публикуется оригинальный текст на русском языке с некоторыми дополнениями, отсутствующими в немецком варианте. Греческий текст и впервые осуществленный русский перевод с пока еще не опубликованным комментарием к нему будут помещены в следующем выпуске Вестника.
Данные об авторе
Предлагаемая статья представляет собой введение к публикации греческого текста одного из первых антилатинских сочинений греческих митрополитов на Руси - митрополита Ефрема. Текст статьи опубликован в Čičurov I. Ein antilateinischer Traktat des Kiever Metropoliten Ephraim// Fontes Minores. Frankfurt am Main, 1998. Bd. 10. S. 319-356. Впервые публикуется оригинальный текст на русском языке с некоторыми дополнениями, отсутствующими в немецком варианте. Греческий текст и впервые осуществленный русский перевод с пока еще не опубликованным комментарием к нему будут помещены в следующем выпуске Вестника.
Чичуров Игорь Сергеевич
РЕЦЕНЗИИ
Польсков Константин Олегович, священник
Ссылка на рецензию:
Польсков К. О. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 135-138 — Рец. на кн.: The Oxford handbook of biblical studies / J. W. Rogerson, J. M. Lieu, eds. Oxford University Press, 2006. xviii + 896 p.
Данные об авторе
Польсков Константин Олегович, священник
Польсков Константин Олегович, священник
Шелепов А.С.
Ссылка на рецензию:
Шелепов А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 138-142 — Рец. на кн.: Kelle B. E. Hosea 2: Metaphor and rhetoric in historical perspective. Leiden — Boston: Brill, 2005. 355 p.
Степанцов Сергей Александрович
Ссылка на рецензию:
Степанцов С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 142-146 — Рец. на кн.: Augustine through the Ages: An Encyclopedia / A. D. Fitzgerald, ed. W. B. Eerdmans (Grand Rapids, Michigan), 1999. 902 p. Encyclopédie Saint Augustin. La Méditerranée et l’Europe IVe–XXIe siècle. Sous la direction de A. D
Данные об авторе
Степанцов Сергей Александрович
Степанцов Сергей Александрович
Хлынова Ирина Леонидовна
Ссылка на рецензию:
Хлынова И. Л. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 146-152 — Рец. на кн.: Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии / Сост., введение, перевод с древнегреческого, ком ментарии, библиография И. В. Пролыгиной. Тверь: Герменевтика, 2006. 254 с.
Максимович Кирилл Александрович
Ссылка на рецензию:
Максимович К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 153-156 — Рец. на кн.: Творения митрополита Никифора. / Изд. подг. С. М. Полянским, Н. М. Громов, С. М. Полянский, общ. ред. М.: Наука, 2006. 501 с.
Данные об авторе
Максимович Кирилл Александрович
Максимович Кирилл Александрович
Чурсанов Сергей Анатольевич
Ссылка на рецензию:
Чурсанов С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 156-160 — Рец. на кн.: Papanikolaou A. Being with God: Trinity, Apophaticism, and Divine-Human Communion. Notre Dame (Indiana): University of Notre Dame Press, 2006. x + 238 p.
Данные об авторе
Чурсанов Сергей Анатольевич
Чурсанов Сергей Анатольевич
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на рецензию:
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 160-164 — Рец. на кн.: Марченко О. В. Григорий Сковорода и русская философская мысль XIX–XX ве ков. Исследования и материалы. М., 2007. Ч. 1. 276 с.
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович
Орлов Дмитрий Владимирович
Ссылка на рецензию:
Орлов Д. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 164-171 — Рец. на кн.: Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером: В 4 кн. / В. Ю. Быстров, пер. СПб.: Владимир Даль, 2007. Кн. 1. 257 с.; Кн. 2. 400 с.
Данные об авторе
Орлов Дмитрий Владимирович
Орлов Дмитрий Владимирович
Носачёв Павел Георгиевич
Ссылка на рецензию:
Носачёв П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 171-175 — Рец. на кн.: Панкин С. Ф. Религиозная антропология: Конспект лекций. М.: Флинта, 2006. 200 с.
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Лекции профессора Д. Райнша на Богословском факультете ПСТГУ // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 179-180